Некоторые проблемы совершенствования правового обеспечения виктимологической профилактики преступлений
В статье говорится о необходимости переориентирования деятельности по предупреждению преступлений, традиционно осуществляемой "от преступника и преступления", в сторону виктимологической профилактики, назначение которой - помочь людям избежать опасности стать жертвой преступления. Основное внимание уделено изучению правовых аспектов данного вида профилактики.
В последние годы в российском обществе все чаще высказываются идеи о необходимости переориентации правоохранительной системы на реализацию превентивной функции. И это не случайно. Хотя раскрытие преступлений и обеспечение неотвратимости наказания виновных являются достаточно серьезными и эффективными средствами борьбы с преступностью, главное все же заключается в недопущении совершения общественно опасных деяний. Еще Чезаре Беккариа писал, что "лучше предупредить противоправное деяние, чем карать за него" <1>.
<1> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 233.Особое место в системе предупреждения преступлений должно быть, на наш взгляд, отведено виктимологической профилактике, под которой понимается специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной виктимностью с целью восстановления или активизации их защитных свойств; разработку либо совершенствование имеющихся специальных средств защиты граждан и конкретных лиц от преступлений и, наконец, повышение охранно-защитных возможностей потенциальных жертв преступлений <2>.
<2> См.: Ситковский А.Л. Виктимологическая характеристика и профилактика корыстных преступлений против собственности граждан. М., 1998. С. 74.Целью такой профилактики является максимальное привлечение и использование внутренних резервов человека, а также нейтрализация факторов, влияющих на повышенную виктимность данного лица или категории лиц.
Традиционно различают следующие виды виктимологической профилактики:
- общая, включающая выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, если они связаны с личностью и поведением потерпевших;
- видовая, направленная на работу с жертвами отдельных групп преступлений (краж, изнасилований и т.п.);
- индивидуальная, включающая выявление лиц, обладающих повышенной виктимностью, организацию в отношении этих лиц мер воспитания, обучения, обеспечения личной безопасности.
Основными направлениями данного вида профилактики можно выделить:
- выявление виктимогенных факторов и ситуаций;
- обеспечение безопасности потерпевших, их правовой, социальной, имущественной и личной защиты;
- работу с реальными и потенциальными жертвами;
- выработку алгоритмов действий в случае начавшегося или возможного преступного посягательства.
Нельзя не признать тот факт, что виктимологическое направление профилактики преступлений за рубежом реализуется на гораздо более высоком уровне, нежели в России. Это, на наш взгляд, связано не только с отсутствием должного финансирования данного направления, но и с отсутствием единой государственной программы и правовых актов, которые бы в полной мере регулировали механизм реализации задач обеспечения безопасности, защиты жертв от преступлений, злоупотреблений властью, а также виктимологические мероприятия по профилактике преступлений.
Так, в США, Германии, Японии и ряде других стран повсеместно действуют программы специализированной помощи жертвам преступлений, включающие меры оказания необходимой медицинской и психологической помощи, материальную поддержку для наиболее нуждающихся, услуги правового характера, в том числе по установлению опеки над потерпевшими в период следствия и судебного процесса.
Подобные меры, к сожалению, отсутствуют в нашей стране, и это связано с тем, что защита жертв преступлений по разным причинам до сих пор не в полной мере вписывается в национальную уголовную политику. Важно иметь в виду, что реализация виктимологического направления предупреждения преступности во многом зависит от масштабных правовых, социальных и организационных изменений в обществе в отношении жертв преступлений. Для развития в России виктимологической профилактики, на наш взгляд, необходимо:
- разработать виктимологическую идеологию, направленную на переориентацию общества с проблем только преступника на проблемы жертв преступлений (как на уровне простых граждан, так и на уровне сотрудников правоохранительных органов);
- создать систему специального законодательства, направленного на обеспечение прав жертв преступлений и организацию справедливого обращения с ними. К сожалению, Федеральный закон от 20 августа 2004 г. "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" реализуется не в полной мере в связи с недостаточностью финансирования;
- организовать эффективное ресурсное обеспечение деятельности правоохранительных органов по обращению с жертвами преступлений и жертвами злоупотребления властью;
- укрепить взаимодействие между гражданами и системой уголовной юстиции.
Кроме этого, при создании системы обращения с жертвами преступлений принципиально важными являются признание и последующая реализация следующих положений:
- возложение ответственности за организацию обращения с преступником не на жертву преступления, а на государство, которое несет юридическую и моральную ответственность за ущерб, причиненный жертвам преступлений на его территории;
- наделение жертв правом информированности на получение информации о ходе расследования преступлений и принимаемых решениях, на ознакомление с материалами соответствующих дел, на высказывание своих соображений о причиненном материальном ущербе, полученных ими психических, эмоциональных и физических травмах.
Указанные права жертв должны приниматься во внимание в процессе судопроизводства при принятии решений по уголовному делу, включая привлечение виновного к ответственности, его осуждение и назначение наказания. После осуждения виновного жертвы должны иметь право быть информированными о любых касающихся его действиях и иметь возможность высказать свои соображения по этому поводу. Учреждения и органы, исполняющие наказание, должны принимать такие соображения во внимание при принятии соответствующих решений;
- обязательность защиты жертв преступлений. Жертвы, испытывающие страх перед местью со стороны преступников, их родственников и знакомых, должны иметь право на адекватную защиту, включая наложение дополнительных правоограничений на преступников (запреты контактов с жертвой, установление ответственности за нарушение принципов защиты и обеспечения безопасности жертвы). Организация безопасности жертв должна включать право на изменение их фамилий, места жительства, физическую охрану, на обеспечение безопасности в суде при даче показаний;
- компенсация причиненного жертвам ущерба. Жертвы преступлений должны иметь право получения материальной компенсации за причиненные преступлением физические и психические травмы и их лечение, эмоциональный ущерб, потерю дохода и другие виды ущерба, не компенсируемые системой социальной помощи, принятой в государстве.
Жертвам должна быть предоставлена возможность получить компенсацию от правонарушителя уже в процессе судебного разбирательства. В случае рассрочки получения компенсации судебные органы должны напрямую возместить ущерб жертве, взыскав его с осужденного впоследствии. Иждивенцы жертв насильственных преступлений имеют право на компенсацию за потерю кормильца и специальную компенсацию, размер которой зависит от статусного положения жертвы (государственные служащие, работники, занятые на опасных производствах, и пр.). Правила о компенсации в первую очередь распространяются на жертв насильственных преступлений и лиц, чье имущественное положение и социальный статус (проживание за чертой бедности) не позволяют самостоятельно возместить ущерб, причиненный преступлениями имущественного характера;
- поддержка жертв. Сотрудники правоохранительных органов должны проходить специальное обучение, направленное на организацию обращения с жертвами преступлений.
Жертвы должны быть первыми проинформированы обо всех судебных и административных процедурах, касающихся их, а также иметь возможность получить консультацию о своих правах на всех стадиях административной и судебной процедур. Правовая помощь и защита, по возможности, должны быть предоставлены жертвам преступлений в первую очередь. Кроме этого, потерпевшие должны иметь доступ к специальным системам поддержки, а также иметь специальные гарантии соблюдения их прав и интересов.
Указанные направления должны осуществляться в процессе выявления, устранения или нейтрализации факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявления групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействия на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также в ходе разработки или совершенствования уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.
Таким образом, виктимологическое законодательство должно быть отражено в нормативных актах, регламентирующих:
- юридические аспекты обращения с жертвами преступлений (помощь адвокатов, органов системы уголовной и административной юстиции, иных государственных органов, общественных организаций и т.д.);
- социальные аспекты обращения с жертвами преступлений (социальное и медицинское обеспечение и страхование, иные формы социальной защиты и помощи);
- индивидуальные, психологические аспекты обращения с жертвами преступлений (смягчение психических, физических и социальных последствий преступления).
При этом необходимо особо подчеркнуть, что разработка подобной системы практической помощи жертвам преступлений должна быть основана на профилактическом законодательстве партнерского, а не конфронтационного типа.