Образование библиотечных специалистов по работе с детьми и юношеством: каким ему быть в третьем тысячелетии
Иванова Г.А., профессор МГУКИ, доктор педагогических наук.
Концепция вузовской подготовки специалистов для работы с подрастающим поколением начала активно разрабатываться в 30-е годы XX в. - с самого начала деятельности Московского библиотечного института. В 1934/1935 учебном году из студентов 3-го курса была организована группа детских библиотекарей, а через год Н.К. Крупская вручала дипломы первым выпускникам - специалистам детских библиотек. Так были заложены основы дифференцированной вузовской подготовки детских и школьных библиотекарей.
В 1937/1938 учебном году создается факультет библиотечной работы с детьми.
Таблица 1
Факультет библиотечной работы с детьми (1937 - 1953 гг.)
Специальность | Квалификации |
Библиотековедение | Руководители крупных детских |
У истоков подготовки детских и школьных библиотекарей стояли крупнейшие специалисты в области библиотековедения и детского чтения: Ф.И. Каратыгин - декан библиотечного факультета; А.П. Бабушкина - редактор журнала "Детская литература", первая заведующая кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми, талантливый педагог и исследователь, автор первых программ по истории детской литературы, хрестоматии и учебника; А.К. Покровский - в 20-е годы заведовал отделом детского чтения в Институте методов внешкольной работы, а в 1942 - 1947 гг. - сотрудник кафедры; И.А. Желобовский - библиотекарь-педагог и издательский работник; Л.Ф. Кон - писатель и критик, автор одного из первых трудов по истории отечественной детской литературы; А.Д. Гречишникова - первый декан факультета библиотечной работы с детьми, позднее, в 1959 - 1966 гг., она заведовала кафедрой, была автором программ для средней школы.
Важно отметить, что детские и школьные библиотекари готовились преимущественно как специалисты в области детского чтения, о чем свидетельствует содержание образования.
Таблица 2
Содержание образования детских библиотекарей
Годы | Учебные | Авторы |
1939 | Программы по | А.П. Бабушкина |
1940 | Хрестоматия по | Коллектив авторов |
1948 | История русской | А.П. Бабушкина |
1953 | Советская | А.Д. Гречишникова |
1959 | Руководство | Н.Н. Житомирова |
В науке и общественном мнении утверждалась точка зрения, согласно которой познание студентами литературы для детей, умение ее анализировать, приобщать к ней юное поколение являются основой профессиональной подготовки библиотечных специалистов.
В 50-е годы факультет детских библиотек объединился с факультетами библиотековедения и библиографии. Однако благодаря активной работе кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми обучение студентов по специальности "Библиотековедение детских библиотек" продолжалось. Расширялся круг специальных дисциплин. Большой вклад в их разработку внесли З.С. Живова, Н.Н. Житомирова, И.В. Иноземцев, Н.К. Кременцова, Н.Н. Орлова, Г.И. Позднякова, Т.Д. Полозова, Е.Ф. Рыбина, Ф.И. Сетин, И.С. Чернявская и другие ученые Московского и Санкт-Петербургского вузов культуры и искусств. Научно-методическим обеспечением учебного процесса в современный период активно занимаются преподаватели разных вузов - В.А. Аскарова, Т.Н. Артемова, В.А. Бородина, Л.Я. Зиман, Е.О. Матвеева, Т.И. Михалева, И.М. Немчина, Е.Н. Томашева, И.И. Тихомирова и другие.
В настоящее время существенно изменилась структура библиотечного образования.
Таблица 3
Структура библиотечно-информационного образования
-----------------------------¬
¦Специальность "Библиотечно- ¦
¦информационная деятельность"¦
L--------------T--------------
¦
v
-------------------¬ ------------------------¬
¦ Квалификации +----->¦Менеджер информационных¦
¦ +---¬ ¦ ресурсов ¦
L---------T--------+--¬¦ L------------------------
¦ ¦¦
¦ ¦¦ ------------------------¬
¦ ¦L->¦Референт - аналитик ¦
¦ ¦ ¦информационных ресурсов¦
¦ ¦ L------------------------
v ¦
-----------------------¬ ¦ ------------------------¬
¦Библиотекарь- ¦ ¦ ¦ Технолог ¦
¦библиограф, ¦ ¦ ¦ автоматизированных ¦
¦преподаватель ¦ L-->¦информационных ресурсов¦
L----------------------- L------------------------
В государственном образовательном стандарте не была утверждена квалификация, предусматривающая подготовку библиотечных специалистов по работе с детьми и юношеством. В рамках квалификации "Библиотекарь-библиограф, преподаватель" предусматривается выделение ряда соответствующих специализаций.
Таблица 4
Образование детских и школьных библиотекарей
----------------------------¬
¦Квалификация "Библиотекарь-¦
¦библиограф, преподаватель" ¦
L----------------------------
----------------------------¬
¦ Специализации ¦
L--------T--T--T--T----------
¦ ¦ ¦ ¦
------------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------¬
¦Менеджмент в детско- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Организация школьных¦
¦юношеских библиотечно- ¦<--- ¦ ¦ L-->¦ медиацентров ¦
¦информационных системах¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------ ¦ ¦ L---------------------
------------------------¬ ¦ ¦ ---------------------¬
¦Социология и психология¦ ¦ ¦ ¦Педагогика детского ¦
¦детского и юношеского ¦<------ L----->¦и юношеского чтения ¦
¦чтения ¦ ¦ ¦
L------------------------ L---------------------
В рамках квалификации "Библиотекарь-библиограф, преподаватель" готовятся специалисты и для других видов библиотечно-информационной деятельности. Распределение студентов по специализациям осуществляется лишь на 3-м курсе, и зачисляется на эти специализации очень небольшое количество студентов. Поэтому в последние годы значительно сократился выпуск специалистов для детских и школьных библиотек.
Диаграмма 1
Выпуск библиотечных специалистов для работы с детьми и юношеством в МГУКИ
60 ¬ ----¬
¦ ¦ ¦
50 + ¦ ¦
¦ ¦ ¦
40 + ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ----¬
30 + ¦ ¦ ----¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
20 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----¬
10 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0 +---+---+----+---+----+---+----+---+-
1951 2005 2006 2007
--¬
¦ ¦ Кол-во выпускников
L--
За все годы деятельности Московского государственного университета культуры и искусств подготовлено по всем формам обучения более 7 тыс. специалистов по библиотечной работе с детьми и юношеством, многие из них успешно трудятся во всех краях и областях России и ближнего зарубежья. Крупнейшие библиотеки страны возглавляют выпускники кафедры: Л.М. Жаркова руководит РГДБ, И.Б. Михнова - РГЮБ, А.Н. Верещагина - Ивановской областной библиотекой для детей и юношества. Многие стали директорами библиотек, ведущими специалистами. Самые способные и талантливые студенты становятся аспирантами, докторантами и соискателями кафедры, а затем преподают специальные дисциплины в вузах и колледжах культуры.
В настоящее время не иссякает потребность в квалифицированных кадрах для детских, школьных и юношеских библиотек.
Таблица 5
Специалисты юношеских библиотек (по данным исследования И.Ю. Матвеевой)
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Численность специалистов | 1123 | 1323 | 492 | 275 | 948 |
в т.ч. с высшим образованием | 819 | 1067 | 45 | 978 | 712 |
в % | 73 | 81 | 77 | 77 | 75 |
в т.ч. со средним образованием | 232 | 242 | 287 | 256 | 203 |
в % | 21 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Уровень обслуживания юношества во многом предопределяется высококвалифицированными кадрами. В последнее десятилетие, кроме библиотекарей, штаты библиотек пополнили педагоги, социологи, психологи, экологи, искусствоведы и другие специалисты, которым явно необходимы библиотечно-библиографические знания. Негативной тенденцией в кадровом обеспечении является старение кадров. Поэтому актуальная проблема для многих библиотек - планомерное обновление кадров за счет молодых специалистов.
В большинстве школ работают специалисты как с высшим специальным, так и педагогическим образованием.
Диаграмма 2
Образование школьных библиотекарей (на примере школ Н. Новгорода, по данным исследования Т. Пантюховой)
50%
-------¬
¦ ¦ 40%
¦ ¦ -------¬
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 10%
¦ ¦ ¦ ¦ -------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------- L------- L-------
Высшее Высшее Среднее
педагогическое специальное образование
образование образование
На современном этапе информатизации общества, модернизации образования возникает необходимость кардинального пересмотра вузовской подготовки школьных библиотекарей. В заявлении ЮНЕСКО, посвященном школьным библиотекам, констатируется, что они должны быть укомплектованы "сотрудниками с профессиональной квалификацией в области педагогики и библиотечного дела". Отныне в их квалификационные профессиональные требования входит умение обучать различным навыкам обращения с информационными источниками не только учащихся, но и преподавателей. В "Манифесте школьных библиотек" сказано, что "существует набор необходимых знаний, которыми должен обладать каждый библиотекарь, чтобы эффективно развивать библиотечные службы, - это знание информационных ресурсов, библиотечного дела, информационной политики и методики информационного образования".
Таблица 6
Квалификации школьных библиотекарей, представленные в профессиональных докладах на сессиях ИФЛА
----------------------¬
-------------¦Перечень квалификаций¦---------¬
¦ L----------T----------- ¦
v v v
-------------------¬ --------------¬ -----------¬
¦ Информационные ¦ ¦ Управление ¦ ¦ Обучение ¦
¦ и библиотечные ¦ L-------------- L-T---T-----
¦ разработки ¦ ¦ ¦
L------------------- ¦ ¦
------------------ ¦
¦ ¦
¦ ¦
v v
-------------------¬ -------------------¬
¦Внедрение навыков ¦ ¦Руководство кругом¦
¦работы ¦ ¦чтения и ¦
¦с информационной ¦ ¦стимулирования ¦
¦техникой ¦ ¦эффективного ¦
L------------------- ¦пользования ¦
L-------------------
Схема квалификаций свидетельствует о том, что школьные библиотекари призваны обладать солидной теоретической подготовкой, знать образовательную философию, являющуюся основой функционирования школьной библиотеки, и уверенно чувствовать себя в профессиональном качестве. Многие из квалификационных требований носят фундаментальный характер: это комплектование фондов, приобретение и размещение учебных источников, развитие информационных услуг, разработка направлений и программ читательского развития. Эти виды деятельности предполагают углубленное общее знакомство с учебными дисциплинами, знание информационных запросов пользователей и их психологических особенностей, осведомленность об учебном плане и его содержании, равно как и познания и навыки в сфере библиографии. Современным школьным библиотекарям не обойтись также без практических навыков в извлечении информации и знания стремительно меняющихся информационных технологий. В качестве менеджеров они отвечают за планирование и деятельность библиотеки. Получившие профессиональную подготовку и отвечающие перечисленным квалификационным требованиям, школьные библиотекари призваны сыграть исключительную роль в развитии грамотности и образования, предоставлении информации и идей, необходимых для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.
Новый взгляд на образование библиотекаря-педагога заключается в системе формирования компетентного и мобильного специалиста, способного найти профессиональную, социальную и психологическую нишу в быстро изменяющихся общественных, информационных и технологических условиях. Важно, чтобы в вузе были представлены новые знания. В связи с этим непременной составной частью содержания образования становятся: основы информационных технологий, теоретические и методические основы формирования информационной культуры, информационные ресурсы, библиотечный менеджмент, организация школьных медиацентров и другие, востребованные библиотечными специалистами.
В современный период в связи с разработкой нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования чрезвычайно важно сохранить и развивать профессиональную подготовку библиотечных специалистов для работы с детьми, подростками и юношеством. Ученые кафедр предлагают ввести новые специальности, квалификации, специализации. Так, В.А. Бородина обосновывает необходимость подготовки акмеологов и акметехнологов чтения. В.Я. Аскарова ставит вопрос о разработке и внедрении нового образовательного стандарта по специальности "Детско-юношеское чтение" с присвоением квалификации "Специалист по детско-юношескому чтению". Школьные, детские библиотекари - это, конечно, прежде всего, специалисты в области детского, подросткового и юношеского чтения. Об этом свидетельствует и традиционный опыт вузовской подготовки в данном направлении. Эта традиция в сфере высшего образования продолжается и сегодня. Однако сфера деятельности этих специалистов чрезвычайно многогранна, о чем свидетельствуют квалификационные требования. Поэтому давно назрела необходимость введения специальности "Библиотечно-педагогическая деятельность" с присвоением квалификации "Библиотекарь-педагог". Общеизвестно, что работа детского и школьного библиотекаря имеет педагогический характер. В рамках квалификации можно выделять самые различные специализации в соответствии с потребностями библиотек, что позволит выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать предметно-специализированными компетенциями.
Динамизм развития университетского образования придает коллективам кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством новые импульсы, иной, более активный, научно обоснованный и инновационный подход в подготовке высококвалифицированных библиотечных кадров для работы с подрастающим поколением.