Мудрый Юрист

Справка о внедрении ювенальных технологий в суды общей юрисдикции

(Составлена Управлением анализа и обобщения судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. Август 2008 г.)

Вступление Российской Федерации в Совет Европы и ее поэтапная интеграция в международное правовое поле обусловили необходимость усовершенствования национального законодательства в сфере защиты прав и обеспечения гарантий при отправлении правосудия по делам несовершеннолетних. Внедрение ювенальных технологий в работу отдельных судов общей юрисдикции осуществляется с учетом предписаний, содержащихся в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., в Минимальных стандартных правилах ООН (Пекинских правилах 1985 г.) и Эр-Риядских соглашениях 1990 г.

  1. Законодательство Российской Федерации не предусматривает института ювенальной юстиции, формирование региональной нормативно-правовой базы ограничивается лишь принятием законов, направленных на улучшение качества жизни детей, и закреплением положений о работе учреждений и органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В связи с этим внедрение ювенальных технологий осуществляется по инициативе самих субъектов Российской Федерации с использованием кадровых, финансовых и правовых возможностей, а также иных ресурсов.

Первоначальный опыт работы в этом направлении сложился в ряде регионов при проведении пилотных проектов Программы развития ООН "Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в Российской Федерации", "Развитие правосудия в отдельных регионах Российской Федерации" в период 1999 - 2005 гг. В ходе реализации этих проектов были опробованы и введены службы социальных работников в Ростовской и Саратовской областях, в городе Санкт-Петербурге. В ряде регионов, участвовавших в эксперименте, апробирование элементов ювенальных технологий не получило дальнейшего развития в связи с окончанием финансирования проектов (например, в Нижегородской области, в Республике Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республике, в Республике Ингушетия).

Анализ поступивших из судов материалов показал, что в настоящее время в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе используют суды Ростовской, Иркутской, Ленинградской, Брянской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Московской областей, Еврейской автономной области, Пермского края, Республик Хакасия и Карелия, городов Санкт-Петербурга и Москвы. Наибольшее количество районных (городских) судов, привлеченных к поэтапному изменению подхода к судопроизводству в отношении несовершеннолетних, работает в Санкт-Петербурге (20), в Саратовской (10) и Ростовской областях (12 + 3 модельных ювенальных суда).

Первым регионом, в котором ювенальные технологии стали внедряться в судопроизводство по делам в отношении несовершеннолетних, была Ростовская область (25 марта 2004 г. в городе Таганроге был открыт первый ювенальный суд). В текущем году ожидается открытие четвертого модельного ювенального суда на базе Азовского городского суда. В этом суде планируется отработать модель пробации (уголовной опеки), содействия социальной адаптации выпускников Азовской воспитательной колонии.

В тех регионах, где правосудие по делам несовершеннолетних осуществляется в рамках сложившейся судебной практики, рассмотрение дел этой категории на уровне районных (городских) судов поручается специально закрепленным судьям на основании приказов (распоряжений) председателей судов. В некоторых судах эти полномочия берут на себя председатели судов и их заместители либо дела распределяются между судьями, обладающими наибольшим жизненным опытом и стажем работы.

Во многих субъектах Российской Федерации в вышестоящих судах введена специализация судей и кассационных составов по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Например, в Московском областном и Красноярском краевом судах уже более 20 лет работают специализированные составы, рассматривающие в кассационной инстанции уголовные дела о совершении преступлений с участием несовершеннолетних (в Красноярском краевом суде с декабря 2006 г. работает также кассационный состав по гражданским делам, затрагивающим интересы несовершеннолетних). В Московском городском суде в мае 2004 г. был создан кассационный состав по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Для рассмотрения в первой инстанции гражданских дел, связанных с международным усыновлением, выделяются судьи, например, в Псковском, Омском, Амурском областных судах. В феврале 2008 г. образован судебный состав по делам семьи и несовершеннолетних в Ростовском областном суде.

Серьезная аналитическая и организационная работа по освоению и внедрению ювенальных технологий проводится в Красноярском крае. Краевым судом инициировано создание на базе Сибирского федерального университета научно-образовательного центра "Ювенальная юстиция".

Все действующие в настоящее время суды, использующие ювенальные технологии, образованы на базе районных (городских) судов. Для их размещения в ряде регионов выделены отдельные здания со специальной планировкой, предусматривающей комнаты для проведения примирительных процедур, бесед с психологом, кабинеты адвокатов и прокуроров. В городе Таганроге, кроме перечисленных помещений, в ювенальном суде предусмотрены кабинеты общественной приемной Уполномоченного по правам человека и работников уголовно-исполнительной инспекции.

Большинство ювенальных составов располагаются в одном здании с районным (городским) судом, но имеют собственные помещения, как правило, с отдельным входом (суды Ленинградской, Брянской, Липецкой областей).

Как видно из полученных справок, число судей, работающих в ювенальных составах, составляет от 1 до 4 человек. Специализация их проведена по видам правоотношений (уголовные, гражданские, административные дела). Судьи рассматривают материалы в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Выделение штатной единицы в районном (городском) суде для рассмотрения дел по административным правонарушениям несовершеннолетних судьями не поддерживается в связи с незначительным количеством таких дел. Как правило, дела этой категории рассматривают судьи, специализирующиеся на рассмотрении уголовных дел.

Ювенальные составы судей в основном успешно справляются с рассмотрением всего объема дел соответствующей категории. Вместе с тем имеются трудности в организации работы таких судов. Так, в Бежицком суде города Брянска один судья, выделенный в штат ювенального суда по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не справляется с объемом поступающих дел. Для этой работы был подключен еще один судья, который при этом не освобожден от рассмотрения дел других категорий.

В ряде материалов, поступивших в Верховный Суд Российской Федерации, обоснованно отмечается, что освобождение ювенальных судей от рассмотрения дел иных категорий необходимо для повышения уровня квалификации этих судей и для обеспечения полноценного применения ювенальных технологий в судопроизводстве. Подчеркивается также, что специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения высокой профессиональной квалификации, которая достигается путем обучения и повышения квалификации не только в вопросах права, но и педагогики, социологии, психологии.

Следует отметить, что эти проблемы решаются на местах с участием высших учебных заведений. Например, в Саратовской области специальная переподготовка проводится на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовская государственная академия права", в Ростовской области - на базе филиала Российской академии правосудия. В Пермском государственном университете с 2004 г. преподается курс "Ювенальная юстиция: теория и практика", осуществляется переподготовка и повышение квалификации не только судей, но и сотрудников органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательных и социальных учреждений.

В целях изучения и передачи опыта, достижения единообразия правоприменительной практики Ростовским областным судом с привлечением специалистов Министерства общего и профессионального образования Ростовской области были разработаны "Карта социального сопровождения несовершеннолетнего подсудимого", а также "Программа деятельности социальных работников при судах" и "Методические рекомендации для социальных работников при судах" и другие пособия, которыми обеспечиваются судьи, их помощники и специалисты органов системы профилактики правонарушений. Липецким областным судом были разработаны методические рекомендации "Особенности расследования и рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних", совместно с Управлением Судебного департамента по Липецкой области было подготовлено пособие "Психолого-правовые основы ювенальной юстиции", рекомендованные к применению Саратовской академией права.

  1. Принципы работы ювенальных судов заключаются в неукоснительном применении норм действующего законодательства, соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

В соответствии с положениями главы 50 УПК РФ судом должна исследоваться личность несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, выясняться причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Однако зачастую документы и иная информация, получаемая от органов предварительного расследования, вопреки нормам уголовно-процессуального законодательства (в частности, п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 73 и ст. 421 УПК РФ), носят формальный характер. На основании данных о личности несовершеннолетнего, обвиняемого в совершении преступления, составляется карта социально-психологического сопровождения. Практика свидетельствует о том, что названная карта является интерпретацией положений, закрепленных в законодательстве, и представляет собой совокупность материалов, характеризующих подростка с разных сторон, собираемых в процессе досудебной подготовки уголовного дела. В нее включаются данные о несовершеннолетнем, полученные в процессе изучения его личности, о материально-бытовых условиях жизни семьи, информация из ОВД, территориальных комиссий по делам несовершеннолетних, из центров психологической реабилитации (на предмет обращений за помощью), а также из медицинских учреждений (о состоянии здоровья подростка). Несовершеннолетний в рамках проводимого исследования отвечает на вопросы, выявляющие уровень его интеллектуального развития, состояние его эмоционально-волевой сферы.

Собранная информация позволяет представить индивидуально-психологические особенности личности несовершеннолетнего, его социальной среды, установить причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Для сбора указанных и других сведений о личностных особенностях несовершеннолетнего правонарушителя и составления карты социально-психологического сопровождения, проведения примирительных процедур в рамках восстановительного правосудия, подготовки предложений о направлении частных постановлений о необходимости принятия мер по предупреждению преступлений несовершеннолетних, а также осуществления контроля за исполнением судебного решения в модельных ювенальных судах вводятся должности помощников судей с функциями социальных работников (например, в судах Ростовской и Липецкой областей). Личность несовершеннолетнего изучается психологами, проводящими тестирование несовершеннолетнего и составляющими психологический портрет подростка.

В этой связи необходимо отметить особенности модели работы помощников судей с функциями социального работника Егорлыкского ювенального суда Ростовской области и начинающих работать по той же схеме помощников судей по делам несовершеннолетних в судах Липецкой области. Этими лицами в рамках своей деятельности осуществляется помощь не только федеральным, но и мировым судьям при поступлении дел данной категории.

Складывается и иная практика. Так, в ювенальном составе Абаканского городского суда функции социального работника и психолога выполняют секретари. В Брянской области ювенальные составы Володарского, Бежицкого и Дубровского районных судов обходятся имеющимися силами, т.е. карту социально-психологического сопровождения совместно с психологами составляют предусмотренные штатным расписанием помощники судей, не наделенные полномочиями социального работника.

Некоторые суды для осуществления функций социального сопровождения (составление реабилитационных программ, карты социально-психологического сопровождения) используют возможности региональных государственных учреждений социального образования, выделяющих своих сотрудников для работы в судах (например, в Иркутской области рабочие места социальных сотрудников и психологов находятся в ювенальном суде). Финансирование в этом случае производится за счет средств областного бюджета. Для этих же целей Комитет по образованию и науке Пермского края предоставляет социального педагога, психолога и ведущего программ восстановительного правосудия, являющихся сотрудниками муниципального образовательного учреждения. В Кемеровской области в рамках эксперимента в двух судах - Рудническом районном и Топкинском городском - педагоги-психологи из областного психолого-валеологического центра Департамента образования осуществляют сбор дополнительной информации о несовершеннолетних лицах в рамках уголовного и гражданского судопроизводства.

В Санкт-Петербурге специалисты по социальной работе Службы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи работают в 20 федеральных судах, при этом за каждым судом закреплен отдельный такой сотрудник. Социальный работник собирает информацию о подростке, его семье, выявляет причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, дает заключение, которое приобщается к судебному делу. Каждый специалист создает рабочую сеть органов и учреждений, организаций и лиц, заинтересованных в решении проблем несовершеннолетних. По мнению судей Санкт-Петербургского городского суда, для решения вопросов о социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, и не только вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, требуются именно социальные службы, а не институт помощников судей с функциями социального работника.

В Московской области развернутые справки-характеристики несовершеннолетних готовят сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (координаторы по взаимодействию со следствием, судом, следственными изоляторами, воспитательными колониями, специальными учебно-воспитательными учреждениями закрытого типа, уголовно-исполнительными инспекциями), которые вызываются в суд в качестве свидетеля, где представляют информацию об изменениях в поведении несовершеннолетнего в ходе следствия, отношении его к содеянному, взаимоотношениях с потерпевшим, о его занятости и т.д. Также при необходимости предоставляется межведомственная информация о несовершеннолетнем, его семье, лицах, имеющих на него влияние, причинах и условиях, способствовавших противоправному поведению несовершеннолетнего, содержащаяся в межведомственной базе данных по этой категории лиц. Указанная база данных составляется областной и территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и включает в себя информацию о несовершеннолетних лицах, с которыми проводилась индивидуальная профилактическая работа.

По информации, предоставленной Советником Губернатора Московской области, в регионе формируется модель ювенальной юстиции, которая при наличии полноценной системы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не требует создания штатов социальных работников при суде. Для реализации этой модели внедрения ювенальных технологий 5 июля 2003 г. был принят Закон Московской области "О патронате", 30 декабря 2005 г. - Закон Московской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", в августе 2006 г. Губернатором Московской области утверждено Положение об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области.

  1. Взаимодействие всех структур, специализирующихся на работе с несовершеннолетними, является основой функционирования системы ювенальной юстиции.

Как видно из имеющихся материалов, зачастую отсутствует взаимное информирование органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Неединичны случаи, когда факт совершения подростком преступления становится известен комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав только после вынесения приговора судом. Представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, следователями направляются в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав несвоевременно и рассматриваются на заседаниях комиссий формально. На межведомственном уровне изучают причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними в недостаточной степени, не принимают надлежащие меры по их устранению.

Во многих регионах наблюдается низкий уровень развития инфраструктуры социальной профилактики, реабилитационного пространства и исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних. Ограничение возможностей применения судом воспитательных санкций (мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему) во многом объясняется отсутствием сети реабилитационно-воспитательных учреждений, которым можно было бы поручить подобные меры.

В тех регионах, которые используют ювенальные технологии, констатируется необходимость создания системы пробации (уголовной опеки), соответствующей международным стандартам в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних. Вместе с тем целенаправленные меры по достижению эффективности взаимодействия суда с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и исполнения наказания принимаются в Пермском крае, в Санкт-Петербурге, Ростовской и Московской областях.

Положительный опыт социальной адаптации и реабилитации получен в Санкт-Петербурге в Центре социальной адаптации имени Василия Великого. Во время проживания подростка в Центре определяются круг проблем и причины срывов в его социальном поведении, возможные адекватные пути социализации несовершеннолетнего. Его приучают к самостоятельному принятию решений и ответственности за свои поступки. Центр также заключает договоры о сотрудничестве с родителями, которые обязуются посетить индивидуальные занятия со специалистами, чтобы быть готовыми к возвращению в семью подростка, совершившего правонарушение. В этом же направлении активную работу проводит, например, ООО "Новое поколение", являющееся одним из основных исполнителей Закона Санкт-Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербурга "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге" на период с 2006 по 2008 г.". На предприятии организовано совмещение трудовой занятости, обучения, групповой и индивидуальной воспитательной работы, социальной помощи, организованного досуга и отдыха подростков, склонных к правонарушениям, а также осужденных.

В большинстве же регионов, использующих в своей работе ювенальные технологии, уровень взаимодействия с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и наличие специализированных учреждений, служб и организаций профилактико-реабилитационного характера судьи оценивают как не отвечающий необходимости полноценного внедрения социально-реабилитационного аспекта, являющегося одним из самых важных направлений ювенальной юстиции.

Становление института ювенальной юстиции в Ростовской области (как и в Санкт-Петербурге, Саратовской области) основано на модели, в которой суд является центральным звеном, и именно он объединяет вокруг себя различные службы и органы по работе с несовершеннолетними (социальные службы), которые в рамках действующего законодательства и имеющихся региональных ресурсов изыскивают возможности реабилитации оступившихся подростков. Специально для этих служб областным судом готовятся методические рекомендации по взаимодействию с судами в сфере судопроизводства с участием несовершеннолетних. Например, в Таганрогском ювенальном суде ежеквартально проводятся дни профилактики, в которых принимают участие осужденные, их родители, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД, сотрудники уголовно-исполнительной инспекции, представители комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства. Несовершеннолетние на этих заседаниях отчитываются о своем поведении, при необходимости вносятся коррективы в программу их реабилитации, разрабатываются дополнения в индивидуальные планы работы с несовершеннолетними. На базе этого суда еженедельно проводится групповой психологический тренинг с несовершеннолетними осужденными по профилактике асоциального поведения с элементами правовых знаний. Помощниками судей с функциями социальных работников ведутся личные дела несовершеннолетних (отслеживается их судьба), поддерживается контакт по каждому подростку с органами системы профилактики. Связь судебной процедуры и реабилитационных программ после вынесения судом решения по делу в отношении несовершеннолетнего, таким образом, оптимизирует процесс социализации подростка.

Следует отметить, что одной из сложившихся ювенальных технологий в Ростовской области является судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного подростка. Например, суд возлагает на условно осужденного несовершеннолетнего обязанности вернуться в общеобразовательное учреждение, получить основное общее образование или трудоустроиться. Однако возложенные судом обязанности подросток зачастую выполнить не может по объективным причинам: в связи с тем, что его не берут в общеобразовательное учреждение, отказывают в устройстве на работу. Поскольку причины, способствовавшие совершению преступления, оказываются неустраненными, подросток становится для уголовно-исполнительной инспекции формально злостным неисполнителем возложенных на него судом обязанностей. Поэтому возложение обязанности оказать содействие подростку в обеспечении его прав и свобод на должностных лиц органов и учреждений государственной системы профилактики правонарушений приняло форму частного постановления суда (ч. 4 ст. 29 УПК РФ). Такое судебное решение является правовой основой помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. Тем самым суд выполняет профилактическую функцию в отношении правонарушений несовершеннолетних.

Другой процессуальной формой, которая используется судами Ростовской области для подготовки программы реабилитации несовершеннолетнего, взаимодействия с его семьей, находящейся в социально опасном положении, является постановление суда, вынесенное в соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Согласно данной статье основанием проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные ст. 5 Закона, если они зафиксированы в приговоре, постановлении или определении суда. Суд также принимает меры по защите прав несовершеннолетнего путем вынесения постановления или направления письма суда в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Опыт работы судов Ростовской области с комиссиями по делам несовершеннолетних закреплен в областном законе, где нашли отражение уже действующие ювенальные технологии. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выполняют функции специализированного государственного органа, которому суд передает под надзор несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности. Комиссия разрабатывает индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних, утверждает план по защите прав каждого несовершеннолетнего правонарушителя, нуждающегося в государственной защите, контролирует его исполнение и др.

  1. К особенностям формирующейся в регионах модели ювенальной системы можно отнести активное использование элементов восстановительного правосудия, заключающегося в применении примирительных процедур, проводящихся с обоюдного согласия потерпевшего и несовершеннолетнего правонарушителя (Пермский край, Черемушкинский суд города Москвы и др.). Как видно из полученной информации, в результате проведения примирительных процедур составляется соглашение, которое содержит принятые правонарушителем, с согласия потерпевшего, определенные обязательства по восстановлению нарушенных прав жертвы, что также способствует исправлению подсудимого. Данное соглашение является предметом обсуждения в судебном заседании и учитывается при вынесении окончательного судебного решения, так как обязательства, взятые на себя несовершеннолетним правонарушителем в процессе примирительной процедуры, могут быть возложены на него в соответствии с положениями ст. 73 и 90 УК РФ. В отличие от прекращения дела за примирением сторон эта процедура имеет воспитательное значение и способствует подлинной ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя, формируя у него ответственное отношение к своим поступкам, а также дает возможность защитить законные интересы потерпевшего.

Один из вариантов осуществления примирительной процедуры, проводимой на тех же условиях, используется в судах Ростовской области в рамках досудебной подготовки гражданских дел. При проведении психологом обследования и тестирования истец и ответчик (например, оба родителя), общаясь со специалистом, могут прийти к взаимопониманию, учитывая интересы ребенка.

При внедрении элементов ювенальной юстиции в Пермском крае был реализован эксперимент "Организация и проведение пилотного проекта на основе концепции восстановительного правосудия и методик ведения восстановительных процедур". В настоящее время в рамках Краевой целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2007 - 2010 гг." последовательно реализуется направление "Внедрение восстановительных (ювенальных) технологий в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних".

Особенность "пермской модели" ювенальной юстиции состоит в том, что суд встроен в общую систему профилактики правонарушений несовершеннолетних, объединяющую усилия досудебных, судебных и пенитенциарных учреждений. Причем акцент в данной работе делается на работе с несовершеннолетним, еще не попавшим в поле зрения суда. В регионе создано более 200 школьных служб примирения, в 27 из 50 муниципалитетов края начали работу ресурсные центры восстановительных технологий. С июля 2008 г. в повседневной практике комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и социальных служб применяются индивидуальные программы реабилитации с использованием восстановительных технологий в отношении несовершеннолетних правонарушителей и детей, находящихся в социально опасном положении. Результатом осуществления этих мероприятий стала разработка нового алгоритма работы комиссий по делам несовершеннолетних с использованием восстановительного подхода и внедрение ювенальных технологий в деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Приняты и действуют программы, регламентирующие порядок работы с несовершеннолетними, обвиняемыми в совершении преступлений, и несовершеннолетними, в отношении которых судом принято решение о направлении их в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. В них закреплены процедуры взаимодействия суда, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, социального педагога и ведущего программ восстановления, предоставляемого Комитетом по образованию и науке администрации г. Перми.

* * *

Эффективность применения ювенальных технологий для устранения негативных тенденций в формировании и развитии личности несовершеннолетних отмечается всеми судами, использующими ювенальные технологии в связи с положительной динамикой сокращения случаев рецидива среди подростков. Например, из числа осужденных с применением ювенальных технологий в 2004 г. по приговору модельного ювенального суда города Таганрога повторно совершили преступление только 3,5% несовершеннолетних, в 2005 г. - 3,5%, в 2006 г. - 5,4%, в 2007 г. - 4,5% несовершеннолетних.

Разнообразие организационных моделей внедрения ювенальных технологий обусловлено различием в ресурсных возможностях субъектов, многообразием инициативных групп, наличием и степенью готовности к их использованию учреждений и государственных органов субъектов Российской Федерации, организаций, специализирующихся на работе с несовершеннолетними правонарушителями. Использование совокупности элементов восстановительного правосудия и реабилитационных программ в отношении несовершеннолетних правонарушителей и жертв правонарушений, направленных на исправление несовершеннолетних и становление их в качестве полноценных членов общества, будет способствовать снижению рецидивной преступности среди подростков. Опыт апробирования ювенальных технологий на региональном уровне создает предпосылки к организации действительно эффективной системы ювенальной юстиции в Российской Федерации.