Мудрый Юрист

Подсчет и учет голосов как стадия избирательного процесса

Сунцова Елена Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права.

Бетин Андрей Вячеславович - адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России.

Тема установления итогов голосования (подсчет и учет) занимает одно из центральных мест в избирательном праве. Она является традиционной <1>, актуальной (в той мере, насколько зрелыми являются политические институты), но в то же время неоднозначной в понимании.

<1> Необходимо отметить, что вопрос о наличии свойства нетрадиционности правовых явлений впервые рассматривается в следующей работе: Сунцова Е.А. Нетрадиционные виды юридической ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. Настоящая правовая проблема, заявленная в названии работы, в частности, отвечает признакам нетрадиционного подхода к ней.

Происходящие в Российской Федерации затянувшиеся процессы совершенствования правовой системы, построения правового государства, а вместе с ним институтов гражданского общества, утверждения приоритетов естественных ценностей во многом определяют иные, новые подходы к пониманию подсчета и учета голосов в избирательном процессе. Современные в России власть и институты, борющиеся за нее, не могут базироваться на остаточном архаичном понимании избирательных технологий и процессов в контексте того, что "не важно, как проголосуют, важно - как посчитают" <2>.

<2> Высказывание, предписываемое И.В. Сталину.

Необходимо отметить, что не только подсчет и учет голосов по итогам проводимых выборов и - реже - референдумов является актуальным полем, которое надлежит досконально изучить. Вопрос о том, что такое избирательный процесс, также остается открытым. Однако для того, чтобы продолжить исследование по обозначенному ранее объекту, необходимо определиться в семантике.

Дать научно правильное определение - значит раскрыть предмет в его сущности <3>.

<3> Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000. С. 537.

Введение и использование в научном, законотворческом, правоприменительном и международно-правовом словаре наряду с традиционным пониманием "организация и проведение выборов" нового поколения "избирательный процесс", понимаемого как технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процедур, представляются оправданными <4>.

<4> Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 506.

Избирательный процесс <5> - это категория электоральной динамики, окружающей систему организационно-технологических, политических и правовых отношений, возникающих и развивающихся при подготовке и проведении выборов <6>.

<5> Необходимо отметить, что в юридической литературе по указанной тематике есть расхождение мнений о том, является ли термин "избирательный процесс" синонимом термина "избирательная кампания". Так, например, Ю.А. Дмитриев и В.Б. Исраелян синонимичную позицию не поддерживают, главным образом пользуясь аргументом о том, что избирательный процесс шире, чем избирательная кампания, поскольку временные рамки первого находятся за временными рамками послед ней, что выглядит не совсем убедительно (См.: Указ. соч. С. 509), в свою очередь, Д.О. Ежевский (в работе: Избирательное право: Курс лекций. М., МИЭМП, 2009. С. 329) считает, что избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. На основании данного им определения можно сделать вывод о том, что разделять эти явления нет насущной необходимости. Поскольку нет категоричного противоречия, то автор работы будет оперировать и той и другой категорией, наделяя их общим смысловым значением.
<6> Головин А.Г. Избирательное право России: Курс лекций. М.: Норма, 2007. С. 35.

Избирательный процесс как политико-правовая категория и одновременно категория избирательного законодательства и практики его применения, в том числе судебной, используется в широком и узком значении, и его конкретное использование предопределяется временными рамками (начало и окончание) его структурного раскрытия (развертывания) в виде последовательности стадий избирательного процесса. В широком смысле термин "избирательный процесс" поглощает содержание термина "избирательная кампания" как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, в том числе суда, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, поскольку связан с необходимостью принятия уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленные конституцией, уставом, законом сроки и порядке решения о назначении даты выборов и его направлении для официального опубликования. В узком смысле понятие "избирательный процесс" как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность конкретных избирательных процедур и избирательных действий <7>.

<7> Важно отметить, что это мнение косвенно подтверждается отсутствием фундаментальных работ (учебников) по избирательному праву / избирательному праву и процессу России (они заменяются учебными пособиями и курсами лекций).

Таким образом, понятие "избирательный процесс" является многоаспектным и сложным.

Начиная с теории права, у ученых, в том числе процессуалистов, появилось стремление к выявлению системности и стадийности изучаемых правовых явлений. Безусловно, детальная проработка стадийности правовых явлений и процессов нашла отражение в процессуальных отраслях права (гражданском, уголовном, административном).

Юридический процесс - это всегда определенная совокупность последовательно совершаемых действий и постановляемых актов. И эта совокупность может быть в известных случаях значительной, включать многие действия различного характера. Поэтому юридический процесс не может не содержать требований, обеспечивающих ритмичность, плановость и строгий правовой порядок при проведении актов, имеющих правовое значение и - главное - обеспечивающих справедливость, законность, обоснованность как самой деятельности, так и ее результатов (постановляемых юридических актов).

Важнейшей особенностью всех юридических процессов является стадийность и цикличность (т.е. чаще определенные временные рамки).

Ограничивая область исследования рамками предмета настоящей работы, остановимся на изучении первого явления, то есть стадии.

Стадия - период, ступень в развитии чего-нибудь <8>.

<8> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. С. 662.

Стадия - это относительно самостоятельная часть деятельности, необходимая для достижения общего результата. Они следуют одна за другой, как правило, предыдущая подготавливает последующую. В юрисдикционных процессах новая стадия может начаться лишь тогда, когда официально окончена ранее начатая. В избирательном процессе допускается определенное их совмещение во времени <9>.

<9> Ахлюстин В.А. Избирательный процесс в Российской Федерации (проблемы теории, правового регулирования и правоприменения): Дис. ... канд. юрид. наук. М.-СПб., 2002. С. 116.

Прежде чем заявлять смелое суждение о том, что избирательный процесс обладает стадийностью, попытаемся определить, что собой может представлять процессуальная правовая (т.е. нормативно регламентированная) стадия.

Так, одни авторы (С.Н. Абрамов, Ю.К. Осипов) определяют стадию как совокупность процессуальных действий, связанных общей ближайшей целью <10>. Другие авторы (в том числе М.С. Шакарян <11>) характеризуют стадию процесса как его определенную часть, объединенную совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной цели. Д.Н. Бахрах под стадией процесса понимает сравнительно самостоятельную часть процесса, которая наряду с его общими задачами имеет свойственные только ей задачи, особый круг участников и оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности <12>.

<10> Абрамов С.Н. Советский гражданский процесс. М., 1952. С. 17; Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973. С. 77.
<11> Гражданское процессуальное право. С. 22.
<12> Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. С. 250.

Так или иначе, анализ вышеприведенных определений позволяет выделить основные <13> общие признаки, которые присущи процессуальным стадиям:

<13> Термин "основные признаки" использован автором не случайно, так как могут быть и неосновные признаки (чаще называемые факультативными). Можно провести аналогию со стадиями процесса, где также некоторыми учеными выделяются факультативные стадии (Е.В. Корчиго, В.А. Ахлюстин, С.Д. Князев).
  1. завершенность самостоятельной целью (она же отличает от других стадий);
  2. специфичный (особый) круг субъектов, в том числе наделенных деликтоспособностью (в качестве содержательной особенности правового статуса);
  3. особый круг юридических фактов, порождающих правовые отношения;
  4. особый круг процессуальных действий и процедур, совершаемых в определенной последовательности в рамках данной стадии <14>.
<14> По 3 и 4 пунктами авторы соглашаются с мнением, приведенным в работе: Корчиго Е.В. Актуальные вопросы теории избирательного процесса в России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 128.

Таким образом, каждая стадия прежде всего характеризуется особой непосредственной целью, которую можно считать ступенью в достижении общей, главной цели процессуальных действий. На каждой стадии специфичны состав субъектов правоотношений, собираемая и используемая информация, составляемые документы, принимаемые решения (промежуточные, окончательные).

Необходимым условием перехода от одной стадии к другой является наличие процессуального основания (повода) - официального акта субъекта власти, содержащего информацию о фактическом основании необходимых властных действий <15>.

<15> Ахлюстин В.А. Указ. соч. С. 117.

В системе стадий проявляется логика осуществления разумной публичной власти. Анализ юридических процессов позволяет сделать вывод, что в них имеется как минимум три стадии: анализ ситуации, подготовка и принятие решения <16>.

<16> Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2002. N 9. С. 13.

Избирательному процессу присущи помимо общих признаков и специфические черты.

Перечислим их:

  1. все стадии избирательного процесса подчинены общей цели - реализации субъективного избирательного права граждан и народа <17> на непосредственное осуществление своей публичной власти;
<17> Разделение неслучайно и имеет смысл.
  1. каждая стадия подчинена самостоятельной цели;
  2. совпадение некоторых стадий по времени (например, стадия выдвижения и регистрации кандидатов совпадает со стадией предвыборной агитации).

Таким образом, можно согласиться со следующим определением стадии избирательного процесса: "это обособленная во времени совокупность последовательно совершаемых избирательных действий и процедур, объединенных локальной самостоятельной целью и направленных на достижение предусмотренного процессуальной нормой избирательного права результата, обеспечивающего достижение общей цели избирательного процесса, и характеризующаяся особым кругом участников и оснований их (действий и процедур) совершения" <18>.

<18> Корчиго Е.В. Актуальные вопросы теории избирательного процесса в России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 130.

Стадии избирательного процесса представляют собой отдельные этапы подготовки и проведения голосования на выборах, где на каждом этапе организаторы выборов и другие участники избирательного процесса выполняют определенную задачу. Виды стадий избирательного процесса и их последовательность устанавливаются законодательством о выборах и в конечном счете зависят от характера избирательного режима на соответствующем этапе общественного развития <19>.

<19> Ахлюстин В.А. Указ. соч. С. 126.

В учебной и научной литературе нет единого мнения о видах и количестве стадий избирательного процесса, но традиционно выделяют следующие стадии <20>:

<20> Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.И. Кукушкина. Екатеринбург, 1995. С. 261 - 280.

Е.Н. Хрусталев предлагает более конкретизированную классификацию, включающую в себя следующие стадии <21>:

<21> Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: понятие и стадии // Правоведение. 1998. С. 33 - 35.

а) подготовительная стадия. Она начинается официальным опубликованием решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов и включает комплекс действий, связанных с созданием необходимых предпосылок и условий (финансовых, правовых, методических, организационных, технических и др.) для выдвижения кандидатов и голосования. Помимо этого на данной стадии также создаются предпосылки для свободного выражения воли российских граждан - происходит формирование избирательных участков и составление списков избирателей.

Важнейшим условием для начала выдвижения кандидатов является установление и опубликование в средствах массовой информации границ избирательных округов;

б) комплекс действий, связанных с формированием системы избирательных комиссий, - механизма выборов, который призван обеспечить реализацию и защиту избирательных прав граждан;

в) выдвижение кандидатов;

г) регистрация кандидатов;

д) стадия предвыборной агитации;

е) формирование избирательных фондов;

ж) голосование;

з) определение итогов голосования и выборов;

и) легитимизация выборов.

Эта стадия завершает избирательный процесс путем придания состоявшимся выборам легитимного характера. Она включает в себя такие действия, как опубликование в печати итогов голосования и результатов выборов; сложение избранным лицом обязанностей, несовместимых с его статусом; вручение соответствующей избирательной комиссией удостоверения об избрании и т.д. К позитивным чертам данной классификации можно отнести выделение в самостоятельную стадию процедуры формирования избирательных комиссий, учитывая особый статус этих органов в избирательном процессе. Некоторым авторам более близка классификация, отличающаяся укрупнением вышеназванных этапов <22>:

<22> Журавлев В.П. Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002.
  1. Подготовка и начало избирательной кампании.

Эта стадия включает подготовку и принятие закона, регулирующего проведение данных выборов, официальное опубликование решения уполномоченного на то должностного лица, органа власти о назначении выборов. Она представляет собой комплекс необходимых действий по созданию правовых, финансовых, методических, организационных, технических и иных условий для проведения избирательной кампании. На этой стадии также создаются предпосылки для свободного волеизъявления граждан РФ, устанавливаются границы избирательных округов, формируются избирательные участки, составляются списки избирателей. В средствах массовой информации публикуются сведения об избирательных округах и участках.

В этот период осуществляются действия по формированию системы избирательных комиссий. Условия ее формирования зависят от уровня выборов. Так, при проведении выборов федерального уровня формирование комиссий осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона. Когда проходят выборы в органы государственной власти регионального уровня или в органы местного самоуправления, то правовое регулирование их формирования основывается на нормах как федеральных законов, так и законов о выборах субъектов РФ.

  1. Выдвижение и регистрация кандидатов.

На этой стадии реализуется пассивное избирательное право граждан, в установленные соответствующим законом сроки в поддержку инициативы выдвижения кандидата собираются подписи избирателей или кандидатом вносится денежный залог. Уже начиная с выдвижения важно реально осуществлять принцип равенства избирательных прав, обеспечить равные правовые условия для кандидатов, выдвигаемых как избирательными объединениями (блоками), так и избирателями (избирателем) непосредственно. До регистрации кандидата предвыборная агитация запрещена.

В этот период происходит формирование кандидатского корпуса. На основе требований действующего законодательства избирательные комиссии, соответствующие уровню выборов, регистрируют кандидатов. Если комиссия отказывает в регистрации, ее решение может быть обжаловано в суд или в вышестоящую избирательную комиссию. С того момента, как претендент проходит регистрацию и получает статус кандидата, ему обеспечивают на равных основаниях с другими кандидатами условия участия в выборах. Среди них - оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд, неприкосновенность. Кандидат, прошедший регистрацию, получает право на наличие доверенных лиц, наблюдателей, на участие в предвыборной агитации и др.

  1. Предвыборная агитация и ее финансирование.

Это наиболее сложная стадия. Ее цель - побудить избирателей принять участие в голосовании за конкретных претендентов. Эта стадия обладает наибольшей политической составляющей по сравнению с другими. Здесь широко применяются механизмы рекламного воздействия, когда эмоциональные компоненты преобладают над рациональными. На этой стадии наиболее ощутимо для общества реализуются все принципы избирательного права. И наиболее явственны в глазах общественного мнения те недоработки правовой системы, которая регулирует правоотношения субъектов агитационной деятельности.

Каждому претенденту предоставляются одинаковые правовые условия для формирования избирательных фондов в целях избрания. Эти фонды создаются как отдельными кандидатами, так и избирательными объединениями (блоками) в зависимости от уровня выборов. Закон запрещает использование денежных средств помимо избирательного фонда, все денежные средства субъекта агитационной деятельности подотчетны избирательной комиссии. При организации предвыборных мероприятий недопустимо использовать другие средства, кроме тех, что имеются в избирательных фондах.

  1. Проведение голосования.

На данной стадии осуществляется комплекс действий, обеспечивающий избирателям право свободного волеизъявления. Существует несколько видов голосования: в помещении избирательного участка в день голосования; голосование вне помещения избирательного участка; досрочное голосование. Комплекс действий участников избирательного процесса может быть неодинаков в зависимости от вида голосования. Правовые нормы регулируют порядок голосования, действия участников избирательных комиссий, наблюдателей. Избирательное право направлено на реализацию важнейших демократических принципов - проведения прямого тайного голосования.

  1. Определение итогов голосования и результатов выборов.

В соответствии с процедурными нормами избирательного права избирательные комиссии подсчитывают голоса на избирательных участках и определяют результаты выборов. По основаниям, предусмотренным законом, избирательная комиссия может признать выборы недействительными или несостоявшимися. В этом случае назначаются повторные выборы.

  1. Завершение избирательной кампании.

На этой стадии итоги голосования и результаты выборов публикуются в печати, избранные лица слагают с себя обязанности, несовместимые с их статусом, избирательные комиссии вручают удостоверения об избрании. Кандидаты представляют в соответствующие избирательные комиссии свои финансовые отчеты, нижестоящие избирательные комиссии отчитываются перед вышестоящими об использовании выделенных на выборы бюджетных средств.

Разумеется, предложенный вариант стадий избирательного процесса не является идеальным, и при более углубленном анализе технологии подготовки и проведения голосования на выборах можно выделить и некоторые другие стадии: например, обнародование итогов голосования и результатов выборов. Отметим, что финансирование выборов производится не только на стадии предвыборной агитации, но и на стадии выдвижения <23>.

<23> Ахлюстин В.А. Указ. соч. С. 131.

Можно встретить и лаконичное видение стадий, предложенное В.Г. Крупининым. Исследователь выделяет следующие стадии избирательного процесса:

  1. организационно-подготовительная стадия;
  2. стадия реализации пассивного избирательного права;
  3. стадия реализации активного избирательного права <24>.
<24> Крупинин В.Г. К вопросу о стадиях избирательного процесса // Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве. Вып. 1. С. 75.

Таким образом, анализ источников показал, что большинство (в том числе Ю.А. Веденеев, С.Д. Князев, В.И. Лысенко) ученых склоняется к целесообразности применения укрупненной классификации стадий избирательного процесса (но и тут же признают это мнение неидеальным), состоящей из 5 - 6 стадий.

Относительно стадии подсчета и учета голосов у ученых не вызывает сомнения ее существование, более того - на избирательные комиссии различного уровня возложены обязанности по обеспечению данной стадии, однако наименование такой стадии может формулироваться по-разному (в том числе и в зависимости от объема включенных в эту стадию сопутствующих процедур, например: а) голосование, определение результатов выборов; б) определение итогов голосования; в) определение/установление итогов голосования и результатов выборов и др.) <25>.

<25> Термин "определение результатов выборов, референдума" является устоявшимся и в отличие от термина "установление итогов голосования" обозначает получение определенного результата: признание кого-либо из кандидатов избранным (избранными) или признание одобренным (неодобренным) вопроса, вынесенного на референдум, либо признание выборов, референдума несостоявшимися.

Попытаемся доказать, что стадия подсчета и учета голосов имеет право на существование. Для этого воспользуемся логическим приемом восхождения от общего к частному - методом дедукции. В начале работы уже говорилось о том, что каждая процессуальная стадия должна иметь: завершенность самостоятельной целью, специфичный (особый) круг субъектов, особый круг юридических фактов (возможно, фактический состав), порождающих правовые отношения, особый круг процессуальных действий и процедур, совершаемых в определенной последовательности в рамках данной стадии. А также, что особенно важно, процессуальная стадия должна обладать подчиненностью общей цели избирательного процесса (кампании), самобытной цели.

Безусловно, что все стадии избирательного процесса существуют в диалектической взаимосвязи, поэтому не будем оспаривать тот факт, что стадии подсчета и учета голосов предшествует стадия голосования. Юридическим фактом, служащим основанием начала данной стадии, является завершение процедуры голосования и наступление процедуры подсчета голосов избирателей, участников референдума сразу после окончания времени голосования, которая проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. Логическим завершением выборов является определение их результатов, то есть: произошло ли демократическое избрание, и если произошло, то кому народ (в лице избирателей) как источник власти делегировал осуществление властных полномочий соответствующего уровня и вида.

Общая цель избирательного процесса - добиться уяснения истинной воли голосующих при формировании публичной власти и порядка управления - также соблюдается.

В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.

После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений, избирательных блоков и т.д.), затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования.

В соответствии с процедурными нормами избирательного права избирательные комиссии подсчитывают голоса на избирательных участках и определяют результаты выборов и референдумов. Избирательный процесс может быть незавершен, тогда применяется процедура признания выборов несостоявшимися, недействительными. Безрезультатное завершение процесса всегда влечет за собой назначение повторных выборов.

Федеральный законодатель, стремясь сделать данный этап максимально открытым, установил унифицированную детальную регламентацию всех действий избирательных комиссий, комиссий референдума и при этом создал механизм контроля за этими действиями. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривается, что подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования <26>. При всех действиях по подсчету голосов вправе присутствовать члены комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, члены вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, зарегистрированный вышестоящей избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов от которого зарегистрирован вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представители средств массовой информации. При подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении соответствующего протокола указанным выше лицам должен обеспечиваться полный обзор действий членов комиссий с правом решающего голоса.

<26> Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2004. С. 647.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Избирательная комиссия, наделенная правом на определение результатов выборов, определяет их на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящей комиссии, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных. О результатах выборов указанная комиссия составляет в двух экземплярах протокол и сводную таблицу, которые подписывают все присутствующие члены этой комиссии с правом решающего голоса. Однако эти документы не являются актами, которыми определяются результаты выборов. Они представляют собой необходимое правовое основание для этого. Закон требует, чтобы на основании протокола о результатах выборов соответствующая избирательная комиссия приняла решение (постановление) о результатах выборов <27>.

<27> Головин А.Г. Указ. соч. С. 265.

Указанные характеристики позволяют говорить о регламентированности данной стадии законодателем, а также о том, что в эту процедуру вовлечены специальные субъекты (члены комиссии, председатель комиссии, наблюдатели и др.), которые наделены определенными правами и обязанностями, а также, что немаловажно, деликтоспособностью за невыполнение требования закона на данной стадии избирательного процесса. Данная стадия имеет свои особые по содержанию акты применения права (правоприменительные акты) в виде решений или постановлений избирательных комиссий, которые впоследствии порождают определенные постэлекторальные правовые последствия.

Говоря о концептуальных новеллах футуристического реформирования данной стадии (именно пока на уровне концепции), отметим, что требования легитимных преобразований избирательного процесса на стадии подсчета и учета голосов могут выглядеть следующим образом:

  1. четкое определение начала и конца процессуальной стадии;
  2. четкое процессуальное закрепление процессуальных действий и способа их закрепления (в настоящее время это выглядит своеобразным реактивным нормотворчеством ЦИК и отдаленно напоминает самоуправство);
  3. однозначность и прозрачность по форме подсчета и учета;
  4. своевременная осведомленность процессуальных субъектов о процедурных требованиях.

Библиографический список

  1. Ахлюстин В.А. Избирательный процесс в Российской Федерации (проблемы теории, правового регулирования и правоприменения): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002.
  2. Журавлев В.П. Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993.
  4. Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2002. N 9.
  5. Головин А.Г. Избирательное право России: Курс лекций. М.: Норма, 2007.
  6. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2004.
  7. Ежевский Д.О. Избирательное право. М., 2009.
  8. Корчиго Е.В. Актуальные вопросы теории избирательного процесса в России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
  9. Крупинин В.Г. К вопросу о стадиях избирательного процесса // Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве. Вып. 1.
  10. Сунцова Е.А. Нетрадиционные виды юридической ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
  11. Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: понятие и стадии // Правоведение. 1998.