Мудрый Юрист

Реализация конституционных прав детей-инвалидов

Малинина С.М., завкафедрой специальной педагогики Владимирского государственного гуманитарного университета, доцент, кандидат педагогических наук.

Права детей-инвалидов не так давно стали предметом изучения в РФ. Данная проблема практически не разрабатывалась, считалась малозначительной. До 90-х годов не было нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положение ребенка, а тем более инвалида.

Законодательство об инвалидах не содержало ни одного кодифицированного, единого правового акта. Многочисленные правовые нормы были разбросаны по разным источникам, принимались в разное время, касались разных категорий инвалидов, характеризовались непоследовательностью и противоречивостью, что затрудняло их применение.

Инвалидность трактовалась как степень утраты трудоспособности. При такой постановке вопроса дети в возрасте до 16 лет не могли быть признаны инвалидами (лишь с выходом Приказа Минздрава СССР от 14.12.1979 N 1265 в нашей стране официально появился термин "дети-инвалиды").

В настоящее время о политике государства в отношении детей-инвалидов и практике реализации их прав нельзя сказать однозначно. В России было принято не разделять инвалида-взрослого и инвалида-ребенка. Следовательно, когда в нормативно-правовых актах идет речь об инвалиде и о социальных гарантиях, которые предоставляются ему, аналогичные социальные гарантии относятся и к ребенку-инвалиду. Все они обладают общим юридическим статусом.

С одной стороны, 29 декабря 2005 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 832 была утверждена новая Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", цели которой включают:

Указом Президента от 1 апреля 2003 г. N 383 "О проведении в Российской Федерации года инвалидов" 2003 г. в России был объявлен Годом инвалидов.

Произошел перенос центра тяжести социальной политики в отношении инвалидов с пассивных форм поддержки на реабилитацию и интеграцию инвалидов в общество. Федеральным законом от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ были внесены изменения в нормы Закона о социальной защите инвалидов, регулирующие процесс реабилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество (ч. 1 ст. 9). В 2003 г. расширены формы реабилитации: к медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов добавилась реабилитация посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий, спорта.

Федеральным законом N 132-ФЗ в Закон о социальной защите инвалидов введена новая статья о технических и иных средствах реабилитации (ст. 11.1), устанавливающая определение и перечень этих средств.

С другой стороны, после введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и монетизации льгот дети-инвалиды лишились многих прав, а соблюдения оставшихся приходится добиваться через обращение в суд, как, например, о признании ребенка-инвалида инвалидом, о предоставлении ему 50-процентной льготы по оплате услуг ЖКХ, выдаче бесплатных лекарств и т.д. Нет элементарных подъемов и мест для инвалидов в общественном транспорте, в магазинах, как в Европе.

В главе "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, демократические и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения.

В п. 1 ст. 38 Конституции РФ говорится о том, что материнство, детство, семья находятся под защитой государства. А п. 1 ст. 39 Конституции гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Однако, несмотря на закрепленные права детей-инвалидов, их реализация на территории РФ осуществляется не в полной мере.

В последние годы увеличилось число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Число последних возросло с 453,7 тыс. человек в 1995 г. до 613 тыс. человек в 2004 г. <1>.

<1> Постановление Правительства РФ от 29.12.2005 N 832 "О Федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" // Собрание законодательства РФ. 09.01.2006. N 2. Ст. 199.

Ежемесячно дети-инвалиды получают денежные выплаты в размере 1000 руб. с учетом социального пакета <2>.

<2> Информация о размерах ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) с 01.01.2005 по 01.04.2006 (без вычета стоимости социального пакета) // СПС "КонсультантПлюс".

Социальный пакет - ежемесячная социальная помощь в виде набора социальных услуг, которая включает в себя: страховой полис на лекарства (350 руб.); санаторно-курортное лечение (50 руб. в месяц или путевка 1 раз в 3 года); проездной билет на пригородный транспорт (40 руб.).

Их право на бесплатный проезд в городском транспорте, 50-процентную оплату телефона, установку телефона, льготный проезд междугородним транспортом, обеспечение транспортом, изготовление и ремонт протезов, пользование поликлиниками при выходе на пенсию, льготы по пенсионному обеспечению были заменены денежными выплатами в размере 550 руб.

Остается непонятным, как возможно прожить с 1000 руб. в месяц, когда прожиточный минимум на ребенка составляет 4448 руб. <3>.

<3> Постановление Правительства РФ "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за I и II кварталы 2008 года" // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. N 47. Ст. 5482.

Анализируя законодательную политику РФ, можно констатировать, что за последние годы на государственном уровне приняты определенные меры по принятию и реализации ряда международных документов. Что же нужно сделать, чтобы положение детей-инвалидов в стране соответствовало международным стандартам? Мы считаем, что данная проблема должна решаться одновременно на четырех уровнях.

Первый уровень - политический. Формирование государственной социальной детской политики. Начало было положено 01.06.1992, когда Президент издал указ о первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации защиты и развития детей.

Второй уровень - социальный. Правительство России утвердило Федеральную программу "Дети России", где есть подпрограммы: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Детское питание". Казалось бы, программа охватывает наиболее острые проблемы и направления. Но чтобы она работала, ее надо финансировать.

Третий уровень - законодательный. Все действующие законодательные акты России надо привести в соответствие с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

Четвертый уровень - управленческий. При законодательных и исполнительных органах власти должны работать специальные комитеты и комиссии, занимающиеся проблемами семьи, материнства и детства. Пресса должна постоянно отслеживать решение этих проблем.

Если в комплексе, на всех уровнях, рассматривать проблемы детства, через некоторое время можно ожидать определенного результата.

Раньше инвалидам стремились только повысить пенсию и увеличить льготы. Да, пенсия для инвалидов не последняя, но замыкаться на решении только пенсионного обеспечения неправомерно. Даже если сделать инвалидам самую большую пенсию, не решатся другие проблемы, такие как возможность участвовать в спорте (нужны особые физкультурные снаряды, спортивные сооружения). А проблема посещения театра, концертного зала, просто кинотеатра? У инвалидов есть свои специфические особенности, потребности, поэтому нужно создавать специальные инфраструктуры, чтобы их удовлетворять.

К сожалению, у нас нет в бюджете и статьи расходов на реабилитацию инвалидов. В Германии, например, это финансирование идет и за счет государства, и за счет страховых компаний.

Старая, но действующая до сих пор инструкция гласит по этому поводу, что инвалидность - это лишение трудоспособности. Но есть инвалиды, которые никогда не работали, а есть, которые еще не работали. Мы же инвалидность рассматриваем как нарушение жизнедеятельности. Отсюда и совсем другой взгляд на проблему.