Мудрый Юрист

Правовые основы приема и назначения на должность муниципальной службы в Российской Федерации

Ежевский Дмитрий Олегович - кандидат юридических наук, доцент Московского института экономики, менеджмента и права, помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Функционирование органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании происходит непрерывно. Поэтому штатный состав органов местного самоуправления должен быть подобран правильно и своевременно, причем следует учитывать особенности развития муниципального образования. Работа в органах местного самоуправления связана с большой социальной и психологической нагрузкой служащего.

При оценке потребности органа местного самоуправления в новых сотрудниках рекомендуется составлять "Сведения о потребности органа, структурного подразделения органа местного самоуправления в персонале". В данном документе указываются данные о текущем состоянии штата и перспективной потребности.

Содержание сведений может быть представлено в виде таблицы с указанием:

  1. порядкового номера;
  2. наименования структурного подразделения (наименования должности);
  3. срока замещения должности;
  4. основания (причины) замещения должности;
  5. способа замещения должности;
  6. резерва для замещения должности;
  7. отметки о реализации;
  8. примечания.

После выявления вакансии необходимо сделать объявление об этом. Объявление о вакансии - это документ, определяющий условия найма соискателей на конкретную должность.

Подготовка объявления о вакансии осуществляется на основании:

Текст объявления размещается в местных средствах массовой информации и на информационном табло органа местного самоуправления. Вакантной муниципальной должностью признается не замещенная муниципальным служащим должность, предусмотренная штатным расписанием администрации муниципального образования, структурного подразделения.

Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает, что граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Данное положение о недопущении установления при приеме на муниципальную службу, а также ее прохождении каких-либо прямых или косвенных ограничений фиксируется во всех законах субъектов РФ о муниципальной службе и правовых актах органов местного самоуправления с незначительными изменениями, не меняющими сути этого основного принципа муниципальной службы. Например: "независимо от социального происхождения" (Алтайский и Приморский края, Кемеровская и Оренбургская области, др.) или: "независимо от принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и федеральными законами" (Нижегородская область).

Федеральное законодательство содержит лишь общее указание о требованиях, предъявляемых к муниципальному служащему, а точнее к кандидату на замещение муниципальной должности. Требования к муниципальным должностям муниципальной службы определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ.

Однако федеральным законодательством установлено, что право поступления на муниципальную службу имеют лица, отвечающие следующим требованиям:

  1. граждане Российской Федерации;
  2. возраст не моложе 18 лет;
  3. наличие образования (и) или стажа работы по специальности.

Эти формулировки дополняются на уровне субъектов РФ, например, верхним ограничением по возрасту: "граждане не старше 60 лет" (Приморский край), или "владеющие государственным языком Российской Федерации" (Мурманская область), или "владеющие русским языком" (Москва).

Итак, правом поступления на муниципальную службу обладают граждане РФ, достигшие возраста 18 лет и отвечающие требованиям, установленным для муниципальных служащих законом.

Законодательством большинства субъектов РФ установлено, что на муниципальную службу принимаются граждане, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным федеральным законом, законами и нормативными правовыми актами субъекта РФ.

В нормативных правовых актах отдельных субъектов РФ и муниципальных образований эти же положения формулируются следующим образом: "граждане, имеющие профессиональное образование и отвечающие квалификационным требованиям, установленным к замещаемой должности" (г. Кемерово, г. Ижевск) или "граждане, профессиональная подготовка которых отвечает квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы" (Архангельская область, г. Самара, г. Чита), а также "граждане, отвечающие иным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, установленным федеральными законами и законами субъекта РФ" (Нижегородская область).

В некоторых субъектах РФ перечень условий, ограничивающих право граждан на поступление на муниципальную службу, расширен.

Так, например, в Законе Вологодской области о муниципальной службе в качестве ограничения предусмотрено вступление в законную силу обвинительного приговора суда, в том числе не связанного с лишением свободы. В решении городской Думы Краснодара от 22.04.1999 N 31 "О муниципальной службе города Краснодара" предусмотрено, что гражданин не может поступить на муниципальную службу, если у него есть неснятая или непогашенная судимость за умышленные преступления.

В Законе Кемеровской области о муниципальной службе содержится ограничение в виде "наличия двойного гражданства". Почти такое же положение содержится в законах г. Москвы, Псковской области, других субъектов РФ о муниципальной службе - наличие гражданства иностранного государства препятствует поступлению на муниципальную службу, за исключением случаев, когда доступ к муниципальной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.

Гражданин РФ может быть принят на муниципальную должность муниципальной службы, если он соответствует квалификационным требованиям, установленным по соответствующей должности. Квалификационные требования к служащим, замещающим муниципальные должности, определяют соответствие профессиональной подготовки кандидата функциям и полномочиям, установленным по данной муниципальной должности.

Основные квалификационные требования устанавливаются в зависимости от особенностей муниципальной должности муниципальной службы и полномочий соответствующих органов местного самоуправления и отражаются в должностной инструкции.

Критерии квалификационных требований, предъявляемых к муниципальным служащим, составляют:

По общему правилу лицам, замещающим муниципальные должности, необходимо знать и уметь применять основные положения Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъекта РФ, устава и иных нормативных правовых актов муниципального образования.

Анализ законодательства субъектов РФ позволяет выявить два основных способа изложения квалификационных требований к муниципальным служащим, замещающим различные муниципальные должности муниципальной службы, исходя из классификации муниципальных должностей муниципальной службы:

Конкретные квалификационные требования, необходимые для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются законодательством субъекта РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Примером такого закрепления является фиксация на уровне решения местного представительного органа положения о конкурсе на должность главы администрации и утверждение основных положений должностного контракта (договора) главы администрации, в которых также могут устанавливаться дополнительные требования к кандидату, не противоречащие федеральному законодательству и законодательству субъекта РФ.

Поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством РФ о труде с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законодательством, законами субъекта РФ, законами муниципального образования о муниципальной службе.

По общему правилу при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:

  1. Личное заявление.

Заявление подается на имя руководителя органа местного самоуправления или иного лица, уполномоченного на прием и увольнение. Оно составляется в произвольной форме и должно, помимо сведений о гражданине, содержать указание на муниципальную должность муниципальной службы, на которую принимается гражданин.

  1. Документ, удостоверяющий личность. Таким документом является паспорт гражданина РФ.
  2. Трудовую книжку.

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности гражданина. Лицо, поступающее на муниципальную службу, обязано предъявить в кадровую службу трудовую книжку, оформленную в установленном порядке. Если лицо поступает на работу впервые - справку о последнем занятии, выданную по месту жительства соответствующей жилищно-коммунальной организацией. Лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил, обязаны предъявить военный билет;

  1. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство оформляются работодателем.

  1. Документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
  2. Документы об образовании и профессиональной подготовке. Такими документами являются аттестаты, дипломы, удостоверения, свидетельства, пр.
  3. Справку из налоговых органов о своем имущественном положении.

При поступлении на муниципальную службу гражданин в силу закона должен представить сведения о получаемых им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Муниципальный служащий ежегодно до 1 апреля года, следующего за истекшим, представляет в налоговые органы по месту жительства декларацию о получаемых им доходах, имущественном положении, справку о соблюдении ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, в порядке, определенном нормативными правовыми актами РФ и субъекта РФ. Справку из налоговых органов о представлении декларации муниципальный служащий ежегодно, в установленные сроки, представляет в соответствующий орган местного самоуправления. Сведения, представляемые муниципальным служащим в налоговые органы, составляют служебную тайну и представляются только по письменному запросу руководителя соответствующего органа местного самоуправления. Непредставление в установленный срок или искажение сведений о доходах и имущественном положении является основанием для отказа в приеме на муниципальную службу или для привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности.

  1. Медицинское заключение установленного образца о состоянии здоровья.

Перечень заболеваний, препятствующих исполнению гражданином обязанностей по должности, на которую он претендует, устанавливается федеральным законодательством. В частности, Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

  1. Другие документы, если это предусмотрено федеральным законом и законами субъекта РФ.

Законом субъекта РФ может быть предусмотрено обязательное представление заявления в письменной форме об отсутствии обстоятельств, препятствующих поступлению на муниципальную службу (например, Закон Нижегородской области от 21.09.1998 N 11-3 "О муниципальной службе и муниципальных должностях в Нижегородской области" (с изм. на 19.06.2000)).

От впервые поступающего на муниципальную службу может быть затребована автобиография или резюме. Автобиография содержит краткое описание в хронологической последовательности основных этапов жизни и трудовой деятельности. Она составляется в произвольной форме собственноручно муниципальным служащим.

В автобиографии, как правило, кандидат приводит следующие сведения:

фамилию, имя, отчество, дату и место рождения; социальное происхождение <1>; национальность <2> и гражданство; периоды обучения в образовательных учреждениях среднего, высшего, профессионального образования (с указанием их точного наименования и местонахождения), номера и даты выдачи дипломов об окончании вуза; периоды трудовой деятельности, включая труд по найму, службу в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах, органах государственной власти, органах местного самоуправления; данные о привлечении к уголовной ответственности, о наличии неснятой или непогашенной судимости; семейное положение; иные сведения: периоды и цель пребывания за границей; сведения о занятии другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности); сведения о ведении предпринимательской деятельности как лично, так и через доверенных лиц; сведения о членстве в органе управления коммерческой организации; сведения о государственных и других наградах; сведения о льготах и преимуществах, которыми в соответствии с действующим законодательством РФ пользуется гражданин; сведения о своих индивидуальных особенностях, навыках, способностях и т.д.

<1> По желанию.
<2> По желанию.

Резюме - это документ, в котором содержится информация о биографических данных кандидата, его профессиональных навыках и образовании. Резюме составляется самостоятельно кандидатом либо в свободной форме, либо по форме, утвержденной руководителем органа местного самоуправления. При разработке формы резюме следует руководствоваться Методическими рекомендациями по унификации текстов управленческих документов.

"Содержание резюме формулируется таким образом, чтобы из него без труда можно было уяснить: цель обращения; позицию (должность, место работы), на которую претендует соискатель; важнейшие биографические данные соискателя (возраст, место жительства, гражданство, социальный статус и т.п.); уровень образования соискателя; уровень профессиональной подготовки" <3>.

<3> См.: Рогожин М.Ю. Справочник кадровика: Практическое пособие. М., 2005. С. 73 - 74.

Кроме того, например, в соответствии с Положением о муниципальной службе в городе Самаре, утвержденным решением Самарской городской Думы от 29.10.1998 N 182, гражданин вправе представлять рекомендации для поступления на муниципальную службу.

По общему правилу перечень документов, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу, является закрытым. Более того, запрещается требовать при поступлении на муниципальную службу сведения и документы, не предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ о муниципальных служащих.

Законами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с действующим федеральным законодательством может быть установлен порядок проведения проверки сведений, представленных гражданином при поступлении на муниципальную службу. Такие полномочия могут быть представлены, например, кадровой службе.

Проверке подлежат полнота и достоверность сведений, содержащихся в представленных документах. Если в процессе проверки сведений будут установлены обстоятельства, препятствующие поступлению гражданина на муниципальную службу, руководитель соответствующего органа местного самоуправления в письменной форме информирует гражданина о причинах отказа в приеме на муниципальную службу. Обнаружение искажений, недостоверности сведений, представленных кандидатом на замещение муниципальной службы, рассматривается законодательством не только как основание для отказа в приеме на муниципальную службу, но и как основание привлечения лица к ответственности.

Отказ в приеме гражданина на муниципальную службу может быть обжалован им в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Прием на муниципальную службу осуществляется в порядке назначения или конкурса с заключением трудового договора. Как правило, порядок назначения на муниципальную службу кандидатов, впервые или вновь поступающих на муниципальную службу, осуществляется:

В случаях, предусмотренных уставом и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы производится на конкурсной основе.

Целью конкурса является отбор наиболее подготовленного лица, имеющего необходимое образование, профессиональные знания и способного по своим личным и деловым качествам к муниципальной службе на муниципальной должности. Кроме того, конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой, отбор и формирование высокопрофессионального кадрового состава органов местного самоуправления.

Право на участие в конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, отвечающие установленным законодательством РФ и субъекта РФ требованиям, необходимым для замещения вакантной должности.

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Конкурс на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в органе местного самоуправления объявляется при наличии вакантной муниципальной должности и отсутствии резерва муниципальных служащих для ее замещения. Вакантной муниципальной должностью в органах местного самоуправления признается не замещенная муниципальным служащим муниципальная должность, предусмотренная в штатном расписании муниципального образования.

Конкурс проводится среди подавших заявление граждан РФ, впервые и вновь поступающих на муниципальную службу. Муниципальные служащие (уже состоящие на службе) также могут по собственной инициативе (наряду с другими лицами) участвовать в конкурсе независимо от занимаемой в момент проведения конкурса должности.

Условия проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Кандидатам должна быть обеспечена возможность ознакомления с условиями проведения конкурса, квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиями контракта.

Информация о дате и месте проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы подлежит обязательному опубликованию. Кадровая служба соответствующего органа местного самоуправления объявляет о приеме документов для участия в конкурсе в местной периодической печати или в иных средствах массовой информации.

Орган местного самоуправления в своем нормативном правовом акте (который, как правило, принимается в форме положения о порядке проведения конкурса на замещение должности) может устанавливать обязательное содержание и порядок опубликования информационного сообщения о проведении конкурса. Срок доведения информационного сообщения до населения муниципального образования устанавливается от 10 дней до 1 месяца. Как правило, сообщение публикуется в печатном периодическом средстве массовой информации, являющемся официальным изданием органа местного самоуправления.

Информационное сообщение о проведении конкурса должно содержать:

Документы для участия в конкурсе предъявляются в кадровую службу соответствующего органа местного самоуправления в течение установленного срока со дня объявления о проведении конкурса в печати. Заявления об участии в конкурсе на замещение муниципальной должности регистрируются по мере их поступления и направляются в конкурсную комиссию.

Несвоевременное или неполное представление документов без уважительных причин является основанием для отказа гражданину в приеме документов для участия в конкурсе. Не будут приняты к рассмотрению заявления и документы, поступившие по истечении сроков, установленных для их подачи.

Представленные гражданином сведения подлежат проверке в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.

С согласия гражданина (муниципального служащего) проводится процедура оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по муниципальной должности связано с использованием таких сведений. В данном случае используется Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне (форма 9) Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне <4>.

<4> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 (в ред. от 15.11.2004).

В законодательстве отдельных субъектов РФ и нормативных правовых актах органов местного самоуправления особое внимание обращается на то, что при наличии обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, он не допускается к участию в конкурсе.

Конкурс проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в соответствии с законодательством субъекта РФ и федеральным законодательством.

Количественный и персональный состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение муниципальных должностей и порядок ее работы утверждаются в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, комиссия по проведению конкурса на замещение старших муниципальных должностей в г. Краснодаре, в соответствии с Положением "О муниципальной службе Краснодарского края", формируется из равного числа депутатов городской Думы и работников администрации. Персональный состав членов муниципальной конкурсной комиссии из работников администрации формируется мэром города Краснодара. Персональный состав членов конкурсной комиссии из числа депутатов городской Думы формируется решением городской Думы Краснодара.

Конкурсная комиссия, как правило, состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. К работе комиссии могут привлекаться независимые эксперты. В случае необходимости допускается образование нескольких конкурсных комиссий.

Конкурс проводится в виде:

  1. конкурса документов. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении муниципальной, государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих кадровых служб;
  2. конкурса-испытания. Конкурс-испытание проводится конкурсной комиссией и может включать в себя конкурс документов, прохождение испытания на замещение соответствующей муниципальной должности. При проведении конкурса-испытания кандидатам могут даваться поручения, связанные с исполнением должностных обязанностей по соответствующей вакантной муниципальной должности. Данный вид конкурса завершается квалификационным экзаменом, который проводится конкурсной комиссией. Принятое комиссией по результатам конкурса-испытания решение является основанием не только для окончательного приема на муниципальную должность, но и для присвоения соответствующего квалификационного разряда.

При проведении конкурса могут использоваться не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание рефератов по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей и полномочий по муниципальной должности, на замещение которой претендует кандидат.

При оценке указанных качеств кандидата конкурсная комиссия должна исходить из соответствующих квалификационных требований, предъявляемых по муниципальной должности, и требований должностной инструкции.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует установленный законодательством субъекта РФ кворум. Как правило, решение комиссии по результатам проведения конкурса принимается в отсутствие кандидата тайным или открытым голосованием простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. Результаты голосования комиссии оформляются решением, которое подписывается всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в ее заседании.

Решение является основанием для назначения лица, выдержавшего конкурс, на соответствующую должность муниципальной службы с последующей сдачей квалификационного экзамена для присвоения квалификационного разряда, соответствующего муниципальной должности, либо отказа в таком назначении лицу, не выдержавшему конкурс на замещение вакантной муниципальной должности.

Разногласия, возникшие в связи с проведением конкурса, могут быть рассмотрены в административном или судебном порядке.

Каждому участнику конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы сообщается о результатах конкурса в письменной форме, в срок, установленный актами муниципального образования. Как правило, этот срок может составлять от 2-х недель со дня завершения конкурса до 1 месяца.

Законодательством субъекта РФ может быть предусмотрено обязательное официальное опубликование (обнародование) информации о результатах конкурса (это правило закреплено, например, законодательством Алтайского края).

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие требованиям, предъявляемым по муниципальной должности, на замещение которой он был объявлен, кадровая служба соответствующего органа местного самоуправления может принять решение о проведении повторного конкурса.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях замещение отдельных должностей на конкурсной основе не проводится. Например, в соответствии с законодательством Нижегородской области, если в уставе муниципального образования данного субъекта РФ предусмотрено сложение полномочий перед вновь избранным главой местного самоуправления его заместителей и руководителей самостоятельных структурных подразделений, то замещение указанных должностей по конкурсу не проводится. Также не проводится замещение по конкурсу младших муниципальных должностей муниципальной службы муниципальных образований Нижегородской области.

Назначение на должности муниципальной службы может производиться из состава резерва кадров на выдвижение на вышестоящие муниципальные должности муниципальной службы, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кадровый резерв представляет собой специально сформированную категорию муниципальных служащих муниципальной службы, и лиц, не состоящих на муниципальной службе, с целью своевременного пополнения органа местного самоуправления высококвалифицированными кадрами, замещения вакантных муниципальных должностей муниципальной службы, повышения уровня подбора, изучения и расстановки кадров.

Кадровый резерв муниципальной службы образуется на основании отбора муниципальных служащих, профессионально подготовленных для зачисления в резерв на замещение вакантной должности муниципальной службы, или для выдвижения на более высокие муниципальные должности муниципальной службы, по установленным нормативными правовыми актами органов местного самоуправления критериям.

Основными задачами работы с резервом являются:

Основными принципами работы с кадровым резервом являются:

Кадровый резерв используется как:

  1. основной источник кадров для замещения вакантных муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления;
  2. источник кадров для решения разовых, особо сложных задач, возникающих в процессе функционирования органов местного самоуправления;
  3. источник организации подготовки и переподготовки муниципальных служащих.

Резерв муниципальной службы формируется по должностям, которые относятся к номенклатуре должностей муниципальной службы и входят в реестр.

Зачисление в кадровый резерв муниципальной службы производится по рекомендации аттестационных комиссий, руководителей органов местного самоуправления и оформляется соответствующим правовым актом органа местного самоуправления или полномочного должностного лица. Структура, порядок формирования и работа с кадровым резервом также определяются правовым актом органа местного самоуправления.

Руководители структурных подразделений муниципального образования подбирают кандидатов для включения в резерв муниципальной службы, готовят документы для принятия вышестоящим руководством решения по включению кандидатов в резерв и исключению их из резерва. Документы, представленные для зачисления в резерв, оформляются отдельно после принятия вышестоящим руководством решения о зачислении кандидата в резерв по определенной должности муниципальной службы.

Кадровый резерв включает в себя:

  1. функциональный кадровый резерв, формируемый из муниципальных служащих, высвобождающихся в результате проведения организационно-штатных мероприятий, и лиц, не являющихся муниципальными служащими, но желающих ими стать (выпускники профильных вузов, участники конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей и др.), с целью накопления информации о претендентах на замещение муниципальных должностей муниципальной службы и сохранения на муниципальной службе высококвалифицированных специалистов. Следует отметить, что в состав кадрового резерва могут включаться государственные служащие, замещающие государственные должности государственной службы субъекта РФ, работники государственных и негосударственных организаций, иные категории граждан РФ;
  2. кадровый резерв развития, формируемый из муниципальных служащих и иных лиц, чьи квалификация и личный потенциал превышают требования, предъявляемые к занимаемым ими должностям, в целях подготовки высококвалифицированной замены на высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.

Основные этапы процесса формирования резерва кадров предусматривают:

  1. Предварительный подбор кандидатов в резерв на основе анализа управленческого персонала.
  2. Получение информации о деловых, профессиональных и личностных качествах кандидатов.
  3. Основной отбор в кадровый резерв.
  4. Составление и утверждение списков кадрового резерва.

При отборе кандидатов учитывают уровень профессионального образования, стаж и опыт работы. При этом важным является обеспечение объективной всесторонней оценки качеств кандидатов в состав резерва. В этих целях при оценке профессиональных, деловых, личностных и нравственных качеств кандидатов считается целесообразным использование следующих методов:

Решающее значение здесь имеют тщательное изучение и оценка профессиональных, деловых и моральных качеств муниципального служащего, его готовность к переводу в другие структурные подразделения органов местного самоуправления. Также учитываются рекомендации его непосредственного руководителя.

Отбор кандидатов осуществляется целевым порядком, на конкретные должности, с учетом утвержденных планов движения кадров и изменения оперативной обстановки в структурных подразделениях. При этом оценке подлежат:

Наряду с учетом квалификационных требований также учитываются психические и физические нагрузки на человека и возможности претендента в этой области.

При оценке и отборе кандидатов для выдвижения на вакантные муниципальные должности муниципальной службы изучаются объективные данные деловых и личностных характеристик муниципальных служащих.

К ним относятся:

обладать высокими деловыми качествами, компетентностью, организаторскими способностями, высоким уровнем профессионализма, умением работать с людьми, четко выраженными признаками социально-психологической и нравственной зрелости.

Рекомендации о включении муниципальных служащих в состав резерва кадров на выдвижение принимает аттестационная (квалификационная) комиссия с последующим утверждением распоряжением или приказом руководителя соответствующего органа местного самоуправления.

При зачислении в кадровый резерв федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ могут устанавливаться ограничения для кандидатов.

Например, согласно законодательству отдельных субъектов РФ в состав кадрового резерва не могут быть включены:

Включение в резерв муниципальной службы производится на определенный актами муниципального образования срок. Как правило, этот срок составляет один год.

В течение всего периода с резервом кадров проводится конкретная, целенаправленная работа, "резервистам" предоставляется право замещать отсутствующих руководителей, организуется профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих.

Главная задача в ходе работы с резервом кадров - обеспечение взаимосвязи органа местного самоуправления, структурного подразделения и отдельного муниципального служащего, изучение и обоснованная оценка его потенциала.

При определении численности состава кадрового резерва обычно исходят из следующих требований:

Перечень лиц, состоящих в резерве, может включать в себя отдельные списки с названиями соответствующих структурных подразделений органа местного самоуправления. В список включаются фамилии, имена, отчества кандидатов, зачисленных в резерв муниципальной службы, и краткая характеристика профессиональной подготовки для замещения соответствующей должности, а также сведения о повышении ими профессионального мастерства, обучении эффективным методам управления персоналом в период нахождения в резерве. По результатам отбора в кадровый резерв кадровая служба готовит общий список кадрового резерва соответствующего структурного подразделения. К списку кадрового резерва, как правило, прилагаются карточки учета кадрового резерва или справки.

Подготовка лица, включенного в состав кадрового резерва, обычно проводится по индивидуальному плану. Содержание и объем подготовки определяются исходя из соответствия уровня знаний, практических умений и навыков кандидата в резерв на определенную должность требованиям, предъявляемым к данной должности законодательством о муниципальной службе, а также профессионально-квалификационной характеристикой должности (должностной инструкцией).

В индивидуальном плане подготовки кандидата, зачисленного в резерв, предусматриваются мероприятия по приобретению теоретических, управленческих и специальных знаний, по выработке практических умений и навыков руководства на уровне современных требований.

В связи с этим в индивидуальные планы подготовки лиц, состоящих в кадровом резерве, как правило, включаются:

Списки резерва рекомендуется пересматривать ежегодно. Лица, снизившие уровень профессиональной деятельности и не проявившие себя должным образом, исключаются из состава резерва по рекомендации аттестационной (квалификационной) комиссии. Также может быть исключено из кадрового резерва лицо, совершившее должностной проступок, в результате чего к нему были применены меры дисциплинарного взыскания. Решение об исключении из состава резерва принимает соответствующий руководитель. О принятом решении соответствующая кадровая служба информирует лицо, исключенное из кадрового резерва.

По мере освобождения должностей муниципальной службы отдел кадров соответствующего структурного подразделения органов местного самоуправления в первую очередь выбирает кандидатов из списка лиц, состоящих в резерве муниципальной службы по структурному подразделению органа местного самоуправления. В отношении этих лиц руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления может быть принято решение о предложении кандидату участвовать в конкурсе или квалификационном экзамене на замещение вакантной должности муниципальной службы.

Лица, успешно прошедшие конкурс на замещение вакантной должности, в отношении которых принято решение о назначении на муниципальную службу, исключаются из резерва муниципальной службы.

Библиографический список:

  1. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М., 2008.
  2. Борзунова О.А., Краснов Ю.К. Комментарий к Федеральному закону "О муниципальной службе в РФ" (постатейный). М., 2007.
  3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ". М., 2007.
  4. Еремян В.В. Муниципальное право зарубежных стран. Сравнительно-правовой анализ. М., 2006.
  5. Чихладзе Л.Т. Местное самоуправление и местное управление зарубежных стран и государств - участников СНГ. М., 2005.
  6. Чихладзе Л.Т., Ежевский Д.О. Муниципальная служба. Ростов н/Д: Феникс, 2008.