Порядок производства осмотра помещений по делам о налоговых преступлениях: уголовно-процессуальный аспект
Потураев Р.А., соискатель кафедры уголовного процесса АЭБ МВД России.
Процессуальный порядок производства осмотра регламентирован главой 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ). По нашему мнению, законодатель неслучайно расположил осмотр первым среди других следственных действий. Ведь именно осмотр, как правило, является неотложным следственным действием и производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. В связи с этим осмотр чрезвычайно важен в расследовании налоговых преступлений, так как именно по данной категории дел первичная информация о факте преступления зачастую получается негласным путем. И органам предварительного расследования необходимо принять неотложные процессуальные меры к обнаружению и изъятию документов, в которых нашли отражение преступные действия, чтобы исключить их сокрытие.
Нормы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующие процедуру проведения осмотра места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов, содержатся в одной статье - ст. 177 УПК РФ. По нашему мнению, это создает некоторые трудности в правоприменительной деятельности, так как каждый из перечисленных разновидностей осмотра имеет свои особенности, которые являются существенными и не отражаются в вышеуказанной норме. Конечно, в законе нельзя отразить всю специфику того или иного следственного действия, однако учитывать ее необходимо, и это является одним из направлений совершенствования уголовно-процессуального законодательства.
Порядок производства следственного осмотра дифференцируется не только в зависимости от его вида, но и категории дел, по которой проводится данное следственное действие. В связи с этим в настоящей статье нам бы хотелось рассмотреть некоторые особенности применения норм УПК РФ, регламентирующих осмотр помещения, проводимого по делам о налоговых преступлениях.
Первоначально мы остановимся на общих правилах производства следственных действий, относящихся к осмотру жилых и нежилых помещений.
Так, нормы ч. ч. 1 и 2 ст. 164 УПК РФ в совокупности устанавливают субъекты принятия и форму решения о производстве следственных действий. В них обозначен тезис, что часть действий осуществляется на основании постановления следователя, часть - по судебному решению, остальные - по волеизъявлению следователя, не требующему письменного выражения. Так вот, осмотр нежилых помещений проводится по волеизъявлению следователя и какого-либо письменного выражения не требует. Иначе обстоят дела с принятием решения о производстве осмотра жилого помещения: данное следственное действие проводится по судебному решению (в случае если лица, проживающие в данном помещении, против проведения осмотра их жилища).
Порядок получения судебного решения на производство следственного действия детально описан в ст. 165 УПК РФ.
Следующее общее правило производства следственных действий, распространяющееся на процедуру проведения следственного осмотра, направлено на охрану интересов участников следственного действия. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 164 УПК РФ производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ночным считается время в период с 22.00 до 6.00 часов по местному времени). Если в ранее действовавшем законе ограничение по времени распространялось на отдельные следственные действия, то в настоящее время - на все. Данная норма относится к производству осмотра как в жилом, так и ином помещении. При этом, как видно из общей посылки, возможны исключения, и в случаях, не терпящих отлагательства, производство осмотра в ночное время допускается. Невозможность отложить производство следственного действия до наступления дневного времени определяется следователем по своему усмотрению в каждом случае индивидуально, в зависимости от конкретных обстоятельств. В частности, при производстве расследования по делам о налоговых преступлениях осмотр может быть произведен в ночное время, если промедление с его производством может позволить заинтересованным лицам скрыть следы преступления, уничтожить доказательства по уголовному делу.
Далее ст. 164 УПК РФ устанавливает порядок привлечения к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства и иных лиц. По делам о налоговых преступлениях в качестве лиц, привлекаемых к участию в осмотре помещения, помимо обязательно присутствующих понятых, необходимо присутствие должностного или иного уполномоченного лица организации (предприятия), в помещении которой производится осмотр. При производстве осмотра жилого помещения необходимо присутствие лица, проживающего в нем. Также при производстве следственного осмотра по делам о налоговых преступлениях, помимо обязательно участвующих лиц, целесообразно привлекать эксперта либо специалиста. Данные лица предупреждаются об уголовной ответственности соответственно за заведомо ложные показания, заключение эксперта и специалиста в соответствии со ст. 307 УК РФ.
Законодатель упорядочил участие в следственном действии должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Часть 7 ст. 164 УПК РФ, во-первых, предусматривает право следователя привлечь оперативных сотрудников для оказания содействия, во-вторых, обязывает делать это только гласно, с обязательной отметкой в протоколе. Анализ следственной практики показывает, что при расследовании налоговых преступлений лица, проводящие оперативно-розыскные мероприятия по факту правонарушения, почти всегда привлекаются следователем к участию в осмотре помещения. Это целесообразно в связи с тем, что осмотр помещения, как правило, проводится на первоначальном этапе расследования налогового преступления и оперативный сотрудник, проводивший оперативные мероприятия, зачастую осведомлен об обстоятельствах дела лучше следователя.
Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, удостоверяется в их личности (делать это необходимо только на документальной основе), разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Последнее требование является новым, и, по мнению В.В. Кальницкого, порядок производства следственного действия разъясняется с той степенью детализации, которая позволяет получить общее представление о его сущности, гарантирующее осознанную и полную реализацию прав и обязанностей <1>.
<1> Кальницкий В.В. Следственные действия: Учебное пособие. 2-е изд. Омск: Омская академия МВД России, 2003. С. 12.Необходимо отметить, что некоторые правила производства осмотра, предусмотренные ст. 177 УПК РФ, повторяют общие положения производства следственных действий. Так, ч. 5 ст. 177 УПК РФ устанавливает, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. А ч. 6 ст. 177 УПК РФ - что осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. Некоторые вопросы были рассмотрены нами подробно выше, поэтому далее нам бы хотелось подробно остановиться на нормах, закрепленных в ч. ч. 1 - 4 ст. 177 УПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 177 УПК РФ осмотр производится с участием понятых. Их участие определяется общим назначением института понятых в уголовном процессе: потребностью удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Несмотря на то что подбор понятых для участия в осмотре помещения осуществляется на общих основаниях, предусмотренных ст. 60 УПК РФ, и ограничивается только их незаинтересованностью в исходе дела, по нашему мнению, выбор понятых должен быть обусловлен спецификой налоговых преступлений. За необходимость более тщательного подбора понятых для участия в следственных действиях по делам о налоговых преступлениях высказывалась Г.М. Дашковская. Так, указанный автор считает, что при проведении следственных действий по делам о налоговых преступлениях, целью которых является изъятие бухгалтерской документации, необходимо подбирать понятых, обладающих хотя бы минимальным уровнем знаний бухгалтерского учета и отражающих его документов <2>. С данной позицией трудно не согласиться, однако, несмотря на то, что, по мнению Г.М. Дашковской, решение данного вопроса вполне возможно путем привлечения в качестве понятых студентов старших курсов экономического факультета, по нашему мнению, применить на практике данное положение будет весьма проблематично. Но если такая возможность есть, то лицу, проводящему следственное действие, целесообразнее привлечь в качестве понятых именно вышеназванные лица.
<2> Дашковская Г.М. Налоговые преступления: особенности квалификации и проведения следственных действий в процессе их расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 119.Так как термин "незаинтересованность" понятого является оценочным понятием, то следователь при выборе понятых должен определять их незаинтересованность по своему усмотрению, исходя из обстоятельств дела. Необходимо отметить, что при производстве осмотра по делам о налоговых преступлениях следователю стоит отказаться от участия в качестве понятых сотрудников организации (предприятия), где проводится осмотр. Так как указанные лица из личных побуждений могут препятствовать производству следственного действия либо в дальнейшем отказать в удостоверении факта, хода и результатов проведенного осмотра, что приведет к признанию доказательств, полученных в ходе осмотра, недопустимыми.
В соответствии с законом исключением из правила об участии понятых при осмотре составляют случаи вынужденного отказа от их приглашения, вызванного труднодоступностью местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также опасностью для жизни и здоровья людей. По делам о налоговых преступлениях, как свидетельствует следственная практика, вышеназванные ситуации маловероятны. В любом случае отсутствие понятых, как правило, должно компенсироваться подробным фиксированием хода и результатов осмотра посредством технических средств.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 177 УПК РФ осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, кроме случаев, когда для комплексного осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен. В силу оценочного содержания указанных исключений несоблюдение требований ч. 2 ст. 177 УПК само по себе не влечет признания результатов осмотра недопустимыми для использования в доказывании. И необходимо отметить, что в силу специфичности следов налоговых преступлений, как правило, следы преступления, обнаруженные в ходе осмотра, осматриваются по месту производства предварительного следствия. Документы и предметы, не осмотренные на месте производства следственного действия, подлежат осмотру в рамках самостоятельного следственного действия, оформляемого отдельным протоколом.
Для обеспечения сохранности документов и предметов в неизменном виде закон категорически обязывает упаковывать их по правилам криминалистической техники. В связи с тем что по рассматриваемой категории дел изымается большое количество документов и изъятие каждого документа должно быть отражено в протоколе осмотра помещения, целесообразно в качестве приложения к протоколу составлять их опись. Опись изъятых документов должна содержать индивидуальные признаки (реквизиты) документа, которые будут достаточны для его отождествления. Все обнаруженные и изъятые при осмотре предметы и документы должны быть обязательно предъявлены понятым и иным участникам следственного действия.
Необходимо отметить, что осмотр должен быть организован таким образом, чтобы понятые непосредственно присутствовали как при обнаружении следов преступления и иных значимых для дела объектов, так и при их упаковке.
По мнению В.В. Кальницкого <3>, обязательной упаковке подвергаются только не осмотренные в ходе рассматриваемого следственного действия предметы. По отношению к остальным изымаемым объектам данное требование не является абсолютным: они упаковываются по возможности. Мы согласны с данной точкой зрения, так как закон не предусматривает возможности признания осмотренных, но неупакованных вещественных доказательств недопустимыми.
<3> Кальницкий В.В. Следственные действия: Учебное пособие. 2-е изд. Омск: Омская академия МВД России, 2003. С. 19.По результатам осмотра в соответствии со ст. 180 УПК РФ составляется протокол, в котором описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. Приведенная норма чрезвычайно важна и выражает сущность осмотра, отграничивающую его от других следственных действий.
В заключение еще раз хотелось бы отметить, что строгое соблюдение норм УПК РФ, регламентирующих деятельность следователя по производству осмотра, это необходимое условие признания доказательств, полученных в ходе этого следственного действия, допустимыми, ведь "осмотр - это определенная процессуальная форма удостоверения правомерности действий органов предварительного следствия в процессе обращения с вещественными доказательствами" <4>.
<4> Выдря М.М. Вещественные доказательства в советском уголовном процессе. М., 1955. С. 57.