Мудрый Юрист

Административно-правовые принципы института мировых судей

Масляев Александр Михайлович - аспирант Волжского университета им. В.Н. Татищева, помощник судьи.

Специфика той или иной отрасли права наиболее наглядно выражается в его принципах. Слово "принцип" латинского происхождения и в переводе означает "основа" или "первоначало". В теории права под принципами понимаются выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни <1>. Можно сказать, что принципы - это то, что пронизывает право, выявляет его содержание.

<1> Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 102 - 103.

В принципах как бы сосредотачиваются характерные черты как права вообще, так и его конкретной отрасли. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы. Большинство входящих в соответствующую отрасль права норм формируется под воздействием того или иного принципа либо группы принципов отрасли.

Принципами административного судопроизводства можно назвать такие принципы, которые определяют то, каким должно быть судебное разбирательство административных дел, чтобы соответствовать идеалам законности, истины и справедливости.

В настоящее время вопрос о принципах административного судопроизводства даже в научном плане еще не имеет окончательного решения. В определенной степени это закономерно, поскольку и сам институт административного судопроизводства еще находится на стадии развития.

В своей совместной работе Н.Н. Полянский, М.С. Строгович, В.М. Савицкий и А.А. Мельников дают наиболее полную классификацию принципов судебного права. Они выделяют принципы судебного права и принципы правосудия, которые в зависимости от оснований классификации делятся на судоустройственные (организационные) и судопроизводственные (функциональные) <2>. К первой группе, на наш взгляд, можно отнести принципы организации правосудия, а ко второй - принципы, определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса. В свою очередь, приведенная классификация принципов, как и любая другая классификация, носит условный характер.

<2> Полянский Н.Н., Строгович М.С., Савицкий В.М. и др. Проблемы судебного права. М., 1981. С. 126 - 130.

При рассмотрении и разрешении гражданских дел: независимость судей и подчинение их только закону; равенство граждан перед законом и судом; гласность судебного разбирательства; национальный язык судопроизводства.

В качестве функциональных принципов, определяющих процессуальную деятельность, выступают: законность; диспозитивность; состязательность; объективная (судебная) истина; процессуальное равноправие сторон; устность, непрерывность судебного разбирательства.

В своей работе "Административная юстиция в России" С.А. Корф писал о том, что многие принципы гражданского процесса и принципы административного процесса совершенно тождественны, а некоторые весьма похожи друг на друга <3>. Большинство принципов, по мнению В.А. Рязановского, применимы к каждому виду судебного процесса, они представляют общие требования, но есть и известные различия <4>. Они заключаются в том, что все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Полное представление об отрасли права и каждом из ее принципов можно получить, лишь изучив всю систему принципов.

<3> Корф С.А. Административная юстиция в России. Т. 2. СПб., 1910. С. 467.
<4> Рязановский В.А. Единство процесса. М., 1996. С. 44.
  1. Принцип законности в административном судопроизводстве.

Принцип законности является межотраслевым принципом, который пронизывает все отрасли российского права. В общем виде принцип законности сформулирован в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ <5>, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

<5> Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.

Принцип законности по своему содержанию включает в себя требование к судам правильно применить нормы материального права и совершать процессуальные действия, руководствуясь законодательством о судопроизводстве. Также законность означает полное соответствие всех действий судов, в том числе и мировых судей, совершаемых при рассмотрении и разрешении административно-правовых споров, нормам материального и процессуального права.

Таким образом, представляется, что законность как принцип административного судопроизводства заключается в обязанности суда и всех участников административного судопроизводства неукоснительно осуществлять свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами в целях достижения задач административного судопроизводства.

  1. Принцип независимости судей и подчинения их только закону. Необходимость принципа независимости рассматривалась еще в дореволюционный период. Так, в одной из своих статей Н.М. Коркунов полагал, что для административной юстиции требуются коллегиальность и независимость <6>.
<6> Коркунов Н.М. Очерк теорий административной юстиции // Коркунов Н.М. Сборник статей: 1877 - 1897. СПб., 1898. С. 205.

В ст. 120 Конституции РФ записано, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону - два органически взаимосвязанных положения. С одной стороны, независимость судей не самоцель, а средство, непременное условие правильного применения закона, вынесения законных судебных постановлений. Она означает, что при рассмотрении и разрешении спора судьи никому, кроме законов, подчиняться не должны. С другой стороны, подчиненность судей только закону обеспечивает их независимость.

Норма, закрепляющая принцип независимости судей и подчинения их только закону, адресована не только судьям, но и любым государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, организациям, должностным лицам и гражданам. Всем им закон запрещает осуществлять какое-либо воздействие на судей и вмешательство в их деятельность. Нарушение закона влечет установленную ответственность.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону действует во всех стадиях судопроизводства и обязателен для судей всех судов общей юрисдикции, в том числе и мировых судей. Он проявляется во взаимоотношениях, складывающихся внутри состава суда (при коллегиальном рассмотрении дел), в отношениях нижестоящих судов с вышестоящими судами в единой системе судов общей юрисдикции, в отношениях суда с другими участниками судебного разбирательства и гражданами, должностными лицами, государственными и иными органами, организациями, не участвующими в деле.

Реализация данного принципа обеспечивается различными гарантиями. Федеральными законами устанавливаются гарантии независимости судей. Среди них большое значение имеет Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" <7>. В ст. 1 указанного Закона говорится, что в своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны.

<7> Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2008 N 274-ФЗ) // Российская юстиция. 1995. N 11; Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6229.

Независимость судьи в соответствии со ст. 9 упомянутого Закона обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия и запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия. Также независимость судьи обеспечивается установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судей; системой органов судейского сообщества предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия в соответствии со ст. 10 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

  1. Принцип несменяемости судей.

Данный принцип является конституционным, он закреплен в ст. 121 Конституции РФ. Несменяемость судей - одна из основных гарантий их независимости от исполнительной и законодательной власти. Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полномочий судьи в РФ не ограничена определенным сроком. Исключения из этого общего правила должны специально оговариваться законом. Принцип несменяемости судьи означает также, что он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия.

В соответствии с п. 2 ст. 121 Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Порядок же и основания приостановления и прекращения полномочий судьи закреплены в ст. 13 и ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

  1. Принцип осуществления правосудия только судом.

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <8> судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Последнее положение еще более четко сформулировано в ст. 5 указанного Закона.

<8> Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 N 5-ФКЗ, от 04.07.2003 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 3-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. N 1. Ст. 1; 17.12.2001. N 51. Ст. 4825; 07.07.2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2698; 11.04.2005. N 15. Ст. 1274.

Правосудие по административным делам должно реализовываться только судом (мировыми судьями) по правилам судопроизводства, установленным федеральными законами. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" судебные органы. Этим Законом предусмотрена возможность создания специализированных федеральных судов по рассмотрению административных дел. Полностью соглашаюсь с мнением С.В. Комлева, что данные специализированные суды смогут образовать систему судов административной юстиции, где административное судопроизводство будет реализовываться посредством административного процесса <9>.

<9> Комлев С.В. Некоторые доводы в пользу создания в России системы административных судов // Российский судья. 2008. N 4. С. 22.
  1. Равенство всех перед законом и судом.

Согласно ст. 19 Конституции РФ все равны перед судом. В соответствии с этим административное судопроизводство должно осуществляться на началах равенства перед законом и судом всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, гражданства или подданства и других обстоятельств, а также принадлежности граждан к каким-либо организациям, невзирая на их организационно-правовую форму, форму собственности, место нахождения, подчиненность и др.

  1. Принцип гласности судебного разбирательства.

Конституция РФ провозглашает, что разбирательство. Дел во всех судах открытое. Принцип гласности по своему назначению можно считать гарантом осуществления принципа законности в правосудии и действительного соблюдения прав участников процесса. Правило об открытом судебном разбирательстве служит обеспечению свободного доступа к правосудию для всех заинтересованных лиц, ставит ход судебного процесса под контроль общественности, поскольку для всех граждан обеспечивается беспрепятственный вход в зал судебного заседания и возможность следить за ходом судебного разбирательства. Тем самым обеспечивается как контроль общественности за ходом судебного процесса, так и воспитательное воздействие судебной власти.

Принцип гласности присущ всем видам судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. Открытое рассмотрение дел во всех судах обеспечивает реальную информированность людей о судебной деятельности,

Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие на открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства письменно и с помощью обычных средств звукозаписи. Фотосъемка, видеозапись, радио- и телетрансляция судебного заседания допускаются с разрешения суда.

Гласность, на наш взгляд, создает предпосылки для непредвзятого, полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела и способствует вынесению законного и справедливого судебного акта. Принцип гласности при рассмотрении административно-правовых споров, присутствие в зале судебного заседания любого гражданина повышает авторитет, роль и ответственность суда (мирового судьи). В результате реализации данного принципа укрепляется сознание граждан в сфере соблюдения ими действующего законодательства и норм морали, предупреждения от совершения правонарушений. Таким образом, гласность оказывает воспитательное действие на всех участников процесса, а также граждан, присутствующих в зале судебного заседания.

Отступление от принципа гласности может повлечь за собой серьезные нарушения прав и свобод участников процесса и грубые судебные ошибки.

  1. Принцип диспозитивности.

По мнению В.А. Рязановского, принцип диспозитивности присущ только гражданскому судопроизводству и совсем неприменим в административном или уголовном <10>. Смысл данного принципа сводится к тому, что дела, подведомственные мировым судьям, по общему правилу возбуждаются, развиваются, изменяются, переходят из одной стадии в другую и прекращаются под влиянием инициативы участвующих в деле лиц.

<10> Рязановский В.А. Указ. соч. С. 48.

Данный принцип основан на положениях ст. 46 Конституции РФ. В соответствии с данной нормой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой - обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. Данное положение соответствует требованиям международно-правовых актов. Так, в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом" <11>.

<11> Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 // Российская газета. 1998. 10 декабря.

Обладатель нарушенного права самостоятельно решает, обращаться ли ему в суд, определяет предмет и основания иска, поддерживает или отказывается от своих исковых требований или заключает мировое соглашение.

Следует согласиться с мнением С.Н. Махиной, которая в своей монографии говорит о том, что специфика административного процесса состоит в том, что ему свойственно сочетание принципа диспозитивности и принципа публичности. Истец в административном процессе по общему правилу вправе отказаться от исковых требований во всех случаях, кроме дел о признании нормативных актов не соответствующими закону (незаконными, неправомерными), т.е. производство по всем делам, кроме указанной категории, должно быть основано на принципе диспозитивности <12>. По искам о признании правовых актов, ущемляющих права, свободы и законные интересы, должен действовать принцип публичности. То есть суд в каждом случае обнаружения в ходе судебного разбирательства несоответствия правового акта закону, которое может ущемить или нарушить права, свободы или законные интересы группы субъектов, обязан, независимо от того, поддерживает истец свои исковые требования или отказывается от них, в целях защиты общих публичных прав вынести решение о признании такого акта недействительным (незаконным). Мировое соглашение в данном случае недопустимо. Более того, как отмечает С.И. Махина, суд в интересах лиц, общий публичный интерес которых может быть нарушен данным нормативным актом, вправе выйти за пределы исковых требований <13>.

<12> Махина С.И. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Воронеж, 1999. С. 165.
<13> Махина С.И. Указ. соч. С. 166.

Итак, принцип диспозитивности представляет собой возможность участвующих в деле лиц распоряжаться своими материальными и процессуальными правами.

  1. Принцип процессуального равноправия сторон.

Данный принцип провозглашен в ст. 123 Конституции РФ. В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами. Истцу и ответчику предоставляются равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Предоставляя одной стороне конкретные процессуальные права, закон наделяет аналогичными правами и другую сторону. Стороны, независимо от того, являются они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой исключаются. Но следует отметить, что принцип равноправия сторон в административном судопроизводстве имеет специфическое содержание: обязанность доказывания законности обжалуемых действий и решений полностью лежит на ответчике. Бремя доказывания является процессуальной обязанностью государственных органов и должностных лиц.

  1. Принцип состязательности в административном судопроизводстве.

В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дела в суде осуществляется на основе принципа состязательности. Принцип состязательности - один из основополагающих принципов административного судопроизводства, создающий благоприятные условия для выяснения всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств и вынесения судом обоснованного решения. К.А. Правтова отмечает, что германское законодательство второй половины XIX в. об устройстве административных судов и административно-спорном производстве устанавливало особый порядок административно-спорного судопроизводства <14>. Следует согласиться с высказанным мнением, что данный вид судопроизводства должен быть гласным, устным и состязательным.

<14> Правтова К.А. Законность и права личности; административная юстиция в России (вторая половина XIX в. - октябрь 1917 г.). СПб., 2000. С. 41.

Главной особенностью, определяющей деятельность по рассмотрению спорных вопросов, является необходимость своевременного и наиболее полного представления доказательств. При разрешении спора любое право, любой интерес, та или иная юридическая ситуация должны быть доказаны. Доказательство заключается в использовании любых законных средств или методов, при помощи которых одна из сторон четко и убедительно для суда устанавливает существование своих правомочий или реальность своих претензий. Но, как уже отмечалось выше, в административном судопроизводстве есть своя особенность: обязанность доказать законность обжалуемого решения, действия (бездействия) лежит на административном ответчике.

Например, в ст. 6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <15> сказано, что обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений) возлагается на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединении, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином. Гражданин же освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

<15> Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. от 09.02.2009 N 4-ФЗ) // Российская газета. 12.05.1993. N 89; 26.12.1995. N 245; 13.02.2009. N 25.

В ходе судебного разбирательства суд выполняет исключительно функцию арбитра при рассмотрении дела, не высказывая заранее в ходе всего процесса, в том числе и в судебных прениях сторон, свое отношение к исходу дела. Суд не связан доводами сторон, свободен в оценке собранных доказательств и независим от любых посторонних влияний. При этом суд, сохраняя объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет заявителям их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий. В целях обеспечения равноправия сторон суд содействует гражданам в реализации их процессуальных прав, создает иные условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при разрешении административных дел.

Таким образом, принцип состязательности в административном судопроизводстве заключается в праве и обязанности участвующих в деле лиц при содействии суда представлять доказательства и участвовать в их исследовании.

  1. Принцип непосредственности.

В соответствии с данным принципом суд обязан выносить свое решение, основываясь на доказательствах, проверенных и исследованных в судебном заседании. Другими словами, судьи должны воспринимать собранные по делу доказательства лично. Эта гарантия независимости судей и подчинения их только закону выступает эффективным способом достижения истины по делу.

  1. Принцип непрерывности судебного разбирательства.

Судебное заседание по каждому делу должно проходить непрерывно. Перерыв в судебном разбирательстве может быть назначен только для отдыха. До тех пор пока начатое дело не было окончательно разрешено в конкретном судебном заседании, не допускается в перерывах этого судебного заседания рассматривать другие дела. Требование непрерывности судебного разбирательства основано на необходимости обеспечения целостного восприятия судом собранных по делу доказательств и тех фактических данных об обстоятельствах дела, которые были получены в результате исследования доказательств. Это позволяет суду (мировому судье) избежать смешения обстоятельств одного дела с другим, не упустить из виду ни одного из обстоятельств, имеющих значение для дела, что в конечном итоге способствует вынесению законного и обоснованного решения.

В соответствии с принципом непрерывности разбирательство дела осуществляется при неизменном составе суда, а в случае замены судьи разбирательство по делу должно быть произведено с самого начала. Данный принцип обеспечивает внимательный подход к рассмотрению и разрешению дела.

  1. Принцип национального языка судопроизводства.

Наиболее распространенными законодательными актами, где закреплены особенности языка судопроизводства, можно назвать Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", а также Закон РФ "О языках народов Российской Федерации" <16>. В соответствии с ними судопроизводство обязано проводиться на государственном языке Российской Федерации лишь в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других федеральных арбитражных судах, военных судах. В остальных же существующих судах, в том числе и у мировых судей, судопроизводство ведется на государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд.

<16> Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (в ред. от 11.12.2002 N 165-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 12.12.1991. N 50. Ст. 1740; Российская газета. 14.12.2002. N 235.

Исходя из сказанного, в будущем нормативном акте, который станет основой для становления и функционирования административного судопроизводства, на наш взгляд, необходимо установить, что административное судопроизводство в судах должно вестись на русском языке, т.е. на государственном языке РФ. В судах, расположенных на территории субъекта РФ, судопроизводство может вестись наряду с русским языком на языке республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности.

Лицам, участвующим в деле, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, а также глухим и немым обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, показания и заключения, выступать и заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (сурдопереводчика).

  1. Принцип объективной истины.

Для необходимости установить истину по делу, действительных обстоятельств дела суд обязан содействовать лицам, участвующим в деле, в собирании доказательств, когда их представление по тем или иным объективным причинам для лица затруднительно. В качестве примеров таких ситуаций можно сослаться на нахождение доказательств в другой местности или наличие угрозы исчезновения доказательства. Таким образом, суд, сохраняя беспристрастность, должен создавать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Тем самым подчеркивается важность роли мирового судьи или суда в установлении истины по делу. Мировой судья должен разъяснять участвующим в деле лицам их права и обязанности, а также предупреждать о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий (в том числе действий, способствующих установлению истины).

В своей книге "Единство процесса" В.А. Рязановский говорит о принципе формального и материального руководства суда, который, по его мнению, применим к каждой разновидности судопроизводств, в том числе и административному <17>. Содержание принципа представляется следующим образом. Суд в интересах поддержания правопорядка действует как орган государственной власти. Также суду должна принадлежать руководящая роль при разрешении какого-либо спора, возникшего между сторонами процесса. Как уже было сказано выше, руководство суда приобретает формальный и материальный характер. Формальное руководство принадлежит суду во всяком процессе: суд наблюдает за тем, чтобы процесс развивался в законом установленных формах - правомерно, последовательно и быстро, - и принимает необходимые меры для этого. Материальное же руководство суда выражается в том, что суд, независимо от сторон, по своей инициативе может принимать меры по собиранию доказательств для установления материальной правды, для вынесения справедливого решения.

<17> Рязановский В.А. Единство процесса. М., 1956. С. 46 - 47.

Говоря о принципах административного судопроизводства, можно сказать, что административному судопроизводству также свойственны принципы устности и гласности судебного разбирательства. Нельзя с уверенностью сказать, что административному судопроизводству, в отличие от уголовного, гражданского и арбитражного, соответствовала бы какая-либо определенная форма судопроизводства - устная или письменная.

В общих словах устность и письменность представляют те формы, в которых процессуальный материал сообщается суду (мировому судье). Вообще в истории процесса встречаются переходы от одной формы к другой, в современном же процессе наблюдается сочетание обеих форм. Судопроизводство в суде может происходить в устной или письменной форме. В первом случае процессуальный материал представляется суду устно, во втором - в виде процессуальных документов, изложенных в письменном виде. В устном судопроизводстве главное - устное состязание сторон перед судом, в письменном - обмен состязательными бумагами.

В свою очередь, хотелось бы заметить, что принцип устности в административном судопроизводстве имеет важное практическое значение, так как личное общение сторон между собою в процессе и с судом создает наилучшую возможность достижения истины в процессе обмена мнениями, облегчает восприятие доказательств по делу и вынесение законного и обоснованного решения.

Еще один принцип административного судопроизводства, как отмечает В.А. Рязановский, - принцип процессуальной экономии, требующий достижения наибольшего, высокого результата с наименьшей затратой труда, выражением чего является быстрота производства <18>. Но при этом необходимо не забывать про всестороннее и полное исследование доказательств и всех обстоятельств по делу для достижения объективной истины и вынесения справедливого решения.

<18> Рязановский В.А. Указ. соч. С. 48.

Что касается деления принципов деятельности мировых судей в административном процессе, то можно выделить следующие их виды:

В деятельности мирового судьи проблемой является отсутствие законодательного регулирования тех или иных принципов, например принципа гласности судебного разбирательства. Поэтому мировому судье на практике приходится опираться на принципы, сформулированные в Конституции РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ <19>, Уголовно-процессуальном кодексе РФ <20>, Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", Федеральном законе "О мировых судьях в Российской Федерации" <21>.

<19> Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 137-ФЗ (в ред. от 25.11.2008 N 223-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532; 2008. N 48. Ст. 5518.
<20> Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 N 321-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 12. Ст. 156; 2009. N 1. Ст. 29.
<21> Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (в ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 21.12.1998. N 51. Ст. 6270; 28.07.2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3603.

В связи с этим считаем аргументированным мнение Д.В. Осинцева, который указывает на то, что административное судопроизводство осуществляется и в соответствии со специальными принципами: судебное руководство процессом; обеспечение права на защиту; доступность судебной защиты; полнота и всесторонность исследования; экономичность; ответственность субъекта публичной власти <22>.

<22> Осинцев Д.В. К вопросу об административном судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 5. С. 20.

Особое внимание уделяется следующей позиции: появление, изменение или отмена действия принципов деятельности мирового судьи обусловлены нормой права, в связи с которой основные начала права имеют только одну форму выражения - в виде законодательно закрепленных, а значит, имеющих юридическую силу и общеобязательный характер положений.

В обобщение сказанного отметим, что принципы суть основополагающие начала и руководящие идеи, которые должны пронизывать все правовые нормы и институты, определяющие такое построение и функционирование административного судопроизводства мирового судьи, которое обеспечивало бы вынесение законного и обоснованного решения.

Принципы административного судопроизводства должны быть закреплены в едином нормативном процессуальном акте (Административный процессуальный кодекс или Кодекс административного судопроизводства), регулирующем порядок функционирования административного судопроизводства. В принципах административного судопроизводства должны быть сосредоточены взгляды на характер и содержание судопроизводства по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров мировых судей и остальных судов общей юрисдикции. Принципы должны быть тесно взаимосвязаны между собой, образуя единую логическую систему. Нарушение одного принципа приведет к нарушению другого или всей цепи принципов, а в сочетании принципы обеспечивают наилучшим образом тщательное рассмотрение дела, установление судебной истины и вынесение обоснованного решения.

Библиографический список:

  1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972.
  2. Полянский Н.Н., Строгович М.С., Савицкий В.М. и др. Проблемы судебного права. М., 1981.
  3. Корф С.А. Административная юстиция в России. Т. 2. СПб., 1910. С. 467.
  4. Рязановский В.А. Единство процесса. М., 1996.
  5. Коркунов Н.М. Очерк теорий административной юстиции // Коркунов Н.М. Сборник статей: 1877 - 1897. СПб., 1898.
  6. Комлев С.В. Некоторые доводы в пользу создания в России системы административных судов // Российский судья. 2008. N 4.
  7. Махина С.И. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Воронеж, 1999.
  8. Правтова К.А. Законность и права личности; административная юстиция в России (вторая половина XIX в. - октябрь 1917 г.). СПб., 2000.
  9. Рязановский В.А. Единство процесса. М., 1956.
  10. Осинцев Д.В. К вопросу об административном судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 5.