Мудрый Юрист

Взгляды п.и. Пестеля и н.м. Муравьева на судоустройство России

Рубаник Светлана Александровна, кандидат юридических наук.

Рубаник Владимир Евдокимович.

В статье проанализированы концепции П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева по вопросу организации судебной системы в России.

Определяющим фактором в складывании идеологии декабризма выступало то, что движение декабристов выросло преобладающим образом на почве русской жизни: и "Русская Правда" <1> П.И. Пестеля, и Конституция <2> Н.М. Муравьева содержат не только и не столько заимствования, сколько исходят из опыта русской действительности, пережитого и осознанного авторами. В то же время нельзя обойти стороной и то, что влияние западноевропейской и североамериканской политико-правовой мысли было весьма и весьма значительным: именно нормативные установления, заимствованные из конституционных документов английской, американской и французской революций, идеи, почерпнутые из трудов мыслителей Западной Европы (Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Беккариа, Гольбах, Кант, Гегель) и Северной Америки (Джефферсон, Гамильтон, Пейн), а также жизнь Европы, увиденная в заграничном походе русских войск, - все это послужило базой, основой для написания документов. Как представляется, без подобного "подспорья" создание столь значительных работ было бы и для П.И. Пестеля, и для Н.М. Муравьева с их сподвижниками задачей гораздо более сложной и трудновыполнимой, если выполнимой вообще. Логическим следствием проектируемых лидерами декабристов преобразований становилось формирование в стране новой судебной системы, которая являлась бы не аппаратом репрессий, а гарантией защиты прав и законных интересов граждан. "Русская Правда" П.И. Пестеля, как, впрочем, и Конституция Н.М. Муравьева, отводили под данный вопрос значительное количество текста, что свидетельствовало об исключительной важности подобных положений.

<1> Восстание декабристов: Материалы. Т. VII / Под ред. М.В. Нечкиной. М.: Госполитиздат, 1958.
<2> Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: В 3 т. Т. 1. Северное общество / Общ. ред. и вступит. статья И.Я. Щипанова. Подгот. текста к печати и примеч. С.Я. Штрайха. М.: Госполитиздат, 1951.

Характеристика воззрений П.И. Пестеля на судоустройство новой России представляет определенную сложность - с одной стороны, в силу эволюции его взглядов с течением времени, а с другой - ввиду существенной неполноты дошедших до нас текстов его произведений. Хорошо известно, что накануне ареста Пестель, узнав от своих друзей в штабе армии о полученном в отношении его царском приказе, всю ночь жег свои бумаги. В заранее спрятанном по его указанию свертке с программными документами Южного общества, который после разгрома восстания был передан следственной комиссии по делу декабристов, обнаружились не только главы первой и второй редакции "Русской Правды", но и ряд других работ. Среди них "Записка о государственном правлении", "Краткое умозрительное обозрение государственного правления" ("Государственный приказ правосудия") <3>, "Гражданский судебник", заметки по вопросам уголовного судопроизводства, доказательств в уголовном суде и др. <4>. Все они неполны и часто отрывочны, многие написаны до 1824 г., т.е. до того времени, когда окончательно сложилась радикальная политическая программа Пестеля. Некоторые датированы даже периодом до 1820 г., еще не ознаменовавшимся категорическим отрицанием им монархии <5>. Не успев закончить переработку "Русской Правды", Пестель к введению, I - II и незаконченной III главам переписанной набело второй редакции приложил недостающую часть главы III, главы IV - V из первой редакции и те разделы своих более ранних произведений, которые ему были необходимы для написания последних пяти глав <6>. Поэтому высказывания Пестеля по вопросам судоустройства в более ранних произведениях требуют сопоставления с поздней, наиболее радикальной его позицией, с текстом "Русской Правды" в ее окончательной редакции.

<3> Пестель П.И. Краткое умозрительное обозрение государственного управления. (Сочинение русского гусара.) 1820 г. // ЦГИАМ. Ф. 48. Д. N 10. Л. 309 - 309 об. Большой фрагмент этого документа был включен Пестелем в пакет с рукописями "Русской Правды", переданный им в ноябре 1825 г. Крюкову на сохранение, в числе материалов для ненаписанных частей "Русской Правды".
<4> См.: Пестель П.И. Краткое умозрительное обозрение государственного управления. (Сочинение русского гусара.) 1820 г. // ЦГИАМ. Ф. 48. Д. N 10. Л. 309 - 309 об. Большой фрагмент этого документа был включен Пестелем в пакет с рукописями "Русской Правды", переданный им в ноябре 1825 г. Крюкову на сохранение, в числе материалов для ненаписанных частей "Русской Правды"; Киянская О.И. Пестель. М.: Молодая гвардия, 2006. С. 266 - 267.
<5> В вопросе об окончательной датировке более ранних, чем обе редакции "Русской Правды", произведений Пестеля существуют разногласия. См.: Восстание декабристов: Материалы. С. 19 - 43.
<6> Прозорова Н.С. Вопросы права в произведениях П.И. Пестеля // Известия высших учебных заведений. Правоведение. Л., 1975. N 6. С. 111.

Судебная власть, по "Русской Правде" Пестеля, отделена от административной и представлена судебной системой, соответствующей административно-территориальной организации государства. Вся судебно-процессуальная система строилась, по мысли Пестеля, на строгом соблюдении законности, а также на всеобщем равенстве перед судом. Суд всесословный, основанный на демократических правилах: все граждане равны перед судом и законом, процесс состязательный, открытый, с участием прокурора и адвоката. Наличие выборных присяжных предполагается при разрешении уголовных и гражданских дел. Все виды чрезвычайных судов отменяются, сохраняются только военные суды, которые рассматривают дела, касающиеся военных людей; создание каких-либо новых чрезвычайных судебных органов не допускалось.

Основными принципами деятельности суда были законность, осуществление правосудия только судом; закон не имел обратной силы; смертная казнь отменялась. Заключение под стражу и лишение свободы могло производиться только уполномоченным органом - полицейским ведомством - и только на основании "законных правил". Обязательным в таком случае было наличие письменного предписания об аресте; если же кто-либо был задержан с поличным, то такое предписание предъявлялось в течение 24 часов, в противном случае задержанный освобождался. Арестованные содержались в так называемых стражных домах, находившихся на содержании правительства. Любое злоупотребление тюремным начальством своими полномочиями сурово наказывались. Содержавшиеся под стражей могли принимать любых посетителей, а отказ в посещении применялся только в крайних случаях с обязательной письменной мотивировкой. Лицо, находящееся в заключении, могло быть также выдано на поруки <7>.

<7> Восстание декабристов: Материалы. С. 199 - 200.

В Конституции Н.М. Муравьева положения об организации судебных и правоохранительных органов были разработаны достаточно основательно и представляли собой вполне целостную систему. Наиболее подробно организация судебной власти рассмотрена в тюремном варианте Конституции.

В качестве принципов судоустройства Муравьевым провозглашалась выборность и несменяемость судей всех уровней; отделение судебной системы от административной: Муравьев не допускал "полицейского суда за малые поступки" и никаких иных административных судов для рассмотрения дел за должностные преступления. Он считал также необходимым: введение института присяжных заседателей с распространением его на рассмотрение уголовных и гражданских дел; вердикт присяжных считался окончательным; состязательность сторон, гласность процесса с участием обвинителей - "блюстителей" и защитников.

Специально оговорены пределы действия судебной власти: никакому судье не дано право толковать законы по своему усмотрению и присваивать себе функции законодательной власти. Осуществляется судопроизводство довольно стройной системой судебных органов со строго очерченными границами подсудности <8>.

<8> Егоров С.А. Конституционные проекты Никиты Муравьева // Советское государство и право. М., 1981. N 5. С. 125.

В уездах действуют совестные суды. Судьей в таком суде мог стать любой постоянный житель уезда, пользующийся доверием избирателей и имеющий ценз в две тысячи рублей серебром. Должность совестного судьи несменяема, и он, "будучи непорочным", может исполнять ее до 70-летнего возраста, не совмещая с другими обязанностями. Если совестный судья отлучается с места службы более чем на один год, то он теряет свою должность. Никто в уезде не может быть взят под стражу без предписания совестного судьи. Рассматриваются в этих судах гражданские тяжбы и мелкие уголовные дела; они имеют право выносить решение о взыскании штрафа, не превышающего трехдневного заработка, или приговаривать к трехдневному заключению. Судебное заседание происходит при открытых дверях, и все жители уезда имеют право его посещать.

Апелляция на решение совестных судов приносится на Съезды совестных судей, состав которых включает не менее пяти совестных судей, причем судья, решение или приговор которого обжалуется, не может входить в состав Съезда судей, но он обязан присутствовать на съезде и, в случае необходимости, объяснить причину принятия им обжалуемых решения или приговора. О дне заседания Съезда объявляется за две недели до его созыва и на него приглашаются: исправник, уездный блюститель (прокурор), уездный докладчик, а также присяжные, адвокаты или стряпчие и свидетели.

Следующим звеном в судебной системе являются областные судилища, состав которых избирается из числа лиц, обладающих определенным имущественным цензом. Они также несменяемы "буде окажутся непорочными" и остаются в своей должности до 70-летнего возраста. В этой инстанции также все гражданские и уголовные дела рассматриваются с участием коллегии присяжных заседателей. Следствие не отделено от суда, но в судебном заседании участвуют адвокаты и прокуроры.

К адвокатам Муравьев предъявлял серьезные требования, и в первую очередь наличие высшего юридического образования. Роль прокурора поручалась блюстителю по делам правительства, который мог выступать как от лица правительства, так и от частных лиц, но всегда безвозмездно. В том случае, если подсудимый по каким-либо причинам не мог пригласить себе защитника, то блюститель соединял в своем лице роль прокурора и адвоката.

Судебные процессы в областном суде также происходят при открытых дверях, и отчеты о заслушанных делах публикуются в специальных журналах.

На общих собраниях областных судей рассматриваются дела по обвинению областных чиновников. Всякий житель, в том случае, если он считает, что он неправедно заключен под стражу совестным судом или "лицами, не имеющими право его заключать, или что с ним бесчеловечно поступают в темнице, имеет право просить о том областных судей, которые обязаны немедленно истребовать дело к себе и если жалоба покажется им законной", удовлетворить просьбу. Право обращаться за защитой предоставляется также родным, знакомым заключенного и просто свидетелям насильственного или беззаконного поступка <9>. Кроме областных судей упоминаются еще и областные палаты, но состав их не расписан, по-видимому, он строится по образцу Съездов совестных судей <10>.

<9> Тюремный вариант Конституции // Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в. М., 1985. С. 301.
<10> Возможно, здесь допущена терминологическая неточность и речь, возможно, идет об одном и том же органе.

Высший судебный орган государства представлен Верховным Судилищем, которое состоит из 5 или 7 судей, избранных Народным Вече из лиц, обладающих имущественным цензом в размере не ниже 15 тыс. рублей серебром или имением на эту же сумму. Эти судьи получают вознаграждение за свою деятельность в размере 10 тыс. рублей серебром ежегодно. Они избирают из своей среды председателя сроком на один год, который имеет голос только при равном разделении числа голосов. В обязанности председателя входит назначение дел к слушанию, контроль над порядком рассмотрения всех дел <11>. В компетенцию Верховного Судилища входит рассмотрение дел о преступлениях, совершенных высшими чиновниками, а также дела по жалобам о нарушении каких-либо международных трактатов или прав лиц. Заседания Верховного Судилища проходят гласно, с участием присяжных. Все решения и приговоры, вынесенные этим видом суда, публикуются. В обязанности Верховного Судилища также входит проверка отчетов всех областных судилищ. В случае обнаружения неясности или противоречия в каких-либо законах Верховное Судилище делает представление Народному Вече. Кроме того, каждые четыре года Верховное Судилище представляет императору и Народному Вече "систематический отчет всех законов и постановлений, вышедших в продолжении этого времени, с примечанием о тех, которые кажутся ему излишними, темными или противными сему Уставу", т.е. Конституции <12>.

<11> Тюремный вариант Конституции.
<12> Там же.

Довольно интересно в этом проекте решен вопрос о надзоре за деятельностью судей всех уровней. Жалобы на действия судей приносятся по инстанциям. За взятки подвергаются наказанию как получатель, так и взяткодатель, причем получатель в большей степени. В том случае, если против судьи не имеется достаточно доказательств, уличающих его в нечестности, но наличествует "нравственное убеждение в его неправосудии, то по общему негодованию уезда" он может быть уволен областной палатой по большинству голосов ее членов. В случае наличия таковых доказательств данного судью предают суду областных судей. По такому же принципу рассматриваются жалобы и на действия других вышестоящих судей; окончательное решение в этом случае остается за Палатой представителей.

Как представляется, подробное, как ни в одном другом проекте, изложение судебной системы с рядом демократических институтов в Конституции Н.М. Муравьева скорее все-таки свидетельствует о его еще не остывших намерениях привлечь симпатии комиссии к своим проектам и связанных с этим надежд на возможность их осуществления. Через полвека эти бумаги изучались С.И. Зарудным и его сподвижниками при подготовке судебной реформы 1864 г., и многие мысли, изложенные в них, были ими использованы. По мысли С.И. Зарудного было решено выработать главные начала гражданского судопроизводства и для этого разослать тексты разрабатываемых проектов Уставов судебным практикам и специалистам для представления замечаний. В поступивших затем замечаниях было много полезных указаний, на основе чего С.И. Зарудный предложил составить свод всех замечаний и разослать их членам Государственного совета. В проектах устройства уголовного суда и судоустройства, внесенных в 1860 г. Д.Н. Блудовым в Государственный совет, появились уже и гласность, и отделение судебной власти от административной <13>, предлагавшиеся лидерами декабристов. В 1858 г. С.И. Зарудный получил заграничную командировку для ознакомления с тамошним судебным строем и написал 13 специальных статей по вопросам процесса, частью напечатанных в журналах <14> и монографиях: "Охранительные законы гражданского права" и "Законы об отделении исполнительной власти от судебной" <15>. В этих работах С.И. Зарудный, разделяя точку зрения лидеров декабристов, выступает против слепого копирования с французских образцов и полемизирует с мнительными рутинерами, считавшими несвоевременным введение в России судов по западноевропейскому типу. "Трудно думать, - говорит он, - чтобы люди где-либо и когда-либо были приготовлены для дурного и незрелы для хорошего. Правильный закон никогда не сделает зла; может быть, по каким-либо обстоятельствам и даже по самому свойству закона нового он не будет некоторое время исполняем согласно с точным оного разумом, но гораздо вероятнее, что он тотчас пустит глубоко свои корни и составит могущественную опору спокойствия и благоденствия народа" <16> - того благоденствия, о котором так много говорили и писали в своих конституционных проектах П.И. Пестель и Н.М. Муравьев.

<13> Виленский Б.В. Подготовка судебной реформы 20 ноября 1864 года в России. Саратов, 1963. С. 37.
<14> См.: Дело о преобразовании судебной части в России". Т. IX. После собрания и систематизации всего огромного массива материалов, аккумулирующих опыт подготовки и проведения судебной реформы 1864 г., из них было составлено 74-томное "Дело о преобразовании судебной части в России". Данное многотомное "Дело..." - ценнейший литературный памятник и исторический источник, позволяющий изучать все события, связанные с ходом подготовки и проведения судебной реформы. Опись "Дела о преобразовании судебной части в России". См.: Джаншиев Г.А. Основы судебной реформы: Сб. статей. М.: Статут; РАП, 2004. С. 217 - 246.
<15> См.: Дело о преобразовании судебной части в России. Т. XV.
<16> Зарудный Сергей Иванович // URL: http://www.emc.komi.com/03/08/010.htm. 12.12.08.