Мудрый Юрист

К вопросу об административной ответственности за приобретение контрафакта

Нистратов Г.А., Орловский государственный университет.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2008 г. по линии укрепления экономической безопасности государства отдельно выделялось повышение эффективности работы по выявлению и пресечению преступлений в сфере производства и оборота контрафактной продукции, в том числе лекарственных средств, обеспечению защиты интеллектуальной собственности.

Нелегальное производство контрафактной продукции охватило многие сферы интеллектуальной деятельности.

Контрафактом следует признать изготовленные или введенные в гражданский оборот (распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение) без согласия правообладателя материальные носители, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации; изготовление или оборот контрафактных материальных носителей приводит к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство.

Наиболее объемным и экономически опасным признается распространение производства контрафакта в следующих областях: CD- и DVD-музыка, фильмы, компьютерные игры и программное обеспечение; лекарственные (фармацевтические) препараты; алкогольная продукция; продукция швейной, трикотажной и обувной промышленности; продукты питания, минеральная вода; товары бытовой химии, парфюмерия, косметические изделия и игрушки; товарные знаки.

Рассматривая пути совершенствования действующего уголовного законодательства в сфере противодействия обороту контрафакта, нельзя не отметить особую в механизме уголовно-правового воздействия превентивную роль административного права. Так, А.Е. Филимонов в специальном монографическом исследовании указывает на увеличение роли административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности <1>.

<1> См.: Филимонов А.Е. Административная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 3.

Результаты анализа сферы оборота контрафактной продукции и статистики соответствующих правонарушений позволяют согласиться с мнением ряда ученых о взаимосвязи и взаимообусловленности административной деликтности и преступности <2>. "В значительной степени это относится к правонарушениям с пограничными (к соответствующим преступлениям) составами, а также правонарушениям, которые сами по себе создают условия для совершения преступлений" <3>. Правонарушения и преступления в рассматриваемой сфере интеллектуальной собственности относятся именно к такой группе.

<2> См.: Угрехелидзе Н.Г. Соотношение административных правонарушений с преступностью // Советское государство и право. 1990. N 6. С. 99; Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Норма, 1997. С. 148 - 166; Зубов И.Н. Исследование путей совершенствования анализа оперативной обстановки в органах внутренних дел на основе применения методов агрегирования информации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1985. С. 11 - 13; Ларичев В.Д., Решетняк Н.С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает. М.: ЮрИнфоР, 1998. С. 15 - 28; и др.
<3> См.: Трунцевский Ю.В. Защита авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере (криминологический и уголовно-правовой аспекты): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003. С. 32.

Именно административные нарушения являются своеобразной "предкриминальной ступенью" совершения преступлений в сфере оборота контрафактной продукции.

Признаком общности совершения рассматриваемых правонарушений и преступлений является и такой, как общественная опасность содеянного. Именно по этому признаку, являющемуся основополагающим как в теории уголовного, так и административного права, в законе проводится дифференциация различных форм противоправного поведения, т.е. отнесение их либо к преступлениям, либо к административным правонарушениям.

Правонарушения в рассматриваемой сфере могут перерастать в преступления в рамках того же состава проступка. Для этого достаточно наступления одного из нескольких отягчающих ответственность обстоятельств - крупного ущерба (ч. 1 ст. 146 и ст. 147 УК РФ и ст. 7.12 КоАП РФ), крупного размера (ч. 2 ст. 146 УК РФ и ст. 7.12 КоАП РФ) и пр.

Г.М. Миньковский отмечал, что, поскольку отдельные правонарушения обычно предшествуют переходу на преступный путь, изучение этих правонарушений позволяет уточнить прогноз тенденций преступности <4>.

<4> См.: Миньковский Г.М. Об исследовании преступности несовершеннолетних // Проблемы научного коммунизма. М., 1968. Вып. 2. С. 249.

Административная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности выражается в применении к правонарушителю предусмотренных КоАП РФ за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности (ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ) административных наказаний: административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Однако, на наш взгляд, не все ресурсы административной ответственности в борьбе с интеллектуальным пиратством использованы в действующем законодательстве.

Так, в пп. 4 п. 1 ст. 1252 "Защита исключительных прав" ГК РФ указывается, что защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется путем предъявления требования об изъятии материального носителя <5> к недобросовестному приобретателю.

<5> "По решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации" (п. 5 ст. 1252 ГК РФ).

Согласно ст. 302 ГК РФ, добросовестным приобретателем признается человек, который возмездно либо безвозмездно приобрел имущество у лица, не имевшего права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать. В противном случае он считается недобросовестным приобретателем. Поэтому лицо, которое знало или должно было знать о приобретении имущества от неуправомоченного лица, и считается недобросовестным приобретателем.

Учитывая масштабы торговли контрафактными товарами, общественную опасность такой распространенности интеллектуального пиратства, очевидность противоправности реализации контрафакта для любого потребителя, мы полагаем, данное обстоятельство следует учесть при законодательной регламентации мер противодействия обороту контрафакта в нашей стране.

Уголовной ответственности за оборот контрафакта по действующему УК РФ и КоАП РФ подлежат лица, изготавливающие подделки, хранящие, перевозящие в целях сбыта и т.п. <6>. Субъектами данных правонарушений являются реализаторы продукции либо их помощники. Однако те, кто приобретает заведомо контрафактные товары без цели сбыта, ни к административной, ни к уголовной ответственности не привлекаются.

<6> В настоящее время за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о месте их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно за иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода налагается административный штраф на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ. В качестве обязательного дополнительного наказания во всех случаях применяется конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения (ст. 7.12 КоАП РФ).

Так, в диспозициях:

Согласно гражданскому законодательству для признания приобретателя недобросовестным достаточно доказать факт того, что приобретатель знал и/или мог знать, что продавец имущества не имеет права его отчуждать.

Результаты опроса сотрудников ОБЭП отражают необходимость ужесточения ответственности лиц, которые покупают заведомо контрафактные товары, тем самым способствуя развитию этого общественно опасного "бизнеса". Почти 78% опрошенных склоняются к тому, чтобы такая ответственность была предусмотрена в КоАП РФ, только 7% - в УК РФ, остальные затруднились ответить на данный вопрос.

В этой связи в КоАП РФ предлагается предусмотреть ответственность за действия, направленные на приобретение контрафактных товаров. В частности, внести в КоАП РФ новую ст. 14.36 "Недобросовестное приобретение контрафактных товаров" следующего содержания: "недобросовестное приобретение контрафактных товаров лицом, который знал и/или мог знать, что продавец имущества не имеет право его отчуждать".

В предложенной статье обязательно следует дифференцировать размер административного штрафа для граждан, должностных и юридических лиц, а также предусмотреть конфискацию контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, товаров.