Мудрый Юрист

Государство не должно командовать

"Московские аптеки", 2003, N 11

29 октября с.г. в рамках медико-фармацевтического форума "Аптека 2003" состоялся круглый стол Минздрава РФ по теме "Государственное регулирование и контроль деятельности аптечных учреждений". Что представляет собой современная система фармацевтической помощи населению и нормативная база, регулирующая вопросы в этой области; насколько соблюдает государство гарантии льготного лекарственного обеспечения; как строится работа управленческих структур в области фармации; каковы насущные проблемы аптечной сети и ее специалистов, - эти темы осветила в своем докладе Н.И.Подгорбунских, начальник управления организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями Минздрава РФ, кандидат фармацевтических наук.

Организация схемы реализации фармацевтической продукции ЛПУ страны населению, как и 10 лет назад, представлена сетью аптечных складов, розничной сетью аптечных учреждений, фармацевтическими предприятиями. Содержание работы предприятий и организаций, входящих в эту систему, коренным образом изменилось.

В настоящее время аптечные учреждения могут функционировать как самостоятельные государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, структурные подразделения учреждений здравоохранения или входить в состав АО, ООО, а также могут быть организованы индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

На фармацевтическом рынке активную деятельность ведут десятки тысяч аптек, аптечных пунктов, киосков, тысячи крупных и мелких оптовых складов, т.е. посредников, представительства фармацевтических компаний РФ, стран СНГ и зарубежные фармацевтические фирмы.

Также изменилась организационная структура, функции и характер работы фармацевтических управленческих организаций. В начальный период реформирования здравоохранения координация и государственное влияние на деятельность аптечных учреждений были резко ослаблены. На федеральном уровне имело место регулирование только вопросов организации контроля качества ЛС, соблюдения условий хранения, реализации ЛС, подготовки кадров с фармацевтическим образованием.

Изменения, которые произошли и продолжают иметь место в системе обеспечения населения и ЛПУ лекарственными средствами, отражают как количественные, так и качественные показатели работы. Новые, как правило, прогрессивные технологии привели к качественному росту всей сферы фармацевтических услуг. Внедрены современные методы и технологии реализации ЛС и методы работы, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве производителей, оптового и розничного звеньев. Фармацевтическая продукция реализуется как через централизованную систему государственного обеспечения ЛС, так и при посредничестве многочисленных независимых оптовых фирм.

Доля коммерческих поставок в объеме реализации продукции продолжает постепенно увеличиваться, что во многом обусловлено большей эффективностью деятельности независимых компаний, использующих более гибкие формы работы как с поставщиками, так и с потребителями. В настоящее время в России система коммерческих поставок фармацевтической продукции зарубежного производства приобрела лидирующее значение. Часть поставок из-за рубежа направляется через компании с участием иностранного капитала, которые представлены в России в виде дочерних фирм зарубежных производителей, либо крупных поставщиков, либо предприятий, созданных совместно зарубежными и бывшими государственными российскими аптечными предприятиями. Такие структуры обладают значительным потенциалом, т.к. финансовые возможности и опыт работы в рыночных условиях со стороны зарубежных партнеров сочетается со знанием специфики российского рынка и отработанными системами распределения продукции на российском рынке.

Ведомственная нормативная база, регулирующая фармацевтическую деятельность, формируется на основе принятых законов. Создается новая система, принципиально отличающаяся от системы, действовавшей в советском здравоохранении. Сегодня в принятых законах не находят отражения такие важные разделы деятельности фармацевтической службы, как, например, общегосударственная вертикальная система управления, призванная обеспечить доступную и качественную лекарственную помощь населению. При отсутствии вертикали управления структура органов управления фармацевтической службой характеризуется многообразием форм, существенно отличающихся от субъекта к субъекту, что не может не сказываться на выполняемых ими функциях. Между тем время показало ошибочность недооценки роли федеральной вертикали управления фармацевтической деятельностью.

Функции управления по лекарственному обеспечению на территориях РФ возложены на различные организационные структуры при государственных органах исполнительной власти, которые существенно не различаются по наименованиям, структуре и выполняемым функциям. Численность работников органов управления составляет от 2 чел. (отдел) до 39 чел. (управление или комитет). Работники с фармацевтическим образованием в указанных органах управления составляют в среднем 60,7%.

Опыт работы региональных управленческих структур в условиях рыночной экономики показал: не подлежит сомнению тот факт, что методы, формы и механизмы государственного влияния и контроля деятельности субъектов фармацевтического рынка должны быть идентичными на всей территории РФ. Не вызывает сомнения и то, что при совершенствовании организационно-управленческой модели фармацевтической службы страны необходим единый подход, но с одной существенной оговоркой: управление основными процессами на фармацевтическом рынке должно регулироваться рыночной экономикой, государство не должно командовать и указывать, что, где и как покупать и продавать. Но оно обязано организовывать и осуществлять государственный надзор за всей сферой фармацевтической деятельности, во всех сегментах фармацевтического рынка: производстве, оптовой и розничной торговле независимо от формы собственности предприятия, организации, фирмы. При этом роль государства должна быть четко прописана в законах и постановлениях Правительства РФ.

У специалистов аптечной сети проблем более чем достаточно. Заслуживают более пристального внимания и оперативного решения такие вопросы, как:

На одном из первых мест в плане выживания аптек стоит вопрос увеличения прибыли, что тесно связано с расширением ассортимента продаваемого товара. Не важно, что это за товар (ЛС ограниченного спроса или для животных, санитарно-гигиенические средства или парафармацевтика), важно, чтобы при решении этой проблемы аптечные учреждения соблюдали действующие нормы, правила, требования, условия при работе с товаром, установленные действующими правовыми актами. Сегодня имеют место нарушения нормативно-правовых актов, регламентирующих работу аптечных учреждений, не соблюдаются правила отпуска ЛС, нормы санитарного режима и хранения ЛС. Эта проблема связана как с вопросами профессиональной нравственности, так и с социально-экономическими факторами.

Существуют также проблемы, напрямую связанные с формами собственности. Розничное звено более чем на 60% представлено аптечными учреждениями государственной формы собственности, а в оптовом звене более 96% компаний относится к частной форме собственности. Государственные аптеки и аптечные склады связаны с выполнением социальной функции государства: от поддержания достаточного ассортимента до решения проблемы льготного отпуска ЛС населению. На плечах государственных аптек тяжелым бременем лежат излишки площадей помещений, рассчитанных для работы по старым технологиям. Государственным аптекам приходится решать и другие вопросы, от которых зависит их экономическое благополучие: 2-3-месячный запас товара, большой штат специалистов, наркотические ЛС в ассортименте, РПО (производство убыточное, цены на ЛС, изготовленные в аптеках, в 3-20 раз ниже заводских). Было бы несправедливо не отметить положительные стороны работы коммерческих аптечных предприятий: высокая культура обслуживания, передовые технологии борьбы за покупателя; прогрессивные методы менеджмента и прогрессивные технологии учета, хранения и продажи ЛС; жесткая дисциплина; более продуманная ассортиментная политика; выделение средств на повышение профессионального уровня работников (они активно участвуют в семинарах, конференциях, симпозиумах, обогащают знания и анализируют полученные сведения).

В соответствии с концепцией развития здравоохранения России приоритетом государственной политики в области лекарственной помощи населению является гарантированное лекарственное, в т.ч. льготное обеспечение населения при оказании медицинской помощи в амбулаторных стационарных условиях в рамках программы государственных гарантий. Реализация этой политики осуществляется через развитие рынка фармацевтических услуг. Это предполагает, что при амбулаторном поликлиническом лечении лекарственное обеспечение должно быть осуществлено с учетом:

В государственных документах система лекарственной помощи населению выглядит достаточно четко, на практике все сложнее. Проведенный в 2003 г. Управлением фармдеятельности Минздрава РФ анализ состояния льготного лекарственного обеспечения показал, что в настоящее время, по данным за 2002 г. - 6 мес. 2003 г., полученным от 73 субъектов РФ, льготами на ЛС пользуются 18,5% населения регионов, представивших сведения. Потребность в финансовых средствах на обеспечение льготных категорий граждан в 2002 г. составила более 24 млрд. р. Затрачено денежных средств на льготное обеспечение граждан всего 39% от потребности. За I полугодие 2003 г. потребность составила 23%. Средняя стоимость льготного рецепта в 2002 г. составила 59,7 р., в 2003 г. - 60,7 р. Удовлетворение потребности в обеспечении льготными ЛС от количества обратившихся за помощью составило в среднем: в 2002 г. - около 45%, в 2003 г. - около 42%. По регионам этот показатель колеблется от 17 до 100%. Из этих данных видно, что положение с решением проблем льготного лекарственного обеспечения остается неудовлетворительным. Остается надеяться, что в условиях постоянного дефицита бюджетных средств государство рано или поздно придет к осознанию необходимости жить по средствам, а с другой стороны, помогать только тем категориям населения, которым эта поддержка жизненно необходима. Это вопрос входит не только в компетенцию Минздрава, но составляет собой часть социальной политики государства и его многочисленных служб, которые занимаются этой проблемой.

В условиях становления, совершенствования рыночных отношений и появления аптечных учреждений различных организационно-правовых форм резко усилилась зависимость фармацевтических работников от работодателей. Нередко нарушается соблюдение декларирования действующими законами прав фармацевтических работников на нормальные условия труда, охраны труда и получение льгот в соответствии с вредными условиями труда. Отмечается тенденция к ухудшению условий труда, а также рост профессионально обусловленных заболеваний. Совершенно не проработан вопрос о статусе аптечного склада и правовом положении фармацевтических работников, которые на нем трудятся. Сегодня более 95% фармацевтических работников социально не защищены. В решении этих проблем важную роль должна сыграть Фармацевтическая лига, которая развивает свою деятельность на территории регионов РФ.

Система лекарственного обеспечения аптечных учреждений изменяется, но сегодня, как и на всем протяжении деятельности фармацевтического рынка, остается очень важной и значимой задачей. Законодательство в этой сфере по-прежнему оставляет желать лучшего. Между тем стремление участников рынка как можно реже отступать от правил, утвержденных нормативными актами, а также их активное участие в совершенствовании законодательной базы может оказать серьезную помощь при упорядочивании работы всей фармацевтической отрасли.

Е.ПАШКОВА