Мудрый Юрист

Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий

Потапенко Виолетта Степановна - научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП.

Традиционно образование рассматривается как сфера, объединяющая публичные и частные интересы. Однако в процессе исторического развития нашей страны понимание и подходы к значимости тех или иных интересов в образовании заметно менялись.

На протяжении длительного периода сфера образования регулировалась методами административного права: в дореволюционной России образовательная деятельность рассматривалась как одна из составляющих полицейской деятельности Правительства <1>, а в советские годы образовательное законодательство формировалось преимущественно как специальная часть административного законодательства, в центре которого стояли проблемы государственного управления сферой образования <2>. Использование термина "услуга" в публично-правовых отношениях, в качестве которых всегда рассматривались административные правоотношения <3>, не соответствовало принципам и методам правового регулирования отраслей публичного права. Предпосылкой для внедрения категории "услуга" в сферу регулирования образовательных отношений явились, на наш взгляд, следующие обстоятельства:

<1> См., например: Андреевский И.В. Полицейское право. В 2 т. Т. 2. Полиция благосостояния. СПб., 1876. С. 110 - 111; Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. СПб., 1903. С. 339.
<2> См.: Социальное законодательство: Науч. практ. пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М., 2005. С. 121 - 123.
<3> См.: Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: Монографический учеб. М., 2008. С. 49 - 51.
  1. комплексная природа образовательных отношений, требующая не только административно-правовых методов воздействия, но и использования методов регулирования иных отраслей права;
  2. признание комплексной природы образовательных отношений и выявление особенностей ее регулирования в юридической доктрине;
  3. усиление частноправовых начал в регулировании образовательных отношений;
  4. восприятие правотворческой практикой и юридической доктриной категории "публичные услуги" и др.

Образовательная деятельность - явление намного более древнее, нежели система правовых норм, ее регулирующих. Образование как процесс взаимодействия между специфическими субъектами с определенными целями является предметом исследования не только педагогики, которая изучает образование как "вещь в себе", но и с точки зрения социальной философии.

В Российской педагогической энциклопедии под обучением понимается совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. При этом в качестве принципа любой педагогической деятельности выступает единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения <4>.

<4> Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М., 1993 - 1999. Т. 2. С. 65.

Сфера образования, призванная осуществлять передачу знаний от одного поколения к другому, социологами и учеными-педагогами традиционно признается основным социальным институтом <5>, поскольку обладает всеми его признаками:

<5> Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1998. С. 60 - 61; Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1999. С. 185 - 191.
  1. устойчивая потребность общества, государства и личности в образовании. Благодаря образованию обществу удается удовлетворять потребности в сохранении и передаче своей культуры от поколения к поколению. Через образование человек успешно приобщается к достижениям науки, техники, литературы и искусства, усваивает действующие в обществе социальные нормы, развивает свои способности и реализует их в какой-либо сфере социального бытия <6>. В наличии этого принципа заинтересовано не только общество, но и государство, поскольку именно образование выступает эффективным средством подготовки профессиональных кадров сферы государственного управления;
<6> Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002. С. 35.
  1. разработка средств, необходимых для реализации гражданином своего права. Таким средством в сфере образования является создание сети учебных учреждений, в которых осуществляется весь процесс обучения, направленный на получение обучающимися знаний, умений, навыков и осуществляемый под руководством преподавателя.

Государство в лице органов управления образованием осуществляет контроль за наличием у образовательных учреждений необходимых средств для ведения образовательной деятельности (например, для того чтобы осуществлять образовательную деятельность, необходимо иметь лицензию);

  1. обеспечение социального института необходимыми ресурсами (финансовыми, материальными), которые общество должно постоянно пополнять. Согласно Закону РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <7> Правительство ежегодно выделяет финансовые средства на образование, которые направляются для приобретения необходимого оборудования, учебников, на ремонт здания, на заработную плату преподавателям, на стипендии студентам, а также обеспечивает социальные льготы в сфере образования;
<7> РГ. 1992. 31 июля.
  1. наличие особой культурной среды, необходимой для обеспечения самопроизводства института, т.е. формируются определенные правила поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту <8>.
<8> Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Указ. соч. С. 186.

Образование, будучи сложным и развитым социальным институтом, изучается специальной наукой - педагогикой, которая представляет собой систему отдельных наук. В их число входит общая педагогика, возрастная педагогика, история педагогики и образования и т.д.

Что касается восприятия юридической наукой всего отмеченного разнообразия образовательных отношений, то наиболее полно и последовательно мысль о разнообразии правоотношений в области образования в советской юридической литературе высказана Г.А. Дороховой: в области образования важное место занимают педагогические отношения, которые предполагают правовое равенство субъектов, исключают применение административно-правового метода. В педагогических правоотношениях используемые преподавателем методы властвования носят моральный характер, принимая форму замечаний, вызова родителей, стимулирования учащихся. Одновременно Г.А. Дорохова отмечает, что уже административно-правовые отношения как элементы отношений по народному образованию являются неоднородными и основываются как на принципах прямого подчинения, так и на принципах взаимообусловленности прав государств и гражданина, принципах гражданина, взаимной правовой ответственности <9>.

<9> Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. М., 1985. С. 10 - 16.

В итоге анализа Г.А. Дорохова приходит к выводу о том, что административно-правовые отношения с участием гражданина являются основными, определяющими вид правоотношений по народному образованию. А метод их регулирования, хотя отчасти и отличается от традиционного административно-правового метода с характерным для него признаком власти - подчинения, оказывает существенное влияние на регулирование всех отношений по народному образованию <10>.

<10> Там же.

Другие авторы, например И.Е. Фарбер, исследуя специфику правовых отношений в области образования, полагают, что отношения, возникающие в сфере образования, являются не только административно-правовыми отношениями как отношения власти - подчинения, но и правоотношениями в области трудового, гражданского, семейного законодательства <11>.

<11> Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 6.

С.В. Куров признает, что "основу образовательного права составляют нормы, регулирующие педагогические (образовательные - в узком смысле) отношения". Нормы, регулирующие эти отношения, автор предлагает называть "образовательно-правовыми нормами" <12>.

<12> Куров С.В. Образовательное право как комплексное правовое образование // Право и образование. N 3. С. 105.

В.И. Шкатулла под отношениями в области образования в широком смысле понимает педагогические отношения по обучению и воспитанию. Свой выбор термина "педагогические отношения" автор увязывает с понятием "педагогика" и объясняет тем, что "отношения воспитания и обучения изучаются педагогической наукой". Он также отмечает, что понятие "педагогические отношения" занимает центральную, системообразующую роль в регулировании образовательного законодательства и в определенной степени совпадает с понятием "педагогический процесс", под которым подразумевается "совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на создание и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике" <13>.

<13> Шкатулла В.И. Образовательное право: Учеб. для вузов. М.: Норма; ИНФРА-М, 2001. С. 57 - 59.

В.М. Сырых, изучая специфику отношений в области образования, развил новый теоретический подход к исследованию образовательных правоотношений и поставил вопрос об образовательных отношениях "как правоотношениях, имеющих самостоятельную отраслевую значимость".

В.М. Сырых вкладывает в понятие "образовательные отношения" тот же смысл, что В.И. Шкатулла в понятие "педагогические отношения", подразумевая отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания. Свой выбор терминологии В.М. Сырых объясняет тем, что термин "педагогические отношения" не соответствует принятому в юридической науке обозначению правоотношений. Например, обычно употребляются термины: "семейные отношения", а не "отцовские" или "материнские"; "трудовые", а не "работодательские". Поэтому те отношения, которые В.И. Шкатулла обозначает как педагогические, В.М. Сырых предлагает называть "образовательные", так как, по его мнению, образовательные отношения - это ключевые отношения системы образования.

Все правоотношения в сфере образования, по мнению В.М. Сырых, следует подразделять на две группы: "образовательные отношения" и "отношения в сфере образования".

Под образовательными отношениями понимают отношения, возникающие между обучающимися, образовательными учреждениями, педагогическими работниками, иными лицами в процессе получения обучающимися общего или профессионального образования, подтвержденного специальным документом о соответствующем образовании или квалификации.

Под правоотношениями в сфере образования называют все прочие отношения, возникающие в системе образования, так как они регулируются нормами практически всех отраслей права: конституционного, административного, гражданского, трудового, финансового, семейного и др. <14>.

<14> Сырых В.М. Указ. соч. С. 13.

Проанализировав разные мнения, мы полагаем, что образовательные отношения - это комплексные межотраслевые отношения, регулируемые нормами различных отраслей права.

Таким образом, имеющиеся юридические исследования подтверждают не только наличие проблемы отнесения норм, регулирующих отношения в сфере образования, к тому или иному правовому массиву, но и доказывают необходимость использования при регулировании отношений в сфере образования комплексного подхода.

Существенные изменения в регулировании сферы образования произошли с принятием в 1992 г. Закона об образовании. Важнейшая область социальной сферы общества получила новый виток своего развития, связанный прежде всего с введением новых, неизвестных ранее советскому образованию институциональных элементов, таких, как предоставление обучающимся права получать общее и профессиональное образование не только на бюджетной, но и на платной основе, возможности организации и функционирования негосударственных образовательных организаций. Это повлекло внедрение не только новых инструментов осуществления образовательной деятельности, но и обусловленного этим появлением новых категорий и понятий. Одним из таковых стала образовательная услуга.

Введенная названным Законом как вид платной образовательной деятельности, рассматривавшийся скорее как исключение в деятельности образовательного учреждения, обусловленное недостаточным его бюджетным финансированием, образовательная услуга постепенно приобрела все более широкое смысловое значение. Сегодня исследователи все чаще исходят не из буквального содержания данного понятия, закрепленного законодательством, а придают ему более объемное звучание, рассматривая образовательные услуги не просто как вид образовательной деятельности платного характера, а как ее основное содержательное наполнение. Вместе с тем названная законодательная особенность, а также отсутствие четкого легального определения образовательной услуги в Законе об образовании предопределяет появление в литературе широкой дискуссии о ее содержании.

Так, В.М. Сырых придерживается узкого подхода в определении образовательных услуг, утверждая, что поскольку Закон об образовании проводит границу между деятельностью образовательного учреждения и оказываемыми им платными дополнительными услугами, то и отнести к сфере образовательных услуг образование, получаемое в рамках образовательных стандартов даже на платной основе, не представляется возможным <15>. Возмездность как важнейший критерий определения образовательной услуги рассматривает С.В. Куров. По его мнению, в платной образовательной сфере само понятие "образование" вытесняется понятием "образовательные услуги" как более точно отражающим характер регулируемых отношений <16>. Автор подчеркивает различную правовую природу отношений по обучению и воспитанию, возникающих на возмездной и безвозмездной основе. Эта позиция поддерживается А.В. Белозеровым, по мнению которого образование, получаемое за счет бюджетных средств, и образование, получаемое на возмездной основе, регулируются нормами различных отраслей права <17>.

<15> Сырых В.М. О юридической природе образовательного договора с условием оплаты обучающимся стоимости обучения // Право и образование. 2002. N 4. С. 69 - 74.
<16> Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. М., 1999. С. 40 - 41.
<17> Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 32.

Платность как основополагающий элемент образовательной услуги видит в своих исследованиях и Г.Д. Шкарлупина. Однако ее подход еще более сужает понятие образовательных услуг, в качестве которых автор рассматривает "деятельность, превышающую государственный образовательный стандарт и носящую дополнительный характер в непрофильном образовательном учреждении" <18>.

<18> Шкарлупина Г.Д. Образовательные услуги или обучение на возмездной основе - различие должен определить закон // Право и образование. 2008. N 3.

В.К. Загвоздкин отмечает, что в Европе многие авторы обоснованно отклоняют чисто рыночный подход в образовании, так как общедоступность и равенство шансов в образовании являются такими ценностями, от которых никто не желает отказываться. Особо тщательно анализируется понятие товара или услуги в применении к образованию, а также идея школы как предприятия. Например, немецкий исследователь Ф.Р. Йах сознательно не употребляет слово "услуги" в отношении образования, так как оно не является для него товаром и не может быть отнесено к сфере услуг.

Ян де Грооф, проанализировав понятия "образовательные услуги" и "образование", пришел к выводу, что между ними существует четкое разграничение. В частности, он объясняет это тем, что в Законе "Об образовании" понятие "образование" раскрывается "как процесс развития личности, общественного воспитания и профессионального обучения". При этом образовательным услугам отводится второстепенная роль, поскольку, в соответствии с Законом РФ "Об образовании", они могут оказываться образовательным учреждением только "за пределами определяющих его статус образовательных программ" (п. 6 ст. 14) <19>.

<19> Jan De Groof, Gracienne Lauwers, Vladimir M. Filippov (eds.). Adequate Education Law for Modern Russia. Leuven/Apeldoom, Garant, 2001. P. 26.

Такой довольно узкий подход к определению образовательных услуг основывается на буквальном толковании законодательных положений. Действительно, образовательное законодательство рассматривает образовательные услуги как вид социально-экономических благ, который требует для своего производства и потребления определенных экономических затрат и соответствующего возмещения.

Анализ Закона об образовании подтверждает точку зрения о довольно узком понимании образовательных услуг как услуг платных. При этом термин "услуга" регламентируется только в рамках дополнительных образовательных услуг (ст. 45). Закон закрепляет нормы о разных формах предоставления образования на платной основе. Во-первых, государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, помимо финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, имеют право осуществлять подготовку и переподготовку рабочих, служащих и специалистов по договорам с физическими и юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения (п. 8 ст. 41). В данном случае речь идет о возможности получения профессионального образования на платной основе в пределах содержания государственных образовательных стандартов. Во-вторых, наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями право взимать плату за оказание образовательных услуг в рамках содержания образовательных стандартов получили негосударственные образовательные организации всех видов и типов, так как подобные доходы для них являются основным источником финансирования (ст. 46). В-третьих, согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" любые государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные образовательные услуги за пределами содержания государственных образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ.

Положительным моментом введения понятия "образовательные услуги" в развитие образовательного законодательства послужило то, что это позволило узаконить платные формы образования и расширить тем самым возможности финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений. Появились условия для активного использования гражданско-правовых форм регулирования образовательных отношений, основанных на договорных обязательствах возмездного оказания образовательных услуг. Кроме того, появление платного образования расширило возможности обучающегося при выборе форм обучения, соответствующих его желаниям и интересам <20>, что в немалой степени способствует развитию конкуренции услуг в сфере образования и повышению качества образования.

<20> См.: Публичные услуги и право: Науч. практ. пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2007. С. 148.

Исходя из этого, в юридической литературе существует мнение, что платность (возмездность) деятельности в сфере образования стала ключевым признаком разграничения образовательных услуг и основной (бесплатной) образовательной деятельности <21>.

<21> Белозеров А.В. Указ. соч. С. 32; Шкарлупина Г.Д. Указ. соч.

Подобное понимание образовательных услуг не вступает в противоречие с достаточно распространенной позицией, в рамках которой подчеркивается возмездный характер любой бесплатной для граждан деятельности государства (в лице его органов и учреждений). Применительно к образовательным отношениям И.А. Майбуров полагает, что в процессе передачи знаний, умений, навыков платность со стороны потребителя образовательных услуг присутствует всегда и при государственном, и при частном финансировании этих услуг. "Другое дело, что объемы финансовой нагрузки между потребителями сильно различаются (максимальный он у тех, кто и платит налоги, и оплачивает свое образование), но это уже зависит от системы предпочтений (способности, доходы семьи, место жительства, национальность и др.), выработанной данным обществом для наиболее эффективного финансирования общественных средств" <22>.

<22> Майбуров И.А. Соотношение понятий "образование" и "образовательные услуги" // Право и образование. 2003. N 5. С. 40.

Приведенная позиция не учитывает, на наш взгляд, несколько первостепенных обстоятельств. Во-первых, возмездность услуг и товара полагает уплату потребителем (покупателем) всей определенной стоимости товара. Однако при налогообложении граждан, особенно в государствах с правильно построенной системой налогообложения (прогрессивная шкала), используются иные принципы, и размер налога не связывается со стоимостью бесплатно потребляемых общественных благ, более того, бесплатные блага получают и граждане, либо не уплачивающие этот налог, либо уплачивающие его в минимальном размере. Во-вторых, отсутствует конкретная связь между уплатой налогов и потреблением общественных благ, поскольку в эти отношения вмешивается государство, которое, используя механизм аккумулирования денежных средств, перераспределяет общественные блага между всеми нуждающимися в них.

Что касается конкретной позиции И.А. Майбурова, то в ее отношении можно высказать следующие сомнения. Во-первых, на наш взгляд, вряд ли было бы правильным рассматривать отношения в сфере образования исключительно с экономической точки зрения. Данные отношения имеют широкую личностную составляющую, весомую общественную значимость и не могут быть сведены только к товарно-рыночным отношениям. Во-вторых, по нашему мнению, прямой зависимости между уплатой налогов и получением бесплатного образования не наблюдается: лицу, не уплачивающему своевременно и в установленных объемах налоги, не может быть отказано в оказании образовательных услуг в объеме, гарантированном Конституцией РФ. В-третьих, по своей себестоимости образовательная деятельность, оказываемая тому или иному лицу, не может быть сопоставима с тем объемом налоговых выплат, которые оно выплачивает. В-четвертых, подобная точка зрения основана на аналогии с гражданско-правовыми услугами, осуществляемыми по принципу "факт оказания услуги - оплата", что не может быть распространено на все без исключения (платные, бесплатные) образовательные услуги.

Еще одна точка зрения базируется на сугубо цивилистическом подходе к правоотношениям, возникающим в образовательном процессе. Так, В.В. Кванина всю деятельность вузов рассматривает как набор образовательных услуг, которые могут оказываться либо за счет бюджетных средств, либо за счет средств потребителей этих услуг или которые могут быть оплачены третьими лицами. Исследователь подчеркивает, что "лекции, практические и семинарские занятия, коллоквиумы, производственная и преддипломная практика, сдача экзаменов и зачетов и т.д. - все эти виды деятельности представляют собой образовательные услуги"; правовой формой отношений по их оказанию являются гражданско-правовые обязательства <23>. На наш взгляд, такой подход также не учитывает всей специфики правоотношений, возникающих в сфере образования, которые не могут быть рассмотрены исключительно через призму гражданско-правовых методов.

<23> Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование правоотношений в сфере высшего профессионального образования. М., 2005. С. 272, 292, 293.

Выявленное разнообразие подходов к соотношению явлений "образовательная деятельность" и "образовательные услуги" требует обращения к сущности самого явления по оказанию услуг.

В Словаре русского языка под услугой понимаются действия, приносящие пользу другому, оказывающие ему помощь <24>. При этом отметим, что изначально в смысл данного понятия не вкладывался возмездный характер таких действий. Их главная цель - удовлетворение какой-либо потребности, причем сиюминутность достижения желаемого результата не ставится во главу угла; упор сделан на ценность и содержание самих действий.

<24> Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 4-е, испр. и доп. М., 1961. С. 826.

На протяжении многих лет понятие "услуга" исследуется экономической наукой в рамках маркетинга услуг, но до сих пор единого понятия, способного охватить все многообразие данного явления, не выработано. Вместе с тем экономической наукой были сформулированы основные признаки данного понятия, его ключевые составляющие, которые с успехом были заимствованы юридической наукой. К их числу маркетологи отнесли: неосязаемость, неотделимость от источника, неразрывность производства и потребления услуги; неоднородность или изменчивость качества; неспособность услуг к хранению, взаимозаменяемость услуг товарами, отсутствие количественных характеристик услуг, опосредованное измерение их качества, невозможность транспортировки, отсутствие гарантий, целостность, многократность использования, сложность, невозможность оценки ожидаемого личного эффекта от услуги потребителем <25> и т.д.

<25> См., например: Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг: Учеб. М., 2001. С. 147 - 148; Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. СПб., 2000. С. 74.

В советский период в науке были сформированы две основные позиции по вопросу о сущности услуг: одни ученые рассматривали услуги как саму деятельность, специфическую форму труда, а другие под ними понимали результат труда, полезный эффект деятельности <26>.

<26> См., например: Касьянов Г.Д. Экономическая природа услуг и их потребление при социализме: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Киев, 1975; Зулпакаров К.З. К вопросу о категории услуги. Фрунзе, 1978; Софина Т.Н. Сфера услуг: трансформации в рыночной экономике. СПб., 1999.

Такая неоднозначность в терминологическом толковании услуг сохранилась. Так, К. Гренроос определяет услуги как процесс, включающий неосязаемые действия, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, схемами предприятия - поставщика услуг. В.В. Кванина под услугами понимает любую деятельность, не имеющую овеществленного результата <27>.

<27> Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг: Учеб. пособие. Челябинск, 2002. С. 31.

Ряд ученых рассматривает услугу как результат деятельности. Так, С.С. Алексеев отмечал, что услуги - это не сама по себе деятельность, а определенный результат <28>. Еще один подход к определению услуги основывается на восприятии услуги как совокупности деятельности и результата. В соответствии с таким подходом результат не имеет материального воплощения и вместе с действиями, предшествующими ему, составляет единое целое. Поэтому при оказании услуги "продается" не сам результат, а действия, к нему приведшие <29>.

<28> Алексеев С.С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории советского права. М., 1960. С. 297.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики).

<29> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1998. С. 344.

Таким образом, мы рассматриваем услугу как действия определенного лица, совершаемые для удовлетворения потребностей иного лица и направленные на достижение блага последнего.

Подобное понимание позволит рассматривать образовательные услуги не только как платную деятельность образовательных учреждений и частных лиц на основе договора возмездного оказания услуг, но и как совокупность образовательных отношений, вступая в которые гражданин преследует цель удовлетворения собственных потребностей посредством освоения особой группы нематериальных благ - знаний, умений, навыков и т.п.

Получается, что образовательные услуги - это вся образовательная деятельность, но часть из этой деятельности - социальные образовательные услуги (они бесплатны, обязательны для получения), а другая часть - это возмездные образовательные услуги, которые базируются на нормах и принципах ГК РФ.

Образовательным услугам присущи те основные свойства, которые характеризуют услуги в целом. Образовательные услуги носят нематериальный характер - они не существуют в овеществленной форме, поскольку основаны на информационном общении. Результат услуг может быть проверен только посредством практического применения полученных знаний.

Образовательные услуги неотделимы от источника. Они оказываются, как правило, при непосредственном, прямом, контактном общении преподавателя с обучающимися как потребителями услуги. Между тем технический прогресс и появление новых информационных технологий позволяют проводить обучение дистанционно, что в дальнейшем может скорректировать сущность названного свойства. Неотделимость означает и то, что услугополучатель может потребить услугу только непосредственно сам.

Образовательная услуга обладает также свойством неразрывности производства и потребления, так как оказание услуги и ее потребление являются одновременными процессами.

Изменчивость качества образовательной услуги связана с тем, что на процесс оказания и получения услуги воздействует множество разных факторов, и в первую очередь профессионализм услугодателя. Кроме того, качество услуги может быть обусловлено и уровнем образовательных программ, организацией образовательного процесса, наличием необходимых материальных средств и др.

Несохраняемость образовательной услуги обусловлена как ее нематериальной формой, так и постоянно меняющимися условиями жизнедеятельности. Знания довольно быстро теряют свою актуальность, требуют постоянного развития и совершенствования.

Оказание образовательной услуги представляет собой непрерывный, продолжительный процесс, который растягивается по времени от нескольких часов до нескольких лет.

Адресность образовательной услуги обусловлена тем, что разного рода образовательные услуги обращены к разному кругу лиц, отличающихся возрастными, профессиональными и иными характеристиками.

Исходя из определения образовательных услуг, к признакам услуг можно добавить еще одно свойство, характеризующее именно образовательные услуги, - принуждение к получению образования. Например, ребенок заявляет своим родителям, что он не хочет учиться. В таком случае родители вынуждены принуждать своего ребенка ходить в школу, делать уроки и т.д. Согласно Конституции РФ каждый гражданин обязан получить основное общее образование (ст. 43). При этом государственные органы и органы местного самоуправления должны предоставить возможность получения детьми такого образования, а на родителей или лиц, их заменяющих, возлагается обязанность в обеспечении своим детям основного общего образования. То есть человек обязан получить основное общее образование, хочет он этого или нет. То есть в данном случае государство, устанавливая такие нормы, принуждает человека получить образование.

Возникает интересный вопрос: если под услугой мы понимаем действия определенного лица, совершаемые для удовлетворения потребностей иного лица и направленные на достижение блага последнего, то может ли недобровольное (принужденное) получение образования считаться услугой? Мы полагаем, что это услуга, так как в любом случае есть заинтересованное лицо (будь то родитель, который заставляет ребенка учиться, потому что хочет, чтобы его ребенок был грамотным, развитым, или государство, которое провозгласило обязанность получения образования, потому что ему необходимы умные, образованные люди для того, чтобы развивалось государство).

В соответствии с Законом об образовании образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образовательная деятельность реализуется посредством оказания образовательных услуг. Нам представляется неверным ограничивать образовательные услуги только платной сферой, как это предусмотрено российским законодательством.

Так, Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 <30>, дают определение понятиям "потребитель" и "исполнитель" платных образовательных услуг. В качестве потребителя могут выступать организации или граждане, имеющие намерение заказать либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично, а в качестве исполнителя - государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, всех ступеней общего и профессионального образования.

<30> РГ. 2001. 11 июля.

На наш взгляд, такой подход не отражает сущности образовательных услуг, которые не могут быть сведены только к коммерческой составляющей. Представляется верным исходить из более широкого понимания образовательных услуг как услуг, характеризующих отношения, возникающие между образовательными учреждениями (организациями), с одной стороны, и гражданами - с другой, для удовлетворения последними потребностей в общеобразовательных и профессиональных знаниях, навыках, умениях <31>.

<31> См.: Административная реформа в России: Науч.-практ. пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006. С. 280.

Вместе с тем было бы несправедливым отождествлять понятия "образовательные услуги" и "образовательная деятельность", так как, на наш взгляд, второе понятие шире первого и включает в себя не только действия обучающего характера, но и действия по организации образовательного процесса.

Образовательная услуга - двуединая категория, так как в ее реализацию всегда включены два субъекта: обучающий (государство в лице образовательного учреждения (организации) и педагогических работников (учитель, преподаватель)) и обучающийся (ученик, студент и т.д.). Главная задача образовательного учреждения (организации) и педагогических работников состоит в создании условий для получения обучающимися образования в том объеме, который предусмотрен конкретной образовательной программой, а также условий для подтверждения образовательного результата и получения документа об образовании. При этом обучающийся должен выполнять обязанности, связанные с обеспечением освоения соответствующей образовательной программы (посещать занятия, выполнять контрольные, курсовые работы и т.д.), а также подтверждать качество полученного образования с тем, чтобы результат был зафиксирован на итоговой аттестации и подтвержден соответствующим документом об образовании.

Более того, за участниками образовательных отношений государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей, наделяя их правоспособностью и дееспособностью в сфере образования.

Специфика обучающихся заключается в их правоспособности и дееспособности. С одной стороны, право на образование является неотъемлемым правом, а потому принадлежит человеку с рождения. С другой стороны, равенство правоспособности всех лиц не означает, что в одно и то же время объем субъективных прав у всех граждан одинаков. Очевидно, что в раннем возрасте дети пользуются правом на образование только в той мере, в какой их родители исполняют свою обязанность закладывать основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (п. 1 ст. 18 Закона об образовании).

Образовательная услуга, как и другие услуги, имеет три составляющих:

цель (в широком смысле - получение образования, в узком - получение конкретных знаний, навыков, умений);

действия (передача знаний посредством информационного общения и потребление информации);

результат (приобретение знаний, навыков и т.д.).

В литературе существуют разные мнения по поводу понятия и характера потребления образовательных услуг. В частности, под образовательными услугами понимается: совокупность знаний, умений и навыков и информации, которые используются для удовлетворения многообразных потребностей человека, общества и государства; совершаемая на возмездных началах правомерная деятельность по удовлетворению образовательных потребностей человека, для осуществления которой требуется активное участие обучающегося <32>. Образовательные услуги трактуются так же, как совокупность продукта труда преподавателя <33>. По мнению зарубежных ученых, предоставление образовательных услуг - это производящая функция государства, возникающая на базе конституционного права гражданина на образование <34>.

<32> См.: Рожков А.И. Образовательные услуги как объект гражданских прав: проблемы правового определения // Право и образование. 2007. N 7; Щетинин В. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // МЭ и МО. 1997. N 11. С. 127.
<33> Попов Е. Услуги образования и рынок // РЭЖ. 1992. N 6. С. 43.
<34> См.: Бьюкер Д. Сочинения. М., 1997. С. 560.

Таким образом, образовательные услуги - это элемент образовательной деятельности, имеющий особые цели и субъективный состав. Целью образовательных услуг является передача знаний, умений, формирование профессиональных навыков и освоение их обучающимся. Субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице преподавательского состава и обучающиеся, желающие получить образование того или иного уровня.