Мудрый Юрист

Некоторые проблемы совершенствования правового обеспечения виктимологической профилактики преступлений

В статье говорится о необходимости переориентирования деятельности по предупреждению преступлений, традиционно осуществляемой "от преступника и преступления", в сторону виктимологической профилактики, назначение которой - помочь людям избежать опасности стать жертвой преступления. Основное внимание уделено изучению правовых аспектов данного вида профилактики.

В последние годы в российском обществе все чаще высказываются идеи о необходимости переориентации правоохранительной системы на реализацию превентивной функции. И это не случайно. Хотя раскрытие преступлений и обеспечение неотвратимости наказания виновных являются достаточно серьезными и эффективными средствами борьбы с преступностью, главное все же заключается в недопущении совершения общественно опасных деяний. Еще Чезаре Беккариа писал, что "лучше предупредить противоправное деяние, чем карать за него" <1>.

<1> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 233.

Особое место в системе предупреждения преступлений должно быть, на наш взгляд, отведено виктимологической профилактике, под которой понимается специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной виктимностью с целью восстановления или активизации их защитных свойств; разработку либо совершенствование имеющихся специальных средств защиты граждан и конкретных лиц от преступлений и, наконец, повышение охранно-защитных возможностей потенциальных жертв преступлений <2>.

<2> См.: Ситковский А.Л. Виктимологическая характеристика и профилактика корыстных преступлений против собственности граждан. М., 1998. С. 74.

Целью такой профилактики является максимальное привлечение и использование внутренних резервов человека, а также нейтрализация факторов, влияющих на повышенную виктимность данного лица или категории лиц.

Традиционно различают следующие виды виктимологической профилактики:

Основными направлениями данного вида профилактики можно выделить:

Нельзя не признать тот факт, что виктимологическое направление профилактики преступлений за рубежом реализуется на гораздо более высоком уровне, нежели в России. Это, на наш взгляд, связано не только с отсутствием должного финансирования данного направления, но и с отсутствием единой государственной программы и правовых актов, которые бы в полной мере регулировали механизм реализации задач обеспечения безопасности, защиты жертв от преступлений, злоупотреблений властью, а также виктимологические мероприятия по профилактике преступлений.

Так, в США, Германии, Японии и ряде других стран повсеместно действуют программы специализированной помощи жертвам преступлений, включающие меры оказания необходимой медицинской и психологической помощи, материальную поддержку для наиболее нуждающихся, услуги правового характера, в том числе по установлению опеки над потерпевшими в период следствия и судебного процесса.

Подобные меры, к сожалению, отсутствуют в нашей стране, и это связано с тем, что защита жертв преступлений по разным причинам до сих пор не в полной мере вписывается в национальную уголовную политику. Важно иметь в виду, что реализация виктимологического направления предупреждения преступности во многом зависит от масштабных правовых, социальных и организационных изменений в обществе в отношении жертв преступлений. Для развития в России виктимологической профилактики, на наш взгляд, необходимо:

Кроме этого, при создании системы обращения с жертвами преступлений принципиально важными являются признание и последующая реализация следующих положений:

Указанные права жертв должны приниматься во внимание в процессе судопроизводства при принятии решений по уголовному делу, включая привлечение виновного к ответственности, его осуждение и назначение наказания. После осуждения виновного жертвы должны иметь право быть информированными о любых касающихся его действиях и иметь возможность высказать свои соображения по этому поводу. Учреждения и органы, исполняющие наказание, должны принимать такие соображения во внимание при принятии соответствующих решений;

Жертвам должна быть предоставлена возможность получить компенсацию от правонарушителя уже в процессе судебного разбирательства. В случае рассрочки получения компенсации судебные органы должны напрямую возместить ущерб жертве, взыскав его с осужденного впоследствии. Иждивенцы жертв насильственных преступлений имеют право на компенсацию за потерю кормильца и специальную компенсацию, размер которой зависит от статусного положения жертвы (государственные служащие, работники, занятые на опасных производствах, и пр.). Правила о компенсации в первую очередь распространяются на жертв насильственных преступлений и лиц, чье имущественное положение и социальный статус (проживание за чертой бедности) не позволяют самостоятельно возместить ущерб, причиненный преступлениями имущественного характера;

Жертвы должны быть первыми проинформированы обо всех судебных и административных процедурах, касающихся их, а также иметь возможность получить консультацию о своих правах на всех стадиях административной и судебной процедур. Правовая помощь и защита, по возможности, должны быть предоставлены жертвам преступлений в первую очередь. Кроме этого, потерпевшие должны иметь доступ к специальным системам поддержки, а также иметь специальные гарантии соблюдения их прав и интересов.

Указанные направления должны осуществляться в процессе выявления, устранения или нейтрализации факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявления групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействия на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также в ходе разработки или совершенствования уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Таким образом, виктимологическое законодательство должно быть отражено в нормативных актах, регламентирующих:

При этом необходимо особо подчеркнуть, что разработка подобной системы практической помощи жертвам преступлений должна быть основана на профилактическом законодательстве партнерского, а не конфронтационного типа.