Мудрый Юрист

Фармацевтическая этика - необходимость настоящего времени

"Московские аптеки", 2004, N 7-8

Биоэтика представляет собой науку о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых медицинских технологий позволяет не только использовать достижения научно-технического прогресса на благо человека, но и предупреждать практикующего специалиста о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, окружающему миру.

Проблемы биоэтики отнюдь не новы, хотя термин "биоэтика" был введен только в 1969 году, да и сама дисциплина начала формироваться совсем недавно, что было обусловлено фундаментальными достижениями в области высоких медицинских технологий, революционными открытиями в трансплантологии, психофармакологии, молекулярной биологии и медицинской генетике и других направлениях современной медицинской науки. Преподавание биоэтики в ведущих медицинских и фармацевтических вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Самары и других городов началось в середине 90-х годов XX века. Пока предмет не был выделен в самостоятельный, этические вопросы рассматривались при преподавании различных дисциплин в соответствии с "Межкафедральной программой по медицинской этике в деонтологии" для высших медицинских и фармацевтических учебных заведений, утвержденной МЗ СССР еще в 1976 г., и усовершенствованной в 1983 г. В основном, формирование морального облика специалиста осуществлялось через приобщение к нравственным традициям медицинской и фармацевтической науки и практики при прохождении клинических и выпускающих кафедр. В частности, в Российском университете дружбы народов фармацевтическая биоэтика рассматривалась через нормы поведения, отражающиеся в профессиональном сознании фармацевтического работника, в основе которых лежало учение о фармацевтической этике и деонтологии, и изучались в рамках таких дисциплин, как история фармации, управление и экономика фармации. При прохождении производственной практики в аптечных организациях студенты получали возможность непосредственной передачи морального опыта от своих наставников. Следующий этап был вызван новыми рыночными условиями существования фармацевтической отрасли, постепенно определившими круг вопросов фармацевтической биоэтики. В настоящее время преподавание фармацевтической биоэтики в стенах РУДН предполагает изучение основ деловой этики, определяющей поведение субъектов на фармацевтическом рынке, соблюдение ими норм и правил деловой активности, устанавливаемых на национальном и международном уровнях, например, корпоративная этика фармацевтических компаний, этическая экспертиза лекарственных средств, этические аспекты продвижения лекарственных средств (в том числе, рекламы, стимулирования сбыта, личных продаж, прямого маркетинга и т.д.), этика и деонтология в аптечных организациях. Помимо фармацевтической биоэтики студентам-фармацевтам читаются основы медицинской биоэтики, которые дают представление об основных теориях, правилах и принципах биомедицинской этики, морально-этических проблемах проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных, моральных проблемах распределения дефицитных ресурсов здравоохранения. Безусловно, данная дисциплина находится только в самом начале своего становления, и, если для медицинской биоэтики ее развитие связывают с совершенствованием концептуальных основ, определяющихся разработкой морально обоснованных подходов к решению специфических проблем медицинской науки и практики, таких как моральные проблемы репродукции человека, генетики, прав больных СПИДом и других, то дальнейшее формирование фармацевтической биоэтики в условиях интенсивного и экстенсивного роста фармацевтического рынка будет определяться изучением деловой этики как управленческой, прикладной этики. Речь идет о моральных аспектах:

В условиях, когда в стране разрабатываются и законодательно закрепляются общемировые концепции честного ведения бизнеса, появляется потребность в деловой этике как в инструменте, позволяющем принять правильное управленческое, не противоречащее целям фармацевтического бизнеса, с одной стороны, и нравственно оправданное, с другой стороны, решение. Неэтичный бизнес, особенно в фармации, не только отталкивает покупателей, деформирует отношения между субъектами рынка, повышает риск и трансакционные издержки, но и не позволяет выполнять главную социальную задачу фармации по лекарственному обеспечению населения страны. Только, когда каждая фармацевтическая компания (аптека, дистрибьютор, производитель) будет выполнять моральные обязательства, имеющиеся у нее перед покупателями, поставщиками, сотрудниками, владельцами, инвесторами, населением, только тогда можно будет говорить о фармацевтической отрасли как этичном бизнесе.

Доцент кафедры управления

и экономики фармации РУДН

Т.П.ЛАГУТКИНА