Мудрый Юрист

Точность, как в аптеке?

"Экономический вестник фармации", 2003, N 3

Постановление Правительства Москвы от 23.04.02 N 303-ПП "О государственном регулировании цен на ЛС", изменившее процесс ценообразования на ЛС, вступило в силу с 01.05.02. Таким образом, прошло уже более полугода, однако до сих пор некоторые вопросы, связанные с действием данного постановления, нуждаются в разъяснении. О том, как торговые надбавки, установленные Правительством Москвы, отражаются на финансовой деятельности аптек, почему происходит дальнейший, ежемесячный рост цен на ЛС, что можно предпринять для улучшения ситуации, рассказала на лектории Московского НОФ (26.11.02) зав. сектором отдела цен и тарифной политики Департамента экономической политики и развития г. Москвы В.И.Девятова. Далее на НОФ развернулась дискуссия, в которой участвовали руководители аптек и НОФ.

В.И.Девятова:

Ценовая политика в Москве формируется на основе федеральных нормативно-правовых актов и общих принципов ценообразования. Основная цель ценовой политики в Москве - оптимизация расходов бюджета и защита прав потребителей, что очень важно в условиях постоянного роста цен. Проблема цен и ценообразования приобрела особую актуальность в связи с переходом России к рыночной системе экономики. Ценовая политика должна содействовать развитию рыночных отношений, способствовать замедлению инфляции и смягчению негативных экономических и социальных последствий, стимулировать развитие конкуренции. Состояние ценового хозяйства, уровни, динамика, соотношение цен решающим образом влияют на жизнеспособность субъектов рыночной экономики. Прежде всего, цены оказывают воздействие на уровни доходов, притоки капиталов, платежеспособный спрос, инвестиционную активность.

В условиях рыночных отношений используются принципиально новые подходы к установлению цен и методов ценообразования. Сегодня действуют две системы: рыночное ценообразование, которое доминирует, и централизованное, государственное. Государственное регулирование цен производится, в основном, в отношении монопольной продукции и отдельных социально значимых товаров и услуг в соответствии с законодательством РФ. Одним из таких социально значимых товаров являются ЛС.

Вопросы обеспечения ЛС населения и учреждений здравоохранения всегда находились под контролем государства и, соответственно, Правительства Москвы. Принятые ранее Правительством РФ постановления от 11.12.92 N 970, от 30.07.94 N 890 в целом были направлены на создание необходимых условий для развития медицинской промышленности и улучшение обеспечения населения и учреждений здравоохранения ЛС и ИМН. В сложившихся экономических условиях цены на ЛС начали существенно повышаться, стали поступать жалобы от населения на рост цен при низкой заработной плате и ухудшение обеспечения ЛС. Чтобы обеспечить Москву ЛС, Правительством Москвы было принято распоряжение, которое разрешало вывоз ЛС в другие регионы только тем оптовым предприятиям, которые имели федеральную лицензию на реализацию ЛС и выполняли условия договора на поставку ЛС и ИМН в аптечную сеть Москвы.

До принятия законодательного акта по вопросу регулирования цен Постановлением N 347 от 29.03.95 "О мерах государственного контроля над ценами на ЛС, включенные в Перечень ЖНВЛС" Правительство РФ ввело государственную регистрацию отпускных цен производителем на ЛС и одновременно предоставило право органам исполнительной власти устанавливать торговые надбавки, как оптовые, так и розничные. Указанным постановлением был определен порядок формирования цен. При этом торговые надбавки исчислялись от зарегистрированной цены.

Проведенный мониторинг цен показал, что цена регистрации значительно превышала фактическую отпускную цену производителей. С одной стороны, это являлось положительным фактором для предприятий, т.к. в абсолютной сумме торговые надбавки оказывались выше, независимо от того, что закупки ЛС производились фактически по более низким ценам. Однако необоснованно завышенная предприятием-изготовителем цена на ЛС с учетом установленного порядка формирования цен в торговле приводила также к необоснованному росту розничной цены. Фактическая цена производителей была значительно ниже. Вполне объяснимо, что производители, представляя цену на регистрацию, были вынуждены завышать ее. Нестабильность экономической ситуации (повышение курса доллара, рост платы за коммунальные услуги, стоимости сырья и т.д.) вынуждала производителей закладывать в цену долю риска.

Учитывая рост цен на ЛС, Правительство Москвы вынуждено было обратиться к Правительству РФ с предложением рассмотреть сложившуюся ситуацию и ужесточить требования при регистрации цен производителей либо изменить порядок формирования цен. Федеральный закон от 02.01.2000 N 5-ФЗ дополнил Федеральный закон "О ЛС" от 22.06.98 гл. 2 "Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения ЛС" подп. следующего содержания: "Государственное регулирование цен на ЛС", т.е. Правительство РФ предоставило право регулировать цены на все ЛС. Постановлением от 09.11.01 N 782 "О государственном регулировании цен на ЛС" Правительство РФ ужесточило порядок формирования цен на лекарственную продукцию, включенную в Перечень ЖНВЛС. Новым постановлением был изменен порядок исчисления торговых надбавок. Надбавки по новому порядку исчисляются, как известно, от фактической отпускной цены поставщика, однако она не должна превышать цену регистрации. Это постановление сделало менее выгодной деятельность оптовых торговых предприятий, но сыграло положительную роль при формировании цены. В соответствии с ним Правительство Москвы приняло Постановление N 303-ПП, где также было четко определено формирование цены. Размер торговых надбавок был разработан с учетом детального изучения затрат по реализации ЛС. В этом принимали участие наиболее крупные коммерческие структуры и государственные предприятия, которые предоставили показатели своей финансово-хозяйственной деятельности.

Почему торговые надбавки установлены только при формировании цен на препараты Перечня ЖНВЛС? Были учтены предложения Комитета здравоохранения и аптечных учреждений. Кроме того, экспертиза финансово-хозяйственной деятельности предприятий при подготовке проекта нового постановления показала, что во многих аптечных предприятиях, даже с учетом рыночных условий, конкуренции, торговая надбавка была на 2-5% ниже предельной, установленной Распоряжением от 27.07.2000 N 811-РМ.

Такие методы регулирования, как регистрация цен производителей, а также установление предельных торговых надбавок, дают возможность проследить динамику цен на ЛС на пути от производителя до потребителей. Когда торговая надбавка исчислялась от цены регистрации, не было четкости, т.к. посредники имели возможность закупать препараты по более низким ценам и предлагать их аптекам по цене не выше цены регистрации, но значительно выше фактической цены, что давало возможность посредническим структурам получать значительную прибыль. Изменение порядка ценообразования снизило количество посреднических структур, которые являлись одной из причин роста цен на медикаменты и способствовали значительному разбросу цен на одноименные препараты даже одного и того же производителя. Принятие Постановления Правительства РФ от 9.11.01 N 782 и Постановления Правительства Москвы N 303-ПП сделало более прозрачной систему ценообразования в лекарственной сфере (а именно на препараты ПЖНВЛС). В условиях дефицита бюджетного финансирования эти меры оказались особенно актуальными, поскольку расходы на приобретение ЛС лечебно-профилактическими учреждениями и для обеспечения льготных категорий граждан доставляют немало хлопот.

Вместе с тем, приходится сожалеть, что новый Перечень ЖНВЛС, утвержденный Правительством РФ от 4.04.02 N 425-Р, значительно сокращен по сравнению с действовавшим, что привело к свободному ценообразованию на многие препараты. Производители были освобождены от регистрации цен на часть препаратов, что, собственно, привело к потере прозрачности при формировании цен.

Надо также отметить, что сегодня система регистрации цен производителей недостаточно отработана. Отсутствует законодательная база, которая предусматривала бы наказание за нарушения в этой сфере. Аптеки сегодня не отвечают за цену регистрации. Это больше касается оптовых предприятий, которые ведут закупки у производителей. Бывает, что одноименные препараты, входящие в ПЖНВЛС, выпускаемые разными производителями, реализуются как по регулируемым, так и по свободным ценам. Это недопустимо, даже если предприятие не зарегистрировало цену на свой препарат. Если цена не зарегистрирована, но препарат входит в ПЖНВЛС, оптовик должен формировать цену в соответствии с порядком, установленным Постановлением N 303-ПП, т.е. с учетом регулируемой торговой надбавки, и аптеки должны это понимать и контролировать.

В настоящее время в стадии согласования находится предложение по внесению изменений в ФЗ "О ЛС", касающееся осуществления государственной регистрации предельных отпускных цен производителей и установления ответственности субъектов обращения ЛС за нарушение порядка государственной регистрации.

Цена является мощным рычагом управления экономикой. В условиях рыночной экономики цена приобретает ключевую роль потому, что устанавливается самим собственником товара - субъектом хозяйствования и проходит проверку рынком, где определяется ее окончательный уровень под воздействием рыночных факторов. Цена и ценовая политика для предприятий является существенным элементом маркетинговой деятельности. Принятие решений в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы внутреннего состояния предприятия и соответствующего рынка, под влиянием которых формируется рыночная цена. Существенным признаком цен, как элемента рыночного механизма, является их постоянное колебание, отражающее меняющуюся ситуацию на рынке и, прежде всего, колебание спроса и предложения. Так, с начала т.г. ситуация на московском рынке ЛС постоянно меняется.

НДС дал ощутимый результат в виде всплеска цен. Однако правильное применение налога не могло вызвать резкий скачок цен. Причиной этому стало отсутствие четких разъяснений по применению налога со стороны соответствующих органов. Впоследствии, когда поступили разъяснения, в феврале - апреле, ситуация несколько стабилизировалась. Темпы роста цен стали замедляться. Изменение порядка исчисления торговых надбавок привело к упорядочению, а в некоторых случаях даже снижению цен. По результатам мониторинга, по выборочному кругу препаратов уже в мае, по сравнению с апрелем, розничные цены на отдельные препараты, входящие в ПЖНВЛС, снизились: на отечественные - до 11%; на импортные - до 5%. Так, например, средняя розничная цена Пантогама в апреле составила 286 р., а в мае - 253 р. Сегодня сохраняется тенденция к замедлению роста розничных цен. По данным Мосгоркомстата, индекс цен январь к декабрю 2001 г. составил 103,1%, февраль к январю - 103,5%. Сентябрь к августу и октябрь к сентябрю - индекс роста цен уже составил 100,6%.

В конечном счете, ценообразование на ЛС диктуется условиями конкуренции. В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная среда основана на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную стабильность, делает невозможным для отдельного производителя или посредника произвольное резкое повышение цен. То есть практически вместо свободного существует конкурентное ценообразование, дополненное государственным регулированием цен.

А что происходит у нас? Оперативный мониторинг цен в сентябре - октябре т.г. по аптекам разных административных округов показывает, что цены на препараты, входящие в ПЖНВЛС и подлежащие регулированию в соответствии с постановлением N 303-ПП, незначительно отличаются друг от друга, если ЛС от одного и того же производителя. Так, при одном и том же производителе розничная цена на Пирацетам 200 мг N 60 колеблется от 15,50 до 16 р.; при разных производителях разница цен составляет более 2 р. Значительно разнятся цены на отечественные и импортные препараты. Цена на Атенолол совместного производства 50 мг N 30 составляет 24,42 р., импортного - 58 р. Также серьезно различаются цены в аптеках с большой пропускной способностью и цены в аптеках спальных районов.

Проблема роста цен на ЛС - продукцию, которая востребована всеми возрастными и социальными группами населения, является самой актуальной и сложной. Наряду с действием макроэкономических факторов, рост цен на ЛС обусловлен еще и теми факторами, которые лежат в сфере торговли, как оптовой, так и розничной: высокие издержки обращения, наличие многочисленных посредников и т.д.

Правительством Москвы осваиваются рыночные методы воздействия на цены: проводятся конкурсы, распределяются горзаказы (однако это больше касается ЛС для ЛПУ и по бесплатным и льготным рецептам). Обеспечение ценовой доступности ЛС для всех социальных групп населения продолжает оставаться одной из главных проблем фармацевтического рынка Москвы, учитывая, что почти четверть населения города имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума.

Между тем ценовая стратегия аптечного предприятия должна обеспечить устойчивое финансовое положение и в то же время способствовать снижению цен на ЛС.

Руководитель аптеки N 158 "Бальзам" Т.В.Попенко:

Хотелось бы узнать, стоит ли аптекам ожидать новое ценообразование? Если да, то необходимо готовить постановления заранее. В противном случае мы снова окажемся поставленными перед фактом.

Автоматизированные системы управления, которые сегодня присутствуют практически в каждой аптеке, безусловно, оказывают серьезную помощь в работе. Однако для перевода компьютерной техники на работу по новым условиям также требуется время.

В одном из перечней ЖНВЛС были указаны химические названия препаратов. Аптеки же получают препараты под торговыми названиями. Нам пришлось провести колоссальную работу по подбору синонимов и аналогов ЛС, чтобы выяснить, входит ли конкретный препарат в ПЖНВЛС, и грамотно установить наценку. Затем началась работа с поставщиками, - мы выясняли, правильно ли они обращаются со списками. Оказалось, что у них были ошибки.

При сегодняшней организации процесса доведения до аптек различных приказов и постановлений нет гарантии от ошибок. Это происходит не потому, что мы неграмотно подходим к делу или не хотим реагировать, а потому, что просто не хватает времени на освоение новых постановлений. Надо сказать, что в списках есть препараты, которые вообще сняты с производства, лекарственные формы, которых не существует, например раствор фенобарбитала. В связи с этим хотелось бы, чтобы к составлению списков относились более внимательно, чтобы эта работа проводилась грамотными специалистами, с учетом пожеланий аптечных организаций.

Что касается реализации препаратов, входящих в ПЖНВЛС, аптека - законопослушное предприятие и не позволяет себе делать наценку на препараты ПЖНВЛС более 25%. Этого просто не позволит сделать автоматизированная система управления, в которую заложена определенная программа. Проверить цены на ПЖНВЛС у поставщиков нереально. Многие аптеки ежедневно пользуются услугами пяти-шести поставщиков каждая. В накладной указывается только цена поставщика. Сопроводительное письмо или протоколы предоставляются аптекам только по желанию поставщика. Кроме того, аптека не может открыто заявить какому-либо поставщику о сомнении в правильности ценообразования на предлагаемую им продукцию. В связи с этим контроль над ценообразованием в оптовом звене должен осуществляться централизованно, усилиями уполномоченных на то органов.

Аптеки не виноваты в росте цен на ЛС. Постоянные затраты аптек (на транспорт, коммунальные услуги, телефон, компьютерное техническое и программное обеспечение) все время увеличиваются. Аптека без компьютера сегодня немыслима, работать без автоматизированного учета невозможно - просто не хватит времени. При наценке на препараты до 25% аптеке очень трудно выживать, а ПЖНВЛС достаточно велик и значительную долю ассортимента аптеки составляют входящие в этот перечень препараты. Мы понимаем, что ПЖНВЛС сокращать нельзя и одновременно вынуждены делать максимально низкую надбавку на препараты со свободным ценообразованием, т.к. в условиях существующей конкуренции аптека должна быть привлекательна для посетителей, чтобы обеспечить хороший спрос и товарооборот. Рост цен происходит в основном за счет поставщиков.

Сегодня аптеки не меньше, чем население, волнует грядущее повышение цен на ЛС, ожидаемое в связи с введением правил таможенной сертификации и регистрации ЛС, и, кроме того, вопрос об НДС и НП на медицинскую технику.

В.И.Девятова:

Изменение действующих нормативно-правовых актов Правительства Москвы проводится по мере необходимости, с учетом результатов тщательной экспертизы финансово-хозяйственной деятельности предприятий всей цепи товародвижения (опт и розница), с учетом предложений Комитета здравоохранения.

Мы несколько раз направляли запросы в Минэкономразвития с просьбой о предоставлении разъяснений о применении НДС. Официальный ответ был получен только в феврале, после чего информация была доведена до аптек. Получается, что от Правительства Москвы ситуация не зависела.

Председатель НОФ С.Г.Сбоева:

Последствия принятия новых постановлений должны быть просчитаны с большой точностью и максимально предусмотрены, чтобы аптеки имели время освоить новые правила работы и в случае, если совершенно очевидно повышение цен на лекарства, подготовить к этому население. Эта работа Департамента совершенно нигде не просматривается.

Совершенно очевидно, что невозможно принять правильное решение без эффективного диалога между законодательными органами и практиками фармацевтического дела. Департамент должен доводить до сведения аптечных организаций и общественности обо всех результатах своей работы.

В настоящее время аптеки ждут разъяснений касательно Федерального закона от 24.07.02 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Этот закон дополняет ч. II НК РФ разд. VIII.1 главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения". Данная система введена для применения с 1 января 2003 г., однако далеко не все аптечные предприятия имеют четкое представление об изменениях ценообразования на ЛС, которые принесет с собой переход на упрощенную систему налогообложения.

Е.ПАШКОВА