Мудрый Юрист

Реорганизация крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ

Мельников Н.Н., кандидат юридических наук.

Статья посвящена теме реорганизации фермерского хозяйства. В процессе подготовки статьи исследовались Законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" следующих стран: Азербайджана, Беларуси, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Молдовы и России.

В ряде указанных стран фермерское хозяйство является юридическим лицом. На эти хозяйства распространяются общие нормы ГК о реорганизации юридических лиц. Но в России, Молдове, Таджикистане и Кыргызстане фермерское хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица. В связи с изложенным, возникают проблемы в определении понятия и способов реорганизации фермерского хозяйства.

Автор исследовал указанные вопросы и сделал предложения по совершенствованию действующего законодательства.

В литературе под реорганизацией понимается способ образования новых и прекращения действующих юридических лиц с переходом прав и обязанностей реорганизуемого субъекта к существующим (при присоединении) или вновь возникшим (в остальных случаях) юридическим лицам в порядке универсального правопреемства <1>. В Гражданских кодексах стран СНГ понятие "реорганизация" используется только в отношении юридических лиц. Однако в ряде государств, где фермерские хозяйства не являются юридическими лицами, законодательство допускает возможность реорганизации КФХ <2>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Т. 1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007 (издание третье, переработанное и дополненное).

<1> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под редакцией Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина (авторы комментария В.М. Мозолин и А.П. Юденков) // СПС "Гарант".
<2> КФХ - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Согласно законам о фермерском хозяйстве Азербайджана <3>, Беларуси <4>, Кыргызстана <5>, Туркменистана <6> и Узбекистана <7> КФХ является юридическим лицом. Соответственно, на эти хозяйства распространяются общие нормы ГК о реорганизации юридических лиц.

<3> См.: Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // http://www.stracker.bos.ru/laws/0102.html (сайт законодательства Азербайджана).
<4> См.: Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь - http://mail.ncpi.gov.by:8081/webnpa/text.asp?RN=V19100611.
<5> Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1999. N 11. Ст. 446.
<6> См.: Закон "О дайханском хозяйстве" // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1994. N 1 - 2. Ст. 2.
<7> См.: Закон "О фермерском хозяйстве". СоюзПравоИнформ // Информационно-правовая система "Законодательство стран СНГ".

Сложнее обстоит ситуация с фермерскими хозяйствами России, Молдовы, Таджикистана и Кыргызстана, которые представляют собой форму предпринимательской деятельности без образования юридического лица. В соответствии с Законами "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Кыргызстана <8> (ст. 14) и Молдовы <9> (ст. 26) реорганизация КФХ допускается путем слияния, присоединения, выделения и преобразования. Право фермерских хозяйств Молдовы осуществлять реорганизацию также подтверждается Постановлением Правительства от 14.09.2001 N 977 "О регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" <10>, согласно которому Единый государственный регистр фермерских хозяйств помимо данных о регистрации КФХ должен содержать сведения о реорганизации хозяйства (п. 3).

<8> Согласно ст. 82.1 ГК и Закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Кыргызстана КФХ может как образовываться как юридическое лицо, так и осуществлять свою деятельность без образования юридического лица.
<9> Мониторул Офичиал ал Р. Молдова от 08.02.2001. N 14 - 15.
<10> Мониторул Офичиал ал Р. Молдова от 27.09.2001. N 116 - 118.

Гражданские кодексы Таджикистана и России не дают ответа на вопрос, возможна ли реорганизация КФХ. При этом согласно ГК и законам о фермерском хозяйстве Таджикистана <11> и России членами хозяйства на базе его имущества может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом. Размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества фермерского хозяйства, устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства, определяемых в соответствии с ГК.

<11> См.: Закон "О дехканском (фермерском) хозяйстве" // Информационно-правовая система "Энциклопедия таджикского права - АДЛИЯ".

Т.Л. Левшина, рассматривая правовое положение фермерского хозяйства РФ, высказала мнение, что товарищество или кооператив образуется не на базе крестьянского хозяйства, а на базе имущества КФХ. Отсюда делался вывод, что образование на базе имущества хозяйства юридического лица не может быть названо реорганизацией <12>. К сожалению, автор не указала, имеет ли место в этом случае правопреемство?

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное).

<12> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков (автор комментария к ст. 23 - Т.Л. Левшина) // СПС "Гарант".

Более обоснованной представляется другая точка зрения, согласно которой образование на базе фермерского хозяйства юридического лица представляет собой реорганизацию в форме преобразования КФХ в другую организационно-правовую форму, при котором вновь образованная коммерческая организация становится правопреемником фермерского хозяйства <13>.

<13> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Т.Е. Абова и А.Ю. Кабалкин (автор комментария В.В. Устюкова); Зуйкова Л., Мешалкин В., Кирюшина И., Крутякова Т. Реорганизация: правовое регулирование // Экономико-правовой бюллетень. 2005. N 11 // СПС "Гарант".

В качестве примера решения данного вопроса предлагается обратить внимание на опыт Казахстана, где ст. 226 Гражданского кодекса также говорит о возможности создания на базе имущества хозяйства товарищества или производственного кооператива. Однако в отличие от Таджикистана и России указанная процедура именуется реорганизацией фермерского хозяйства, несмотря на то что КФХ Казахстана осуществляет свою деятельность без образования юридического лица.

Такой подход представляется вполне законным и обоснованным. В состав крестьянского хозяйства входит не только имущество, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, но и права требования, долги, другие исключительные права, но и члены хозяйства. Новое юридическое лицо образуется не путем учреждения. Оно становится собственником имущества хозяйства, а его члены участниками юридического лица. Таким образом, имеет место правопреемство, поэтому данные действия могут быть названы реорганизацией фермерского хозяйства.

Продолжая тему реорганизации КФХ, следует определить, в чьей компетенции находится решение данного вопроса. В соответствии со ст. 26 Закона Молдовы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" реорганизация КФХ осуществляется на основании решения всех его членов. Из этой нормы следует, что решение о реорганизации считается законным при наличии 100% кворума и единогласного голосования участников КФХ. Схожие положения характерны для российского, казахского и таджикского законодательства. Так, анализ ст. 259 ГК РФ показывает, что решение о создании на базе КФХ хозяйственного товарищества или производственного кооператива правомочно, если оно принято всеми членами хозяйства, т.е. при 100% кворуме и единогласном голосовании. Аналогичный вывод следует из ст. 307 ГК и ст. 8 Закона Таджикистана "О дехканском (фермерском) хозяйстве", а также ст. 226 Гражданского кодекса Казахстана.

Несколько другое правовое регулирование наблюдается в Кыргызстане. Согласно п. 5 ст. 3 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок реорганизации КФХ определяется в уставе хозяйства, но решение о реорганизации относится к исключительной компетенции общего собрания членов, и для его принятия необходимо 2/3 голосов от общего числа участников хозяйства (п. 3 ст. 3). В силу прямого указания ст. ст. 2 и 3 Закона эта норма применима лишь в отношении КФХ - юридического лица. Поэтому остается открытым вопрос, какими положениями надлежит руководствоваться при реорганизации фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, создание которого также допускается кыргызским законодательством. Учитывая, что члены КФХ являются учредителями хозяйства и собственниками его имущества, а статус участников КФХ - юридического лица и хозяйства, не являющегося таковым, не содержит существенных различий, можно сделать вывод, что права и обязанности членов указанных хозяйств также являются идентичными. Следовательно, совпадает и порядок принятия решения о реорганизации.

В отношении Узбекистана, Азербайджана и Беларуси можно добавить, что поскольку фермерские хозяйства образуются и управляются членами КФХ, то именно этим лицам принадлежит право принятия решения о реорганизации, которое в отсутствие специальной регламентации должно приниматься единогласно.

Следующая тема, которую необходимо рассмотреть, - это способы реорганизации фермерского хозяйства. Согласно ст. 31 Закона Узбекистана "О фермерском хозяйстве" реорганизация КФХ может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Аналогичная норма предусмотрена в Законах "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Кыргызстана (ст. 14) и Молдовы (ст. 26). Как уже отмечалось, специфика Кыргызстана проявляется в том, что фермерское хозяйство вправе как создаваться в форме юридического лица, так и осуществлять деятельность без образования юридического лица. Однако, несмотря на сказанное, нормы Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусматривают никаких особенностей в процедуре и способах реорганизации данных видов фермерских хозяйств.

В России, Таджикистане и Казахстане в качестве единственного способа реорганизации говорится о создании на базе фермерского хозяйства товарищества или производственного кооператива. В литературе применительно к партнерским хозяйствам отмечалось, что образование на базе имущества хозяйства, созданного лицами, не являющимися родственниками, коммерческой организации является способом приведения статуса КФХ в соответствие с ГК РФ <14>. Но, по сути, в законодательстве речь идет о реорганизации в форме преобразования КФХ в товарищество или кооператив. Такая формулировка прямо предусмотрена в ст. 307 Гражданского кодекса Таджикистана, именуемой "Правовой режим имущества при реорганизации дехканского (фермерского) хозяйства в хозяйственное товарищество или кооператив". Статья 226 ГК Казахстана также называет указанную процедуру реорганизацией.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Т. 1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007 (издание третье, переработанное и дополненное).

<14> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Т.Е. Абова и А.Ю. Кабалкин (автор комментария В.В. Устюкова).

В отношении Таджикистана необходимо обратить внимание на противоречивость положений Закона "О дайханском (фермерском) хозяйстве". Если ст. 31 Закона говорит о преобразовании КФХ в другую организационно-правовую форму, не устанавливая никаких ограничений, то ст. 8 предусматривает право членов хозяйства образовать на базе КФХ только хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Статья 259 ГК РФ также не допускает образования на базе КФХ общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества.

Действительно, не понятно, почему законодатель не предусмотрел возможности создания на базе КФХ хозяйственного общества, ведь по ГК Таджикистана (ст. ст. 85, 119) и России (ст. ст. 81, 108) для товарищества необходимы как минимум два участника, для производственного кооператива не менее пяти, а в Казахстане не менее 2 (ст. 96 ГК). Поэтому, если КФХ представлено одним гражданином, то переход хозяйства в юридическое лицо иной организационно-правовой формы может оказаться под вопросом, что вызвало обоснованную тревогу на страницах юридической литературы <15>.

<15> См.: Андреев Ю.Н. Правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Законность. 1997. N 8. С. 51.

В данном случае следует исходить из того, что если фермерское хозяйство действует в форме юридического лица, то оно вправе, руководствуясь общими нормами ГК о реорганизации, преобразоваться в акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. При этом нормы Гражданского кодекса Таджикистана и России, регламентирующие образование на базе хозяйства товарищества или производственного кооператива, предусмотрены для хозяйств, не являющихся юридическими лицами.

Практике известно много случаев реорганизации фермерских хозяйств, являющихся юридическими лицами. Так, из материалов одного судебного дела следовало, что два КФХ и два коммандитных товарищества приняли решение о создании ООО путем реорганизации в форме слияния <16>. После подписания учредительного договора и утверждения устава общество было зарегистрировано в установленном порядке. Впоследствии между ОАО и одним из коммандитных товариществ (участник процедуры реорганизации) возник спор по поводу права собственности на недвижимое имущество. ОАО посчитало себя заинтересованным лицом и на основании п. 2 ст. 166 ГК РФ обратилось в суд с иском о признании учредительного договора ООО ничтожным. В обоснование требований указано, что ст. 52 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" <17> признает слиянием создание нового общества с передачей ему прав и обязанностей двух или нескольких ликвидированных обществ. Отсюда следует, что только ООО могут быть участниками процедуры реорганизации в форме слияния, в результате которой образуется ООО. В рассматриваемом случае этого не было сделано, следовательно, в силу ст. 168 ГК РФ учредительный договор ООО является ничтожным.

<16> Постановление ФАС Центрального округа от 17 января 2006 г. N А35-3718/05-С11 // СПС "Гарант".
<17> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 7. Ст. 785.

Суды первой и кассационной инстанций в удовлетворении требований отказали, обратив внимание на следующее. Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей и определении любых не противоречащих законодательству условий договора. То есть в гражданском праве действует принцип диспозитивности, позволяющий участникам гражданских правоотношений совершать любые не противоречащие закону юридически значимые действия. На этом принципе построены положения ст. 421 ГК РФ о свободе договора. В соответствии с этими положениями допускается заключение договора, как предусмотренного, так и не предусмотренного законами и иными правовыми актами, но не противоречащего им.

В связи с тем что ГК РФ и Закон об ООО не запрещают КФХ и коммандитным товариществам реорганизацию в форме слияния (а также присоединения, разделения и выделения), в удовлетворении требований о признании учредительного договора ООО недействительным правомерно отказано.

При рассмотрении способов реорганизации фермерского хозяйства возникает ряд вопросов, требующих детального изучения. Во-первых, может ли участником процедуры реорганизации КФХ выступать юридическое лицо? Во-вторых, допускается ли реорганизация фермерского хозяйства в форме разделения и выделения?

По общему правилу преобразование юридического лица - коммерческой организации в фермерское хозяйство действующей нормативной базой РФ не предусмотрено, кроме Закона "О сельскохозяйственной кооперации" <18>, из ст. 41 которого следует, что правопреемниками при реорганизации кооператива могут быть фермерские хозяйства. В литературе справедливо отмечалось, что такой подход противоречит принципу юридического лица, являющегося собственником закрепленного за ним имущества <19>. При этом собственниками имущества фермерского хозяйства являются его члены. Таким образом, преобразовать юридическое лицо в КФХ нельзя. Единственным исключением является Узбекистан, где фермерское хозяйство образуется в форме юридического лица и обладает правом собственности на имущество, переданное ему учредителями. Поэтому КФХ Узбекистана, являясь полноправным юридическим лицом, может быть участником предусмотренных законом способов реорганизации юридических лиц - коммерческих организаций.

<18> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. Ст. 4870.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.В. Долинской "Реорганизация юридических лиц" включена в информационный банк согласно публикации - "Законы России: опыт, анализ, практика", 2006, N 8.

<19> Долинская В.В. Реорганизация юридических лиц // Законы России. Опыт, анализ, практика. 2006. N 2 // СПС "Гарант".

Если говорить о реорганизации в форме присоединения, то к фермерскому хозяйству также нельзя присоединить юридическое лицо, поскольку законодательство не предусматривает возможность передачи прав и обязанностей от юридического лица к физическим лицам в ходе реорганизации.

Разделение как способ реорганизации предполагает образование на базе реорганизуемого лица равных по своему правовому статусу субъектов. Поэтому разделить фермерское хозяйство на юридические лица либо на КФХ и юридические лица невозможно. Аналогичным образом из фермерского хозяйства нельзя выделить юридическое лицо. Но фермерское хозяйство может быть разделено на несколько КФХ. Законным также представляется реорганизация КФХ в форме выделения, при которой из одного фермерского хозяйства выделяется другое КФХ.

Нормы о реорганизации фермерского хозяйства связаны с положениями об условиях раздела земли и имущества. Например, ст. 13 Закона Кыргызстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" допускает раздел земли и имущества КФХ. Схожие правила действуют в Молдове и Узбекистане.

В соответствии со ст. 9 Закона Беларуси "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и ст. 27 Закона Азербайджана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" раздел активов КФХ, в том числе земель, не разрешается, кроме случаев выхода с целью создания нового фермерского хозяйства, то есть выдел имущества хозяйства в натуре допускается с таким расчетом, чтобы не лишить реорганизуемое КФХ активов, необходимых для ведения производственной деятельности. Отсюда следует, что выделение и разделение возможны при условии достаточности основных средств для вновь образуемых хозяйств.

Фермерским хозяйствам стран СНГ необходимо учитывать требования законодательства о минимальных размерах земельного участка. Так, согласно ст. 13 Закона Узбекистана "О фермерском хозяйстве" при реорганизации КФХ земельный участок, предоставленный фермерскому хозяйству, может быть разделен, если вновь образованные участки не меньше минимальных размеров, предусмотренных статьей 5 Закона. А поскольку фермерское хозяйство не может действовать без земельного участка (ст. 6), то выделение или разделение КФХ будет незаконным, если оно влечет образование хозяйств, участок которых меньше нормативно установленной площади.

В отличие от указанных государств ГК Таджикистана (ст. 306), Казахстана (ст. 225) и России (ст. 258) содержит правило, что средства производства, в том числе земельный участок, при выходе из состава КФХ одного из членов разделу не подлежат. Поэтому реорганизация фермерских хозяйств Таджикистана, Казахстана и России в форме выделения и разделения не допускается.

Анализ отношений, складывающихся в процессе реорганизации фермерского хозяйства, будет неполным без рассмотрения вопроса о правопреемстве. По ГК РФ правопреемство предполагает переход прав и обязанностей, которыми обладает субъект. В отношении физических лиц правопреемство возникает при наследовании, в отношении юридических лиц - при реорганизации (п. 1 ст. 129 ГК РФ). Если КФХ является юридическим лицом, то реорганизация влечет переход прав и обязанностей к вновь образованному хозяйству или юридическому лицу. Но в литературе обоснованно указывалось, что ст. 259 ГК РФ и соответствующие положения Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не содержат четких норм, согласно которым обязательства по долгам хозяйства могут быть обращены на имущество вновь образованного юридического лица. Для решения этой проблемы предлагалось использовать аналогию закона, в частности нормы о реорганизации коммерческих организаций, на основании которых кредиторы хозяйства могут предъявить свои требования к вновь возникшим юридическим лицам <20>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (под ред. М.Ю. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации - Издательство Тихомирова М.Ю., 2006.

<20> Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" / Отв. ред. М.Ю. Тихомиров (автор комментария Ю.В. Тихонина). М., 2004 // СПС "Гарант".

Данное предложение нуждается в конкретизации. В отношении фермерского хозяйства, созданного по Закону РСФСР 1990 г. и являющегося юридическим лицом, правопреемство можно произвести, руководствуясь общими нормами ГК РФ о реорганизации юридических лиц. Сложнее обстоит ситуация с КФХ, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, глава которого является предпринимателем. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П <21> глава фермерского хозяйства должен признаваться обязанным лицом по уплате налоговых платежей, возникающих в результате ведения хозяйства. Но как быть в случае образования на базе хозяйства товарищества или кооператива, ведь действующее законодательство не содержит положений, руководствуясь которыми хозяйственное товарищество или кооператив можно было бы признать правопреемником главы КФХ - физического лица. Соответствующие положения не предусмотрены в ГК РФ и Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

<21> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 3. Ст. 353.

С темой правопреемства связан вопрос о приведении статуса КФХ - юридического лица в соответствие с нормами ГК и Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В литературе такие действия именовались преобразованием фермерского хозяйства - юридического лица в хозяйство, осуществляющее деятельность без образования юридического лица <22>.

<22> Матюшина Е.В. Реорганизация крестьянского хозяйства: расчет ЕСХН // Главбух. Отраслевое приложение "Учет в сельском хозяйстве". 2006. N 4 // СПС "Гарант".

В письме ФНС России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/439 "О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц" <23> приведение правового статуса КФХ в соответствие с частью первой ГК РФ квалифицировано как действие регистратора по исключению сведений о КФХ - юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с включением главы хозяйства в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В то же время ФНС России, сославшись на ст. 44 НК РФ, указала, что прекращение обязательств по уплате налогов возможно лишь в случае ликвидации юридического лица. Поэтому приведение статуса КФХ в соответствие с ГК РФ не прекращает обязательств по уплате платежей в бюджет и за хозяйством остается весь комплекс прав и обязанностей, как в случае универсального правопреемства. Однако остается открытым вопрос, на основании какой нормы главы КФХ - физическое лицо признается правопреемником фермерского хозяйства - юридического лица и какими положениями надлежит руководствоваться, если глава КФХ отказывается исполнять обязательства хозяйства - юридического лица, возникшие до приведения статуса КФХ в соответствие с ГК РФ.

<23> Нормативные акты для бухгалтера. 28 июня 2005 г. N 13 // СПС "Гарант".

Схожие проблемы характерны для Таджикистана и Казахстана. В Таджикистане КФХ - юридические лица, образованные по Закону "О дайханском (фермерском) хозяйстве" 1992 г. <24>, обязаны привести свой статус в соответствие с одноименным законом 2002 г. и ГК, то есть стать хозяйствами, осуществляющими деятельность без образования юридического лица. При этом ст. 18 Закона Таджикистана "О дехканском (фермерском) хозяйстве" 2002 г. не разделяет понятия "ответственность фермерского хозяйства" и "ответственность членов фермерского хозяйств", указывая, что исполнение договорных обязательств и уплата налоговых платежей являются обязанностью и фермерского хозяйства, и его членов. Таким образом, остается открытым вопрос, кто будет являться правопреемником КФХ - юридического лица в случае приведения статуса хозяйства в соответствие с нормами ГК и Закона о дехканском хозяйстве.

<24> Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1992. N 8. Ст. 112.

Нет четкости и в казахском законодательстве, где ст. 14 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" говорит, что обязательства по заключенным договорам исполняются непосредственно хозяйством, в то время как имущество КФХ принадлежит его членам (ст. 4). Но ст. 225 ГК Казахстана указывает, что при реорганизации КФХ в форме преобразования в хозяйственное товарищество или производственный кооператив данные юридические лица приобретут право собственности на имущество КФХ и ответственность по его обязательствам.

Возвращаясь к России, необходимо добавить, что ситуация осложнится, если после приведения статуса КФХ - юридического лица в соответствие с ГК РФ глава (предприниматель) откажется от исполнения своих обязанностей или станет рядовым членом КФХ либо выйдет из него. Может ли новый глава хозяйства быть признан правопреемником или обязанным лицом по уплате налоговых платежей и исполнению иных обязательств за период, когда он не состоял в этой должности? Проблемы возникнут и в случае смерти главы КФХ. Если исходить из того, что он является физическим лицом, то его права и обязанности переходят к наследникам в порядке универсального правопреемства (ст. 129 ГК РФ). То есть по ГК РФ наследники главы должны отвечать по обязательствам хозяйства, но согласно ст. 18 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 2003 г. смерть главы влечет выбор нового главы, признаваемого предпринимателем. Как в данном случае должны исполняться обязательства КФХ? Действующее законодательство не содержит решение данной проблемы. Из сказанного следует, что предложенная в ГК РФ юридическая конструкция, согласно которой глава КФХ признается предпринимателем, является крайне неудачной. Она не позволяет наделить фермерское хозяйство и его главу комплексом прав и обязанностей с тем, чтобы данный субъект мог быть признан надлежащим участником правоотношений.

Для разрешения указанных проблем Таджикистану, Казахстану и России предлагается рассмотреть вопрос о внесении в ГК и Законы о крестьянском (фермерском) хозяйстве изменений, которыми определить, что субъектом права является не глава или участники КФХ, а само хозяйство в период его деятельности, а в случае его ликвидации - члены КФХ.