Коррупция и легализация - звенья одной цепи
Пименов Н.А., доцент кафедры "Анализ рисков и экономическая безопасность" Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук.
Всем известно, что наиболее трудно доказывать вещи очевидные. Например, что работать нерадиво - плохо, воровать грешно, не все деньги хороши в экономике. И в этой связи, казалось бы, нет особой необходимости доказывать, что легализация денежных средств является преступлением, которое представляет не только потенциальные, но и конкретные угрозы экономической безопасности. И тем не менее в настоящее время широкое распространение получил тезис о том, что легализация не несет в себе общественно опасного вреда. Аргументы апологетов в этом вопросе очень простые: легализация - это, по сути, те же инвестиции, поэтому, если в экономику приходят дополнительные денежные средства, ничего плохого в этом нет. Но что это за деньги, какие это деньги и при чем тут коррупция?
С точки зрения реальной экономики легализация - это приход ранее не учтенных денежных средств в легальную экономику. Естественно, возникает два закономерных вопроса:
- Сколько приходит денег?
- К чему это приводит?
Ответ на первый вопрос с определенной долей условности можно найти в теневом секторе. В настоящее время органы государственной власти демонстрируют высокий уровень осведомленности о различных сферах теневой экономики. В частности, имеется Постановление Госкомстата России от 31 января 1998 г. N 7 "Об утверждении Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики", которое включает в себя целый ряд методологических разработок по расчету основных параметров скрытой (неформальной) экономики, а также ряд подобных методик для различных секторов экономики.
По данным Госкомстата России, теневой сектор экономики России составляет 40% ВВП. Если в 2007 г. ВВП составил 32989 трлн. руб., то нетрудно посчитать, что в рублевом эквиваленте теневой сектор экономики оценивается в 13,2 трлн. руб. По сути, это почти два годовых бюджета страны. Собственно говоря, это и есть посыл к ответу на следующий вопрос: к чему это приводит?
Во-первых, любому экономисту понятно, что неучтенные денежные средства в таком количестве приводят к избыточному давлению денежной массы, а это, в свою очередь, к росту инфляции. Другими словами, все усилия Правительства РФ сдерживать инфляцию только путем контроля и регулирования макроэкономических показателей практически обречены изначально, так как в экономику приходят "не управляемые" государством огромные денежные средства.
Другой немаловажный аспект, который необходимо учитывать. Денежная масса в таком количестве, имеющая не только безналичную, но и наличную форму, предоставляет преступным сообществам колоссальные конкурентные преимущества в реальном секторе экономики. Выбирая формы легализации, преступное сообщество будет всегда ориентировано на прибыльные, высокорентабельные секторы экономики. На сегодняшний день это прежде всего экспортный сектор, ориентированный на энергоносители и другие сырьевые ресурсы. Именно присутствие преступных сообществ в экспортном секторе не позволяет уже многие годы решить проблему по незаконному возмещению экспортного НДС и формирует колоссальные таможенные (фискальные) риски.
Безусловно, наличие свободных денежных средств позволяет преступным сообществам активно лоббировать нормативно-правовые акты, направленные на укрепление позиций экспортного и сырьевого секторов экономики. В конечном счете все это приводит к перекосам и разбалансированности важнейших отраслей экономики. Отсюда усилия Правительства РФ, направленные на структурные преобразования с целью повышения доли перерабатывающих отраслей, создания собственной промышленности с конкурентной продукцией, неизбежно встречают мощнейшее сопротивление преступных сообществ. В итоге получается, что любые усилия государства по структурной перестройке обречены на провал и перекос экономики неизбежен. Понятно, что при такой ситуации Россия не сумеет "соскочить с нефтяной иглы" и ни о каком экономическом прорыве говорить не приходится. По сути, легализация в этом плане есть не что иное, как противодействие криминала структурным преобразованиям. Противодействие, основанное на колоссальных денежных средствах, добытых преступным путем.
Существенно ослабляют позиции государства при решении этих вопросов и мощные коррупционные проявления. Теневой сектор экономики - это постоянный финансовый источник материальной подпитки коррупции. Реализуя свои замыслы, преступники активно используют денежные средства на взятки и подкуп чиновников. По данным генерального прокурора Юрия Чайки, практически везде выявлены факты, когда государственные служащие незаконно участвовали в коммерческой деятельности, владели долями и пакетами акций, занимали оплачиваемые должности в хозяйствующих структурах, не представляли положенные по закону декларации. Буквально на днях появилась информация о том, что Генпрокуратура РФ выявила существенные нарушения закона в Фонде социального страхования. В частности, установлены факты заключения договоров банковского вклада на крайне невыгодных для фонда условиях (по ставке 2% годовых), расходования средств бюджета на личные цели работников фонда (порядка 9 млн. руб.) и т.п. Аналогичная ситуация наблюдалась несколькими месяцами ранее в Пенсионном фонде РФ. Тогда сотрудниками Департамента экономической безопасности МВД России был установлен факт растраты руководством фонда бюджетных средств в особо крупном размере. Речь шла о сумме в 43,5 млн. руб. В конце 2006 г. члену СФ РФ, кандидату в президенты Башкирии Игорю Изместьеву был предъявлен ряд обвинений в незаконном совмещении им работы сенатора с предпринимательской деятельностью и уклонении от налогообложения дочерних структур некогда возглавляемой им фирмы "Корус-холдинг". В том же году губернатору Ненецкого автономного округа Алексею Баринову было предъявлено обвинение по фактам мошенничества и покушения на присвоение вверенного имущества с использованием служебных полномочий. В 2007 г. Левону Чахмахчяну, бывшему члену СФ от Калмыкии, предъявлено обвинение в хищении чужого имущества в особо крупном размере. Чахмахчян совместно с другими участниками преступной группы вынудили руководство одной из крупнейших авиакомпаний заплатить им 1,5 млн. долл. за содействие в решении налоговых проблем. Удручающие цифры коррупции и в силовых структурах. Так, в 2007 г. в России за факт коррупции осуждено 16 генералов и 180 полковников. Что же касается судей, то в их честность, согласно многочисленным соцопросам, россияне давно не верят. По их мнению, за приличную сумму, от 100 тыс. долл. и выше, судья арбитражного суда вполне может вынести "нужный" приговор. К сожалению, подобный список можно продолжать и продолжать. Только из-за "откатов" и посреднических услуг государство ежегодно теряет до 30% расходов на силовые структуры, а в целом в России ежегодные суммарные потери в результате коррупционных действий чиновников, по примерным подсчетам, достигают примерно 1 трлн. руб. Такие "свободные деньги", несомненно, можно получить только в теневом секторе. Именно коррупционные связи и позволяют преступным сообществам так легко получать доступ на высокорентабельные рынки и секторы экономики, лоббировать законы, разваливать любые дела, связанные с уголовным преследованием. Практика показывает: расследования легализации зачастую разваливаются еще на стадии предварительного расследования, в лучшем случае при проведении следственных действий.
Понятно, что, легализовав денежные средства в прибыльные секторы экономики, преступное сообщество будет получать сверхприбыли. Эти дополнительные доходы обязательно будут "инвестированы" на воспроизводство преступной деятельности. Разве что слепой не заметит, что порочный круг замыкается.
Таким образом, легализация денежных средств с точки зрения экономики приводит:
- к раскручиванию инфляционной спирали;
- к подчинению преступным сообществам высокорентабельных отраслей экономики;
- к получению дополнительных доходов и направления этих денежных средств на воспроизводство преступной деятельности;
- к получению преступным сообществом конкурентных преимуществ в реальном секторе экономики;
- к подавлению реального сектора экономики и малого бизнеса;
- к разбалансированности хозяйственных пропорций;
- к постоянному финансовому источнику коррупции.
В борьбе с этим злом необходимы срочные и кардинальные комплексные меры. К сожалению, низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере усиливает коррупционное давление. Разве могут оклады в 3 - 4 тыс. руб., которые предлагает, например, ФНС России, быть стимулом к полноценному труду? А соблазны чиновников, даже рядовых, оцениваются на уровне предложений в несколько тысяч, а то и десятков тысяч долларов. И чем выше уровень чиновников, тем выше цена вопроса. Такая картина практически во всех ведомствах. Последние коррупционные сюжеты, связанные со Счетной палатой РФ, Минфином, прекрасное тому подтверждение.
Государство как рачительный работодатель обязательно должно продумать механизмы защищенности своих работников. Не секрет, что оно проигрывает бизнесу в конкурентной борьбе за высокопрофессионального специалиста. Как показывает практика последних лет, узурпация кадровых площадок приводит к снижению административного маневра, вымыванию профессиональных работников, снижению уровня ответственности. Но государство проигрывает и преступному сообществу, не защищая своих работников от коррупционных проявлений. Поэтому государству необходимо создать серьезную и понятную систему мотивации работников бюджетной сферы к качественному и ответственному труду. Несомненно, нужна и новая кадровая политика, основанная не на землячестве и родственных связях, а на реальной способности человека занимать тот или иной пост. В основе кадровой политики должны лежать высокие профессиональные знания, практический опыт работы, высокие организаторские способности и моральные качества, постоянная ротация кадров, обеспеченная соответствующими гарантиями. В то же время ответственность по фактам коррупции должна быть безусловной и очень жесткой, вплоть до уголовного преследования, конфискации имущества, лишения права занимать руководящие посты. И ответственность должна быть прямо пропорциональна уровню занимаемой должности: чем выше должность, тем жестче спрос. Неприкасаемых в решении проблем коррупции быть не должно.
В борьбе с коррупцией требуется большая черновая работа и со стороны государства, и со стороны общества. Необходим институциональный подход к решению этой проблемы. В настоящее время принят Национальный план по борьбе с коррупцией, на очереди пакет законопроектов, направленных на усиление борьбы с коррупцией. В то же время настораживает затягивание внесения этих документов в Госдуму. По официальным данным, эти документы должны были быть внесены в Госдуму еще 30 сентября прошлого года. Понятно, что развернулась нешуточная подковерная борьба различных лобби за проведение своих позиций и подходов. Но будем надеяться, что политическая воля, проявленная президентом, не позволит различным заинтересованным группам выхолостить эти документы. Мне думается, что следующим практическим шагом должно стать принятие закона "О государственном контроле над соответствием крупных расходов и получаемых доходов физическими лицами". По мнению специалистов, именно этот документ позволит закрыть пути легализации преступных денежных средств. Да и для правоохранительных органов расследование преступлений по ст. ст. 174, 175 УК РФ, связанных с легализацией, будет облегчено. Сегодня это одни из наиболее сложных статей Уголовного кодекса РФ.
В то же время хотелось бы обратить внимание на то, что коррупция - это категория прежде всего нравственная. А это значит, что нужно в корне поменять отношение россиян к фактам коррупционных проявлений. Нам необходимо пройти путь от безразлично-соглашательского "все берут - все дают" до категорической непримиримости с фактами коррупции. А для этого нужна мощная агитационно-пропагандистская работа, нацеленная на формирование нового сознания, с одной стороны, и иного отношения, иной установки к государственной работе - с другой. Государственная должность не должна рассматриваться как "кормушка", а мздоимство - как основной источник доходов; нельзя позволять чиновникам "приватизировать" свои должности. И здесь требуется большая ответственная работа СМИ, общественных институтов. Героями не должны быть проходимцы и прохвосты, а критерием порядочности должна быть совесть человека. Снижение уровня морально-нравственных требований к чиновникам привело к тому, что они не соизмеряют свои действия с той ответственностью, которая заложена в их статусе, служебном положении. А она складывается из честной, добросовестной работы на государство, общество и в конечном счете для людей. Они об этом забывают напрочь, как только получают должность. Более того, об этом как-то даже не принято говорить. С другой стороны, чиновники должны четко понимать, что коррупция - это не просто поддержка неправовых форм делового оборота. Это поддержка теневой экономики. И согласитесь, здесь очень трудно провести грань между коррупционной поддержкой, скажем, рядового просителя, недобросовестного налогоплательщика и представителей преступных сообществ. Совмещение государственной службы и работы на теневую экономику, преступность аморально вдвойне. Постыдность этой связи вполне очевидна, и потому общество должно рассматривать коррупционеров как людей аморальных, бессовестных. Поэтому в пропагандистской работе коррупцию необходимо показывать как амнезию совести. Вся мощь идеологической машины должна быть направлена на то, чтобы общество в своем самосознании смогло подняться до такой оценки этого уродливого явления. Ведь сумели же вернуть россиянам чувство патриотизма, гордости за Россию. Но для этого нужна политическая воля и правильно расставленные, верно выбранные акценты в пропагандистской работе. Например, какую колоссальную, позитивную энергетику привнес правильно выбранный слоган "Россия, вперед!".
Таким образом, практика показывает, что легализация и коррупция - звенья одной сложной преступной цепи. Не решив проблему легализации, сложно одержать верх над преступностью, минимизировать инфляционные и фискальные риски. Не занимаясь проблемами легализации, государство не справится с коррупцией, не проведет необходимых структурных преобразований, не создаст необходимых условий для добросовестной конкуренции и в целом не сумет обеспечить перевод всей экономики в рамки правового поля. В настоящей статье обозначено лишь несколько аспектов, связанных с данной проблематикой, но несомненно одно: коррупция - это системная проблема и бороться с ней нужно системными методами.