Мудрый Юрист

Право работника на компенсацию морального вреда по законодательству республики Беларусь

Мотина Е.В., доцент кафедры гражданского процесса и трудового права (Белорусский государственный университет), кандидат юридических наук.

Конституция Республики Беларусь устанавливает, что Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. ст. 1, 2). Понятие "социальное государство" включает в себя конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина, а также соответствующие обязанности государства. С юридической точки зрения любое право наполняется содержанием не только в силу возможности его реализации, но и при наличии гарантий его защиты. Согласно ст. 60 Конституции Беларуси граждане с целью защиты прав и свобод, чести и достоинства вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. В результате реформы трудового законодательства, проведенной в 1999 - 2000 гг. в Беларуси, институт компенсации морального вреда получил закрепление в системе норм Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК).

В настоящее время компенсация морального вреда в трудовых правоотношениях предусматривается в случаях незаконного увольнения, нарушения порядка увольнения, незаконного перевода на другую работу (ст. 246 ТК). Представляется, что трудовое законодательство не в полной мере обеспечивает реализацию конституционного права граждан на компенсацию морального вреда для защиты прав и свобод. Анализ судебной практики свидетельствует об узком толковании указанной конституционной нормы. Известно, что в сознании большинства граждан моральный вред ассоциируется с фактом умаления их прав и благ, а не с фактом претерпевания каких-либо страданий, причиненных нарушением таких прав. Данное понимание морального вреда, на наш взгляд, связано с отражением в сознании людей другой правовой категории - правонарушения как общественно опасного вредоносного деяния, противоречащего норме права и нарушающего права и интересы граждан, юридических лиц, государства. Вследствие изложенного наиболее оптимальной является концепция широкого понимания морального вреда в трудовом праве - любое нарушение трудовых прав влечет причинение морального вреда, подлежащего компенсации. Известно, что в отличие от ТК Беларуси, допускающего компенсацию рассматриваемого вреда только в определенных случаях (ст. 246), ТК РФ исходит именно из такого понимания, закрепляя, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (ст. 237).

Во всех случаях защита субъективных прав связана с применением способов защиты. Под защитой трудовых прав понимают установленные государством и закрепленные в правовых актах средства и способы, при помощи которых осуществляется охрана и защита трудовых прав и интересов. Уточняя такую широкую трактовку указанного понятия, А.И. Ставцева под защитой трудовых прав понимает принудительное восстановление их в случае нарушения, а также возмещение материального и морального вреда <1>.

<1> Ставцева А.И. Трудовые споры и право на судебную защиту // Журн. рос. права. 1998. N 8. С. 20.

Специальной статьи, посвященной способам защиты субъективных трудовых прав, аналогичной ст. 11 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), ТК не содержит. Специфика трудовых правоотношений (предмет и метод правового регулирования, особый субъектный состав, сложный (двойственный) характер содержания данных отношений) обусловливает существенные особенности этого института и делает неэффективным механическое перенесение соответствующих положений из гражданского в трудовое право. Причинение морального вреда в сфере трудовых отношений порождает не только физические и нравственные страдания работника, но влечет деформацию его некоторых социальных качеств (во взглядах, способностях, интересах, потребностях, отношениях), ущемляет его социальную значимость, а также роль, которую он выполняет как участник процесса труда.

Согласно ГК, моральный вред является следствием нарушения или посягательства на личные неимущественные права и другие нематериальные блага. В случаях, предусмотренных законодательством, моральный вред также подлежит компенсации при нарушении имущественных прав (ст. 152). Таким образом, действия, совершение которых порождает право на компенсацию рассматриваемого вреда без специальной нормы, должны обладать необходимым квалифицирующим признаком - ими должны нарушаться личные неимущественные права и блага гражданина. Основной акцент сделан на виде прав и благ, нарушением которых причинены нравственные или физические страдания. Уточнение указанного признака обусловлено необходимостью определения понятия морального вреда в трудовом праве. Согласно ст. 1 ГК в предмет регулирования гражданского права входят следующие группы общественных отношений: имущественные, связанные с ними личные неимущественные, а также личные неимущественные, не связанные с имущественными. Именно последняя категория отношений имеет особое значение для определения морального вреда. Поэтому содержание п. 2 ст. 1 ГК приведем полностью: "Отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ (личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными), регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений". Неотчуждаемость как характеристика указанных прав и свобод человека означает невозможность их передачи по договору или каким-либо другим образом, а также неотделимость от личности правообладателя. Большинство прав человека и гражданина, провозглашенных и гарантированных Конституцией Республики Беларусь (раз. II), являются основными и обладают данным свойством.

Самой разработанной и распространенной является классификация конституционных прав и свобод в соответствии с выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются настоящие права и свободы. Это подразделение по социальному назначению: личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы. Упоминание этого общеизвестного факта имеет своей целью выделить из всего массива неотчуждаемых прав и свобод те, которые входят в предмет регулирования гражданского и трудового права. Формулировка приведенного п. 2 ст. 1 ГК дала основания для появления точки зрения, согласно которой гражданским правом регулируются (защищаются) все виды неотчуждаемых прав и свобод, закрепленные в Конституции <2>. Таким образом, не только гражданские (личные) права, составляющие основу личных неимущественных прав, но и социально-экономические права (например, право на труд, на отдых, на вознаграждение, на охрану труда) в случае их нарушения защищаются способами гражданского права.

<2> Ершов В. Отношения, регулируемые гражданским правом // Рос. юстиция. 1996. N 1. С. 14; Ефимов А., Поповченко А. Моральный вред // Хоз-во и право. 1995. N 1. С. 156.

Проблема компенсации морального вреда в случае нарушения трудовых прав исключает возможность такого рода внешнего решения, поскольку в трудовом правоотношении в определенном единстве сосуществуют неимущественные и имущественные составляющие.

К предмету гражданского права традиционно относились те неимущественные отношения, которые были направлены на выявление и развитие индивидуальности, самобытности, автономии личности (ст. 151 ГК). Понятие неотчуждаемых прав и свобод человека шире понятия личных неимущественных прав. Одной из основных характеристик трудовых прав работника также является неотчуждаемость. Поэтому гражданско-правовое регулирование распространяется на те неотчуждаемые неимущественные права, которые принадлежат всем независимо от их участия в гражданском обороте, сопутствуют личности на протяжении всей жизни, связаны с личностью. К этому виду прав относят также и авторские права (ст. 151 ГК).

В теории права различают личные права в широком смысле, т.е. любые субъективные права индивида <3>. В узком смысле под личными правами понимаются лишь те из них, которые непосредственно обеспечивают физическое благополучие, индивидуализацию, автономию личности в обществе и отличаются от политических и социально-экономических прав. Личные права имеют абсолютный характер и защищаются средствами гражданского права. Таким образом, не все отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека, регулируются гражданским правом. К таким неотчуждаемым правам, в частности, относятся конституционные социально-экономические права гражданина: на труд, на здоровые и безопасные условия труда, на отдых, на справедливое вознаграждение, на охрану труда (ст. ст. 41, 42, 43, 45 Конституции Беларуси). В основе указанных социально-экономических прав лежит такой критерий, как труд. Примечательно, что даже субъектом некоторых из них (права на вознаграждение, на отдых) является не человек или гражданин вообще, а специальный субъект - трудящийся. Соответственно, и правообязанным субъектом в таком правоотношении будет конкретное лицо - наниматель. Следовательно, данные права являются относительными. Именно наличие особой социальной связи, отличной от той, что характерна для личных неимущественных отношений, не позволяет включать указанные права в предмет регулирования гражданского права посредством предоставления соответствующей защиты. При вступлении гражданина в трудовые правоотношения происходит преобразование его общеправового статуса в отраслевой правовой статус работника. Вследствие этого большинство трудовых прав формируются за счет конституционных социально-экономических прав гражданина.

<3> Малеина М.Н. Защита личных неимущественных прав граждан: Пособие для слушателей нар. ун-тов. М.: Знание, 1991. С. 6; Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во СГУ, 1987. С. 94.

Еще одно значительное отличие социально-экономических от личных прав и свобод - это различие по формальному признаку между естественным правом, которое изначально не носит нормативного характера, не даровано государством и выражает состояние человека, позволяющее ему действовать по своему усмотрению, и позитивным правом, построенным по формально-юридическим принципам. Именно естественные права выступают в качестве критерия позитивных. Права и свободы человека в социально-экономической сфере в меньшей мере связаны с естественным правом и в большей - с позитивным. Указанный довод подтверждается также и различными обязательствами государств, подписавших Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах в соответствующих областях. Так, согласно последнему международному договору, участвующее в нем государство обязуется принять меры для обеспечения полного осуществления признаваемых в данном пакте прав в максимальных пределах имеющихся ресурсов (ст. 2). Международный пакт о гражданских и политических правах требует от государств безусловного уважения и обеспечения соответствующих прав вне зависимости от каких-либо обстоятельств (ст. 2).

Таким образом, отличие социально-экономических от личных прав задается качественно особыми и при этом существенными параметрами. Рассматриваемые права не отвечают признакам личных неимущественных прав в смысле гражданского права. Их объектом выступают социальные, а не нематериальные блага. Как и все права человека и гражданина, социально-экономические права непосредственно связаны с личностью их носителя, а также со многими нематериальными благами (например, с такими, как жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация). При этом социально-экономические права выражают возможности личности в сфере материальных благ. Они призваны обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними нематериальных потребностей и интересов человека. В приведенном высказывании отсутствует противоречие, и обозначаются две основные характеристики социально-экономических прав, реализуемых в трудовой сфере, а именно их сущность (первооснова) - материальная и направленность - нематериальная.

Большинство трудовых прав имеет имущественный характер. Однако неотделимость трудовой деятельности от личности работника подразумевает наличие неимущественных элементов в трудовых правоотношениях.

В предмет правового регулирования данной отрасли входят отношения по применению способностей человека к труду. В таком контексте раскрывается нематериальная направленность прав работника. На основе указанной специфики трудового права "вырастает целый комплекс личностно-правовых отношений, не известных ни гражданскому, ни административно-правовому методам регулирования" <4>. В полной мере это положение мыслится справедливым по отношению к таким трудовым правам, как права на здоровые и безопасные условия труда (в широком смысле), на отдых и др. В процессе труда по-новому раскрываются права на деловую (трудовую) репутацию работника, на невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства. Именно "личностная" особенность этих правоотношений обусловила необходимость введения такого способа защиты трудовых прав, как компенсация морального вреда (по аналогии с гражданским правом). В то же время специфика трудового права обусловила наличие отличительных черт рассматриваемого правового института.

<4> Пашков А.С. Договоры о труде в условиях многоукладной экономики // Советское гос-во и право. 1993. N 6. С. 59.

Исходя из специфики трудового права, полагаем, что существует необходимость не расширительно толковать понятие личных неимущественных прав, входящих в предмет регулирования гражданского права, применительно к трудовому праву, а идти дальше по пути предоставления гарантий защиты прав работника посредством законодательного признания возможности компенсации морального вреда в случае нарушения собственно трудовых, в том числе и имущественных, прав. Считаем необходимым отказаться от ограничительного понимания морального вреда в трудовом праве. Представляется, что в трудовом законодательстве Беларуси должно быть закреплено право работника на компенсацию морального вреда в случае любого незаконного действия нанимателя, нарушающего трудовые права. Основываясь на проведенном анализе природы трудовых прав, учитывая уже существующие подходы и основания компенсации морального вреда в данной отрасли права, предлагаем следующее определение понятия морального вреда в трудовом праве. Моральный вред - это физические и нравственные страдания, причиненные работнику неправомерными действиями (бездействием) нанимателя, нарушающими (или посягающими на них) его трудовые права, предусмотренные законодательством.