Мудрый Юрист

Концепция федерального закона "об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации"

Миронов Анатолий Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 года "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <1> среди основных принципов законодательства о физической культуре и спорте назван принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Пункт 19 ст. 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 года "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации относит обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта.

<1> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

В последнее время в научной литературе и средствах массовой информации все чаще поднимаются вопросы, прямо и косвенно связанные с разработкой не только концепции Федерального закона "Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации", но и самого Федерального закона, что вызвано следующим рядом обстоятельств:

<2> См.: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.
<3> http://www.luzhniki.ru/rulesRPFL.aspx?id=240
<4> См.: Семенистый А.В. О правовых установлениях (актах), регламентирующих обеспечение правопорядка и законности в период проведения массовых спортивных мероприятий // Труды Академии управления МВД России. 2009. N 1. С. 18.

Как отмечено выше, имеются объективные основания для осуществления правового регулирования обеспечения безопасности и правопорядка при проведении спортивных мероприятий, прежде всего на федеральном уровне.

Очень важным и серьезным моментом при подготовке любого, на наш взгляд, нормативного правового акта является разработка его концепции, которая окажет непосредственное влияние на содержание нормативного правового акта.

В настоящее время в законодательстве РФ, к сожалению, о концепции нормативного правового акта речь ведется лишь применительно к составлению проектов федеральных законов, и то необходимость разработки концепции отдается на усмотрение разработчиков, остальные же нормативные правовые акты разрабатываются без соответствующих концепций.

Теперь попытаемся структурировать и содержательно наполнить концепцию Федерального закона "Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации".

С учетом основных требований к концепции Федерального закона <5> представляется, что структура концепции Федерального закона "Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации" должна включать в себя следующие элементы:

<5> См.: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 г. "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 32. Ст. 3335.

I. Основные цели и предмет правового регулирования обеспечения безопасности и правопорядка при проведении спортивных и иных массовых мероприятий.

Основными целями правового регулирования являются:

  1. законодательное закрепление полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий;
  2. установление порядка организации и проведения спортивных и иных массовых мероприятий;
  3. обеспечение безопасности и правопорядка при проведении спортивных и иных массовых мероприятий;
  4. нормативное закрепление возможности привлечения к юридической ответственности за нарушение правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий.

Предметом регулирования Федерального закона "Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации" являются общественные отношения, возникающие в связи с проведением спортивных и иных массовых мероприятий.

Действие данного Федерального закона не распространяется на регулируемые другими федеральными законами правоотношения, возникающие в связи со специальными видами деятельности правоохранительных органов, с частной детективной и охранной деятельностью.

II. Общая характеристика правового регулирования обеспечения безопасности и правопорядка при проведении спортивных и иных массовых мероприятий.

Необходимость законодательного регулирования в обозначенной сфере обусловлена международными правовыми актами, федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, а также опытом, накопленным в зарубежных странах и некоторых субъектах РФ.

Среди правовых актов международного уровня, регулирующих общественные отношения при проведении спортивных соревнований, необходимо выделить принятые Советом Европы Рекомендации сторонам касательно принятия организаторами и государственными исполнительными органами мер безопасности во время спортивных мероприятий повышенного риска в залах. В данном документе подчеркивается, что в период проведения мероприятий в спортивных залах возникают специфические проблемы, для решения которых необходимо принятие особых мер. И первоочередной задачей является обеспечение безопасности во время самих мероприятий и вокруг них. Надлежащий уровень безопасности может быть достигнут только при условии соблюдения организаторами правил и положений, действующих в этой сфере, и тесного и эффективного сотрудничества с государственными органами управления.

В этом контексте Советом Европы рекомендуется принятие верховной государственной властью стран законов и положений, касающихся безопасности во время спортивных мероприятий, обязательных к исполнению государственными органами, физическими и юридическими лицами. Государственные исполнительные органы могут и обязаны обеспечить реализацию этих законов и положений, прибегая, в частности, к использованию сил полиции.

Ратификация Европейской конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в городе Париже 19 октября 2005 года <6>, также требует создания специализированных структур, которые бы занимались данной борьбой.

<6> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Существующее федеральное законодательство закрепляет положения, что общественный порядок и общественная безопасность при проведении спортивных мероприятий должны быть обеспечены. Так, п. 19 ст. 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 года "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <7> к полномочиям Российской Федерации относит обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта; статья 10 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет особенности, которые могут быть установлены для обеспечения безопасности в период проведения игр <8>; распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2007 г. N 1708-р "Об образовании и утверждении состава организационного комитета по подготовке и проведению IV международных спортивных игр "Дети Азии" на МВД России возложено принятие необходимых мер по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения Международных игр <9>.

<7> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
<8> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.
<9> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6310.

Анализ имеющихся федеральных нормативных актов позволяет сделать вывод, что адресные федеральные правовые установления (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) по регулированию вопросов, возникающих при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения спортивных и иных массовых мероприятий, отсутствуют. Действующие в настоящее время: Постановление Совета Министров СССР от 28 марта 1983 г. N 245 "О порядке проведения массовых спортивных мероприятий в стране", Постановление Совмина РСФСР от 14 марта 1983 N 171 "О порядке проведения массовых спортивных мероприятий в РСФСР", Приказ Спорткомитета СССР от 17 октября 1983 г. N 786 "О введении в действие Положения о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий" (вместе с Положением..., утв. Госкомспортом СССР, МВД СССР, Минобороны СССР, ВЦСПС) - не отвечают современным потребностям и реалиям.

Вместе с тем в некоторых субъектах имеется положительный опыт нормативного регулирования вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, который необходимо использовать на уровне Российской Федерации. Среди них, например, можно назвать распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 9 декабря 2000 года N 1284-Р "Об общественном порядке и безопасности при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге" <10>, распоряжение мэра г. Москвы от 5 октября 2000 года N 1054-РМ "Об утверждении временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве" <11>; Постановление губернатора Московской области от 5 марта 2001 года N 63-ПГ "О порядке проведения массовых мероприятий на спортивных сооружениях в Московской области" (вместе с Положением о мерах обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий на спортивных сооружениях в Московской области) <12> и другие.

<10> См.: http://www.spbustavsud.ru/printdoc?tid=&nd=8345817&prevDoc=8353441.
<11> См.: Вестник мэрии Москвы. 2000. N 27.
<12> См.: Информационный вестник правительства Московской области. 2001. 20 апреля.

III. Примерная структура проекта федерального закона может включать в себя следующие главы:

Глава 1. Общие положения.

Глава 2. Порядок организации и проведения спортивного или иного массового мероприятия.

Глава 3. Безопасность спортивных и иных массовых мероприятий, а также сооружений.

Глава 4. Правила поведения участников мероприятия.

Глава 5. Заключительные положения.

IV. Социально-экономические последствия реализации федерального закона.

Принятие Федерального закона "Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации" будет иметь целый ряд благоприятных социальных и экономических последствий как краткосрочного, так и долгосрочного характера:

Для реализации положений данного закона потребуется разработать нормативные акты как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, внести изменения в уже действующие нормы. В частности, необходимо введение в гл. 20 Кодекса РФ об административных правонарушения отдельных составов административных правонарушений, связанных с нарушением общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий.

Финансирование реализации отдельных положений Федерального закона будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ, выделяемых на содержание и деятельность органов управления в сфере спорта, культуры и органов внутренних дел. Другая часть финансирования будет осуществляться за счет средств организаторов спортивных и иных массовых мероприятий.