Мудрый Юрист

Международные сети по защите прав потребителей

Талимончик В.П., доцент кафедры международного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье исследуется проблема развития и становления системы своеобразного механизма поддержки покупателей в новых условиях электронно-правовой сферы, выделяются ее достоинства и недостатки; возникновения и деятельности международных сетей по защите прав потребителей. В качестве предмета изучения определяется Международная сеть по защите потребителей и исполнения решений (ICPEN (ИКПЕН)), а также сформированная в рамках ЕС Сеть европейских центров для потребителей (ECC-Net). В итоге делается вывод о том, что по формам и содержанию своей деятельности сети отличаются от международных организаций, выступая как новый способ сотрудничества в рамках сотрудничества государств.

С использованием электронных коммуникаций все большее развитие получают правоотношения, регулируемые международным частным правом. Электронные коммуникации предоставляют широкие возможности для непосредственных контактов между лицами из разных государств. С развитием электронных коммуникаций возникают новые задачи для международного частного права, одной из которых является защита прав потребителей при осуществлении электронной торговли.

Электронная торговля для потребителей связана как с преимуществами, так и с недостатками.

К преимуществам следует отнести то, что потребители получают доступ не только на рынок своего государства, они могут заказывать товары из других государств. Тем самым предоставляются более широкие возможности для удовлетворения потребительского спроса. Такой способ заказа товаров более прост и удобен. Потребитель может заказать товар не выходя из дома. Единственное, что ему нужно будет сделать, - получить товар по почте или иным согласованным способом.

Однако при совершении сделок с участием потребителей возникает множество проблем, связанных с необходимостью защиты прав потребителей независимо от того, какие технические средства применяются для совершения сделок. Ряд проблем характерен как для национального, так и для международного частного права. Это, в частности, проблемы возврата товара, предъявления претензий потребителями.

В отечественной доктрине проблемы защиты прав потребителей в Интернете уже были предметом рассмотрения <1>. При этом международно-правовым аспектам защиты прав потребителей внимания уделялось недостаточно.

<1> См., например: Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М., 2004. С. 363 - 366; Дашян М. Право информационных магистралей. М., 2007. С. 211 - 224.

С конца XX в. развивается новый вид международного сотрудничества - сети по разрешению споров с участием потребителей. Речь идет о создании компьютерных сетей, в которых посредством электронных коммуникаций осуществляется сотрудничество по разрешению споров с участием потребителей.

В 1992 г. создается Международная сеть по защите потребителей и исполнению решений (ICPEN (ИКПЕН)) <2>. На конференции в Лондоне представители ведомств по добросовестной торговле и защите прав потребителей из 19 государств, а также представители ОЭСР и ЕС подписали Меморандум о создании и деятельности ИКПЕН. Последняя редакция Меморандума относится к 2006 г. Меморандум представляет собой междуведомственное соглашение - разновидность международного договора.

<2> URL: www.icpen.org

По существу, сеть близка по структуре к международной организации. Участниками сети являются государственные ведомства, что создает определенное сходство с межгосударственной организацией. На сегодняшний день в данном объединении участвуют ведомства по защите прав потребителей из 38 государств.

Однако основное назначение организации - создать единую сеть разрешения споров с участием потребителей. Вся деятельность данного объединения осуществляется посредством сети. Органы, которые создаются, обязаны обеспечить функционирование единой сети. Все участники сети в рамках основной деятельности взаимодействуют непосредственно. Сказанное позволяет определить сеть как новый вид сотрудничества государств в рамках институционной формы сотрудничества.

Меморандум содержит общие цели сети - обмен информацией, содействие разрешению трансграничных споров и т.п.

ИКПЕН управляет сайтом www.econsumer.gov, который помогает потребителями в разрешении трансграничных споров. На данном сайте размещена информация общего характера, которая позволяет потребителю сориентироваться в существующих механизмах разрешения споров, их преимуществах. Кроме того, на сайте даны обзоры национального законодательства о защите прав потребителей государств - участников сети.

ИКПЕН представляет собой систему разрешения споров, которая помогает потребителям в разрешении трансграничных споров. Потребитель может подать жалобу в орган, который является участником сети, по месту своего жительства. Далее этот орган пересылает жалобу в орган по месту нахождения поставщика. Орган по месту нахождения поставщика передает жалобу поставщику и начинает осуществлять посреднические функции с целью разрешения возникшего спора.

Потребитель может подать жалобу в электронной форме. Жалоба размещается в сети, и каждый из органов государств, в которых поставщик осуществляет свою деятельность, имеет к ней доступ.

К недостатку сети следует отнести то, что данная система создана в основном для обмена информацией, международные механизмы разрешения споров в ней не создаются. Система предполагает взаимодействие между органами государств-участников. При этом каждый из органов при рассмотрении жалобы потребителя действует в рамках своей компетенции. Он может и не иметь компетенции для разрешения индивидуальных споров. Кроме того, органы, как правило, уполномочены принимать меры к недобросовестному поставщику, а не возмещать ущерб потребителям. Однако угроза применения административных мер вынуждает поставщиков урегулировать свои споры с потребителями из других государств.

Таким образом, ИКПЕН косвенно защищает права потребителей, сосредоточивая основное внимание на электронном обмене данными, касающимися жалобы потребителя.

Если посмотреть результаты деятельности ИКПЕН за первое полугодие 2007 г. <3>, то наибольшее число жалоб от потребителей пришло из США - 5332, далее идут Австралия - 371 и Великобритания - 213. На фоне массового характера интернет-торговли количество жалоб является незначительным. Однако само по себе то, что свыше 7000 потребителей прибегли к этому механизму, доказывает его востребованность.

<3> URL: http://www.econsumer.gov/english/contentfiles/pdfs/econsumer_stats.pdf

В рамках ЕС сформировалась отдельная сеть по содействию разрешению трансграничных споров с участием потребителей. Правовой основой ее функционирования являются акты органов ЕС.

30 марта 1998 г. принята Рекомендация Комиссии 98/257/EC о принципах, применимых к органам, ответственным за внесудебное разрешение споров с участием потребителей <4>.

<4> Official Journal. 1998. L 115. P. 0031 - 0034.

Резолюция предусматривает единые принципы для внесудебного разрешения споров с участием потребителей в рамках ЕС. К таким принципам относятся принципы, характерные для международного гражданского процесса в целом - независимости компетентного органа, транспарентности, состязательности, эффективности, законности, свободы и представительства.

Резолюция раскрывает специфику действия данных принципов при разрешении споров с участием потребителей. Например, меры по обеспечению транспарентности процедуры включают предоставление любому лицу информации, касающейся описания видов споров, разрешение которых входит в компетенцию органа, ограничений по территории и цене спора, правил процедуры, включая требования к подаче заявления и т.п.

Таким образом, в резолюции содержатся общие требования, которые должны соблюдаться при разрешении споров с участием потребителей. В рамках резолюции не унифицирована процедура разрешения споров, поскольку она обладает спецификой в каждом отдельном государстве. Однако резолюция зафиксировала принципы, обеспечивающие единство системы разрешения споров с участием потребителей в рамках ЕС. Особенности действия этих принципов связаны с необходимостью предоставления дополнительной правовой охраны потребителю как субъекту, который находится в менее выгодном положении, чем поставщик, являющийся профессионалом на соответствующем рынке.

Резолюция Совета ЕС от 25 мая 2000 г. о сети национальных органов в рамках Сообщества внесудебного разрешения споров с участием потребителей <5> поддержала деятельность Комиссии ЕС по созданию Европейской внесудебной сети (EEJ-Net) и рекомендовала Комиссии оказывать техническую и организационную поддержку государствам-членам в процессе функционирования сети.

<5> Official Journal. 2000. C 155. P. 0001 - 0002.

Рекомендация Комиссии от 4 апреля 2001 г. о принципах для внесудебных органов, вовлеченных в согласительное разрешение споров с участием потребителей <6>, предусмотрела ряд принципов, сходных с указанными в Рекомендации 1998 г.: независимость, транспарентность, эффективность, добросовестность. Особенности действия этих принципов отражали специфику согласительной процедуры.

<6> Official Journal. 2001. L 109. P. 56 - 61.

В настоящее время в рамках ЕС функционирует Сеть европейских центров для потребителей (ECC-Net) <7>. Она создана в результате объединения EEJ-Net и Сети европейских центров для потребителей, которая предоставляла консультационные услуги для потребителей.

<7> URL: http://ec.europa.eu/consumers/redress_cons/index_en.htm

Европейские центры для потребителей существуют в каждом государстве - члене ЕС. Они оказывают услуги по информированию потребителей о возможностях общего рынка, европейском и национальном праве, а также оказывают им содействие в составлении заявлений по трансграничным спорам, подбирают подходящую внесудебную процедуру разрешения спора, обеспечивают доступ потребителей к таким процедурам, могут сами участвовать в разрешении споров.

К преимуществу сети относится то, что потребитель обращается в Европейский центр в своем государстве, который далее обращается к центру в ином государстве, например государстве поставщика. Таким образом, в результате сотрудничества центров потребитель получает необходимую информацию и помощь.

В 2007 г. при содействии ECC-Net разрешено 1552 спора с участием потребителей в области электронной торговли.

Большинство разрешенных споров касается непоставки товаров, заказанных через Интернет, недостатков товаров, а также невозврата платежей. Например, Европейский центр для потребителей во Франции (ECC Франции) получил жалобу потребителя, который перевел 4900 евро за автомобиль, продававшийся на сайте, размещенном в Германии. Деньги были переведены в Великобританию, где находился счет поставщика. Само место нахождения поставщика установить не удалось. С тем чтобы возвратить деньги, ECC Франции обратился к ECC Великобритании с запросом о переводе денег, далее посредством использования всех возможностей сети перемещение денег было отслежено, что позволило защитить права потребителя.

Поскольку сеть объединяет уполномоченные государственные органы, они обладают широкими возможностями по содействию разрешению споров с участием потребителей. В ряде случаев они обращаются в правоохранительные органы, взаимодействуют с полицией для поиска нарушителей прав потребителей. Чаще всего такое происходит при невозвратах платежей. Например, в одном из дел ECC Германии был вынужден обращаться в полицию Таиланда для поиска средств, переведенных потребителем за товар.

Таким образом, как и ИКПЕН, ECC-Net является видом международного сотрудничества для содействия разрешению споров с участием потребителей. Сети выполняют в основном функцию информирования потребителей о тех возможностях, которые предоставляются для разрешения споров. Одновременно они оказывают помощь в разрешении спора - национальные органы по месту жительства потребителя принимают заявление, а далее используются возможности сети для урегулирования спора. Характерной особенностью ИКПЕН является то, что она объединяет существующие национальные органы по защите прав потребителей. В рамках ECC-Net специально создаются Европейские центры для потребителей в каждом государстве. Их основная задача - содействовать альтернативному разрешению споров с участием потребителей.

ИКПЕН и ECC-Net имеют признаки, отличающие их от международных организаций. Если для международных организаций характерны определенные институционные механизмы - конференции, исполнительные комитеты, секретариаты и т.п., то в деятельности сетей основное место занимает непосредственная коммуникация между участниками. На протяжении длительного периода международные организации уже выработали определенные формы деятельности, отличающиеся от деятельности сетей. Если говорить о межгосударственных организациях, то они являются центрами межгосударственного сотрудничества. Для сетей характерно то, что они направлены на удовлетворение потребностей индивидов. Органы, входящие в сети, осуществляют свою деятельность с целью информирования индивидов, передачи их жалоб другим органам, урегулирования спора.

Таким образом, по формам и содержанию своей деятельности сети отличаются от международных организаций и могут рассматриваться как новый вид сотрудничества в рамках институционной формы сотрудничества государств.