Мудрый Юрист

Основные тенденции развития института уголовной ответственности за незаконное предпринимательство в России

Полянина Анастасия Владимировна, адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России.

Как показывает статистика, в России актуальной является проблема борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности. К сожалению, российские предприниматели далеко не всегда соблюдают законы и нередко эти нарушения переходят в разряд преступлений. Характерным в этом смысле является состав незаконного предпринимательства (ст. 171 УК РФ). Так, в 2005 г. было зарегистрировано 1855 таких преступлений <1>, в 2006 г. - 2147 <2>, в 2007 г. - 2332 преступления <3>, а только за январь 2008 г. - 282 преступления <4>. Чтобы меры по предупреждению этого вида преступности, включая вопросы уголовно-правового регулирования состава незаконного предпринимательства и ответственности за его совершение, были более эффективными, необходимо исследовать исторический опыт борьбы с данным посягательством на нормальное функционирование экономики страны.

<1> Официальный сайт МВД России.
<2> Там же.
<3> Там же.
<4> Там же.

Юридическая ответственность за незаконное предпринимательство известна в России с XVII в. Так, в Соборном уложении 1649 г. <1> предусматривается наказуемость за уклонение от уплаты различного рода пошлин и податей (в том числе торговых), за нарушение кредитных обязательств (в частности, при ложном банкротстве), приобретение похищенного имущества, принуждение заключать сделку, нарушения правил торговли, в особенности спиртными напитками и табаком. Боярский приговор 1694 г. запрещал под страхом "жестокого наказания и вечного разорения" перекупать привозимые крестьянами товары: "скупщики, складчики и кулатчики" у "приезжих торговых людей, сложась, мяс, и рыбы, и сена, и золы, и дров, и хлеба... большими статьями для своих прибылей и прихотей не скупали" <2>. Из указа следует, что скупка и спекуляция привозимыми в Москву продуктами имели место, но, разумеется, прекратить спекуляцию указами едва ли было возможно. Запрещая крестьянам в городах стационарную лавочную торговлю, Соборное уложение тем не менее не исключало торговлю крестьян в городах: "А чьи крестьяне учнут к Москве и в горалы приезжать из уездов со всякими товары, и им те товары продавать поволным торгом безпенно на гостине дворе и с возов и стругов, а в рядех лавок не покупать и не наймывать" <3>.

<1> Соборное уложение 1649 г. М., 1990. С. 183 - 188.
<2> Соборное уложение 1649 г. С. 101.
<3> Досюкова Т.В. Уголовная ответственность за лжепредпринимательство: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 12.

Эти и другие нормы показывают, что в целом в период Московского государства предпринимательство как экономическое явление уже приобрело достаточно выраженные очертания. В этой связи мы не можем согласиться с Т.В. Досюковой в том, что предпринимательство в России появляется лишь в XVIII в., начиная с петровской эпохи <1>. В дополнение к приведенному доводу можно привести и признание российского предпринимательства в известной работе И.Т. Посошкова "Книга о скудости и богатстве" <2>. Об этом же свидетельствуют и другие работы, посвященные экономической истории России <3>. Для нас данное обстоятельство имеет значение потому, что они позволяют выделить соответствующие уголовно-правовые нормы, охраняющие именно экономическую деятельность в форме предпринимательства в современном его понимании.

<1> Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1992. С. 24 - 27.
<2> См., например: Бадальянц В.С. Экономическая история России. Рязань, 1995.
<3> ПСЗ. Собрание первое. Т. 7. N 4634.

Вместе с тем нельзя не согласиться с тем, что именно с петровской эпохи берет начало целенаправленное и активное развитие предпринимательства и соответствующая деятельность законодателя по охране его от преступных посягательств. В частности, были учреждены Коллегия по руководству торговлей, Коммерц-коллегия, Мануфактур-коллегия. В этот период поощрялась деятельность частных лиц, формировался новый тип купеческого сословия - гильдейский, который полностью сформировался к концу XVIII в. Вместе с тем некоторые виды предпринимательства ограничиваются. В частности, Указом 1725 г. запрещалось в Санкт-Петербурге перекупать привозимые окрестными жителями скот и съестные припасы под угрозой "немалых штрафов" <1>. Однако и в петровскую эпоху законодатель еще не регулировал на системном уровне ответственность за нарушения предпринимательской деятельности - это происходит лишь в XIX в. с изданием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г. <2>, где определенным образом упорядочивается регулирование уголовной ответственности за нарушение действующих правил предпринимательской деятельности.

<1> Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // Свод законов Российской империи. Т. XIV. СПб., 1857.
<2> Таганцев Н.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. СПб., 1885. С. 696.

Причем составы деяний, посягающих на нормальное функционирование предпринимательства, распределены по различным разделам Особенной части. Так, нормы, регулирующие уголовную ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность, помещались в 13 и 14 главах 8 раздела "О преступлениях и проступках против общественного благоустройства". В отделении первом гл. 13 "О нарушении уставов торговых" в ч. 1 ст. 1169 уголовной ответственности подлежали торговые лица, которые по закону не имели на это права. Подлежали ответственности лица, не имеющие права на взятие торгового свидетельства и на производство "по оным торговли", а также лица, не имеющие, в силу особо установленных законом условий, права на взятие торгового билета для осуществления производства данного рода торговли. Причем размеры денежного взыскания определялись не по размеру полученного дохода, а от продолжительности деяния и количества денежных средств, вращающихся в обороте содержания.

Согласно ч. 2 ст. 1169 Уложения предусматривалась ответственность за нарушение торговых постановлений, выраженных в производстве торговли после лишения права на такую деятельность судом. Вместе с тем И.С. Таганцев, комментируя ч. 2 ст. 1169 Уложения, указывает, что под действие данной статьи подпадает деяние лиц, которые не только не имели надлежащих для этого свидетельств, но и не могли получить их или утратили право на торговлю по судебному приговору <1>. Привлекались торговые люди к уголовной ответственности и по ст. 1170 Уложения в случае, если они были уличены в производстве торговли или промысле по фальшивому свидетельству или билету - в этом случае с них взималась тройная плата за свидетельство или билет, а также они подвергались ответственности за подделку соответствующих документов.

<1> Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. М., 1953. С. 13 - 17.

Далее, в отделении четвертом гл. 13 "О нарушениях постановлений о торговых обществах, товариществах и компаниях" Уложения содержалась ст. 1197, по которой к уголовной ответственности привлекались лица за открытие какого-либо торгового общества, товарищества или компании без разрешения правительства или без соблюдения предписанных законом правил. Наказанием являлось закрытие такого учреждения и взыскание не свыше пятисот рублей. Ряд уголовно-правовых норм, регулирующих охрану предпринимательской деятельности, содержался в 14 главе Уложения "О нарушении уставов фабричной, заводской и ремесленной промышленности", которые предусматривали ответственность за незаконное устройство фабрики, завода или мануфактуры. Порядок их устройства регламентировался рядом нормативных актов, к которым следует отнести Устав о промысловом налоге, Устав о фабричной и заводской промышленности, Устав о строительстве.

При нарушении положений этих уставов могла наступить уголовная ответственность. В частности, в случае нарушения условий открытия завода, фабрики или мануфактуры лицом, не имеющим на это права, наступала уголовная ответственность по ст. 1346 Уложения. На лицо, виновное в совершении такого деяния, судом возлагалась обязанность уплатить сумму в размере от пятидесяти до пятисот рублей и передать в течение шести месяцев "сие заведение другому лицу, имеющему право содержать оное". В некоторых случаях для открытия завода, фабрики или мануфактуры требовалось дополнительное разрешение, которое в соответствии с существующим законодательством должны были получить у губернатора или губернской управы.

При учреждении этих предприятий на территории казенных горных заводов разрешение выдавалось руководством этого завода. "Если получив нужное на учреждение завода, фабрики или мануфактуры свидетельство, кто-либо учредит какое-либо из них заведение без дозволения надлежащего начальства", то виновные лица привлекались к уголовной ответственности по ст. 1347 Уложения. На них накладывалось денежное взыскание в размере от двадцати до ста рублей. В случае если завод, фабрика или мануфактурное заведение в нарушение установленных правил устраивались на земельном участке, на котором такого рода заведения не должны быть построены или открыты, или же своим расположением ставили под угрозу имущественные интересы соседних владельцев, виновные привлекались к уголовной ответственности по ст. 1348 Уложения.

Установление советской власти кардинальным образом изменило социально-экономические и политические условия, что не могло не отразиться на законодательстве. Предпринимательство как таковое в первые годы советского государства было запрещено, поскольку не вписывалось в политико-идеологическую доктрину новой власти. Так, были приняты Декреты "О конфискации акционерных капиталов", "О национализации промышленных предприятий", "О национализации внешней торговли", "О национализации крупнейших предприятий горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, лесопильной и деревообрабатывающей, табачной, стекольной и керамической, кожевенной и прочих отраслей промышленности, паровых мельниц и предприятий по местному благоустройству" <1>. Эти и другие правовые акты были затем использованы при принятии УК РСФСР 1922 г. <2>.

<1> Швеков Г.В. Первый советский уголовный кодекс. М., 1970. С. 21.
<2> Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. М., 1953. С. 113 - 146.

Как видно, советское государство с первых лет своего существования встало на путь национализации крупных предприятий и значительного сужения возможных сфер частнопредпринимательской деятельности. Еще до принятия УК РСФСР 1922 г. уголовно наказуемыми стали посреднические функции при найме на работу, перевозка корреспонденции помимо почтового ведомства, изготовление и продажа крепких спиртных напитков, закупка товаров за рубежом и т.п. Все эти запреты нашли свое отражение в УК РСФСР 1922 г. <1>. Из ранее известных имущественных посягательств была сохранена ответственность за ростовщичество (ст. 193), фальсификацию реализуемых товаров (ст. ст. 190 - 191), использование чужого товарного, фабричного или ремесленного знака, рисунка, модели, чужой фирмы или чужого наименования (ст. 199).

<1> Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. М., 1953. С. 168 - 192.

В следующем советском уголовном законе - УК РСФСР 1926 г. <1> появился ряд новелл, которыми запрещалось заниматься некоторыми видами предпринимательской деятельности, это касалось, в частности, разработки недр земли с нарушением установленных правил, несоблюдения акцизных правил, а также ряда деяний, ранее признаваемых хозяйственными преступлениями (нарушение правил торговли, приготовление с целью сбыта и сбыта спирта и спиртосодержащих веществ и т.п.). Была предусмотрена также ответственность за изготовление, хранение и покупку с целью сбыта, а равно сам сбыт в виде промысла продуктов, материалов и изделий, относительно которых есть специальное запрещение или ограничение. После свертывания к концу 20-х гг. новой экономической политики в экономике усиливается плановость производства, рыночные функции утрачиваются, она становится централизованной. Основным элементом управления централизованной экономикой становится планирование, рыночную экономику заменяет постепенно административно-командная система. Какая-либо предпринимательская деятельность была запрещена. Эти изменения нашли отражение в очередном, последнем советском уголовном законе - УК РСФСР 1960 г., где деятельность частного характера, направленная на извлечение прибыли, стала рассматриваться преступлением и квалифицироваться как частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество, занятие запрещенными видами промысла.

<1> УК РСФСР 1960 г. М., 1961.

Ситуация стала меняться с переходом России на рыночные отношения в начале 1990-х гг. После издания ряда экономических законов, в том числе Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" <1>, "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <2>, Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. <3> из УК РСФСР была исключена уголовная ответственность за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство в сфере торговли была установлена в ст. 162.5 УК РСФСР, причем уголовная ответственность наступала лишь в случае извлечения неконтролируемого дохода в крупном размере (500 минимальных размеров оплаты труда). В действующем уголовном законодательстве отмеченные тенденции нашли свое отражение и были закреплены в ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство".

<1> Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416.
<2> Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 30. Ст. 417.
<3> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1867.

В целом же исторический экскурс дает основания для вывода о том, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в пределах установленных правил, является весомой социально-экономической ценностью, о чем свидетельствует неизменная уголовно-правовая защита нарушений в этой сфере экономики.