Мудрый Юрист

Принципы систематизации функций права

Палазян А.С., кандидат юридических наук, доцент, соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

В теоретическом плане систематизация позволяет дать целостное представление о праве как в его действии, обнаруживаемом эмпирически, посредством анализа правовой практики, так и в его возможностях. В практическом плане это позволяет, во-первых, целенаправленно развивать существующее право во всех его существенных элементах, управлять правовыми процессами, определять перспективы изменений права. Во-вторых, это позволяет использовать правовые средства организации общественной жизни системно, во взаимной связи, преодолевать односторонность в реализации правовых средств, например, использовать их лишь в регулятивном или охранительном аспекте.

Systematization gives integral understanding of law both in its action discovered empirically by analysis of legal practice and its possibilities. In practice it allows firstly, developing of the existing law in all its material elements, managing legal procedures, determining prospects for changes of law. Secondly, it allows systemic using legal means of organization of public life, overcoming one-wayness in realization of legal means, for example using them only in regulative, protective aspect <*>.

<*> Palazyan A.S. Principles of systematization of functions of law.

В теоретическом плане систематизация позволяет дать целостное представление о праве как в его действии, обнаруживаемом эмпирически, посредством анализа правовой практики, так и в его возможностях. В практическом плане это позволяет, во-первых, целенаправленно развивать существующее право во всех его существенных элементах, управлять правовыми процессами, определять перспективы изменений права. Во-вторых, это позволяет использовать правовые средства организации общественной жизни системно, во взаимной связи, преодолевать односторонность в реализации правовых средств, например, использовать их лишь в регулятивном или охранительном аспекте.

Наша задача - выявить только те принципы организационно-установочного характера, которые являются условиями, при которых вообще возможно формирование знания о системе функций права.

Первым из них, несомненно, должен быть признан принцип научности. В применении к нашему вопросу данный принцип предполагает опору на позитивное (в широком смысле слова) правопонимание, противопоставленное прежде всего естественно-правовому правопониманию как совокупности идеалов и долженствований, обращенных от человека к обществу.

Принцип научности означает, что речь должна идти о праве в его проявлениях, эмпирических фактах, а не о праве в его сущности. С одной стороны, функциональные проявления права закономерны, а с другой стороны, они определены вовсе не одной природой права, а главным образом социальными обстоятельствами, совокупностью сложившихся условий жизни в конкретном обществе.

Наконец, принцип научности связан с требованием элиминирования из процесса систематизации функций права идеологических компонентов, которые дают, как правило, искаженное понимание существа отдельных функциональных проявлений права.

Одним из базовых для систематизации функций является принцип системности. Он содержит в себе требование представлять функционирование права в целостности, определенной системообразующими функциями. Системообразующие функции выражают главное предназначение права, независимо от того, в какой форме оно существует, независимо от исторической ситуации или культурного своеобразия, а также главное отличие права от всех иных форм социального существования людей. К таковым относятся правообразующая и упорядочивающая функции. Все остальные функции должны рассматриваться как конкретизации системообразующих функций или, иначе, способами реализации данных основных функций права.

Принцип системности применительно к функциям права имеет в своей основе концептуальную идею, согласно которой право действует, конечно, посредством отдельных своих элементов, но реализуется и эффективно оно только в целом.

Далее рассмотрим принципы, являющиеся выражением различных аспектов свойства системности, которое присуще функциям права.

Важная сторона системности функций права отражена в принципе полноты. Он указывает на то, что только при знании всего множества функций возможна адекватная функциональная характеристика права. Но эта полнота должна пониматься вовсе не в эмпирическом смысле, поскольку, во-первых, знание о функциональной стороне права, как и о праве в целом, никогда не оказывается исчерпывающим, а во-вторых, система функций права имеет свойство меняться с течением времени - одни функции могут постепенно терять свою актуальность, другие функции появляются, изменяется и содержание отдельных функций. Принцип полноты заключает в себе требование связывать понимание права с полнотой его функционального выражения.

Принцип полноты должен быть дополнен принципом открытости системы функций права. Данный принцип позволяет отразить функциональность права в социологическом аспекте, с точки зрения той роли, которую право играет в конкретных обществах, обеспечивая реализацию постоянно возникающих потребностей общественной жизни под влиянием массы факторов различного характера. Следование этому принципу имеет вполне конкретный практический смысл, потому что задает импульс правотворческим процессам.

Однако признание открытости системы функций права не означает допущения произвольного конструирования права, волевого наделения его теми или иными функциями. Так, бесполезно наделять право функцией управления мотивационной областью правового поведения. Система функций права открыта в силу того, что она носит органический характер. Принцип органичности содержит в себе требование относиться к изменениям в системе функций права как к закономерному и объективному процессу. В противовес механическим системам, многовариантность изменений которых обусловлена факторами и средствами внешнего характера, органические системы в своем изменении обусловлены факторами и закономерностями внутреннего характера. Поэтому функциональные изменения права носят неслучайный характер, в отличие, например, от системы правовых норм (законов), которая является очевидно механичной и потому меняется, как показывает практика, весьма произвольно, не теряя при этом сколько-нибудь существенно регулятивный потенциал отдельных составляющих эту системы элементов.

Существенное требование к систематизации функций права отражено принципом целеориентации. Данный принцип указывает на необходимость связи функционирования права с его результатами (в том числе и выраженными как цели права). Целевые установки права весьма разнообразны, а множество результатов, получаемых вследствие приведения в действие механизмов права, огромно. Установление конкретных связей функций права с достижением определенных результатов является средством, которое позволяет представить систему функций права в предельной конкретности, детальности.

В ином ракурсе систематизация функций права отражена посредством принципа дополнительности. Дополнительность - особый тип связи различных функций, отличный от взаимосвязи как комбинированного действия права в том или ином направлении. Последний тип связи лучше всего назвать комплексностью.

Дополнительность функций права, во-первых, состоит в том, что одни функции можно выразить посредством других, поскольку каждая функция может быть понята и как составная часть содержания другой функции. Такое свойство функций права хорошо видно в связи системообразующих и производных (конкретизирующих) функций. Так, реализация регулятивной функции является моментом как правообразования, так и упорядочения. Но по принципу дополнительности связаны и функции, так сказать, одного уровня. Например, информационная функция является элементом осуществления оценочной функции, идеологическая функция - элементом регулятивной функции права и т.д. Во-вторых, дополнительность функций права есть необходимое следствие их лишь относительной согласованности, "гармоничного сочетания", фактической противоположности (в какой-то степени - альтернативности) в реализации общих направлений действия права, в достигаемых (и предвидимых) результатах. В-третьих, дополнительность функций права должна пониматься и как их свойство компенсации. Компенсационный характер функций права является следствием того, что средства и формы реализации различных функций разные; по отдельным направлениям активность и эффективность действия права могут быть совершенно недостаточными, что и восполняется гипертрофированностью действия права в других направлениях, в реализации других функций.

Есть и такие функции права, которые вообще не свойственны данному историко-культурному типу права (например, функция правообеспечения индивидуальной жизни людей, правозащитная функция и пр.). В силу системного характера действия права они также компенсируются усилением средств реализации наиболее существенных для данного общества правовых средств (например, организующей или легализующей функции).

Еще одна сторона системности действия права отражена в принципе полифункциональности как своеобразном дополнении требований принципа целеориентации. Суть принципа полифункциональности в том, чтобы каждое направление действия права связывать с осуществлением либо всего комплекса функций права (идеальная ситуация), либо некоторой группы функций. Так, нормирование как направление действия права, определенное его природой, должно реализоваться как минимум посредством единства нормотворческой, селекционной, процессуальной и правотворческой функций.

По-иному дополняет требование принципа целеориентации принцип дифференциальности, указывающий на необходимость конкретизации целей и направлений действия права и определения адекватной им функции права, которая сама выступает в качестве системообразующей по отношению к совокупности функций, непосредственно связанной с реализацией вновь поставленной цели.

Далее необходимо рассмотреть принципы, которые характеризуют право уже не в контексте системности, а с точки зрения выраженности в его функциональной характеристике универсальных закономерностей и свойств, присущих всяким социальным процессам и образованиям. Речь идет прежде всего о принципе категориальности. Категориальное выражение функций права позволяет, во-первых, выявить их характер; во-вторых, оно позволяет придать систематизации функций универсальность, т.е. такой уровень, на котором содержательные различия и историко-культурные особенности функционирования права уже мало что прибавляют; в-третьих, оно позволяет установить предельно общее назначение и роль отдельных принципов; в-четвертых, оно позволяет выявлять системообразующие функции.

Посредством категорий выражаются механизмы развития права в функциональном аспекте. Так, функции содержательного плана более динамичны, именно они определяют векторы развития права, тогда как функции формального плана призваны стабилизировать, "консервировать" сложившуюся систему отношений и правил, и попытки придать им динамику лишь дестабилизируют правовую практику.

Органично с предыдущим связан принцип диалектической связи функций права. В отличие от типов связей функций, которые были раскрыты в контексте анализа их системных свойств, диалектическая связь как основа систематизации обнаруживается на уровне универсальных характеристик, задаваемых категориями диалектики. Данный принцип также указывает на динамическую сторону самой систематизации функций, на закономерные переходы одной функции в другую вследствие постоянного содержательного изменения, на закономерные переходы функций в свои противоположности, от позитивной направленности к негативной, от функций к дисфункциям - и обратно. Функциональная характеристика права в свете названного принципа требует постоянного уточнения, переоценки, развития, содержательной открытости и т.д.

Один из важнейших моментов диалектической связи функций права выражен принципом единства исторического и логического. Суть данного принципа в том, что развитие системы функций является не только закономерным, типическим процессом, определенным самой сущностью права (логикой его существования), но и следствием условий, определенных не существом и природой права, а конкретно-историческими состояниями и ситуациями, в принципе носящими для понимания логики развития функциональности права случайный, привходящий характер.

Последний принцип данной группы - принцип единства актуальности и потенциальности. Он является своеобразным выражением существа предыдущего принципа и весьма важен для оптимальной систематизации функций права, поскольку требует исходить из учета не только действующего права, наличествующих задач и функционального их обеспечения, но и заложенных в самой природе права возможностей, требующих для своего развития самостоятельных усилий общества. Это сообщает функционированию права необходимую перспективу. Особенно важна реализация данного принципа в сфере правотворчества, правового обеспечения новых для общества областей жизни и деятельности.

Наконец, рассмотрим группу принципов, которые характеризуют отдельные функции права и их систему с точки зрения содержательной определенности.

Непосредственным образом требование содержательной определенности функций права, в применении к проблеме систематизации, формулируется в принципе конкретности. В данном плане конкретность означает, во-первых, отказ от понимания функции только как формы реализации определенных задач, стоящих перед правом как совокупностью нормативных регуляторов, во-вторых, всемерное уточнение содержания задач, осуществляемых в рамках той или иной функции, в-третьих, изменчивость содержания функций права по мере их осуществления и, стало быть, изменчивость самого существа отдельных функций (что требует ее своевременной переформулировки), в-четвертых, необходимость внесения изменений в "конфигурацию" функций (продукт систематизации) в связи с переориентациями в системе задач и направлений действия права.

На основе принципа самоценности содержание функций права конкретизируется с точки зрения осуществления базовых предназначений действующего права. Этих предназначений два - обеспечение общественной жизни присущими праву средствами, поскольку право призвано обслуживать общество, и воспроизводство, сохранение самого права, поскольку право обладает также и самоценностью и в этом смысле может быть вполне самодостаточным. Принцип самоценности предполагает, что каждая функция права, проистекающая из его природы (т.е. сущностная), представляет собой неразделимое единство двух функций - обслуживающей и самовоспроизводящей.

Наконец, одним из центральных принципов и определения содержания и сущности функций права, и их систематизации является принцип сопряженности с функциями государства. Фактом, не подвергаемым никаким сомнениям, является неразрывная связанность функционирования права с государством, поэтому сущность каждой отдельной функции права не будет понята правильно, если она будет рассматриваться вне связанности с функциями государства. Это еще одно обязательное условие правильной и полной систематизации функций права.

При этом важно учесть, что сопряженность функций права и государства может быть разная, а именно: а) функции права, являясь способами реализации функций государства, являются конкретизирующими функциями; б) функции права могут контрастировать с функциями государства, поскольку все же право не является порождением государства и не определено природой государства, и в этом смысле они находятся в диалектической связи, со всеми вытекающими из такого рода связей последствиями; в) функции права могут носить соотносительный, аналоговый характер по отношению к функциям государства, и при таком условии функции права соотносятся с функциями государства как форма с содержанием.

Рассмотренные, а также и иные принципы систематизации функций права находятся в сложном единстве.