Мудрый Юрист

Внедрение стандартов gmp на предприятиях отечественной фармпромышленности

"Московские аптеки", 2003, N 1

Лекарственные средства являются продукцией, качество которой потребители не могут оценить самостоятельно, поэтому гарантия качества, эффективности и безопасности ЛС является одной из задач государства в области охраны здоровья населения. В развитых странах эта гарантия осуществляется путем проверки и оценки эффективности, безопасности, а также фармакологических свойств ЛС на всех этапах его создания и функционирования. На этапе производства основным стандартом надлежащей производственной практики являются правила GMP. GMP - это неотъемлемый элемент современной контрольно - разрешительной системы в сфере фармобращения, не менее важный, чем Фармакопея или регистрация ЛС.

До начала 1990-х гг. на фармацевтических предприятиях действовала развитая система отраслевых документов, регламентирующая организацию производства и контроля качества ЛС, включая проведение технологических процессов. Эта система, однако, уступала правилам GMP в части комплексности. Таким образом, важнейшей государственной задачей для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на макро- и микроуровнях является обеспечение качества выпускаемой продукции, разработка и внедрение стандартов производства.

В 1999 г. совместным приказом министров здравоохранения и экономики РФ был введен в действие стандарт отрасли ОСТ 42-510-98 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)". В соответствии с этим приказом с 1 июля 2000 г. приемка в эксплуатацию вновь создаваемых и реконструируемых предприятий производства готовых ЛС и фармацевтических субстанций осуществляется только при их соответствии требованиям отраслевого стандарта. Внедрение данного стандарта в полном объеме для предприятий, производящих готовые ЛС, предусматривается до 31 марта 2005 г.; для предприятий, производящих фармацевтические субстанции, - до 31 декабря 2008 г.

Однако сейчас в связи с введением Налогового кодекса и отменой льгот по налогу на прибыль предприятия поставлены в сложные условия, и им нелегко выделить средства для технического перевооружения.

Стандарт "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)" представляет собой национальные российские правила GMP, базирующиеся на аналогичных европейских правилах и не противоречащие им. Существует заключение ВОЗ, что документ соответствует основным требованиям и рекомендациям этой организации и стоит в одном ряду с аналогичными нормативными документами развитых стран. Однако некоторые различия все же имеются. В настоящее время Минпромнауки РФ проводит работу по сближению российских правил с правилами организации фармацевтических производств ЕС. ОСТ 42-510-98 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)" не следует рассматривать как окончательный вариант документа, он подлежит периодической корректировке и дополнению по результатам внедрения, что соответствует международной практике.

Сегодня в России имеется около 700 предприятий - производителей ЛС. В СССР, перед распадом страны, было зарегистрировано всего 44 предприятия данного профиля. Таким образом, следует учитывать, что большинство этих предприятий по производству ЛС было организовано в последнее десятилетие. В настоящее время предприятия - фармпроизводители в порядке самоинспекции составляют отчет о фактическом состоянии производства, а затем разрабатывают план поэтапного внедрения ОСТа.

Анализ поступающих в Департамент промышленной и инновационной политики в медицинской и биотехнологической промышленности планов проведения мероприятий по организации производства в соответствии с ОСТом 42-510-98 показывает, что сотрудники многих предприятий просто не имеют представления, что такое GMP, и сводят все мероприятия к капитальным вложениям, даже подробно расписывая при этом монтажно - строительные работы. В отдельных случаях некоторые предприятия, уже имеющие лицензии на право производства, вообще не располагают надлежащими нормативными документами в области организации производства и контроля качества лекарственных средств. Зачастую планы поэтапного внедрения ОСТа 42-510-98, составленные на предприятиях, предусматривают серьезную реконструкцию, которая невозможна без длительной остановки производства на предприятии. В то же время анализ ситуации показывает, что для выполнения минимальных требований ОСТа в такой реконструкции вовсе нет необходимости. Есть несколько случаев, когда для приведения среднего по объемам производства предприятия в соответствие с требованиями GMP заявляется объем затрат, значительно превышающий 100 млн. долл. США. В то же время известно, что строительство нового предприятия, производящего 2 млрд. таблеток, 250-300 млн капсул и 150-200 млн ампул, стоит 50-60 млн долл.

В настоящее время заявляются различные суммы как средства, необходимые для приведения предприятий отрасли к требованиям GMP. Однако без тщательного анализа конкретной ситуации затраты, связанные с решением данного вопроса, представляются в большинстве случаев недостоверными. Одна из причин - неспособность лиц, ответственных за внедрение стандартов надлежащей производственной практики, отделить мероприятия, относящиеся к этому направлению работы, от мероприятий, не имеющих отношения к внедрению ОСТа. Другая причина кроется в неспособности ответственных лиц найти пути сведения затрат на переоборудование к минимуму.

Тем не менее, для интеграции российской медицинской промышленности в мировой фармацевтический рынок российским фармпредприятиям необходимо решить вопрос обеспечения качества, эффективности и безопасности выпускаемых ЛС, что возможно лишь при условии организации лекарственного производства по стандартам GMP. Внедрение национальных правил GMP обусловливает необходимость комплекса работ по гармонизации существующих отечественных стандартов - ГОСТов, ОСТов, ТУ и правил GMP, т. е. пересмотра и корректировки норм и правил, касающихся организации, проектирования производства и введения в эксплуатацию объектов медицинской промышленности, и требований целого ряда взаимосвязанных документов, которые необходимы фармпроизводителям.

Внедрение на российских предприятиях правил GMP позволит качественным отечественным аналогам зарубежной продукции занять свое место на российском фармрынке и, как следствие, снизить затраты населения, учреждений здравоохранения, а также бюджетов всех уровней на лекарственные препараты.

Стоимость импортных лекарств, как правило, выше отечественных, однако их качество и надежность в большинстве случаев не вызывают сомнения у российских потребителей. Производство по правилам GMP придаст отечественным лекарствам статус качественных препаратов; внедрение в практику правил GMP - это путь к созданию высокоэффективных, конкурентоспособных ЛС.

В настоящее время на завершающем этапе разработки находятся около 30 проектов, касающихся создания принципиально новых лекарственных средств. Важнейшим направлением создания современных лекарственных препаратов являются биотехнологии. В настоящее время в проводимых научных исследованиях происходит изменение приоритетов - с ресинтеза и воспроизводства дженериков на производство новых оригинальных базовых структур ЛС. В ведущих российских научно - исследовательских центрах разрабатываются принципиально новые подходы к созданию высокоэффективных лекарственных препаратов. Появились новые области науки - геномика, протеомика, биоинформатика. Этот путь создания новых ЛС позволит существенно снизить затраты времени и средств на ключевые стадии поиска базовых структур новых препаратов и повысить их эффективность и безопасность.

В настоящее время уже понятно, что гораздо целесообразнее строить новые предприятия с современным оборудованием, при условии наличия гибких технологических схем - размещения на них производства полного цикла, от субстанции до готового препарата.

В отношении ассортимента выпускаемых лекарств важно, чтобы выпускаемые препараты не только относились к списку ЖНВЛС, но и представляли собой альтернативу импортной продукции, сокращая таким образом средства на закупку ЛС за рубежом.

Следует отметить, что приказом министра промышленности, науки и технологий создана рабочая группа по проведению инспекционных проверок внедрения в отрасли стандартов GMP и планов мероприятий по поэтапному введению GMP на предприятиях, производящих фармсубстанции и ЛС. В эту группу входят высококвалифицированные специалисты Минпромнауки и Минздрава РФ. Уже прошли проверку такие предприятия, как ЗАО "Брынцалов А", ОАО "Нижфарм", Белгородский филиал ЗАО "Верофарм", ЗАО "Химфармкомбинат "Акрихин". На этих четырех предприятиях побывали инспекторы ВОЗ, которые сделали выводы о соответствии производства надлежащим требованиям. За последнее время работа по инспектированию предприятий активизирована, идут проверки на "Ай Си Эн-Октябрь", "Ай Си Эн-Лексредства".

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.01 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ N 135 от 11.02.02 лицензирование производства ЛС поручено Минпромнауки РФ. Положение о лицензировании производства ЛС утверждено Постановлением Правительства РФ N 500 от 04.07.02. Одним из лицензионных требований является соблюдение правил организации производства и контроля качества лекарственных средств. Для вновь создаваемых предприятий это требование является обязательным. Предприятия, которые имеют лицензию и переоформляют ее или осваивают новую номенклатуру, должны в обязательном порядке иметь планы мероприятий по введению стандартов GMP и выполнять их в дальнейшем. Принято решение, что ни одно вновь организуемое предприятие не получит лицензию без проверки на соблюдение требований GMP.

Таким образом, можно предположить реальность перехода российских предприятий на производство ЛС в соответствии с международными требованиями, что несомненно будет способствовать повышению обеспеченности населения и учреждений здравоохранения качественными и высокоэффективными лекарственными препаратами.

Л.КЛЕВЦОВА