Мудрый Юрист

К вопросу о противодействии современной организованной преступности

Стрельников К.А., начальник отделения научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.

Работа содержит обзор структуры современной организованной преступности, тенденций и закономерностей развития данного антиобщественного явления. В статье уделяется внимание факторам, влияющим на повышение эффективности противодействия организованной преступности. Обосновывается принятие отдельного программного нормативно-правового акта, регламентирующего противодействие организованной преступности, раскрываются его основные блоки.

В современных условиях становления и развития российской государственности реальную угрозу безопасности и социально-экономическим преобразованиям наносит организованная преступность. Преступления, совершаемые организованными преступными группами, наносят существенный вред обществу. Преступность принимает все более организованные формы, повышается уровень вооруженности и технической оснащенности организованных преступных групп, происходит их сращивание с коррумпированными должностными лицами. Организованная преступность, по существу, бросила вызов обществу.

Основными уголовно-правовыми признаками преступного сообщества являются: организованность, устойчивость и сплоченность; цель - совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

По данным МВД, в России действует более 100 преступных сообществ, в составе которых около 500 организованных групп с общим количеством участников более 4000.

Наибольшую общественную опасность представляют преступные сообщества. К наиболее известным преступным сообществам можно отнести "Солнцевское", "Тамбовское", "Кравченко", "Красноярское", "Иванова", "Братское", "Уралмаш", "Кадина", "Канапа", "Общак".

Негативную роль в организации деятельности преступных формирований оказывают лидеры преступной среды и воры в законе.

Лица, относящиеся к категории воров в законе, возглавляют восемь преступных сообществ ("Солнцевское", "Братское", "Общак", "Сабрековское", "Смирнова", "Пичугина", "Шамазова", "Белый Грач").

Наибольшую активность воры в законе проявляют в г. Москве и Московской области, крупных городах Центрального, Южного и Уральского федеральных округов РФ. Это связано в первую очередь с экономической привлекательностью этих регионов.

Существенное воздействие на оперативную обстановку оказывают криминальные структуры, выстроенные по этническому принципу. Основными направлениями их криминальной активности являются вымогательство, незаконный оборот наркотиков, оружия, мошенничества, преступления в сфере потребительского рынка, похищения людей, а также кражи и разбои.

Организованная преступность давно вышла за рамки одного государства. Объективные процессы глобализации эффективно используются международными преступными группировками. Так, в преступных целях используется международная финансовая система, каналы международного обмена информацией. Все это обусловливает интеграцию не только государственного взаимодействия, но и интеграцию криминальных групп всех стран.

Поэтому международная организованная преступность, действующая на территории Российской Федерации, - уже реальность сегодняшнего дня.

Российский подход к борьбе с международной организованной преступностью однозначен. Он соответствует выраженному в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности определению. Российские правоохранительные органы считают, что преступление носит транснациональный характер, если:

На протяжении последних лет на территории Российской Федерации не наблюдается снижение числа преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, имеющими международные связи, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Более того, проведенный анализ показал, что подавляющее большинство ОГ и ПС если еще не имеет криминальных связей за рубежом, то предпринимаются активные попытки к их установлению.

Можно выделить ряд основных криминогенных факторов, оказывающих определяющее влияние на оперативную обстановку в области организованной преступности:

С учетом сложившейся системы преступных отношений возможно проявление следующих криминогенных тенденций и закономерностей в структуре и деятельности российской организованной преступности:

Выводом из всего сказанного является то, что борьба с организованной преступностью невозможна усилиями лишь правоохранительных органов.

Сдерживающее влияние на указанные выше тенденции могут оказывать уже сформированные антикриминогенные факторы:

В связи с изложенным представляется, что противодействие организованной преступности должно являться непротиворечивым фрагментом государственной политики общественного развития. При гармонизации общественных отношений, повышении благосостояния общества и социального компромисса проблема организованной преступности утратит свою остроту.

Вместе с тем наивно было бы полагать, что не требуется самостоятельной государственной политики в сфере противодействия организованной преступности.

Считаем целесообразным разработку программного документа (программы, концепции, стратегии) по противодействию организованной преступности.

Его основными положениями должны стать:

  1. Создание в системе МВД специализированных подразделений, отвечающих за разработку и реализацию государственной политики в данном направлении.
  2. Аналитическая проработка вопросов противодействия организованной преступности. Глубокого изучения с целью последующего принятия решений требуют вопросы:
  1. Декриминализация объектов и территорий, находящихся под влиянием лидеров криминальной среды, преступных сообществ или вовлеченных в систему криминальной экономики.
  2. Включение вопросов противодействия организованной преступности в систему внешней политики Российской Федерации. Неотъемлемой частью внешней политики должно стать проведение мероприятий, направленных на устранение факторов, способствующих росту организованной преступности в России.
  3. Заключение ведомственных соглашений о регулярном проведении совместных с зарубежными странами оперативно-профилактических операций по декриминализации приграничных районов.
  4. Расширение практики расследования уголовных дел об организованной преступности специализированными следственно-оперативными группами, что позволяет применять точечное воздействие на ОГ и ПС.
  5. Регулярное рассмотрение вопросов противодействия ОГ и ПС органами государственной власти.
  6. Разработка общественных механизмов противодействия ОГ и ПС.