Мудрый Юрист

Социальная поддержка иностранных граждан на территории Российской Федерации

Симанович Л.Н., декан юридического факультета Серпуховского филиала НИЕВ, кандидат юридических наук.

Международная миграция населения, и в частности все более растущее применение труда иностранных граждан в нашей стране, порождает многоаспектные экономические, социальные и правовые проблемы, которые требуют объективного рассмотрения и освещения.

Одной из глобальных проблем, стоящих в настоящее время перед мировым сообществом, является надлежащее правовое обеспечение на международном и национальном уровне прав и свобод человека. Решение данной проблемы может достигаться различными способами, один из которых - законодательное регламентирование правового статуса личности <1>.

<1> Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Юристъ, 2006. С. 205.

Российская Федерация, выступая равноправным партнером иностранных государств на мировой арене в области обеспечения прав и свобод человека, является участником многочисленных международных организаций, которые занимаются проблемами, связанными с законодательным регулированием правового статуса индивида, в том числе и иностранных граждан. Среди таких организаций следует отметить Организацию Объединенных Наций, Совет Европы (Суд по правам человека), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и т.д.

Правовое положение иностранных граждан, пребывающих в России, также находится под пристальным вниманием со стороны Российского государства. Во многом благодаря этому факту ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, т.е. закрепляется приоритет международного законодательства над внутрироссийским. Кроме того, преамбула Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" закрепляет, что международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека.

Среди международных правовых актов универсального характера, регулирующих правовое положение человека, в том числе иностранцев, необходимо отметить следующие нормативные правовые акты <2>: Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую декларацию прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, и т.д. Эти и многие другие международные нормативные акты определяют основы правового подхода к формированию института прав человека на территории государств, которые являются участниками данных документов.

<2> Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования: Монография. М.: Внешторгиздат, 2003. С. 27.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим правовое положение иностранных граждан на территории России, изданным во исполнение Конституции Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранцах).

В последнее время во исполнение Закона об иностранцах были изданы следующие подзаконные нормативные правовые акты:

Эти документы конкретизируют применение некоторых норм, закрепленных в Законе об иностранцах. Поэтому они очень важны при определении правового статуса конкретного иностранного гражданина.

В 2003 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 марта 2003 г. N 167 "О порядке предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации".

Данное Постановление утверждает Положение о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации.

Данное Положение определяет порядок предоставления приглашающей стороной гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина и лица без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации.

Приглашающей стороной могут выступать федеральные органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации и их представительства на территории России, а также представительства иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, а также граждане России и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане.

Гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания на территории нашей страны являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя следующих обязательств:

а) предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации;

б) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

в) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в нашей стране страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи;

г) жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в России в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Физическое лицо, выступающее в качестве приглашающей стороны, прилагает к гарантийным письмам о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации сведения о доходах (денежных средствах), позволяющих ему обеспечить выполнение обязательств.

Приглашающая сторона при обращении в Министерство иностранных дел России либо ФМС или ее территориальный орган с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию одновременно предоставляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания на территории России.

Медицинские гарантии. В России с 1993 г. действуют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно ст. 18 которых иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В той же статье определено, что порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 546 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации".

Данные Правила устанавливают следующие основы медицинских гарантий для иностранных граждан:

Помимо этих минимальных медицинских гарантий иностранным гражданам предоставляются еще и следующие:

  1. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства получают противотуберкулезную помощь в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  2. Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 3587-ВС "Об обеспечении техническими средствами реабилитации инвалидов - иностранных граждан" иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Российской Федерации и признанные инвалидами, вправе по месту своего жительства на территории Российской Федерации обратиться в уполномоченный орган за предоставлением им технических средств реабилитации.

Кроме того, согласно ст. 8 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное. Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся на территории Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Документальным подтверждением временного проживания данной категории иностранных граждан (студентов, туристов, въехавших по частным, служебным делам) является наличие заграничного национального паспорта, зарегистрированного в установленном порядке в органах внутренних дел, в принимающих организациях и гостиницах.

В настоящее время действуют также и международные договоры и соглашения о предоставлении иностранным гражданам медицинских услуг.

Например, Соглашение от 24 ноября 1998 г. "О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи". Согласно ст. 3 указанного Соглашения скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности предоставляется гражданам сторон беспрепятственно, бесплатно для пациента и в необходимом объеме в лечебно-профилактических государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения государства временного пребывания граждан (независимо от наличия медицинского страхового полиса).

Также в России действует Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 января 1997 г. N 19 "О введении в действие Положения о порядке предоставления медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь". Согласно п. 2.1 указанного Положения скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности предоставляется гражданам государств Сообщества беспрепятственно, бесплатно для пациента и в необходимом объеме во всех лечебно-профилактических учреждениях государства временного пребывания граждан (независимо от наличия медицинского страхового полиса).

Литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
  2. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ Российской Федерации "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
  5. Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 г.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание".
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство".
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
  10. Трунов И.Л. Права иностранных работников в России. М.: Эксмо, 2006.