Мудрый Юрист

Административно-правовое регулирование управления внешнеэкономической деятельностью с участием строительных организаций

Иванов Андрей Владимирович - кандидат юридических наук.

Внешнеэкономическое сотрудничество с участием строительных организаций охватывает широкий спектр хозяйственной деятельности по всей технологической цепочке создания строительной продукции. Иностранные фирмы ведут на территории РФ общестроительную, а также сопутствующую строительству деятельность. Причем она охватывает период как предшествующий непосредственному строительству объекта (инженерная подготовка строительного производства, составление технической документации, проведение необходимых согласований и т.п.), так и после ввода объекта в эксплуатацию (обучение персонала, осуществляющего обслуживание построенного объекта, авторский надзор за его эксплуатацией и т.п.). Помимо этого, иностранные фирмы участвуют в создании строительной продукции на территории РФ, оставаясь при этом за ее пределами. В частности, они поставляют российским партнерам материалы, конструкции, комплектующие изделия, оборудование, иные материальные ценности, необходимые для строительства объекта. Кроме того, иностранные фирмы выступают инвесторами, то есть вкладывают свои средства в строительную деятельность, а также оказывают исполнителю необходимую помощь в осуществлении строительства.

Эти и иные сферы сотрудничества являются разновидностями предпринимательской деятельности; им присущи все ее признаки. Это инициативность и самостоятельность в принятии решений, включая выбор иностранного партнера и сфер сотрудничества. Это наличие риска при осуществлении внешнеэкономической деятельности и использование адекватных рычагов для его предотвращения. Это целевая направленность на получение прибыли. Экономический эффект такой деятельности определяется долей прибыли каждого партнера, которая включает в себя прибыль от поставок на объект комплектующих изделий и оборудования, прибыль от использования привлекаемых иностранных инвестиций, а также от последующей эксплуатации построенного объекта. Мотивом, побуждающим участников строительства вступать в сотрудничество с иностранными партнерами, является уверенность, что в этом случае строительство объекта будет вестись на высоком техническом уровне; а готовая продукция по своим характеристикам будет отвечать лучшим мировым стандартам.

При осуществлении вышеназванного сотрудничества российским хозяйствующим субъектам важно поддерживать имидж и деловую репутацию. Существенное значение для этого имеет соблюдение ими Кодекса (свода правил) корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства РФ 28 ноября 2001 г. (протокол N 49). Он адресован акционерным обществам, созданным на территории РФ. Им рекомендовано следовать правилам данного Кодекса. В Кодексе (своде правил) корпоративного поведения указано, что стандарты корпоративного поведения применимы к хозяйственным обществам и, в частности, к акционерным обществам. Однако в указанном документе целесообразно оговорить, что его требованиям могут следовать не только акционерные общества и не только хозяйственные общества, но и любые иные хозяйствующие субъекты, независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности. Практика свидетельствует, что для иностранных партнеров именно этот фактор является решающим, чтобы быть уверенным в искренности намерений своих российских контрагентов при заключении и исполнении ими внешнеэкономических обязательств.

Внешнеэкономическое сотрудничество многогранно. Оно охватывает самые различные сферы экономической и производственной деятельности, такие, как кредитно-денежная, энергетическая, транспортная и т.п. <1>. В современных геополитических, идеологических и социально-экономических условиях оно осуществляется не только между хозяйствующими субъектами, но и на межгосударственном уровне. Конституция РФ (п. 4 ст. 15) устанавливает приоритет международных договоров перед национальным законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные российскими нормативными актами, то применяются правила международного договора. Все это содействует решению масштабной экономической задачи "вхождения" Российской Федерации в мировую экономику. Она является центральной с точки зрения стратегических перспектив развития России. Ее решение позволит хозяйствующим субъектам успешно функционировать в едином экономическом пространстве, на обширной территории с потенциально емким рынком, разнообразным по национальному составу и социальным характеристикам населением. Россия глубоко "вписана" в мировую экономику как участник международного торгового обмена. Страна "созрела" для того, чтобы перейти к идее синтеза, которая предполагает не противопоставление, а объединение. Внешнеэкономические ориентиры страны не должны быть ни прозападными, ни антизападными; они должны быть разнонаправленными <2>.

<1> См.: Годин Ю. Проблемы социального партнерства в рамках СНГ // Вопросы экономики. 2001. N 3. С. 144.
<2> См.: Крылов А. Новые перспективы России на международной арене // Мировая экономика и международные отношения. 2006. N 7. С. 23.

Основу внешнеэкономического сотрудничества составляют взаимные экономические интересы стран-партнеров. Примером сближения экономических интересов являются действия, направленные на экономическое объединение Российской Федерации и Республики Беларусь. На первый взгляд, темпы экономической интеграции идут недостаточно динамично. Тем не менее процесс сближения идет несмотря на все сложности и противоречия. Самым серьезным препятствием для экономической интеграции являются различия в экономических механизмах России и Белоруссии, сложившиеся в результате несовпадающих моделей реформ, а также невозможности быстрого преодоления серьезных расхождений в экономических моделях перехода к рынку. Речь идет о трансформации отношений собственности, возможности широкого притока российских инвестиций в белорусскую экономику, формах и методах государственного регулирования <3>. Комплекс мер, направленных на поэтапное объединение двух стран, предполагает сближение и унификацию их хозяйственных систем. Это, во-первых, проведение единой структурной политики, связанной с реформированием бюджетной, налоговой и производственных сфер, решением проблемы неплатежей и реструктурированием банковской системы. Это, во-вторых, формирование единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений <4>. Заслуживают внимания усилия по формированию единой таможенной территории между государствами. Оно предполагает, во-первых, отмену таможенных пошлин, налогов, сборов, имеющих эквивалентные условия взыскания; во-вторых, установление единого торгового режима; в-третьих, применение общих таможенных тарифов; в-четвертых, единого нетарифного регулирования внешней торговли. Речь, по сути, идет о создании идентичного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Немаловажную роль может сыграть скорейшее принятие межправительственного соглашения об использовании российского рубля в качестве единого законного платежного средства на территории обоих государств <5>.

<3> См.: Годин Ю. Россия и Белоруссия: 10 лет интеграционной несовместимости // Мировая экономика и международные отношения. 2006. N 10. С. 25.
<4> См.: Федосов В. Интеграция России и Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. 2006. N 6. С. 72.
<5> См.: Санин К. Валютное регулирование операций, связанных с осуществлением иностранных инвестиций в экономику Белоруссии // Инвестиции в России. 2003. N 11. С. 5.

Управление внешнеэкономической деятельностью носит системный характер. Сказанное полностью приемлемо для управления внешнеэкономической деятельностью с участием строительных организаций. Стержневыми компонентами такой системы, позволяющими оказывать на хозяйствующих субъектов регулирующее и управленческое воздействие, являются следующие. Во-первых, регламентация действий, при которых иностранные фирмы получают право вести на территории РФ целевую деятельность. Во-вторых, упорядочение перемещения через границу России товаров; коими, в частности, являются поступающие из-за рубежа строительные материалы, комплектующие изделия, технологические линии и т.п., необходимые для строительства объекта. В-третьих, валютное регулирование, осуществляемое при перемещении через границу РФ капиталов и финансовых средств, без которых невозможна полноценная экономическая деятельность, а тем более в сфере строительства. В-четвертых, стимулирование привлечения в российскую экономику и в частности в строительную отрасль иностранных инвестиций, а также создание для них необходимых гарантий. Во всех этих случаях управленческое воздействие на участников внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью экономико-правовых регуляторов, предусмотренных российским законодательством. Кроме того, существенную регулирующую нагрузку несут внешнеэкономические контракты, заключаемые между конкретными российскими и иностранными партнерами, а также межгосударственные соглашения РФ с иностранными государствами.

Суть первого компонента заключается в определении условий, которые иностранные фирмы обязаны выполнить, чтобы получить возможность быть полноправными участниками всех правоотношений как по "вертикали", то есть с органами власти и управления, так и по "горизонтали", то есть договорными партнерами. Таким условием является обязанность создать и регистрировать постоянное представительство, через которое такая иностранная фирма ведет предпринимательскую деятельность, в том числе связанную с проведением предусмотренных договорами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования. Статус постоянных представительств иностранных организаций обязывает их осуществлять строительную деятельность на территории РФ в определенном месте, именуемом строительной площадкой. Согласно Налоговому кодексу РФ (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 308), таковой признается, во-первых, место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества. Во-вторых, таковой признается место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения, машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте либо к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений. По своей сути такие строительные площадки являются обособленными подразделениями, через которые строительные организации осуществляют свою деятельность. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения своих обособленных подразделений. Соответственно строительная организация должна быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения каждой строительной площадки <6>.

<6> См.: Кобзева Т.Я. Постановка на учет в налоговых органах российских и иностранных строительных организаций // Налоговый вестник. 2005. N 1. С. 97.

Понятием "постоянное представительство" охватываются филиалы, представительства, отделения, бюро, конторы, агентства, любые иные обособленные подразделения иностранной организации. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности. Постоянные представительства иностранных фирм являются особыми правосубъектными образованиями. Это означает, что их статус не вписывается ни в одну из организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, предусмотренных для российских хозяйствующих субъектов. Тем не менее постоянные представительства иностранных организаций обладают организационным единством, имеют внутреннюю структуру, а также необходимые для целевой деятельности основные оборотные и оборотные средства, имеют свои производственные мощности, технологии, персонал и специалистов. Они выступают на равных началах с российскими хозяйствующими субъектами. Примером является деятельность строительной фирмы "Энергоплан" (Словения), осуществляющей строительство для заказчика - Северного филиала Сберегательного банка РФ ряда объектов (административных зданий, сооружений и т.п.).

Сущностью второго компонента является упорядочение перемещения товаров через границу РФ. Немаловажную роль в этом играет таможенное регулирование. Таковым, согласно Таможенному кодексу РФ (ст. 1), является установление порядка и правил, при соблюдении которых лицо реализует право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Соответствие российского таможенного законодательства мировым стандартам является важным шагом по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). О целесообразности вступления в ВТО высказываются разные суждения: как за, так и против. Существует мнение, что такое присоединение приведет к экономическим потерям, особенно в первоначальный период после такого присоединения. Выгоды от него возможны только в долгосрочной перспективе. Причем для их реализации потребуются существенные усилия как со стороны федерального центра, региональных органов власти, так и со стороны российских хозяйствующих субъектов <7>. Тем не менее ВТО играет существенную роль в регулировании межгосударственного оборота. Соответственно, от России требуется обеспечить свободное перемещение товаров в условиях прозрачности и предсказуемости существующего таможенного регулирования <8>. Главной задачей таможенного регулирования является обеспечение беспрепятственного поступления из-за рубежа товаров, необходимых российским потребителям. Это предполагает упрощение процедур таможенного оформления и выпуска товаров, а также минимизацию волокиты при таможенных процедурах. В целях сокращения времени на оформление таможенных операций установлена единая форма бланка таможенной декларации как для процедур таможенного транзита (внутреннего и международного), так и для основного таможенного оформления. Также установлен единый комплект документации для оформления всех видов таможенных перемещений.

<7> См.: Козлова Е.С. Экономическая безопасность юга России в современных геополитических условиях: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2006. С. 15.
<8> См.: Чиркин А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски // Вопросы экономики. 2005. N 5. С. 132.

Понятие "иностранные товары" включает в себя не только продукцию, но также услуги и интеллектуальную собственность. Их продвижение на российский рынок позволяет российским партнерам аккумулировать и внедрять на своих предприятиях передовой опыт в различных сферах своей деятельности. В значительной степени этому способствует наличие на территории РФ особых экономических зон, правовой режим которых установлен Федеральным законом РФ от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <9>. Находясь в составе РФ, они являются экономически открытыми территориями. Это своего рода "связующие звенья" между российской и мировой экономикой. Они образованы на территории страны в специально отведенных местах. Сделано это в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, развития высокотехнологичных отраслей производства; создания новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. На территориях, занимаемых особыми экономическими зонами, установлен режим свободной таможенной зоны. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются здесь без уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость; а российские товары - на условиях экспортируемых, а именно - с уплатой акцизов, но без уплаты вывозной пошлины. Эти правила распространяются лишь на ту продукцию, которая необходима резидентам для их деятельности: либо промышленно-производственной, либо технико-внедренческой <10>. Хозяйствующие субъекты, подтвердившие свое участие в качестве резидентов вышеназванных особых экономических зон, осуществляют производство и переработку товаров с целью их дальнейшей реализации. Кроме того, они создают и внедряют в производство научно-техническую продукцию, доводят ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий. Ассортимент продукции, создаваемой хозяйствующими субъектами, находящимися в особых экономических зонах, широк и разнообразен. Эта продукция может быть использована в самых различных отраслях, в том числе в сфере строительства. Это, к примеру, такие виды продукции, как оснастка для изготовления изделий из пластмассы; изделия из поликарбонатов, полипропилена и полистирола; крепежные изделия; системы безопасности промышленного оборудования и т.п. Все они вполне могут быть использованы при строительстве, реконструкции либо капитальном ремонте объектов, а также при монтаже оборудования.

<9> См.: Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.
<10> См.: Чистов А. Основы современного законодательства об особых экономических зонах // Инвестиции в России. 2007. N 1. С. 13.

Третьим обозначенным компонентом, предопределяющим полноценную внешнеэкономическую деятельность, является валютное регулирование. Его задача заключается в реализации единой государственной валютной политики, а соответственно, в содействии укреплению внутреннего валютного рынка РФ. Согласно Конституции РФ (п. 2 ст. 75), защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов власти. Общим для всех участников валютных отношений ограничением является наличие официального обменного курса рубля по отношению к иностранным валютам, устанавливаемого Центральным банком России по итогам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Данный курс применяется при расчете доходов и расходов государственного бюджета для всех видов платежно-расчетных операций государства с предприятиями, объединениями, организациями и гражданами. Он служит ориентиром и для расчетов между любыми хозяйствующими субъектами. Возможность использования для осуществления платежей альтернативных денежных единиц предусмотрена законодательством. Так, согласно Гражданскому кодексу РФ (п. 2 ст. 317), в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. Это широко используется участниками создания строительной продукции, в частности подрядчиками, заказчиками и инвесторами. Часто, в целях снижения финансового риска, цена строительства определяется в инвестиционных договорах и договорах строительного подряда в условных единицах <11>. В этих случаях подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

<11> См.: Титаева А.В., Ледакова Ю.Н. Суммовые разницы, возникающие в процессе строительства основного средства // Налоговый вестник. 2004. N 12. С. 162.

Однако экономически выгодные цены на создаваемую продукцию далеко не всегда соответствуют официальному курсу иностранных валют. Наглядным тому свидетельством является ситуация с курсом рубля по отношению к доллару. В последнее время он перестал быть универсальным нормативно регулируемым показателем при определении хозяйствующим субъектом экономически выгодной для него договорной цены на создаваемую продукцию. То же самое прослеживается и в ситуации к курсу рубля по отношению к евро (единой валюте, используемой государствами Европейского экономического и валютного союза). Решающим фактором для установления выгодной договорной цены евро также не является. Таким образом, налицо двойственная ситуация. С одной стороны, евро выступает в большей степени как региональная валюта. С другой стороны, она не готова взять на себя функции доллара в мировой финансовой системе <12>. Высказываются предложения по установлению фиксированного курса доллара и евро путем создания соответствующего валютного союза между зонами доллара и зонами евро <13>. Российским хозяйствующим субъектам необходимо учитывать все эти факторы. Соответственно, при совершении сделок с иностранными партнерами им целесообразно ориентироваться не на доллар и евро, а на реальную стоимость своей продукции, формируемую в процессе конкретной внешнеэкономической деятельности <14>. Объективно это способствует укреплению реального курса рубля. Предпринимаемые государством усилия по его укреплению весьма разнообразны. Это в частности, ограничение темпов роста денежной массы, стимулирование движения рублевых активов, "разблокировка" взаимных неплатежей, минимизация дебиторской задолженности и т.п. Они проводятся в жизнь несмотря на финансовые трудности. Мировой финансовый кризис побуждает воплощать их в жизнь более целеустремленно. Несмотря на финансовые трудности, рубль остается конвертируемой валютой. Более того, ослабление курса рубля и некоторая активизация платежей в иностранной валюте сыграли позитивную роль. В частности, сложившаяся ситуация позволила российским банкам создать необходимые валютные резервы и обеспечить их устойчивость. Из этого следует, что использовать надо те денежные единицы, которые отражают стоимость создаваемой продукции наиболее насыщенно. Все более очевидна необходимость перехода на реальную номинацию затрат в рублях.

<12> См.: Головнин М. Теоретические подходы к проведению денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации // Вопросы экономики. 2009. N 4. С. 51.
<13> См.: Олейнов А. Перспективы установления фиксированного курса между зонами доллара и евро // Вопросы экономики. 2006. N 6. С. 45.
<14> См.: Внешнеэкономическая деятельность (официальные документы, комментарии, разъяснения, практика применения) // Бюллетень делового человека. Выпуск 2. Мурманск, 1991. С. 55.

Другой не менее значимой задачей валютного регулирования является упорядочение перемещения финансовых потоков через границу РФ, в частности, вывоза российского капитала за пределы страны. Это влечет за собой макроэкономические последствия, оказывающие влияние на все секторы отечественной экономики. В любом случае такое перемещение капитала балансирует спрос и предложение на финансовые ресурсы, требующиеся для обеспечения конечного потребления <15>. Необходимость перемещения финансовых средств за пределы страны обусловлена различными причинами. Российским бизнесом вывоз капитала осуществляется в основном с целью создания маркетинговых сетей, доступа к передовым технологиям, приобретения источников сырья и развития своих мощностей за рубежом. Российские фирмы вкладывают свои средства за рубежом в сети маркетинга и обслуживания своей продукции. Это приближает их к потребителю, позволяет увеличивать цены (как оптовые, так и розничные) на экспортируемую продукцию, а главное, способствует реализации их продукции <16>. Целью перечисления российскими хозяйствующими субъектами своих средств иностранным партнерам является оплата приобретаемой у них продукции (услуг), необходимой для полноценной экономической деятельности.

<15> См.: Оболенский В. Вывоз капитала и рост валютных резервов: влияние на экономику России // Мировая экономика и международные отношения. 2006. N 6. С. 25.
<16> См.: Иванов И. Россия в международном движении капитала // Мировая экономика и международные отношения. 2009. N 1. С. 10.

Характерной чертой валютного регулирования является его либерализация. Это обусловлено увеличением присутствия РФ на мировых товарных и финансовых рынках. Сущность либерализации состоит в исключении неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов <17>. Валютная операция предполагается совершаемой свободно, если иное не установлено законом <18>. Вышесказанное является основополагающим условием для полноценной внешнеэкономической деятельности. Причем на всех уровнях, начиная от взаимоотношений между российскими и иностранными партнерами и кончая межгосударственными взаимоотношениями. Совокупно все это способствует поднятию престижа России как члена Международного валютного фонда <19>. Однако в последнее время делается акцент на необходимости усиления государственного вмешательства в экономику, в частности, в регулирование валютных отношений. Само по себе это вполне резонно, поскольку соответствует общей линии предпринимаемых в стране усилий по стабилизации российской экономики и ее финансовой системы. Однако под предлогом преодоления страной негативных последствий мирового финансового кризиса отдельными средствами массовой информации в общественное сознание вбрасывается мысль о необходимости принятия жестких мер по предотвращению оттока капиталов за рубеж. Вот наиболее яркие тому примеры. Государственные валютные средства предлагается использовать только на инвестиции в отечественную экономику. Высказываются предложения о национализации отраслевых банков, а также о выпуске облигаций государственного антикризисного займа. Причем предлагается сделать приобретение таких облигаций обязательным для граждан с высокими доходами.

<17> См.: Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопросы экономики. 2004. N 1. С. 83.
<18> См.: Хаменушко И.В. Об изменениях в налоговом законодательстве // Налоговый вестник. 2004. N 6. С. 161.
<19> См.: Фетисов А. Условия достижения полной конвертируемости рубля // Вопросы экономики. 2006. N 6. С. 29.

Представляется, что подобные предложения являются проявлением максимализма. Они сделаны без осмысления глубинных причин и закономерностей нынешнего финансового кризиса, без анализа экономической структуры народного хозяйства и внешнеэкономических связей, а также основных финансовых институтов государства. Усиление государственной долгосрочной инновационной и инвестиционной политики вкупе с другими аналогичными инструментами может принести позитивные результаты, особенно если учитывать нынешние кризисные условия. Однако благоприятные макроэкономические условия нельзя создать без стимулирования предпринимательской активности, без утверждения эффективных рыночных механизмов <20>.

<20> См.: Мартынов А. И вновь огосударствление российского общества? // Общество и экономика. 2009. N 1. С. 14.

Валютное регулирование тем либеральнее, чем выше инвестиционная привлекательность российской экономики и крепче рубль <21>. Однако при осуществлении платежей немаловажное значение имеет обоснованно просчитанный экономический эффект. Он зависит от вида денежных единиц, которые используются в качестве платежного средства. Партнеры внешнеэкономических контрактов находятся под юрисдикцией своих государств, каждое из которых имеет свои денежные единицы и их валютный курс, отражающий цену денежной единицы такой страны по отношению к денежной единице другой страны. Причем цены на товары одного и того же вида в разных странах могут существенно и устойчиво отличаться. Также могут различаться цены, существующие в одной стране на одну и ту же продукцию, экспортируемую из страны и поставляемую на внутренний рынок данной страны. Соответственно, немаловажным регулирующим рычагом является минимизация валютных рисков, то есть возможности возникновения убытков или неполучения доходов по сравнению с предполагаемым вариантом. В основе валютных рисков лежит вероятность изменения реального размера цены, оговоренной соглашением сторон (внешнеэкономическим контрактом). На случай возможного изменения курса одной иностранной валюты по отношению к другой предусматриваются экономические рычаги, способствующие минимизации возможных экономических потерь. Одним из таких рычагов является использование защитных оговорок, которые вводятся в текст договора (внешнеэкономического контракта), заключаемого с иностранным партнером в части оплаты принятых обязательств.

<21> См.: Алексашенко С., Клепач А., Осипова О., Пухов С. Валютный курс и экономический рост // Вопросы экономики. 2001. N 8. С. 8.

Ряд иностранных партнеров находится в странах с устойчивым внутренним валютным курсом. Поэтому привязка цены товара к российским денежным знакам увеличивает для них валютный риск. Указанные партнеры используют приемлемые и экономически выгодные для них способы снижения валютного риска. В частности, применяют финансовые инструменты срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения). Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 301), таковыми признаются соглашения сторон, определяющие их права и обязанности в отношении базового актива. Такие сделки не предполагают поставку базового актива; однако они определяют порядок взаиморасчетов по такой сделке в будущем. Таковыми являются фьючерские, опционные и форвардные сделки. Все они являются сделками с отсрочкой исполнения, заключаемыми на российских товарных биржах по правилам биржевой торговли. Финансовые инструменты вышеназванных срочных сделок могут оговариваться сторонами при подписании любого соглашения сторон (внешнеэкономического контракта), заключаемого с отсрочкой исполнения. Суть финансовых инструментов таких сделок заключается в возможности дифференцированного подхода к осуществлению сторонами взаиморасчетов по ним. Он зависит от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена сторонами при совершении сделки. Такой механизм вполне устраивает и российских, и иностранных партнеров; независимо от того, является ли иностранный партнер экспортером продукции либо же, наоборот, является ее получателем. Понятие и содержание сделок с отсрочкой исполнения дано в Законе РФ от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле" <22>. Вот, к примеру, фьючерские сделки. Их предметом является взаимная передача прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара. То есть предмет такой сделки не сам биржевой товар, а имущественные права сторон. Платеж по такой сделке происходит в будущем. В момент платежа плательщик вправе выбрать, оплачивать фьючерскую сделку по курсу валюты либо на момент ее подписания, либо на момент получения товара.

<22> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

Другой разновидностью сделок с отсрочкой исполнения выступают опционные сделки. Их предметом является уступка прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевых товаров. Для снижения валютного риска по такой сделке банк может предоставить плательщику опцион. В этом случае клиент (плательщик) в момент платежа имеет возможность выбрать, производить расчет либо по нынешнему курсу, либо по курсу на момент подписания договора.

Еще одной разновидностью сделок с отсрочкой исполнения выступают форвардные сделки, предметом которых является взаимная передача прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки. Порядок оплаты устанавливается в момент заключения такой сделки. При ее подписании поставщик, зная график поступления платежей по внешнеэкономическому контракту за поставленную продукцию, заключает с обслуживающим его банком соглашение о переуступке ему будущих поступлений валюты по заранее определенному форвардному курсу.

Подавляющее большинство внешнеэкономических контрактов носит реальный характер. То есть заключается без каких-либо отлагательных условий. Тем не менее в таких контрактах также используются защитные рычаги в виде валютных оговорок. Они дают возможность пересмотреть сумму платежа в той пропорции, в которой произойдет изменение курса данного платежа. При прямой оговорке валюта цены и валюта платежа совпадают, но величина суммы платежа, обусловленной в контракте, ставится в зависимость от изменения курса валюты платежей по отношению к другой, более стабильной валюте (валюте оговорки). То есть если на день платежа курс валюты, являющейся предметом валютной оговорки, будет ниже его курса на день заключения контракта, то цена товара и сумма платежа соответственно будут повышены. При косвенной оговорке цена товара зафиксирована в одной из иностранных валют, а платежи по договору зафиксированы в другой денежной единице (обычно национальной). Поэтому если курс валюты к единице платежа изменится по сравнению с его курсом на день заключения договора, то соответственно изменятся и цена товара, и сумма платежа. Разновидностью косвенной оговорки является мультимедийная оговорка: она основана на коррекции суммы платежа, но не к одной, а к специально подобранному набору валют (валютной корзине), курс которой рассчитывается как их средняя величина по определенной методике <23>.

<23> См.: Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования. М., 1998. С. 24.

Четвертым обозначенным компонентом является стимулирование притока в строительную отрасль иностранных инвестиций. Таковыми являются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если эти объекты не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в Российской Федерации. Круг субъектов, являющихся иностранными инвесторами, достаточно широк. Сюда относятся иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства и иные субъекты, не являющиеся гражданами России. Они могут передавать свои права и обязанности путем уступки требования и (или) перевода долга. Объектами иностранного инвестирования могут быть ценные бумаги, имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуги и информация. Масштабы инвестирования зависят от достаточности у них запасов капитала, а также от привлекательности сфер деятельности, в которые они готовы эти средства вкладывать.

Целесообразность привлечения иностранных инвестиций не вызывает сомнений. Необходимого объема собственных средств для стабильного развития строительной отрасли (да и иных отраслей российской экономики) явно не хватает. Это обусловлено различными факторами, в частности, дефицитом бюджетных средств страны, а также недостатком свободных средств, имеющихся у частных российских инвесторов. Однако зарубежное инвестирование российской экономики не может само по себе обеспечить ее кардинального обновления и развития. Иностранные инвесторы предпочитают вносить свои капиталы в высоколиквидные активы. Они не заинтересованы вкладывать свои средства в сферы деятельности, которые не дают немедленной отдачи. Интерес для иностранных инвесторов представляют в основном отрасли, уровень развития которых выше среднего по стране. Свои инвестиции они в основном вкладывают в следующие сферы российской экономики: добычу полезных ископаемых, обрабатывающее производство, оптовую и розничную торговлю. Кроме того, значительные объемы инвестиционных ресурсов направляются ими либо на российский финансовый рынок, либо на скупку активов российских компаний <24>. Все это свидетельствует о недостаточной и неравномерной активности иностранных инвесторов <25>. Более того, углубляет диспропорции между основными секторами российской экономики. Из этого следует, что стимулирование притока в российскую экономику иностранных инвестиций необходимо осуществлять таким образом, чтобы это соответствовало интересам российских хозяйствующих субъектов, а также Российской Федерации в целом.

<24> См.: Матвеев К.Ю. Инновационно-инвестиционные ресурсы нового качества экономического роста: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2006. С. 18.
<25> См.: Ильин А., Выскребенцева И. Иностранные инвестиции в России // Инвестиции в России. 2009. N 2. С. 30.

Исчерпывающего перечня таких сфер не существует. Их определение, то есть поиск общих экономических интересов, носит индивидуальный характер. Тем не менее можно выделить две важнейшие сферы хозяйственной деятельности, в развитии которых интересы иностранных инвесторов совпадают и будут совпадать в перспективе. Данный прогноз основан на анализе экономической конъюнктуры, свидетельствующей об интернациональном характере приводимых ниже сфер хозяйственной деятельности. Он должен привлечь внимание российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих либо имеющих намерение осуществлять и развивать здесь свой бизнес. Первая из обозначенных сфер деятельности - это техническое совершенствование строительной индустрии, в целях повышения прочности и надежности строительных материалов, позволяющих экономить энергию при отоплении жилого фонда, причем без ущемления качества и комфортности проживания. Так, объектами инвестирования, осуществляемого иностранными инвесторами и, в частности, немецкими инвесторами, являются технологии производства теплоизоляционных строительных материалов, изготавливаемых из высококачественного сырья. Такие строительные материалы могут использоваться при новом строительстве жилых домов, а также реконструкции существующего жилого фонда. По своим климатическим характеристикам они могут применяться в любом регионе страны.

Другой обоюдовыгодной сферой, куда иностранные инвесторы готовы реально вкладывать средства, является уменьшение вредных воздействий на окружающую среду производственной деятельности ряда российских хозяйствующих субъектов. Примером является модернизация заводов черной и цветной металлургии, расположенных в Северо-Западном регионе РФ. Главная цель инвестиционных проектов - уменьшение объемов вредных выбросов в атмосферу, а также утилизация экологически вредных отходов производства. Финские и норвежские инвесторы вкладывают средства в модернизацию и реконструкцию этих заводов. Инвестиционные проекты предусматривают внедрение передовых технологий, позволяющих максимально уменьшить объем вредных выбросов в атмосферу, происходящих в процессе хозяйственной деятельности заводов. Указанные инвесторы готовы не только финансировать работы по их осуществлению, но и оказывать практическую помощь подрядным и эксплуатирующим организациям по многим вопросам, связанным с реализацией данных проектов.

Стимулирующим рычагом является наличие для иностранных инвесторов соответствующих гарантий. Страны-экспортеры капитала стремятся обеспечить максимальную защиту интересов своих граждан и компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность за рубежом. С другой стороны, государства, стремящиеся привлечь в свою национальную экономику иностранные капиталовложения, предоставляют правовые гарантии безопасности иностранным инвесторам и их инвестициям. Подобные цели преследует и Российская Федерация. Большинство заключенных РФ международных соглашений предусматривает предоставление иностранным инвесторам "смешанного режима". Это означает, что иностранный инвестор вправе выбирать, какой из двух режимов (наибольшего благоприятствования или национальный) будет для него оптимальным. В числе гарантий иностранным инвесторам можно выделить следующие. Во-первых, запрет на принудительное изъятие иностранных инвестиций на территории РФ. Во-вторых, сохранение для иностранных инвесторов стабильного режима при неблагоприятном изменении российского законодательства. В-третьих, беспрепятственный вывоз иностранных инвестиций за пределы РФ, включая доходы от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов. Кроме того, заслуживает внимания идея страхования иностранных инвестиций как в российских, так и в международных страховых организациях <26>. Это должно быть частью системы защиты иностранных инвестиций. Данная идея в принципе не является абсолютно новой. Однако ее актуальность предопределена общей экономической ситуацией в мире. Симптомы глобализации имеют тенденцию к нарастанию несмотря на мировой финансовый кризис и некоторое экономическое замедление. Иначе говоря, экономическая ситуация характеризуется новым качеством оборота товаров и капитала, что требует адекватных мер защиты. Одной из них должна стать международная система коллективной безопасности в сфере инвестирования. Ее создание предполагает подписание многостороннего межгосударственного соглашения по защите инвестиций. В указанном многостороннем межгосударственном соглашении должны быть оговорены условия и способы обеспечения стабильности режима инвестиций на территории принимающего государства.

<26> См.: Евстратов С.Ю. Валютно-финансовые и кредитные проблемы функционирования иностранных инвестиций в особых экономических зонах: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1991. С. 19.

Библиографический список

  1. Алексашенко С., Клепач А., Осипова О., Пухов С. Валютный курс и экономический рост // Вопросы экономики. 2001. N 8.
  2. Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопросы экономики. 2004. N 1.
  3. Внешнеэкономическая деятельность (официальные документы, комментарии, разъяснения, практика применения) // Бюллетень делового человека. Выпуск 2. Мурманск, 1991.
  4. Годин Ю. Проблемы социального партнерства в рамках СНГ // Вопросы экономики. 2001. N 3.
  5. Годин Ю. Россия и Белоруссия: 10 лет интеграционной несовместимости // Мировая экономика и международные отношения. 2006. N 10.
  6. Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования. М., 1998.
  7. Головнин М. Теоретические подходы к проведению денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации // Вопросы экономики. 2009. N 4.
  8. Евстратов С.Ю. Валютно-финансовые и кредитные проблемы функционирования иностранных инвестиций в особых экономических зонах: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1991.
  9. Иванов И. Россия в международном движении капитала // Мировая экономика и международные отношения. 2009. N 1.
  10. Ильин А., Выскребенцева И. Иностранные инвестиции в России // Инвестиции в России. 2009. N 2.
  11. Кобзева Т.Я. Постановка на учет в налоговых органах российских и иностранных строительных организаций // Налоговый вестник. 2005. N 1.
  12. Козлова Е.С. Экономическая безопасность юга России в современных геополитических условиях: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2006.
  13. Крылов А. Новые перспективы России на международной арене // Мировая экономика и международные отношения. 2006. N 7.
  14. Мартынов А. И вновь огосударствление российского общества? // Общество и экономика. 2009. N 1.
  15. Матвеев К.Ю. Инновационно-инвестиционные ресурсы нового качества экономического роста: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2006.
  16. Оболенский В. Вывоз капитала и рост валютных резервов: влияние на экономику России // Мировая экономика и международные отношения. 2006. N 6.
  17. Олейнов А. Перспективы установления фиксированного курса между зонами доллара и евро // Вопросы экономики. 2006. N 6.
  18. Санин К. Валютное регулирование операций, связанных с осуществлением иностранных инвестиций в экономику Белоруссии // Инвестиции в России. 2003. N 11.
  19. Титаева А.В., Ледакова Ю.Н. Суммовые разницы, возникающие в процессе строительства основного средства // Налоговый вестник. 2004. N 12.
  20. Федосов В. Интеграция России и Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. 2006. N 6.
  21. Фетисов А. Условия достижения полной конвертируемости рубля // Вопросы экономики. 2006. N 6.
  22. Хаменушко И.В. Об изменениях в налоговом законодательстве // Налоговый вестник. 2004. N 6.
  23. Чиркин А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски // Вопросы экономики. 2005. N 5.
  24. Чистов А. Основы современного законодательства об особых экономических зонах // Инвестиции в России. 2007. N 1.