Мудрый Юрист

Научные исследования в организации деятельности органов внутренних дел

Овчинников О.А., докторант Академии управления МВД России, доцент, кандидат юридических наук.

Автор статьи указывает, что сотрудники органов внутренних дел в своей деятельности должны опираться не только на практические знания, но и на научные исследования, поскольку именно научные труды являются результатом многолетних наблюдений и обобщений.

Общеизвестно, что на формирование проблематики, направлений научных исследований, задающих своим адресатам систему МВД России, влияют потребности практики, а также внутренние закономерности развития науки. В течение последних десятилетий мы наблюдали следующее. С одной стороны, выработку положений и рекомендаций, не соответствующих уровню организационно-правового и материально-технического обеспечения органов внутренних дел, а потому имеющих перспективы применения в будущем. С другой - в силу известных причин определенную неподготовленность науки к осмыслению новых явлений и процессов в обществе. Отказ от идейно-политического догматизма создал предпосылки к развитию различных научных направлений. Однако органы внутренних дел не получили должного научного обеспечения в решении многих актуальных правовых, организационных и тактических вопросов. Среди них: концептуальное понимание функций Министерства внутренних дел Российской Федерации, а отсюда постановка целей и задач; правовое обеспечение и организационное построение подразделений органов внутренних дел на уровне федеральных округов; обеспечение правопорядка в общественных местах во взаимодействии с негосударственными субъектами правоохранительной направленности и их участие в охране общественного порядка в чрезвычайных ситуациях и т.д.

Научные исследования производят знания, которые отвечают потребностям практики и выражены в виде "социальных заказов", а также вследствие закономерностей собственного развития. В силу действия присущих науке внутренних закономерностей, одной из которых является преемственность знаний, ученые-юристы в своих исследованиях могут прийти к таким научным выводам, которые трудно объяснить только данным этапом развития практики органов внутренних дел. Иногда практические задачи борьбы с преступностью и административными правонарушениями, решаемые на основе научных рекомендаций, еще не соответствуют уровню организации практической работы. По мере совершенствования общественных отношений, развития правовых основ создаются условия и для реализации ранее полученных результатов научных исследований.

Определение целей научных исследований предполагает постановку конкретных задач. Изучая преступность и связанные с ней явления, в ходе исследования необходимо выработать рекомендации, способствующие совершенствованию деятельности в определенной области для более полного использования их результатов. Это позволит строить работу по осуществлению правопорядка в соответствии с познанными закономерностями ее функционирования.

Вместе с тем развитие научного познания, обусловленное изменчивостью изучаемых явлений, показывает, что, однажды познав содержание закономерностей существования правонарушений и борьбы с ними, мы не можем раз и навсегда вооружить себя знанием на все времена. Как социальное явление преступность, административная деликтность диалектически изменяются на различных стадиях своего развития. Значит, потребность в дальнейших исследованиях, направленных на познание преступности, административной деликтности и связанных с ними явлений, процессов, а также применение полученных результатов на практике, внесение коррективов в сложившиеся представления будут возникать всегда.

Рассматривая более конкретно потребности практики, отметим следующее. Потребность в научных рекомендациях вовсе не лежит на поверхности. Ее выявление само по себе составляет предмет специальных исследований. Лишь после того, как она обнаружена, наступает период всестороннего изучения ее природы и характера, без чего адекватное удовлетворение в процессе научной деятельности невозможно. В научной литературе иногда указывается, что потребность является исходным пунктом в любой деятельности. Однако источник следует искать не в ней самой, а в тех социальных и организационных условиях, в которых функционирует система и из которых вытекает данная потребность. В использовании науки она возникает лишь тогда, когда ее содержание обретает предметный характер, т.е. появляется в связи с развитием различных сторон общества, настоятельной необходимостью ее совершенствования. Удовлетворенная потребность в решении той или иной практической задачи также является источником возникновения новых потребностей. Поэтому потребность в результативных исследованиях будет все возрастать.

Деятельность органов внутренних дел характеризуют широкий спектр и различный характер проводимых мероприятий, что требует оперативного развития научных исследований. Необходимо глубокое теоретическое осмысление как отдельных явлений и процессов, связанных с современной оперативной обстановкой, так и всего их комплекса. Познать же процессы можно лишь на основе научных изысканий, поскольку только в многообразных теориях отражаются и анализируются различные стороны этих явлений, выявляются и прогнозируются тенденции их изменения и развития в пространственно-временных интервалах. Поэтому действительным руководством для практиков, осуществляющих обеспечение правопорядка, может быть только научная теория.

Важнейшая задача научных исследований в системе МВД России состоит в том, чтобы стать эффективным средством выработки рекомендаций для потребностей практики. Это позволяет науке выполнять свои социальные функции. В то же время связь науки с практикой носит двухсторонний характер. От практики в науке ждут запросы, от науки в практике - ответы и рекомендации. Необходимо превратить эту связь в целостную информационную систему по типу "Гарант", центральным моментом которой явится информация о научных достижениях с анализом возможностей их использования. Здесь, безусловно, важно определить: каким должен быть объем информации, какие ее формы наиболее эффективны, какие источники наиболее отвечают запросам практики, как информация используется потребителем <1>. Одновременно крайне необходимо систематизировать эти информационные потоки.

<1> См.: Левакова Э.Н., Сидоренко Е.Н. Система информации о научных достижениях по криминологии // Вопросы борьбы с преступностью. 1978. Вып. 28. С. 41.

Следует отметить одну особенность во взаимосвязи органов внутренних дел и научно-исследовательских учреждений, которая отражается на содержании и качестве научных исследований.

Предпочтительность прикладных исследований, результаты которых выражены в рекомендациях и предложениях, с точки зрения практики очевидна. И как следствие постановка последними задач зачастую носит следующий характер: "Необходимо разработать рекомендации по раскрытию преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью... требуются конкретные рекомендации по профилактике противоправных деяний среди учащихся общеобразовательных учреждений... следует подготовить рекомендации по выявлению преступлений, связанных с незаконной добычей водных животных и растений" и т.п. Однако, как представляется, требование неких готовых рецептов для решения традиционных или сложных проблем по меньшей мере некорректно. Такие и подобные рекомендации имеются в достаточном количестве, и их незнание свидетельствует только о "непрофессионализме" сотрудников. Это и основная причина таких заказов на научно-исследовательскую работу в рамках договоров о сотрудничестве между МВД, ГУВД, УВД и научно-исследовательскими, образовательными учреждениями МВД России. Обращения к возможностям науки совершенно обоснованны. Однако целый ряд задач, решаемых органами внутренних дел, предполагает прежде всего использование значительного информационного фонда МВД, ГУВД, УВД, ознакомления с ним, а также организации всех форм профессиональной подготовки: от первоначальной до обучения в Академии управления МВД России.

Кроме того, постановка проблем, сформулированных, например, в последние годы Министерством внутренних дел Российской Федерации перед научно-исследовательскими и образовательными учреждениями МВД России (без учета научного потенциала и организационных возможностей последних) <2>, далеко не всегда рассчитана на конкретные рекомендации.

<2> См.: Планы научного обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России на 2006, 2007 годы.

Одним из путей решения поставленных задач являются прогнозирование и перспективное планирование исследований для системы МВД. На современном этапе организации обеспечения правопорядка проявляется настоятельная необходимость через прогнозирование и планирование обеспечить опережающее развитие научных исследований по сравнению с практикой.

Чем скорее и лучше будет осознаваться потребность практики, тем энергичнее будут ставиться в центр научных поисков наиболее важные проблемы, тем выше будет престиж науки и ее результатов. Прогностическая функция органически присуща всем научным системам знания. Однако следует отметить, что опыт реализации этой функции наукой относится почти исключительно к объектам научного изучения. Что же касается предвидения будущего науки, в частности организационных форм ее жизнедеятельности, то такого рода прогнозирование становится возможным лишь на основе научного подхода к ней самой.

Решение одной из проблем применительно к административному праву состоит в создании системы научно обоснованных оценок возможных путей и результатов их развития и политики в сфере охраны общественного порядка с участием негосударственных субъектов правоохранительной направленности, а также требуемых для их достижения правовых и организационных мер. В таком понимании прогнозирование научных исследований представляет собой важную часть предплановой работы и средство предвидения результатов научного развития. Если прогноз дает в конечном счете материал для принятия решения, то план является уже непосредственным итогом этого решения, выполненного с использованием как прогнозных данных, так и ряда других необходимых сведений.

Следующим шагом в укреплении информационных связей науки и органов внутренних дел является разработка методики использования результатов исследований в практической деятельности. Задача состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию научных знаний и действия практиков. При наличии рекомендаций решения принимаются нередко интуитивным путем, на основе личного опыта, что далеко не всегда является достаточным. В результате многие научные рекомендации и предложения не работают на практику, не включаются в реальный процесс обеспечения охраны общественного порядка. В этом случае знание теряет свой смысл, так как не содействует преобразованию действительности.

Таким образом, к процессам интеграции научных исследований и потребностей органов внутренних дел в обеспечении охраны общественного порядка можно отнести:

Органы внутренних дел имеют дело не с абстрактной преступностью и административными правонарушениями, а с преступностью и административной деликтностью, ограниченными во времени и пространстве, т.е. с конкретной оперативной обстановкой <3>. Опираясь в своей деятельности в целом на научную основу, они не могут довольствоваться данными науки, раскрывающими закономерности функционирования преступности безотносительно к условиям данного времени, данного региона, в которых осуществляется борьба с правонарушениями.

<3> См.: Туманов Г.А. Организация управления в сфере общественного порядка. М., 1972; Зуйков Г.Г. Основы научной организации управления и труда в ОВД. М., 1974; Малков В.Д. Планирование в управлении органами внутренних дел. М., 1980.

Отсюда вытекает необходимость в исследованиях, которые обеспечат преломление теоретических положений в конкретные условия деятельности органов внутренних дел и приведут к выработке таких результатов, которые будут способствовать совершенствованию их деятельности.

Результаты научных исследований вообще неоднородны с точки зрения их "выхода" на практику. Имеются два основных потока результатов. Первый опосредованно обращен к практике, второй - непосредственно. "Теория, не выходя прямо на практику, служит ей как указание общей перспективы, обеспечивает знанием закономерного и необходимого, являясь ориентиром в практической деятельности" <4>.

<4> Васильев А.М. Общая теория государства и права как фундаментальная наука правоведения // Правоведение. 1975. N 1. С. 9 - 10.

Прикладные исследования, приобретшие на современном этапе развития науки и практики особое значение, призваны стать опорой организованного и планомерного воздействия на преступность, отношений в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В силу этого они стремятся к непосредственной практической значимости. В гносеологическом плане это означает возрастание роли эмпирического знания и эмпирических методов исследования. Положительным здесь является то, что увеличивается возможность эмпирического проникновения в те области преступности и иные формы антиобщественного поведения, которые ранее могли исследоваться лишь с теоретических позиций. Следовательно, можно и нужно выделять различные по характеру и целям познания исследования: теоретические и прикладные.