Мудрый Юрист

Что в образе твоем?...

"Московские аптеки", 2004, N 1

Понятие "корпоративный стиль" давно не режет ухо обывателю, а любой умный руководитель следит за внешним видом своих работников, офиса, предприятия и т.д., понимая, что красота спасет не только мир, но и его бизнес.

Вы никогда не замечали, как меняется человек, надевая вместо повседневной одежды, деловой костюм хорошего качества? Его речь, жесты, походка все "подстраивается" под новый образ. То же самое можно сказать и о целом коллективе стоит одеть его в стильную, качественную униформу, поместить в органичный интерьер, и сразу улучшается культура общения, появляется "командный дух".

О белом халате

Кроме того, красивый и продуманный стиль определит образ вашего предприятия, легко узнаваемый среди других, ему подобных. Даже привычные белые халаты фармацевтов можно сделать уникальными нашить логотип, разработать единый фасон, силуэт.

Внешний вид сотрудников одно из первых и сильных впечатлений. От него зависит многое, в том числе, захочет ли посетитель продолжать контакт с вашей аптекой или нет. Внешний вид должен вызывать уважение и доверие, тем более в области реализации лекарств. Эти факторы существенным образом влияют на репутацию аптеки и определяют ее успех. Московских аптек много, поэтому и конкурентная борьба жесткая. Выигрывает, как правило, тот, кто смог привлечь и удержать покупателя.

Продолжая тему нашей новой рубрики "Фактор успеха", приведу несколько мнений обычных посетителей аптек, которые, кстати говоря, упомянули не только интерьер, но и внешний вид сотрудников.

Анна Борисовна, 34 года, менеджер крупной фирмы: "Честно говоря, для меня аптека одно из самых "чистых" мест в городе. По крайней мере, таковым оно и должно быть. Белые халаты, которые создают это впечатление, должны быть одинаковыми только тогда ощущается единство. А если аптека маленькая и работает всего лишь один человек хорошо бы видеть на халате название аптеки. И, конечно же, халат должен быть чистым и выглаженным".

Ольга Федоровна, 28 лет, домохозяйка: "Мы с сыном, ему 5 лет, пришли в аптеку, и ребенок задал мне вопрос: почему у продавцов одежда белая, ведь они не врачи? Я ответила, что аптека и все, кто в ней работает, заботятся о здоровье своих посетителей, как врачи поликлиники или больницы. А сама подумала, что даже белый халат можно сделать привлекательным. Только в аптеках, видимо, так не считают".

Итак, белые халаты. Это первое, что видит соискатель собственного здоровья, обращаясь к фармацевту. И от того, каков он чистый или не очень, красивый или похожий на мешок для картошки зависит степень доверия покупателя.

Помню, как-то в одной из книг о Великой Отечественной Войне я прочла о фронтовом докторе, который после суток, проведенных в палатке возле импровизированного операционного стола с постоянно меняющимися пациентами, топил снег и стирал в походных условиях свой единственный белый халат, чтобы утром предстать перед раненными в чистом виде. И все это на линии фронта, где никогда не стихала канонада! В наши дни, конечно, такие подвиги не нужны, но белый халат в аптеках никто не отменял, поэтому скажем о нем несколько слов.

Еще каких-то 15 лет назад работники аптек, впрочем, так же, как и врачи, имели возможность носить единую модель халата, шедевр советских разработчиков без намека на талию и вытачки. Рост у этих изделий не был предусмотрен, длина тоже одна, приходилось, чтобы прилично выглядеть, самостоятельно подгонять халат по фигуре. Еще хуже обстояло дело с тканью, из которой шились эти единые "стандарты". Стирать и отбеливать приходилась через день, причем обязательно сильно крахмалить и отглаживать, иначе халат выглядел ужасно и моментально мялся. Да и служила такая одежда совсем недолго максимум через год-полтора он превращался в тряпку.

Сегодня многое изменилось и отечественные, и зарубежные производители постоянно разрабатывают и выпускают все новые и новые модели белых халатов. Можно выбрать любой фасон под длинную юбку или под короткую, плотный для зимних и прохладных дней, более свободный или сильно приталенный из тонкой ткани, который можно носить с тонкой блузкой летом, с разноцветной отделкой или без нее. В отличие от своего предшественника современный белый халат не мнется, благодаря смесовым тканям не садится после многочисленных стирок, не так быстро теряет свой внешний вид.

С каждым годом все больше появляется аптечных сетей. Пожалуй, именно им, в первую очередь, нужно подумать о своем фирменном стиле. Он должен быть легко узнаваем и понятен потребителю. Это касается и одежды фармацевтов если придумать что-то свое, подчеркнуть индивидуальность сотрудников, аптеки только выиграют.

Форма определяет содержание

Основное это все же интерьер. Сегодняшние руководители понимают, что оформление торгового зала вещь немаловажная. И не только потому, что все шкафы, витрины и стенды в аптеке должны соответствовать определенным и очень строгим стандартам, утвержденным Минздравом РФ, но и потому, что конкуренция среди аптек стала более жесткой, а потребитель более привередлив. Прошли те времена, когда было все равно, где покупать Анальгин или бинты. Сегодня покупатель идет туда, где ему приятно.

Ольга Н., 24 года: "Рядом с моим домом открылась новая аптека самообслуживания. Все так ярко, красиво и приятно оформлено! Делая покупки в аптеке, я получаю такое же удовольствие, как во время похода по хорошему торговому комплексу".

Потапова Л., 39 лет: "Раньше аптеки производили гнетущее впечатление. И так-то сюда заходишь не от хорошей жизни, да еще и убогий интерьер... Так что я за то, чтобы любая аптека или киоск стали более привлекательными".

Тем более, в этом им могут помочь отечественные фирмы изготовители аптечной мебели. Самые известные из них не только сделают витрины для лекарственных средств, но и создадут индивидуальный образ как отдельной аптеки, так и целой сети, для которой разработают корпоративный стиль. Учитывается все расположение, специализация, если она есть, даже характер руководителя.

На мой взгляд, сегодня аптеки, с точки зрения оформления, делятся на несколько основных типов.

Суперсовременный, высокотехнологичный стиль модерн

Лет десять назад аптека, имеющая свой стиль, была просто сказкой. В нынешнее время, заходя за аспирином можно попасть и в молодежный дерзкий хай-тек, и в помпезную роскошь под люстрами Сваровски... Хотя все это московские аптеки, странно было бы увидеть подобное где-нибудь в Орехово-Борисово. Скорее, это образ для центральных московских улиц, рядом с банками и многочисленными офисами известных фирм. Основной клиент здесь служащий, а не домохозяйки или пенсионеры. Поэтому и стиль аптек не отличается от обычных офисных, чтобы ненароком не выбить человека из колеи. Обычно хозяева таких организаций уверенные в себе и в своем деле люди, с ярко индивидуальным характером. Оформляя аптеку в подобном стиле, необходимо четко понимать, для кого она будет работать. Ведь подобный "шедевр" рядом с детским домом или, скажем, улицей, где живут, в основном, малообеспеченные семьи, будет, мягко говоря, не к месту.

"Семейные" аптеки

С ростом городских территорий и появлением новых микрорайонов небольших аптек, которые работают, прежде всего, "на двор" становится все больше они наиболее приближены так сказать к народу и хорошо знают своего потребителя.

Помните сериал "Дежурная аптека"? Вот где идеал для подражания! Аптека, где постоянных посетителей знают по именам, куда люди приходят не только за таблетками, где царит особая, уютная и домашняя атмосфера, где вас встретит классический интерьер, белоснежные халаты и приветливые улыбки фармацевтов. Как правило, это не сетевые аптеки, их хозяева живут своей работой, отдавая ей все свободное время. Здесь можно увидеть самые неожиданные вещи от детского закутка с игрушками, в котором с удовольствием занимаются ребятишки, до настоящего "живого" уголка с черепахами и золотыми рыбками, приятный и взрослым. Идея, согласно которой человек, приходя в аптеку, может рассчитывать не только на покупку лекарственных средств, но и на иную помощь, стара, как мир. Раньше в аптеках не только покупали лекарства, но и стригли, брили, лечили и даже предсказывали будущее. Одним словом, она была неким центром общения. Здесь проводили время, делились новостями, просили совета друзей и знакомых.

Москва это не только центр, но и спальные районы, где самое место небольшим, уютным "семейным аптекам".

"Постсоветский стиль"

Подобных предприятий очень много в столице. Огромные залы с витринами по периметру. В основном это государственные аптечные предприятия, которые со времен плановой экономики мало изменились. Несмотря на негибкую ценовую политику, их любят пенсионеры. Оно и понятно подобные организации более привычны и удобны, чем сверкающие хромом и яркими полами "новички".

Ирина Сергеевна, 64 года: "Я очень неловко чувствую себя в новых аптеках, куда проще в привычных, старых, где все на витринах, а не на свободных полках. А то я все время боюсь с них что-нибудь смахнуть или задеть...".

Однако многие руководители государственных аптек трезво оценивают реалии сегодняшнего дня, понимая, что без существенных изменений в обслуживании, а в первую очередь это касается именно интерьера, в наше время не выплыть, конкурентной борьбы не выдержать. Поэтому стараются и ремонт сделать своими силами, и мебель поменять, и что-нибудь еще интересное придумать.

У необоротистых руководителей торговые залы без нового оформления пустуют и скучают. Вроде и развернуться есть где, места много, но все равно аптека производит гнетущее впечатление. Постепенно такие учреждения исчезают; их место занимают разрастающиеся сетевые аптеки. И это правильно. Сегодня люди хотят покупать лекарства комфортно и в приятной обстановке.

Сетевые аптеки

Сетевые аптеки уже прочно завоевали свою нишу, благодаря удачно выбранному имиджу. Сюда с удовольствием приходят взрослые вместе с детьми, здесь молодые и красивые покупают косметику, антицеллюлитные мази, игрушки и другой совсем не аптечный товар.

Однако и довольно известные аптечные сети до сих пор остаются несколько безликими. А ведь создание собственного неповторимого образа может перевернуть не только личную жизнь отдельного человека, но и запрограммировать целое предприятие на успех и процветание. Хочется нам того или нет, через каких-нибудь 10 лет эта форма станет доминирующей, хотя и не единственной.

Аптеки однодневки

Аптечный бизнес прибыльное дело... Правда, если не тратить средств на оформление, ремонт, разработку дизайна, высококвалифицированных продавцов и т.д. Вот и появляются периодически аптеки-однодневки обычно в неудобном и небольшом помещении, с фармацевтом, который мало представляет себе, что находится у него на прилавках, с лекарствами, наваленными друг на друга. Никакой стильной аптечной мебели, табличек-рубрикаторов, никакой системы. Разобраться в том, где находится искомое лекарство, покупателю, впрочем, как и продавцу, зачастую сложно. Такие аптеки также быстро исчезают, как и появляются. Поэтому ни о каком интерьере и тем более о корпоративном стиле говорить не приходится.

Несколько слов о стиле и затратах

И еще о Корпоративном стиле. Не забывайте, что это не только выбранный Вами образ, но и постоянно действующая реклама от логотипа на халатах до дизайна торгового зала. Будьте оригинальны и изобретательны в оформлении, а еще лучше, обратитесь к профессионалам.

Не стоит далеко отходить от выбранного Вами фирменного стиля любое его отображение должно быть частью единого комплекса. В деталях все может варьироваться, но основные элементы (фирменная цветовая гамма, элементы декора и дизайна, логотип, шрифты на рубрикаторах) должны оставаться неизменными.

Руководители-скептики могут задать резонный вопрос: а не слишком ли это дорогое удовольствие для аптеки? Конечно, можно потратить огромное количество денег на шикарный интерьер и не достичь популярности. Но при реальном желании добиться позитива, сконцентрировавшись на цели, взвесив все "за" и "против", обдумав свои реальные возможности, затянув на некоторое время поясок, экономя на зарплате и других расходах, можно найти правильное решение для своей аптеки. Это будет инвестиция в будущее, безусловно, если такое будущее для вас важно. Вы увидите, что к вашей аптеке потянутся люди.

Причем оригинальным может быть вовсе не изысканный интерьер, а цветы, аквариум или уголок отдыха с диванчиком, TV и стеллажом полезной медицинской информации.

Т.БУЛГАКОВА