Мудрый Юрист

Управленческий учет в фармацевтической компании

"Фармацевтическое обозрение", 2003, N 4

В условиях интенсификации фармацевтического бизнеса в России становится совершенно очевидным, что для продолжения поступательного движения и успешного позиционирования на рынке лекарств при все возрастающей конкуренции, фармпредприятие обязано определять прибыльность или убыточность своих проектов и всей текущей деятельности. Иными словами, для оптимального и рационального управления делами фирмы необходимо анализировать структуру затрат, что позволит иметь полную и объективную информацию для принятия своевременных и единственно правильных решений.

Всего этого можно достичь путем внедрения управленческого учета, под которым понимается система обеспечения управленческого персонала предприятия информацией об издержках, затратах и себестоимости продукции, а также системы управления бюджетом и оценки деятельности подразделений компании. В принципе некое подобие управленческого учета всегда присутствовало в деловой практике российских предприятий - на основании "непрозрачных" конфиденциальных данных составлялись прогнозы и делались выводы о целесообразности тех или иных видов коммерческой деятельности. Востребованность постановки и ведения управленческого учета, а более корректно - реорганизации существующих учетных технологий, обусловлена тем, что традиционный бухгалтерский учет по своему определению не отвечает интересам управления. Во-первых, особенность бухучета - в отражении уже состоявшихся фактов, тогда как управлять нужно в момент их возникновения, когда еще есть возможность что-то сделать или исправить. Во-вторых, это специфическая подача финансовой отчетности, как по форме, так и по содержанию, которая мало понятна руководству компании, не отягощенному глубокими познаниями в бухучете. Кроме того, если данные бухучета практически доступны всем имеющим право на получение подобной информации, то в системе управленческого учета достоянием "гласности" может стать только результат, но не способы его достижения, тем более что у каждой компании они разные, а общим являются только основополагающие принципы организации учетных технологий.

Таким образом, управленческий учет, являясь по сути внутренним делом предприятия, позволяет, в отличие от бухгалтерского и финансового учетов, принимать во внимание уникальные аспекты конкретного предприятия. Это дает возможность руководителям анализировать структуру затрат по отдельным видам продукции (товары, услуги и т.п.), определять прибыльность либо убыточность бизнес-проектов, избегать заблуждений относительно реальной рентабельности отдельных программ и т.д. Не случайно предприятия на более развитых западных рынках до 90% времени и ресурсов тратят на постановку и ведение управленческого учета и только 10% - на финансовую бухгалтерию. Короче, управленческий учет не связан какими-либо юридическими требованиями. Его основа - логика, а методы - достаточно гибкие: администрация свободна в эксперименте с различными сценариями, для того чтобы выработать оптимальный план действий для эффективного управления компанией.

Формулировку концептуальных основ и принципов построения системы управленческого учета необходимо предварить изложением двух подходов к этому понятию. Первый рассматривает управленческий учет как систему сбора и интерпретации учетных данных о затратах, издержках и себестоимости продукции, направленную на решение конкретной управленческой задачи, что ближе к западному термину "контроллинг". При этом большое внимание уделяется нормативному характеру подобной информации и ее значению для получения "внешней" отчетности предприятия. Безусловно, агрегация и анализ издержек с целью их снижения и оптимизации - это простейшая и самая очевидная форма организации управленческого учета в коммерческой структуре. Однако зачастую это лучше, чем вообще ничего. Второй подход предполагает, что основная задача любой учетной деятельности - обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия адекватных управленческих решений. При таком подходе к понятию управленческого учета относится не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система управления бюджетами, т.е. планирование доходов и расходов фирмы, а также система оценки деятельности подразделений. Следует отметить, что методика и технология организации учета все более и более определяются именно управленческой задачей, стоящей перед предприятием.

В принципе понятно, что результат работы предприятия во многом определяется эффективностью его управления. Если деятельность компании недостаточно предсказуема, важные решения "пробуксовывают" и нет ясной, полной и своевременной картины доходов и затрат, то постановка управленческого учета в подобной ситуации может оказаться весьма действенным антикризисным инструментом. Однако сам по себе управленческий учет не является панацеей. Без предшествующей реструктуризации и доведения до ума всех бизнес-процессов - это выброшенные на ветер деньги, затраченные на попытку упорядочить бардак. После прохождения этого необходимого подготовительного этапа приступают к отработке методологии внедрения системы управленческого учета. С этой целью формулируется конкретная управленческая задача и отбираются необходимые для ее решения, соответствующие учетные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оговариваются способы сбора информации и ведения документооборота, утверждаются формы отчетности и разрабатываются должностные инструкции для непосредственных исполнителей. Это принципиально важная стадия процесса, где вполне уместно воспользоваться преимуществом так называемых CASE-технологий, под которыми понимается комплекс специальных приемов, обеспечивающих точное соответствие ожиданий полученным итоговым результатам за счет оптимизации системы в момент проектирования. Это позволяет, до того как система будет реализована фактически, своевременно скорректировать недочеты и обнаружить ошибки, пока они еще не стали неустранимыми.

На следующем этапе все принятые ранее решения увязываются с существующей в компании учетной политикой и бухгалтерской практикой из-за очевидных и, зачастую, существенных несовпадений данных управленческого учета с нормативными расчетами. Так, для управленческого учета себестоимость калькулируется по принципу: разная себестоимость - для разных целей, в то время как для бухучета наоборот - по всем аспектам хозяйственной деятельности - одна себестоимость, без дифференциации реального вклада каждого из составляющих эти аспекты элементов. То же самое относится и к издержкам обращения. Например, затраты на рекламу учитываются в целом, в то время как реальная рекламная кампания может проводиться только по одному медикаменту. Следовательно, без взаимной адаптации этих типов учета никак не обойтись, поскольку жизнеспособность предприятия определяется его прибыльной работой. Для ее обеспечения необходимо знать сумму издержек, приходящихся на каждый вид товара.

Это позволит при прочих равных условиях устанавливать торговую наценку дифференцированно по каждой группе лекарственных средств, не ниже хотя бы переменных затрат, т.е. по их маржинальной себестоимости. В случае ухудшения конъюнктуры, подобная усеченная калькуляция издержек укажет на предельно возможное снижение цены для конкретных препаратов. Помимо всего прочего, при индивидуальном учете издержек можно отказаться от использования в коммерческом обороте тех позиций, которые не пользуются достаточным спросом при данной цене, а дальнейшее уменьшение стоимости убыточно из-за высоких затрат по этому медикаменту. Таким образом, в управленческом учете необходимо относить затраты именно на конкретный продукт, с тем чтобы иметь по нему финансово-экономические результаты в виде, пригодном для проведения адекватных корректирующих действий.

И последнее: успешный ввод и применение учетных технологий предусматривает соблюдение всех вышеперечисленных стадий и этапов, а также обязательную организационно-административную поддержку принятых решений. Также следует отметить, что выгоды фармкомпании от внедрения современных систем для финансового и управленческого учета не ограничиваются только более комфортным ведением собственного бизнеса и повышением его эффективности. "Прозрачная" и устойчивая компания с предсказуемыми стратегическими приоритетами обладает высокой инвестиционной привлекательностью, что только подчеркивает ее высокий авторитет, респектабельность и отменную репутацию на фармацевтическом рынке.

Доктор биологических наук

С.ПАШУТИН