Мудрый Юрист

Сроки проведения налоговых проверок № 2

Пантюшов Олег Викторович, адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы.

Родился 12 ноября 1971 г. В 2002 г. окончил МГЮА.

Автор ряда публикаций по проблемам налогового права.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ "налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом". В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.

Налоговые проверки проводятся в сроки, установленные законом. "Регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения налоговых проверок, направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах" <1>.

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 18 марта 2008 г. N 13084/07.

В настоящее время в налоговом законодательстве недостаточно четко урегулированы некоторые вопросы, касающиеся сроков проведения налоговых проверок, что не отвечает интересам налогоплательщика.

Сроки проведения камеральной проверки

Срок проведения камеральной проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ). Закон не устанавливает, что по истечении данного срока налоговый орган не вправе начинать камеральную проверку. В законе нет и положения, устанавливающего, что камеральная проверка должна быть завершена в установленный срок.

В п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного ст. 88 НК РФ, не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ.

Применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, нарушение сроков камеральной проверки также не поставит под сомнение законность и обоснованность решения о привлечении к налоговой ответственности, принятого по результатам камеральной проверки.

В связи с этим налоговый орган может обнаружить правонарушение также по истечении срока камеральной проверки и принять решение о взыскании недоимки, разумеется, если не будут пропущены сроки бесспорного взыскания <2>.

<2> ФАС Поволжского округа от 27 ноября 2007 г. N А65-9497/07.

Нарушение сроков проведения камеральной проверки в некоторых ситуациях может быть расценено арбитрами как существенное нарушение процедуры привлечения к налоговой ответственности.

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

По мнению ИФНС, трехмесячный срок на проведение камеральной проверки является организационным и его нарушение не является безусловным основанием для отмены решения инспекции.

Как установил суд, камеральная проверка была проведена и оспариваемое решение было вынесено по истечении 1,5 лет после подачи налоговой декларации.

В случае выявления в ходе проведения камеральной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах акт налоговой проверки по установленной форме должен быть составлен в течение 10 дней после ее окончания.

Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, а также письменные возражения по указанному акту, представленные проверяемым лицом (его представителем), должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ 15-дневного срока для представления налогоплательщиком письменных возражений на указанный акт.

Пунктом 14 ст. 101 НК РФ установлено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Суд отметил, что пропуск срока, установленного для принятия решения по результатам проведения камеральной налоговой проверки, более чем на 1,5 года является существенным нарушением установленного порядка проведения налоговой проверки.

В связи с этим суд признал, что такое нарушение является основанием для отмены решения ИФНС о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности <3>.

<3> ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 августа 2008 г. N А19-1185/08-40-04АП-Ф02-1491/08.

В п. 9.1 ст. 88 НК РФ установлено, что, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Как видно, подача уточненной декларации влечет прекращение камеральной проверки. Срок новой камеральной проверки в силу п. 2 ст. 88 НК РФ отсчитывается со дня представления уточненной налоговой декларации.

Документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, не утрачивают своего доказательственного значения и могут быть использованы налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ "в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки".

Закон связывает составление акта камеральной проверки с окончанием камеральной проверки, но одновременно в законе не устанавливается, что является моментом завершения камеральной проверки.

"Исходя из положений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговый кодекс не содержит нормативных предписаний, касающихся порядка определения даты окончания камеральной проверки, из чего следует, что датой окончания камеральной проверки следует считать дату направления налогоплательщику требования об уплате неоплаченных сумм налога и пеней, выявленных по результатам проверки" <4>.

<4> ФАС Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2008 г. N Ф04-2620/2008(4154-А45-26).

Действительно, ст. 88 НК РФ не указывает даты, которая является окончанием срока проведения камеральной налоговой проверки. По мнению автора, окончание срока камеральной проверки совпадает с истечением срока проведения проверки.

Правильное определение срока окончания камеральной проверки имеет значение для правильного определения срока направления требования об уплате налога, т.е. для начала процедуры принудительного взыскания налога.

"Согласно пункту 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Как установлено арбитражным судом, налоговая декларация по транспортному налогу за 2006 год управлением представлена 31.01.2007. Камеральная налоговая проверка представленной управлением декларации не проводилась. Недоимка выявлена налоговой инспекцией 11 октября 2007 года, о чем составлен соответствующий акт.

Налоговым кодексом Российской Федерации не установлен срок выявления недоимки. При этом законодатель установил разные сроки направления требования применительно к выявлению недоимки и применительно к результатам проверки с принятием соответствующего решения. В данном деле наличие недоимки выявлено инспекцией без проведения проверки.

Вместе с тем арбитражный суд обоснованно пришел к выводу, что исходя из правового принципа общности подхода к исчислению сроков взыскания недоимки по результатам проведения в отношении налогоплательщика мер налогового контроля (камеральной, выездной налоговых проверок) и недоимки, не уплаченной в срок, но продекларированной налогоплательщиком в предъявленной в срок налоговой декларации, следует признать, что срок выявления такой недоимки не может превышать срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации, поскольку иное приводило бы к правовой неопределенности в части срока выявления недоимки, продекларированной налогоплательщиком.

Как следует из материалов дела, налоговая декларация представлена управлением в налоговую инспекцию 31.01.2007, с указанной даты налоговой инспекции стало известно о налоговых обязательствах управления, которые не исполнены на 5 февраля 2007 года.

Таким образом, правомерным является вывод суда о том, что требование должно было быть направлено не позднее 12.05.2007. Фактически же требование N 21552 было направлено управлению по состоянию на 11.10.2007.

Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением 13.05.2008.

С учетом изложенного, арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что срок для обращения в суд истекает 13.11.2007 (12.05.2007 + 10 дней + 6 месяцев). Каких-либо доказательств уважительности причин пропуска установленного срока в ходе рассмотрения дела, а также доказательств невозможности в более ранние сроки выявить недоимку в суд налоговой инспекцией не представлено.

При указанных обстоятельствах довод налоговой инспекции о том, что срок надлежит исчислять с 11.10.2007, не может быть принят во внимание, поскольку он был рассмотрен судом апелляционной инстанции и ему дана надлежащая оценка. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций.

На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы и отмены или изменения принятых судебных актов" <5>.

<5> ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 октября 2008 г. N А19-5819/08-44-Ф02-4946/08.

Переход налогоплательщика на учет в другую налоговую инспекцию не может служить основанием для непринятия в установленный срок решения о возврате налога по результатам камеральной проверки.

"В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", а также ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и обязанностью налоговых органов в силу ст. 32 НК РФ является возврат или зачет налогов, переход налогоплательщика на учет в другой налоговый орган не прекращает обязательства по возврату суммы налога. Это обязательство переходит к налоговому органу по новому месту учета.

При этом налоговое законодательство не предусматривает повторной подачи заявления о возврате налога при постановке на налоговый учет в другом налоговом органе.

То обстоятельство, что в период камеральной проверки налогоплательщик был переведен на учет в другой налоговый орган, не является основанием для невозмещения НДС и обязательства налогоплательщика повторно представить заявление о возмещении налога в новый налоговый орган" <6>.

<6> ФАС Московского округа от 7 апреля 2008 г. N КА-А40/1581-08.

Необходимо более детально урегулировать вопросы исчисления сроков проведения камеральных налоговых проверок с целью защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие виды сроков в рамках выездной налоговой проверки:

сроки проведения проверки;

сроки продления проверки;

сроки приостановления проверки;

специальные сроки самостоятельной проверки филиалов (представительств).

Также можно выделить общие сроки назначения выездной проверки.

Согласно п. 5 ст. 89 НК РФ:

"Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств".

Сроки назначения повторной проверки указаны в п. 10 ст. 89 НК РФ: "Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют".

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Пункт 11 ст. 89 НК РФ содержит исключение из правил назначения выездных налоговых проверок. Данное правило гласит, что выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ: "Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов".

Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ установлены Основания и порядок продления сроков выездной налоговой проверки.

Установлены следующие основания для продления сроков проверки:

проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;

непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

иные обстоятельства.

Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России в следующих случаях:

при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России.

В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ).

В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ "доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента".

Таким образом, датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления решения о назначении выездной проверки руководителю проверяемого лица, т.е. дата принятия решения и дата начала проверки могут не совпадать по времени.

Судебно-арбитражная практика исходит из следующего.

"По смыслу частей 1 и 7 статьи 89 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 91 НК РФ датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Проверка завершается составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Как установлено судом и не оспаривается налоговым органом, решение о проведении проверки вынесено инспекцией 19.12.2006, решением от 26.12.2006 производство по выездной налоговой проверке было приостановлено. При этом в указанный период бухгалтерская документация у налогоплательщика не истребовалась, а налоговые инспекторы по местонахождению предприятия не выезжали.

Решением от 25.09.2007 проведение выездной налоговой проверки возобновлено. В течение сентября - октября 2007 г. по местонахождению производственного кооператива налоговыми инспекторами проведена проверка выборочным методом финансовых документов, служащих источником формирования бухгалтерской и налоговой отчетности. Проверка закончена 26.10.2007 составлением справки.

При таких обстоятельствах судом сделан правомерный вывод о том, что фактически выездная налоговая проверка предприятия проводилась инспекцией в 2007 году и могла охватывать лишь период с 2004 по 2006 годы, следовательно, проведение проверки за 2003 год выходит за пределы срока, установленного статьей 87 НК РФ.

Таким образом, установив обстоятельства дела и правильно применив нормы материального права, арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования производственного кооператива о признании недействительным решения инспекции в части начисления пени по задолженности, возникшей в 2003 году, по налогу на доходы физических лиц в сумме 4742631 руб." <7>.

<7> ФАС Дальневосточного округа от 30 июня 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2256.

"Статьей 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в абз. 2 п. 3.1 Постановления N 14-П от 16.07.2004, по смыслу п. 1 и п. 7 ст. 89 НК РФ во взаимосвязи с п. 1 ст. 91 НК РФ, датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Как следует из материалов дела, решением заместителя руководителя Инспекции N 12-05/319 от 05.12.2005 назначена выездная проверка Общества, с которым оно ознакомлено 27.12.2007.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что именно с момента предъявления решения о назначении выездной проверки налоговому органу предоставлено право проведения мероприятий налогового контроля (ст. 91 НК РФ), датой начала проверки Общества в данном случае является 27.12.2005" <8>.

<8> ФАС Центрального округа от 24 октября 2007 г. по делу N А54-3285/2006-С21.

В Налоговом кодексе РФ не устанавливается специальный срок, в течение которого решение о назначении выездной налоговой проверки должно быть предъявлено налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту). Налоговый кодекс РФ также не предусматривает обязанности налогового органа по вручению решения о назначении выездной налоговой проверки проверяемому лицу.

Вместе с тем нужно обратить внимание, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.

Это означает, что налоговый орган обязан по просьбе налогоплательщика выдать ему копию решения налогового органа о назначении выездной налоговой проверки. В противном случае налогоплательщик будет лишен права на оспаривание принятого ненормативного акта в судебном порядке <9>.

<9> ФАС Центрального округа от 7 мая 2007 г. по делу N А64-5197/06-19.

В срок проведения выездной налоговой проверки включаются только те временные периоды, в течение которых проверяющие должностные лица налоговых органов фактически находились на территории налогоплательщика.

"В соответствии с п. 2 ст. 89 Кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. При этом срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов в соответствии со ст. 93 Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В Постановлении от 16.07.2004 N 14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в установленный п. 2 ст. 89 Кодекса двухмесячный (в исключительных случаях - трехмесячный) срок включаются - с тем чтобы не допустить излишнего обременения налогоплательщика в связи с необходимостью предоставления проверяющим условий для работы - только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика, а именно время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. По встречным проверкам, а также экспертизам время их проведения не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика.

Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, порядок календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 Кодекса, в этих случаях не применяется" <10>.

<10> ФАС Уральского округа от 3 марта 2008 г. N Ф09-744/08-С3.

В Налоговом кодексе РФ не предусмотрена процедура фиксации времени фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого субъекта. Налогоплательщик вправе использовать свои внутренние правила в этих целях.

"Из материалов дела следует, что налоговым органом решением от 11 октября 2004 г. N 534 была проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, по результатам которой 1 декабря 2005 г. была выдана справка об окончании проверки с указанием даты - 28 ноября 2005 г. в соответствии со ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьями 89 и 91 Налогового кодекса Российской Федерации датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику решения руководителя налогового органа о проведении данной проверки, завершающейся составлением справки о проведенной проверке с указанием предмета и сроков ее проведения.

Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что последним днем нахождения проверяющих на территории заявителя является 18 марта 2005 г., что подтверждается журналом учета фактического времени нахождения проверяющих на территории налогоплательщика.

Материалами дела подтверждается тот факт, что после 18 марта 2005 г. налоговые органы в Банк не приходили, а доказательств ограничения ответчика в посещении заявителя для проведения выездной налоговой проверки инспекцией не представлено" <11>.

<11> ФАС Поволжского округа от 17 октября 2006 г. по делу N А65-892/06.

Нарушение срока проведения выездной налоговой проверки не может считаться единственным основанием для признания решения налогового органа незаконным - такие выводы сделаны арбитрами при рассмотрении налогового спора.

"Согласно статье 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, а в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что налоговая проверка начата 20.10.2005 и закончена 20.03.2006. Решением от 02.11.2005 проведение проверки было приостановлено и возобновлено 02.02.2006. Согласно имеющимся в деле табелям учета времени проведения проверки срок проведения проверки составил 23 дня.

Судом обоснованно отмечено, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрет на приостановление выездных налоговых проверок, при этом в сроки их проведения включается лишь время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. Нарушение налоговым органом срока проведения выездной налоговой проверки не является безусловным основанием для признания соответствующего решения налогового органа недействительным" <12>.

<12> ФАС Западно-Сибирского округа от 21 марта 2007 г. по делу N Ф04-1515/2007(32586-А75-42).

Налоговый кодекс РФ допускает приостановление проведения выездной налоговой проверки. Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.

В случае если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Срок приостановления выездной проверки определяется в каждом конкретном случае руководителем налогового органа исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления проверки.

Основания для приостановления выездной проверки указаны в п. 9 ст. 89 НК РФ:

истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 настоящего Кодекса;

получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

проведение экспертиз;

перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки является закрытым. Закон устанавливает последствия приостановления выездной проверки.

Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ на период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются:

действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки;

действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Закон обозначает два вида действий, которые не могут осуществляться в рамках приостановленной выездной налоговой проверки. Это позволяет сделать вывод, что иные действия могут проводиться налоговой службой в обычном порядке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку (абз. 3 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Общий срок выездной налоговой проверки может составить 12 месяцев, а в некоторых случаях даже 15 месяцев. Длительные сроки проведения выездной налоговой проверки негативно отражаются на бизнесе.

Аннотация

В настоящее время в налоговом законодательстве недостаточно четко урегулированы некоторые вопросы, касающиеся сроков проведения налоговых проверок, что не отвечает интересам налогоплательщика. На основе конкретных примеров рассмотрены вопросы, касающиеся сроков проведения камеральной и выездной налоговой проверок.