Мудрый Юрист

Организационно-правовые структуры управления государственными корпорациями

Денисов Павел Александрович - аспирант кафедры административного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

Организационно-правовая структура управления государственных корпораций является заимствованием от акционерных обществ и Центрального банка РФ. Она представляет собой трехзвенную структуру: высший орган управления - наблюдательный совет (у Агентства по страхованию вкладов - совет директоров), коллегиальный исполнительный орган - правление, и единоличный исполнительный орган - генеральный директор, президент и председатель. От акционерных обществ государственные корпорации заимствовали наименование органов управления и их иерархию. Порядок формирования и характер полномочий органов управления государственных корпораций сопоставим с правовым статусом аналогичных органов Банка России.

Ключевые слова: юриспруденция, полномочие, правление, управление, менеджмент, корпорация, наблюдение, мониторинг, руководство, правоисполнение.

Organizational and Legal structure of Managing state-owned Corporations

P.A. Denisov

Organizational and legal structure of management of a state-owned corporation is borrowed from joint stock companies and the Central Bank of the Russian Federation. This is a three-tier structure consisting of a supervisory board (supreme management body, board of directors at Deposit Insurance Agency); administration (collegial executive body) and a chief executive officer (General Director, President or Chairman). State-owned corporations borrowed names of management bodies and their hierarchy from joint-stock companies. Procedure for formation and nature of authorities of management bodies at state-owned corporations reminds the legal status of corresponding bodies at the Bank of Russia.

Key words: studies of law, authorities, government, management, corporation, observation, monitoring, guidance, law execution.

Анализ статутных федеральных законов по регламентации правовых основ деятельности государственных корпораций дает основания заключить, что их организационная структура управления практически идентична. Иерархия таковой структуры является трехзвенной: высший орган управления - наблюдательный совет или совет директоров; коллегиальный орган управления - правление; единоличный исполнительный орган (руководитель корпорации) - генеральный директор, председатель или президент <1>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья А.Я. Курбатова "Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц" включена в информационный банк.

<1> См.: Курбатов А.Я. Государственные корпорации как организационно-правовая форма юридического лица // Хозяйство и право. 2008. N 4. С. 118.

Наблюдательный совет (совет директоров).

Данный орган управления во всех государственных корпорациях является высшим коллегиальным органом управления. Наименование высшего органа управления "наблюдательный совет" используется во всех государственных корпорациях.

Однако Агентство по страхованию вкладов (далее - Агентство) является единственной корпорацией, чей высший орган управления определен как совет директоров. Это связано с тем, что структура управления Агентства полностью идентична аналогичной структуре Агентства по реструктуризации кредитных организаций (далее - АРКО) - первой созданной в Российской Федерации в 1999 г. государственной корпорации. Оно же, в свою очередь, выступает в качестве правопреемника одноименного открытого акционерного общества, зарегистрированного в форме небанковской кредитной организации. АРКО было создано в целях санации (оздоровления) российской банковской системы вследствие экономического кризиса 1998 г.

В дальнейшем высший орган управления государственных корпораций переименован в наблюдательный совет, что также является заимствованием второго наименования совета директоров из структуры управления акционерных обществ. Однако данное наименование более предпочтительно, так как глубже отражает его сущность - наблюдение, то есть мониторинг РФ, как единственного учредителя государственных корпораций, через своих представителей за эффективным осуществлением ими функций, целевым использованием имущества и соблюдением принципа законности в целом.

Составы высших органов управления по каждой отдельной государственной корпорации:

  1. Агентство - тринадцать членов, где семь представителей Правительства РФ, пять представителей Банка России и генеральный директор данной корпорации. Председатель высшего органа управления избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства РФ;
  2. Внешэкономбанк - девять членов. Председателем наблюдательного совета корпорации является Председатель Правительства РФ. Состав наблюдательного совета корпорации формируется из лиц, назначенных Правительством РФ из членов последнего <2>;
<2> См.: ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 октября 2007 г. N 238-ФЗ "О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 45. Ст. 5415; распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2007 г. "О наблюдательном совете Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 47 (ч. II). Ст. 5785.
  1. ГК "Роснанотех" - пятнадцать членов. Генеральный директор корпорации является членом наблюдательного совета по должности. Остальные члены данного органа управления назначаются Правительством РФ по представлению Президента и Правительства РФ - по пять членов, Государственной Думы и Совета Федерации - по два члена;
  2. Фонд содействия реформированию ЖКХ (далее - Фонд) - семнадцать членов, которые назначаются в следующей пропорции: шесть членов по представлению Президента РФ, пять членов по представлению Правительства РФ, четыре члена по представлению Федерального Собрания РФ (по два от каждой его палаты), два члена по представлению Общественной палаты РФ;
  3. ГК "Олимпстрой" - шестнадцать членов. Это единственная государственная корпорация, где количественный и персональный состав наблюдательного совета определен не статутным федеральным законом, а отдельным распоряжением Правительства РФ;
  4. ГК "Ростехнологии" - девять членов, из которых по четыре от каждого публичного органа - представители Президента и Правительства РФ, а также генеральный директор данной государственной корпорации;
  5. ГК "Росатом" - девять членов, в том числе восемь из них - представители Президента и Правительства РФ, включая руководителя корпорации.

Высшие органы управления государственных корпораций в силу требований федеральных законов по нормативной регламентации их создания формируются из представителей различных государственных органов федерального уровня: Президента и Правительства РФ, Федерального Собрания РФ и Банка России. Единственное исключение составляет наблюдательный совет Фонда содействия реформированию ЖКХ, в состав которого, помимо вышеназванных представителей, включаются представители Общественной палаты РФ.

Порядок образования наблюдательного совета Внешэкономбанка, его полномочия и порядок осуществления деятельности, содержание протоколов его заседаний конкретизируются специальным актом Правительства РФ <3>. Однако положения данного подзаконного акта не содержат принципиальных отличий от аналогичных аспектов публичного статуса высших органов управления других корпораций.

<3> Постановление Правительства РФ от 27 июля 2007 года N 488 "Об утверждении Положения о наблюдательном совете государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 32. Ст. 4147.

Единоличный исполнительный орган корпорации является членом наблюдательного совета (совета директоров) по должности и, как правило, не может являться его председателем. Заседания наблюдательного совета созываются его председателем или не менее чем одной третью членов наблюдательного совета по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Наблюдательный совет правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее трех четвертей его членов. Решения наблюдательного совета принимаются двумя третями голосов от числа присутствующих либо простым большинством от общего числа присутствующих членов. Заседания наблюдательного совета проводятся его председателем или лицом, им уполномоченным. Протокол заседания подписывается председательствующим на соответствующем заседании. Мнения членов наблюдательного совета, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносятся по их требованию в протокол. Внеочередное заседание наблюдательного совета может быть созвано по решению председателя наблюдательного совета либо по требованию органа внутреннего финансово-хозяйственного контроля или аудиторской организации, выбранной для проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности корпорации. Наблюдательный совет государственной корпорации имеет право проводить заочные заседания, и утверждается порядок проведения данного заседания. Секретарь наблюдательного совета обеспечивает подготовку и проведение заседаний, ведение документации и хранение протоколов заседаний.

Срок членства в наблюдательном совете варьируется от четырех до пяти лет, а может зависеть и от срока деятельности самой государственной корпорации. Например, в соответствии со статутным федеральным законом о создании Фонда он должен прекратить свою деятельность с 1 января 2012 г. - это является основанием для его ликвидации. Члены наблюдательного совета государственной корпорации, за исключением его единоличного исполнительного органа, не могут быть работниками корпорации и вправе совмещать свое членство в наблюдательном совете с замещением государственных и муниципальных должностей.

Полномочия наблюдательного совета дифференцируются в зависимости от их содержания на общие и специальные.

Общие полномочия касаются прежде всего организационных и контрольных функций по отношению к иным структурно подчиненным органам управления корпорации, а также рассмотрения и утверждения актов, разработанных правлением корпорации. К таким полномочиям можно отнести:

  1. утверждение организационной структуры корпорации и утверждение положения об органах управления;
  2. утверждение положения о филиалах и представительствах корпорации;
  3. рассмотрение и утверждение годового отчета корпорации;
  4. заслушивание отчетов руководителя корпорации по вопросам ее деятельности и т.д.

Статутные акты, принимаемые в этих случаях, как правильно констатирует А.Б. Агапов, предназначены для неоднократного применения и обязательны для исполнения всеми сотрудниками корпорации <4>.

<4> См.: Агапов А.Б. Административное право. М., 2009. С. 213.

Наблюдательный совет ежегодно утверждает отобранную на конкурсной основе аудиторскую организацию (фирму) для проверки отчетности государственной корпорации, а также размер ее вознаграждения.

Специальные полномочия наблюдательного совета (совета директоров) зависят от поставленных Российской Федерацией целей и задач деятельности государственной корпорации:

  1. Агентство устанавливает ставку страховых взносов и утверждает порядок их расчета;
  2. Внешэкономбанк принимает решение о выпуске облигаций и определяет порядок выпуска ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;
  3. ГК "Роснанотех" определяет порядок и условия финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и иных проектов в сфере нанотехнологий, предусматривающих их внедрение или производство продукции в сфере наноиндустрии, а также проектов по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий;
  4. Фонд содействия реформированию ЖКХ рассматривает результаты мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и аналогичных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнению предусмотренных статутным федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки субъектам РФ за счет средств Фонда;
  5. ГК "Олимпстрой" утверждает порядок отбора инвесторов и исполнителей работ (услуг) в целях строительства олимпийских объектов, перечень которых предусматривается Программой строительства;
  6. ГК "Росатом" принимает решения по принципиальным вопросам деятельности подведомственных предприятий, в том числе согласовывает назначение главных конструкторов подведомственных предприятий.

Высший орган управления ГК "Ростехнологии" не наделен специальными полномочиями. По крайней мере, в статутном федеральном законе о создании данной государственной корпорации они не закреплены. Передача полномочий наблюдательного совета (совета директоров) корпорации иным органам, в том числе ее руководителю, не допускается. Реализация иных, не конкретизированных полномочий наблюдательными советами государственных корпораций предусматривается только их статутными федеральными актами. Однако в соответствии с п. 19 ст. 19 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" в отношении совета директоров Агентства закреплено, что, помимо статутного закона, учитываются нормы, содержащиеся в положениях ФЗ от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и ФЗ от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Правление. Под ним понимается коллегиальный исполнительный орган управления государственной корпорации. Составы правления по каждой отдельно взятой корпорации выглядят следующим образом: по одиннадцать членов в ГК "Олимпстрой", ГК "Ростехнологии", ГК "Росатом"; по девять членов в Агентстве, Внешэкономбанке, ГК "Роснанотех" и семь членов в Фонде содействия реформированию ЖКХ.

Руководитель корпорации, как правило, входит в состав правления по должности и руководит работой последнего. Члены правления назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом (советом директоров) государственной корпорации по представлению ее руководителя и работают на постоянной основе. На должность члена правления назначаются, как правило, штатные высокопоставленные работники (главный бухгалтер, директор департамента и т.п.), а также иным образом аффилированные с государственной корпорацией физические лица. Размер вознаграждения членов правления и компенсации произведенных ими расходов утверждается наблюдательным советом корпорации. Правление государственной корпорации руководствуется в своей деятельности статутным федеральным законом и положением о правлении корпорации, в соответствии с которым устанавливаются сроки, порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений. Положение о правлении корпорации утверждается ее наблюдательным советом. На заседании правления ведется протокол, который подписывается председательствующим на заседании и представляется членам наблюдательного совета государственной корпорации, членам ревизионной комиссии корпорации и аудиторской организации по их требованию. Проведение заседаний правления организует единоличный исполнительный орган или лицо, им уполномоченное.

Аналогичным образом с полномочиями наблюдательного совета (совета директоров) государственной корпорации дифференцируются и полномочия правления. К общим полномочиям коллегиального исполнительного органа управления относятся:

  1. разработка, подготовка актов и предложений и внесение их на утверждение наблюдательного совета (например, финансового плана доходов и расходов (бюджета) корпорации);
  2. внесение предложений о направлениях использования прибыли корпорации;
  3. утверждение положения о ревизионной комиссии корпорации, а также утверждение отдельных локальных актов (например, условий приема на работу, увольнения, права и обязанности ее работников, размер и формы оплаты их труда в соответствии с законодательством РФ и т.п.).

Специальные полномочия правлений государственных корпораций можно выделить следующие:

  1. Агентство принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;
  2. Внешэкономбанк утверждает решения о финансировании инвестиционных проектов в пределах суммы, предусмотренной положением об органах управления Банка развития;
  3. ГК "Роснанотех" утверждает решения о финансировании проектов в сфере нанотехнологий при наличии положительных рекомендаций научно-технического совета корпорации;
  4. Фонд содействия реформированию ЖКХ принимает решение о предоставлении субъектам РФ финансовой поддержки за счет средств Фонда или об отказе в предоставлении такой поддержки;
  5. ГК "Олимпстрой" в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов подготавливает и вносит на утверждение наблюдательного совета корпорации перечень таких объектов, подлежащих строительству;
  6. ГК "Росатом" определяет позицию корпорации по вопросам деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности корпорации, за исключением вопросов, которые относятся к компетенции наблюдательного совета.

Аналогично с публичным статусом наблюдательного совета правление ГК "Ростехнологии" не наделено специальными функциями. Правление любой государственной корпорации может осуществлять иные полномочия (как общего, так и специального характера), предусмотренные статутными федеральными законами (или иными законами), если они не отнесены к компетенции других органов управления корпорации.

Руководитель. Он представляет собой единоличный исполнительный орган и руководит текущей деятельностью государственной корпорации. Выделяются три разновидности наименования должностей: генеральный директор (Агентство, ГК "Роснанотех", Фонд, ГК "Ростехнологии", ГК "Росатом"), председатель (Внешэкономбанк) и президент (ГК "Олимпстрой"). Замещение должности единоличного исполнительного органа корпорации происходит путем назначения Президентом РФ (в отношении Внешэкономбанка, ГК "Роснанотех" и ГК "Росатом") и Правительством РФ (в отношении Фонда, ГК "Олимпстрой" и ГК "Ростехнологии") соответствующих лиц. Генеральный директор Агентства назначается на должность советом директоров по представлению его председателя. Как правило, руководитель корпорации назначается на должность сроком на пять лет и может быть освобожден от нее в случаях:

  1. истечения срока своих полномочий;
  2. подачи личного заявления об отставке;
  3. совершения уголовно наказуемого деяния, установленного приговором суда, вступившим в законную силу;
  4. нарушения федеральных законов, которые регулируют отношения, связанные с деятельностью корпорации.

Суть компетенции руководителя корпорации заключается в осуществлении организационной функции:

  1. действует от имени государственной корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  2. возглавляет правление корпорации и организует реализацию решений ее правления;
  3. издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности корпорации;
  4. распределяет обязанности между своими заместителями;
  5. назначает на должность и освобождает от должности служащих корпорации и решает иные вопросы, не отнесенные к компетенции наблюдательного совета (совета директоров) или правления.

Помимо вышеописанных органов государственных корпораций, в структуре выделяются органы по реализации отдельных элементов управления: органы внутреннего финансово-хозяйственного контроля и консультативно-совещательные органы. К первым относятся служба внутреннего аудита (Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк), ревизионная комиссия (ГК "Роснанотех", ГК "Олимпстрой", ГК "Ростехнологии" и ГК "Росатом") и подразделение внутреннего аудита (ГК "Росатом"). Нормы статутного федерального закона о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ не содержат положений о наличии в его структуре органа внутреннего финансово-хозяйственного контроля. Создание и порядок реализации своей деятельности данными структурно подчиненными контрольными органами государственных корпораций предусмотрены федеральным законодательством.

Ревизионная комиссия корпорации проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности государственной корпорации за отчетный календарный год. Она вправе проводить внеочередные проверки по собственной инициативе или по требованию не менее чем одной трети членов наблюдательного совета государственной корпорации. По результатам проверки ревизионная комиссия составляет заключение и направляет его в высший орган управления корпорации - наблюдательный совет. В отличие от аудита проверка также затрагивает обязательственно-правовые отношения и предусматривает контроль за заключением сделок, осуществлением инвестиционной и иных видов имущественной деятельности, содержание которых предусматривает использование денежных средств или распоряжение объектами недвижимости. Члены ревизионной комиссии, как правило, назначаются сроком на пять лет (в ГК "Олимпстрой" - на три года) и не могут одновременно занимать какие-либо должности в иных органах управления государственной корпорации.

Служба внутреннего аудита корпорации осуществляет проверку бухгалтерской и финансовой отчетности, входящей в состав годовой отчетности государственных корпораций. Данный орган управления корпорации, обеспечивающий внутренний контроль, создается в целях проверок порядка использования имущества и средств специальных резервных фондов. Кроме вышеуказанных полномочий, структурное подразделение по проведению внутреннего аудита ГК "Росатом" проводит проверку законности осуществляемых организациями корпорации хозяйственных операций, а также контроль за подведомственными хозяйственными обществами и предприятиями.

В качестве консультативно-совещательных органов в структуре управления государственных корпораций сформированы: научно-технические советы ГК "Роснанотех", ГК "Ростехнологии" и ГК "Росатом", экспертно-аналитический совет Агентства, технический совет ГК "Олимпстрой", общественный совет ГК "Росатом" и комитет по инвестиционной политике при наблюдательном совете ГК "Роснанотех". Функции, полномочия и порядок деятельности данных органов государственных корпораций определяются положениями, утверждаемыми органами управления - наблюдательным советом (советом директоров) или руководителем корпорации.

Научно-технический совет (далее - НТС) корпорации является постоянно действующим консультативным и совещательным органом, созданным в целях научно-методологического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения деятельности корпорации. Члены НТС не могут быть работниками государственной корпорации и назначаются на должности сроком на пять лет решением наблюдательного совета из числа лиц, имеющих опыт и знания в необходимых отраслях. Положение об НТС, его персональный состав и порядок назначения его членов утверждаются руководителем корпорации.

Целями деятельности НТС являются предварительное рассмотрение проектов в соответствующих сферах и подготовка рекомендаций правлению корпорации о целесообразности или нецелесообразности их финансирования. Кроме этого, НТС правомочен рассматривать передовые технические и технологические решения и опыт иностранных государств в целях развития производственного и технологического потенциалов организаций корпорации.

Экспертно-аналитический совет Агентства и общественный совет ГК "Росатом" выполняют функции общественного контроля за деятельностью корпораций. Целью создания экспертно-аналитического совета Агентства служит экспертное и информационно-техническое обеспечение функционирования системы страхования банковских вкладов и осуществления процедур ликвидации (банкротства) кредитных организаций. В состав совета общественного контроля Агентства входят представители крупного бизнеса, Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации российских банков, Союза юристов России и т.п.

К ведению общественного совета ГК "Росатом" отнесена коллективная выработка рекомендаций для принятия решений в области использования атомной энергии, охраны окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности, охраны здоровья персонала атомных радиационных объектов, ликвидаторов и лиц, пострадавших от радиационных аварий и катастроф, а также населения, проживающего на радиационно загрязненных территориях и территориях санитарно-защитных зон. Председателем общественного совета является генеральный директор ГК "Росатом". В состав совета входят представители корпорации, научной общественности, общественных и экологических организаций. Члены перечисленных советов корпораций исполняют свои должности на общественных началах.

Функции и задачи, структуру и полномочия таких советов закрепляют правления государственных корпораций в своих локальных актах управления. Решения экспертно-аналитического совета Агентства и общественного совета ГК "Росатом" носят рекомендательный характер.

Другим специальным консультативно-совещательным органом корпорации является технический совет ГК "Олимпстрой", созданный в соответствии с приказом президента корпорации в целях обеспечения контроля проектной документации на строительство и реконструкцию олимпийских объектов. В этот совет входят представители корпорации, автономной некоммерческой организации "Оргкомитет "Сочи-2014", федеральных министерств и служб, а также работники администраций Краснодарского края и города Сочи.

Комитет по инвестиционной политике при наблюдательном совете ГК "Роснанотех" вырабатывает предложения по размещению временно свободных денежных средств корпорации на депозитах кредитных организаций либо инвестированию их в перспективные коммерческие проекты. В комитет входят представители крупных коммерческих структур (ЗАО УК "Тройка Диалог", ЗАО "Банк ВТБ", ООО "Финансовая корпорация "ОТКРЫТИЕ", ОАО "Уралсиб" и других), Российского союза промышленников и предпринимателей и независимые финансовые консультанты, зарекомендовавшие себя в сфере управления корпоративными финансами и на рынке оказания инвестиционно-банковских услуг.

Недостатками существующего порядка формирования и деятельности органов управления государственных корпораций являются <5>:

КонсультантПлюс: примечание.

Статья А.Я. Курбатова "Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц" включена в информационный банк.

<5> См.: Курбатов А.Я. Государственные корпорации как организационно-правовая форма юридического лица // Хозяйство и право. 2008. N 4.
  1. отсутствие автоматического лишения права представительства в наблюдательном совете (совете директоров) государственной корпорации при уходе с должности в том органе, представителем которого оно выступало;
  2. отсутствие единого подхода по вопросу выплаты вознаграждений членам наблюдательного совета (совета директоров);
  3. отсутствие имущественной ответственности членов наблюдательного совета (совета директоров), которые принимают ключевые решения по деятельности государственных корпораций, а ответственность за их реализацию несут единоличные исполнительные органы как должностные лица, либо государственные корпорации как юридические лица.

Согласимся с А.Я. Курбатовым, что устранение вышеперечисленных недостатков позволит усилить уровень ответственности органов управления государственных корпораций при принятии ими решений. Также это позволит сгладить отсутствие менеджерских ноу-хау при построении организационно-правовой структуры управления корпораций. Названные недостатки могут быть учтены отечественными законодателями при учреждении вновь создаваемых государственных корпораций в будущем.

По итогам рассмотрения порядка формирования органов, их наименований, совокупности полномочий и порядка осуществления деятельности позволительно сделать вывод, что организационно-правовая структура управления корпораций носит унифицированную форму. Цивилисты А.В. Семенов и Т.А. Серегина верно резюмировали, что у государственных корпораций существует "единая система управления" <6>.

<6> См.: Семенов А.В., Серегина Т.А. Особенности правового положения государственных корпораций // Право и экономика. 2008. N 2. С. 6.

Таким образом, наряду с государственными служащими федеральных органов исполнительной власти, замещающими должности в органах управления государственных корпораций, частные лица в качестве экспертов и специалистов также способствуют достижению корпорациями поставленных целей. Данное обстоятельство примечательно тем, что посредством такой совместной деятельности претворяется в жизнь идея государственно-частного партнерства в рамках концепции корпоративного государства.

Библиографический список:

Агапов А.Б. Административное право. М., 2009.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья А.Я. Курбатова "Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц" включена в информационный банк.

Курбатов А.Я. Государственные корпорации как организационно-правовая форма юридического лица // Хозяйство и право. 2008. N 4.

Семенов А.В., Серегина Т.А. Особенности правового положения государственных корпораций // Право и экономика. 2008. N 2.