Мудрый Юрист

Персональные данные государственного гражданского служащего

Кулешов Георгий Николаевич - соискатель Московского гуманитарного университета.

Информационные правоотношения играют важную роль в правовом регулировании государственно-служебных отношений. Как писал в свое время А.Б. Венгеров, "...информационными являются те отношения, которые складываются в сфере управления между работниками, их коллективами в процессе регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации" <1>. Информация, которая вращается в системе государственной службы, несет в себе различную социальную нагрузку. В системе государственной службы есть информация, которая касается служебной деятельности, есть информация, которая касается непосредственно государственных служащих. Информация в системе государственной службы имеет различный правовой статус или специальный правовой режим. Специальный правовой режим касается персональных данных государственного служащего. Как отмечает М.М. Лебедева, "...выделение специального правового режима персональных данных было произведено по специальному объекту информации" <2>. В настоящее время достаточно много внимания уделяется защите персональных данных в системе государственной службы. В этой связи вполне справедливо отмечает Э.А. Цадыкова: "...само по себе распространение персональных данных не столько наносит ущерб личности, сколько создает возможность для причинения ущерба. Защита персональных данных подстраховывает от возможных нарушений неприкосновенности частной жизни, так как отдельные данные о человеке могут складываться в обобщающую картину его личности" <3>.

<1> См.: Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1978. С. 27.
<2> См.: Лебедева М.М. Специальные правовые режимы информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 12.
<3> См.: Цадыкова Э.А. Гарантии охраны и защиты персональных данных человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 14. С. 15.

Персональные данные, внесенные в личные дела гражданских служащих, иные сведения, содержащиеся в личных делах гражданских служащих, относятся к сведениям конфиденциального характера (за исключением сведений, которые в установленных федеральными законами случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации), а в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - к сведениям, составляющим государственную тайну. В этой связи неслучайно, что служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел гражданских служащих, могут привлекаться в соответствии с законодательством РФ к дисциплинарной и иной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в указанных личных делах, а также за иные нарушения порядка ведения личных дел гражданских служащих.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. "О персональных данных" <4> персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ст. 3).

<4> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.

Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" <5> определяет, что сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, являются персональными данными.

<5> См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

Согласно Указу Президента РФ от 30 мая 2005 г. "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела" <6> под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело.

<6> См.: Собрание законодательства РФ. 2005. N 23. Ст. 2242.

При получении, обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие требования:

В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:

К личному делу гражданского служащего приобщаются:

В личное дело гражданского служащего вносятся также письменные объяснения гражданского служащего, если такие объяснения даны им после ознакомления с документами своего личного дела. К личному делу гражданского служащего приобщаются иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Документы, приобщенные к личному делу гражданского служащего, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись. Учетные данные гражданских служащих в соответствии с порядком, установленным Президентом РФ, хранятся кадровой службой государственного органа на электронных носителях. Кадровая служба обеспечивает их защиту от несанкционированного доступа и копирования. В обязанности кадровой службы государственного органа, осуществляющей ведение личных дел гражданских служащих, входит:

Библиографический список:

  1. Беляева Н.Г. Право на неприкосновенность частной жизни и доступ к персональным данным // Правоведение. 2001. N 1.
  2. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1978.
  3. Киселев С.В. Правовой статус персональных данных в Российской Федерации // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. М., 1997.
  4. Кротов А.В. Опыт обработки персональных данных работника в компании // Информационное право. 2007. N 2.
  5. Лебедева М.М. Специальные правовые режимы информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.
  6. Рассолов М.М. Проблемы управления и информации в области права. М., 1982.
  7. Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. М., 1996.
  8. Цадыкова Э.А. Гарантии охраны и защиты персональных данных человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 14.