Мудрый Юрист

Аппарат правительства Российской Федерации: некоторые аспекты правового регулирования его состава и структуры

Черкасов Константин Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Поволжского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Представленная статья посвящена исследованию правового статуса одного из недостаточно изученных в юридической литературе государственных органов - Аппарата Правительства РФ. Особое внимание уделено вопросам нормативного регулирования его состава и структуры. Выявлены некоторые проблемы в данной сфере и предложено направление их решения.

Ключевые слова: юриспруденция, административное право, государственное управление, администрация, административная реформа, аппарат, Правительство РФ, состав, структура, государственная должность.

Central Office of the Government of the Russian Federation: Some Aspects of Legal Regulation of its Staff and Structure

K.V. Cherkasov

The article is devoted to the legal status of one of understudied public authorities, - Central Office of the Government of the Russian Federation. Special attention is paid at the questions of legal regulation of the Office staff and structure. The authors outlined a few problems existing in that sphere and suggested their own concept of how to solve them.

Key words: studies of law, administrative law, state administration, administration, administrative reform, central office, Government of the Russian Federation, staff, structure, public position.

Административная реформа в России продолжается. Одним из основных ее направлений является совершенствование системы и структуры федеральных государственных органов, итог которого должен позволить оптимизировать реализацию принадлежащих им полномочий (функций и прав). Вместе с тем некоторые государственные органы оказались не затронутыми данными процессами в должной мере, в результате чего правовое регулирование их составов и структур имеет определенные дефекты. В некоторой степени сказанное применимо и к такому государственному органу, как Аппарат Правительства РФ, особая значимость которого предопределена его задачами по обеспечению деятельности Правительства России, Председателя Правительства РФ, а также организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений.

Основы правового статуса Аппарата Правительства РФ регулируются нормами Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) <1>, а также Постановления Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) <2>. Согласно данным нормативным актам структура Аппарата Правительства России определяется Правительством РФ. Аппарат Правительства России работает под руководством Председателя Правительства РФ и возглавляется заместителем Председателя Правительства РФ - Руководителем Аппарата Правительства России или федеральным министром. Структура Аппарата Правительства России включает в себя руководство (руководитель и его заместители), департаменты Правительства РФ (в их составе создаются отделы), помощники и референты Председателя Правительства РФ, секретариаты заместителей Председателя Правительства РФ и Руководителя Аппарата Правительства России, а также аппарат Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ <3>.

<1> См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
<2> См.: Собрание законодательства РФ. 2004. N 23. Ст. 2313.
<3> См.: Указ Президента РФ от 20 марта 2006 г. N 231 "О Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 13. Ст. 1360.

Руководитель Аппарата Правительства РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом России по представлению Председателя Правительства РФ. Он организует деятельность Аппарата Правительства РФ и несет ответственность за выполнение возложенных на него функций. Руководитель Аппарата Правительства России, в частности: формирует в установленном порядке проекты плана заседаний Правительства РФ на очередной период и повесток заседаний Правительства России; устанавливает порядок работы подразделений Аппарата Правительства РФ, а также определяет вопросы, входящие в сферу ведения департаментов; издает приказы и дает поручения по вопросам работы Аппарата Правительства России; ведет график работы Председателя Правительства РФ; докладывает Председателю Правительства РФ материалы с проектами актов, по которым требуется решение Правительства России, и иных документов с соответствующими предложениями по результатам их подготовки Аппаратом Правительства России к рассмотрению в Правительстве РФ; организует работу по подготовке совещаний, проводимых Председателем Правительства РФ, его докладов и выступлений, а также иных необходимых аналитических и справочных материалов; координирует работу помощников и референтов Председателя Правительства РФ; утверждает штатную численность подразделений Аппарата Правительства России; назначает на должность и освобождает от должности сотрудников подразделений Аппарата Правительства РФ; принимает решение о поощрении сотрудников Аппарата Правительства РФ и применении к ним мер дисциплинарного взыскания; осуществляет другие полномочия.

Руководитель Аппарата Правительства РФ имеет заместителей. Заместители Руководителя Аппарата Правительства России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по предложению Руководителя Аппарата Правительства России. Они координируют и контролируют работу департаментов Правительства РФ, организуют проработку проектов актов и других документов, по которым требуется решение Правительства РФ, подготовку материалов к заседаниям Правительства России и его президиума, осуществляют другие функции по руководству Аппаратом Правительства России в соответствии с распределением обязанностей и поручениями Руководителя Аппарата Правительства РФ.

Департаменты Правительства РФ обеспечивают деятельность Правительства России, его Президиума, а также Аппарата Правительства РФ по вопросам, входящим в сферу их ведения, и взаимодействуют с соответствующими федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России или Правительство РФ, с другими государственными органами и организациями. Руководство работой департамента Правительства РФ осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством России по предложению Руководителя Аппарата Правительства РФ. Директор департамента находится в подчинении Руководителя Аппарата Правительства России.

Помощники Председателя Правительства РФ (по вопросам, определенным Председателем Правительства России) и референты Председателя Правительства РФ (по отдельным вопросам, определенным Председателем Правительства России) ведут аналитическую работу, рассматривают подготовленные в установленном порядке проекты актов и других документов, представляют в письменном виде свои замечания по ним, выполняют другие обязанности, возложенные на них Председателем Правительства России и Руководителем Аппарата Правительства РФ. Помощники Председателя Правительства России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

Секретариаты заместителей Председателя Правительства РФ и Руководителя Аппарата Правительства России организационно обеспечивают деятельность соответственно заместителей Председателя Правительства РФ и Руководителя Аппарата Правительства России. Руководители секретариатов заместителей Председателя Правительства РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством России по предложению Руководителя Аппарата Правительства РФ, основанному на представлениях заместителей Председателя Правительства России. Руководитель секретариата Руководителя Аппарата Правительства РФ назначается на должность и освобождается от должности Правительством России по предложению Руководителя Аппарата Правительства России. Руководители секретариатов осуществляют непосредственное руководство этими подразделениями, несут персональную ответственность за выполнение возложенных на секретариаты функций, организуют работу сотрудников этих подразделений.

Аппарат Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ действует на постоянной основе и обеспечивает работу Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ и ее научно-технического совета. Руководитель аппарата Военно-промышленной комиссии при Правительстве России назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ и является заместителем Руководителя Аппарата Правительства России, председателем научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. N 520-р (с посл. изм. и доп.) <4> структуру Аппарата Правительства России составляют заместители Руководителя Аппарата Правительства РФ, полномочные представители Правительства РФ в палатах Федерального Собрания РФ, в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, секретариаты Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ и Руководителя Аппарата Правительства РФ. Особое внимание уделено департаментам Правительства РФ, которых на сегодняшний день насчитывается четырнадцать: Административный департамент; Департамент государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Правительства РФ; Департамент культуры и образования Правительства РФ; Департамент международного сотрудничества Правительства РФ; Департамент оборонной промышленности и высоких технологий Правительства РФ; Департамент отраслевого развития Правительства РФ; Департамент социального развития Правительства РФ; Департамент экономики и финансов Правительства РФ; Правовой департамент Правительства РФ; Департамент делопроизводства и архива Правительства РФ; Департамент управления делами Правительства РФ; Департамент контроля и проверки выполнения решений Правительства РФ; Департамент агропромышленного комплекса Правительства РФ; Департамент информационных технологий и связи Правительства РФ.

<4> См.: Собрание законодательства РФ. 2004. N 18. Ст. 1780.

Немаловажное значение в определении состава и структуры Аппарата Правительства РФ имеют Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) <5>, указавший в их числе Руководителя Аппарата Правительства РФ, и Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (с посл. изм. и доп.) <6>, установивший в своем четвертом разделе перечень должностей в Аппарате Правительства РФ. В частности, к должности категории "руководители" высшей группы должностей отнесены: первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ, пресс-секретарь Председателя Правительства РФ - заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ, руководитель Протокола Председателя Правительства РФ - заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ, руководитель секретариата Председателя Правительства РФ, полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ и т.д.

<5> См.: Российская газета. 1995. 17 января.
<6> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 1. Ст. 118.

В целом усматривается некоторое разночтение в правовом регулировании состава и структуры Аппарата Правительства России. Так, например, Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) в отличие от Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (с посл. изм. и доп.) и распоряжения Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. N 520-р (с посл. изм. и доп.) четко не указывает на существование в структуре Аппарата Правительства России таких ответственных должностных лиц, как полномочные представители Правительства РФ в палатах Федерального Собрания РФ, в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ.

Не позволяет нивелировать эту ситуацию и специальное нормотворчество Правительства России в виде Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 94 "О полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) <7>, Постановления Правительства РФ от 26 июля 2001 г. N 555 "О полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации" <8>. В данных нормативных актах лишь отмечено, что деятельность полномочных представителей Правительства России в палатах российского парламента координируется Руководителем Аппарата Правительства РФ и обеспечивается Аппаратом Правительства России; организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности полномочных представителей в высших судебных инстанциях России осуществляет Аппарат Правительства РФ. Однако вопрос о вхождении их в структуру Аппарата Правительства РФ здесь остался открытым. В общем наблюдается потребность в унификации нормативной правовой основы регулирования состава и структуры Аппарата Правительства России.

<7> См.: Собрание законодательства РФ. 2000. N 6. Ст. 774.
<8> См.: Собрание законодательства РФ. 2001. N 31. Ст. 3289.