Мудрый Юрист

Назначение пенсий по случаю потери кормильца на льготных условиях

Ефремов А.В., старший юрисконсульт военного комиссариата Чувашской Республики, подполковник юстиции.

Юрист, следящий за правовыми нормами,

соблюдаемыми в острой фазе того или иного

переходного процесса, перестав отдавать

себе отчет в том, что он имеет дело

с определенным процессом, перестанет

быть юристом. И станет никчемным, никому

не нужным буквоедом, неспособным помочь

людям решить их проблемы, смягчить потрясения

Председатель Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Зорькин

Автор статьи, являясь сотрудником военного комиссариата, на личном опыте знает с какими трудностями сталкиваются родственники погибших (умерших) военнослужащих, пытаясь реализовать свое право на назначение пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях. Сотрудники военкоматов, осознавая свою ответственность за возможные необоснованные выплаты, ищут любые способы, чтобы избежать принятия решения о назначении пенсии на льготных условиях.

В последнее время продолжает расти число обращений родственников погибших (умерших) во время прохождения военной службы военнослужащих с исками по выплатам пенсий по случаю потери кормильца.

Согласно ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно подчеркивал особенности военной службы: "Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья" <1>.

<1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П.

Жизнь является основополагающим и самым ценным благом человека, лишение жизни является необратимым и означает прекращение существования индивида, личности, члена общества. Именно поэтому право на жизнь находится под максимальной защитой, базирующейся на Конституции Российской Федерации.

Честь и достоинство являются неотчуждаемыми нематериальными благами личности, приобретаемыми в силу рождения.

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка моральных и иных качеств личности.

Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих способностей. Военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, защищающие перечисленные нематериальные блага, считаются исполняющими обязанности военной службы, хотя бы это и не входило в круг их должностных обязанностей.

Пенсии по случаю потери кормильца назначаются и выплачиваются в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"<2>, в ст. 30 которого говорится, что соответствующие определенным условиям супруги, родители лиц, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 данного Закона (вследствие военной травмы), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях.

<2> Далее - Закон.

К гибели (смерти) военнослужащего вследствие военной травмы в соответствии с п. "а" ст. 21 Закона относится гибель (смерть), наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных военнослужащими во время их пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины).

После установления причин и обстоятельств гибели (смерти) погибшие (умершие) военнослужащие исключаются приказом по строевой части из списков личного состава воинской части. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели (п. 7 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

В приказе по строевой части на каждого погибшего (умершего) военнослужащего указываются: должность, воинское звание, фамилия, имя и отчество, год и место рождения, дата призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации, каким районным (городским) военным комиссариатом призван, а в отношении прапорщиков, мичманов - с какого времени находился на военной службе в качестве прапорщика, мичмана, по какой причине и когда погиб (умер) и связана ли смерть с исполнением обязанностей военной службы; где и когда захоронен или кому передано тело для захоронения (степень родства, фамилия, имя, отчество, адрес места захоронения); близкие родственники и места их жительства.

Приказ по строевой части является основанием для отправки в районный (городской) военный комиссариат извещения о гибели (смерти) погибшего (умершего), отправки по принадлежности его собственных вещей, ценностей и личных документов, а также для внесения в учетные документы сведений о времени и причине исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (см. п. п. 12, 14, 15 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 5).

В отделах социального обеспечения военных комиссариатов часто отказывают в назначении пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях, ссылаясь на то, что необходимо заключение ВВК, где было бы сказано, что военнослужащий умер при исполнении служебных обязанностей.

Вместе с тем рассматриваемый порядок оформления документов членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего предусматривает неравные условия даже для лиц одной категории. В случае смерти действующего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы членам семьи не требуется никакого свидетельства о болезни и заключения ВВК о причинной связи смерти военнослужащего с исполнением обязанностей военной службы, а членам семьи бывшего военнослужащего, умершего в течение года после увольнения, такие документы необходимы.

В юридической литературе и судебной практике вопросы, связанные со смертью (гибелью) военнослужащих при исполнении служебных обязанностей, наиболее полно раскрыты применительно к реализации права членов семьи погибших (умерших) военнослужащих на получение единовременного пособия, предусмотренного п. 2 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Так как указанные вопросы являются ключевыми для определения права членов семей погибших (умерших) военнослужащих на получение пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях, представляется целесообразным проанализировать законодательство и судебную практику по данной проблематике.

Наиболее часто возникает вопрос о том, как трактовать понятие "смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы"? Это просто констатация факта смерти военнослужащего, которая совпала по месту и времени с одним из обстоятельств, определенных как исполнение обязанностей военной службы (первый вариант), или это наличие причинно-следственной связи между смертью военнослужащего и исполнением обязанностей военной службы (второй вариант)? По мнению Министерства обороны Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, следует применять первый вариант. Ведь законодатель четко определил: умер военнослужащий при исполнении обязанностей военной службы - члены семьи получат единовременное пособие, умер не при исполнении - нет права на пособие <3>. Других вариантов закон не предусматривает.

<3> Корякин В.М. Комментарий к Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". М., 2007.

Казалось бы, все ясно, однако при рассмотрении порядка и условий, определенных Инструкцией о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 55, возникают проблемы.

В п. 8 названной Инструкции определено, что в случае наступления смерти военнослужащего при обстоятельствах, не указанных в п. 6 Инструкции (усложнений обязанностей военной службы), при наличии причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, приведших его к смерти, с военной травмой либо с исполнением обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС члены его семьи имеют право на получение единовременного пособия, установленного п. 2 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Получается, что данный пункт Инструкции противоречит принятому толкованию п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона. Ведь в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" нет никаких оговорок по поводу случаев смерти военнослужащих при обстоятельствах, не относящихся к случаям исполнения обязанностей военной службы.

Если смерть военнослужащего наступила во время его нахождения в отпуске, т.е. не при исполнении обязанностей военной службы, существует возможность рассмотрения права членов семьи этого военнослужащего на единовременное пособие. Однако для этого они должны представить заключение ВВК о причинной связи смерти военнослужащего. И если в заключении ВВК будет указана причинная связь смерти военнослужащего с формулировкой "военная травма", то можно вести речь о праве членов его семьи на единовременное пособие.

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

В соответствии с п. 2 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением следующих случаев:

В одном из дел, рассмотренных президиумом Московского городского суда, рассматривалось право членов семьи военного прокурора, умершего от заболевания сердца (в служебном кабинете ему стало плохо, скорая помощь доставила его в больницу, и там он умер), на единовременное пособие. Суды первой и кассационной инстанций не признали право членов семьи данного военнослужащего на единовременное пособие, так как по заключению ВВК заболевание, приведшее к смерти военнослужащего, получено в период прохождения военной службы, а не при исполнении обязанностей военной службы.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в протесте поставил вопрос об отмене решения суда. Президиум Московского городского суда протест удовлетворил, указав, что смерть военнослужащего связана с исполнением обязанностей военной службы. Интересен вывод президиума: "Поскольку болезнь, вызвавшая смерть... возникла в период его нахождения на службе на территории Главной военной прокуратуры, а умер он на следующий день в госпитале, вывод суда о том, что смерть... наступила не при исполнении им обязанностей военной службы, противоречит закону".

Несмотря на то что в ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан четко указано, что причинную связь повреждения здоровья военнослужащих с военной службой определяют только органы военно-врачебной экспертизы, президиум Московского городского суда, полностью игнорируя имеющееся заключение органа военно-врачебной экспертизы, сам (на основании каких доказательств?) определил место и время возникновения заболевания (на территории прокуратуры).

Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. Так как ст. 60 ГПК РФ носит общий характер, то ее применение может иметь место лишь в соединении с конкретной нормой права, регулирующей рассматриваемые правоотношения. И если действующим законодательством установлено, что только врачи-специалисты определяют причину и время возникновения заболевания, то сложно согласиться с тем, что вместо врача этим может заняться суд. Согласно п. "б" ст. 21 Закона обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на ВВК.

Деятельность ВВК регламентируется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123.

Согласно указанному Положению ВВК создаются в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах для проведения военно-врачебной экспертизы.

На ВВК, наряду с другими задачами, возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) правоохранительных органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) правоохранительных органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в правоохранительных органах), после окончания военных сборов.

Представление выписки из приказа командира воинской части об исключении погибшего (умершего) военнослужащего из списков личного состава воинской части более всего актуально для членов семьи военнослужащего, умершего до истечения одного года после увольнения. Выписка подтвердит тот факт, что с момента исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части до дня его смерти прошел период, не превышающий одного года.

Копии материалов расследования органов дознания (следствия) либо решения суда по факту гибели (смерти) военнослужащего необходимы для подтверждения обстоятельств, свидетельствующих о наступлении смерти военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы. Что касается понятия "материалы расследования органов дознания (следствия)", то речь идет о конкретном документе, например постановлении о возбуждении уголовного дела либо постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела. Сами материалы расследования как таковые состоят из многих документов, и прокуратура копии этих материалов выдавать не будет.

Инструкцией о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 55, установлен перечень документов, которые представляются для решения вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи умершего военнослужащего:

По мнению автора настоящей статьи, указанный перечень можно взять за основу и при определении документов, требующихся для назначения пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях. Автором предлагается отнести к ним следующие документы:

Данный перечень документов являлся бы исчерпывающим для назначения пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях.

В соответствии с принципом приоритетности в предоставлении мер социальной поддержки семьям лиц, пострадавших при исполнении воинского и служебного долга, установлены льготные условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших вследствие военной травмы и при исполнении служебных обязанностей. Указанные льготные условия установлены в двух формах:

а) снижение на пять лет пенсионного возраста для жен и родителей указанных лиц;

б) назначение женам погибших военнослужащих и сотрудников, занятым уходом за детьми погибших, не достигших восьмилетнего возраста, пенсии по случаю потери кормильца независимо от их возраста и от того, работают они или нет.