Некоторые общесоциальные меры по предупреждению квартирных краж
Казюлин Владимир Александрович, начальник кафедры управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД России.
Подходя к исследованию "предупреждения квартирных краж" как целенаправленному воздействию государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации преступности этого вида в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, мы отметим, что термин "предупреждение преступности" вошел в научный оборот. Наряду с ним в криминологической литературе часто употребляются такие термины, как "профилактика", "предотвращение", "пресечение".
Профилактика реализуется в период, достаточно отдаленный от преступлений (т.е. значительно раньше, чем потребуется вмешательство в виде предотвращения и тем более пресечения). Меры по профилактике должны быть систематическими, планомерными, непрерывными (в отличие от предотвращения и особенно пресечения, которые реализуются, как правило, в жесткой зависимости от ситуации, а потому обычно кратковременны и быстротечны) <1>.
<1> См.: Алексеев А.И. и др. Криминология и организация предупреждения преступлений: Учебное пособие. Академия МВД России / Под ред. Э.И. Петрова. М., 1995. С. 127.При этом предотвращение и пресечение предлагается рассматривать как меры индивидуального уровня. Главным образом это работа соответствующих служб и подразделений органов внутренних дел, в зависимости от складывающейся ситуации воздействующая на ход развития преступной деятельности того или иного лица <1>.
<1> Алексеев А.И. и др. Криминология и организация предупреждения преступлений: Учебное пособие. Академия МВД России / Под ред. Э.И. Петрова. М., 1995. С. 126, 128 и 138.В современной криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности <1>. Выделяются составляющие системы предупреждения преступности:
<1> См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1997. С. 30.а) общее предупреждение (общесоциальный уровень);
б) специальное предупреждение (специальный уровень);
в) индивидуальная профилактика (индивидуальный уровень) <1>.
<1> Портнов И.П. Состояние городской преступности и вопросы ее предупреждения // Криминологические проблемы борьбы с преступностью в сверхкрупном городе. М., 1994. С. 18.На уровне общего предупреждения преступности определяются основные задачи этой деятельности и пути их решения в целом. На этом этапе должны предлагаться решения общесоциальных задач, признаваться приоритетная роль социальных детерминант в причинном комплексе преступности. Поскольку преступность - явление социальное и вызывается к жизни целым комплексом причин, прежде всего хозяйственно-экономического и социального характера, то ее преодоление должно базироваться на решении глобальных хозяйственно-экономических проблем <1>. В криминологической литературе большинством отечественных ученых отмечается, что общесоциальные меры противодействуют общим причинам преступности, создают благоприятную обстановку для предупреждения преступлений на специально-криминологическом уровне <2>.
<1> Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1966. С. 10.<2> Криминология: Учебник для вузов (издание второе, переработанное и дополненное) / Под ред. В.Д. Малкова. М., 2006.
На уровне общего предупреждения преступности предлагаются решения общесоциальных задач, признавая приоритетную роль социальных детерминант в причинном комплексе преступности. Поскольку преступность - явление социальное и вызывается к жизни целым комплексом причин, и прежде всего экономического и социального характера, то ее преодоление должно базироваться на решении социально-экономических проблем. В ряде работ отмечается, что количество совершаемых краж нарастает с развитием социальной напряженности в обществе в период существования наиболее острых экономических и социальных противоречий <1>.
<1> См.: Савкин Е.В. Кража: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2004. С. 121, 205.В современных условиях в рамках общесоциальной профилактики необходимо принятие мер, ориентированных на экономическую сферу, основными мерами этого профиля должны стать меры на уменьшение растущего числа безработных лиц, не имеющих постоянного источника доходов, которые могут стать резервом для появления нового контингента воров, посягающих на собственность. В.М. Семенов полагает, что целесообразно принять комплексную целевую программу антикризисных мер. Указанные меры целесообразно направить на возрождение и развитие промышленности, сельского хозяйства. В программе необходимо предусмотреть мероприятия по обеспечению трудовой занятости молодежи, женщин и других категорий населения, среди которых безработица в настоящее время особенно велика. В этой же программе целесообразно определить мероприятия по формированию и использованию трудовых ресурсов Российской Федерации.
В то же время следует заметить, что эти меры направлены не только на предупреждение краж. Они в целом стабилизируют общесоциальную обстановку в стране, оказывая положительное воздействие на комплекс факторов, детерминирующих, в свою очередь, различные виды преступлений.
Рассматривая вопросы профилактики квартирных краж, следует заметить, что одним из направлений общесоциальной профилактики следует считать изменение условий организации городской жизни. В первую очередь в процессе организации городской жизни должен выступать социальный фактор, то есть необходимость удовлетворения потребности населения в среде обитания высокого качества, насыщенной, разнообразной, способной к самоорганизации, с высоким уровнем социального контроля. Новые условия городской жизни характеризуются не только чрезвычайной слабостью местных сообществ, но и безличностью и стереотипностью архитектурного облика, недостатками и упущениями планировочных подходов, приводящими к неполноценному решению проблем функциональной и социальной жизни городского населения <1>.
<1> Семенов В.М. Об общесоциальных мерах по предупреждению краж // Российский следователь. 2006. N 1.Ранее проведенные исследования влияния жилищной проблемы на уровень и динамику преступности показали, что наиболее сложными являются районы массового проживания. К ним можно отнести микрорайоны, где находятся общежития, дома с коммунальными квартирами, а в настоящее время и места проживания трудовых мигрантов. В их число входят граждане государств - участников СНГ, а также граждане России, приехавшие из других регионов. В местах их компактного проживания концентрируется бытовая, имущественная, насильственная преступность, так как в числе ее детерминант, как это доказано в криминологических исследованиях, важное место занимают неблагоприятные жилищные условия, выражающиеся в перенаселенности жилищ, и т.д. <1>.
<1> Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М.: Юридическая литература, 1972. С. 38.Следовательно, ликвидация неоднородностей градостроительного характера должна рассматриваться как общесоциальная мера предупреждения краж. Указанное направление общесоциального предупреждения должно быть ориентировано, с одной стороны, на устранение упущений градостроительного характера в формировании жилищной среды, выравнивание территориальных различий, с другой - на формирование качественно новой жилищной среды, способной создать качественно новую микросреду по месту жительства, с более высоким уровнем социального контроля.
Для решения этой задачи предлагаются различные мероприятия. Например, Т.В. Варчук отмечает, что проблема предупреждения квартирных краж в условиях крупного города должна решаться еще на стадии проектирования и строительства жилых кварталов совместными усилиями архитекторов, проектировщиков и других специалистов, но с обязательным участием криминалистов и криминологов (виктимологов) <1>.
<1> См.: Варчук Т.В. Виктимологические аспекты профилактики имущественных преступлений в условиях крупного города: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 118.Более широкий, перспективный подход к защите имущества может быть осуществлен путем обеспечения новых построек специальными стандартами безопасности. Государственные строительные нормы и правила должны предусматривать установку различных типов и видов устройств имущественной безопасности в жилых зданиях, учитывая стандартизацию средств имущественной безопасности, включая и разработку типовых проектов и инструкций руководства для архитекторов и строителей по вопросам обеспечения имущественной безопасности, что становится все более актуальным.
Сложность, высокая стоимость, неоднозначность результатов, характерные для работ по улучшению городской среды, ограничивают их использование для сокращения или предупреждения преступности. Так, например, меры по улучшению видимости и уменьшению доступности проникновения в какое-то место могут затрагивать частный интерес.
Связь между городской средой и преступностью сложна, этот вопрос нуждается в тщательном обсуждении. Оказывается, что основное влияние непосредственной городской среды на преступность является результатом тех характеристик, черт среды, которые влияют и на поведение потенциальных преступников. Если в результате какой-то перестройки по месту жительства люди больше вовлекаются в общественную жизнь, больше общаются друг с другом, тогда определенные условия в сосуществовании соседей совершенно меняются, и у жителей появляется возможность более успешно защищать себя от преступлений.
Следует заметить, что возведенные по одинаковым проектам микрорайоны могут отличаться и действительно очень отличаются по показателям преступности. Это означает, что общий подход к потребностям физического окружения должен сочетаться с мерами по развитию общества, небольших социальных групп, образовавшихся из числа соседей по месту жительства, для достижения сокращения преступности.
Профилактика квартирных краж на общесоциальном уровне включает и правовую сферу, что, например, находит отражение в совершенствовании законодательства, прямо не нацеленного на борьбу с преступностью, ее предупреждение, а имеющего предметом правовое регулирование общественных отношений иного характера (имущественных, жилищных, семейных, трудовых и т.д.), которые, будучи нормативно не упорядоченными, нерегламентированными, могут играть криминогенную роль. В то же время необходимо принятие единого нормативного правового акта, отражающего стандарты безопасности граждан по месту жительства, включая и имущественную безопасность, а также определяющего группу мер, обеспечивающих имущественную безопасность и источники финансирования. В целом это может быть закон субъекта Российской Федерации, реализованный в долгосрочной программе.
Потребуются разработка и усовершенствование законов, касающихся страхования личного имущества граждан, внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, устанавливающих право налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на установку охранной сигнализации в квартире, в том числе и на ежемесячную оплату услуг по охране имущества.
Страховые компании, настаивая на установке защитных устройств как условии обеспечения страхового возмещения, тоже могут повысить результативность мер безопасности, хотя следует позаботиться, чтобы связанная с этим дополнительная цена не сдерживала потенциальных покупателей. Более бедные районы мегаполиса сильнее страдают от преступлений, и, следовательно, у них выше потребность в мерах безопасности и в страховании имущества от похищения. Следует обеспечивать беднейших клиентов субсидиями для страхования или давать скидку тем, кто устанавливает защитные устройства.
Мы согласны с рядом авторов <1>, считающих, что среди общесоциальных факторов, определяющих неблагоприятные тенденции в динамике краж, особое место занимают повышение культуры быта, проблемы досуга. Отмечается, что обозначились проблемы нехватки объектов досуга. Особенно заметно это повлияло на поведение лиц молодежного возраста и несовершеннолетних. Видимо, это одно из обстоятельств, из-за которых преступность указанной категории лиц стала расти.
<1> См.: Семенов В.М. Об общесоциальных мерах по предупреждению краж // Российский следователь. 2006. N 1; Пасиков А.С., Межевич М.Н. Социальное планирование - территориальный аспект // Человек и общество. М., 1976. С. 13.Поэтому мы предлагаем в качестве общесоциальной профилактической меры по предупреждению квартирных краж устранение диспропорций в развитии услуг обслуживающего характера, то есть обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности населения независимо от пространственного расположения.
Мы согласны с тем, что специальные меры и рассмотренные выше меры общесоциального уровня взаимосвязаны и взаимно подкрепляются. Общесоциальные меры создают соответствующие базовые предпосылки для специальной профилактики. В свою очередь, меры этих уровней взаимодействуют между собой и способствуют эффективности общесоциальных мер предупреждения преступности, устраняя конкретные очаги противодействия последним <1>.
<1> Криминология: Учебник / Под редакцией профессора Н.Ф. Кузнецовой, профессора Г.М. Миньковского. М., 1998. С. 187.Специальные меры, направленные на предупреждение квартирных краж, должны осуществляться с учетом анализа криминологической характеристики рассматриваемых преступлений и факторов, им способствующих, и должны воздействовать на весь комплекс причин и условий преступлений с переносом центра тяжести на их проявления на уровне особенного и единичного (специфические обстоятельства, непосредственно способствующие совершению квартирных краж как одного из проявлений имущественной преступности, так и конкретных преступлений; недостатки и нарушения в управленческой, разъяснительной, правоохранительной деятельности; игнорирование существования источников криминальной опасности и т.д.).
В результате следует заметить, что эффективность предупреждения квартирных краж возможна при соблюдении ряда условий, к которым можно отнести: последовательность и непрерывность профилактического воздействия; использование проверенных практикой форм и методов руководства этой деятельностью; четкую дифференциацию объектов профилактического воздействия; анализ объективных и субъективных причин и условий возникновения негативных явлений и процессов, а также конкретных обстоятельств, при которых предстоит осуществлять профилактическое воздействие; информационное, организационное и правовое обеспечение профилактического воздействия; наличие опыта осуществления научного комплексного подхода к решению практических задач профилактики правонарушений. Здесь должны быть сосредоточены усилия государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по реализации экономических, политических, социальных, правовых и других мероприятий, направленных на недопущение совершения данных преступлений.