Мудрый Юрист

Актуальные вопросы перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму автономных учреждений

Карпова Н.И., заместитель директора Юридического департамента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Возможные направления предоставления автономными учреждениями социальных услуг должны определяться Перечнем социальных услуг, предоставление которых может осуществляться автономными некоммерческими организациями или автономными учреждениями (далее - перечень услуг). Предложения по формированию перечня услуг вносятся курирующими соответствующие отрасли структурными подразделениями администрации города. Подготовка предложения об изменении типа бюджетного учреждения осуществляется только по инициативе либо с согласия самого бюджетного учреждения. При подготовке предложений учитывается, что изменение типа существующих муниципальных учреждений здравоохранения не допускается. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения принимается мэром города путем издания распоряжения.

Данное распоряжение должно определять: структурное подразделение администрации города, которое будет выступать учредителем создаваемого автономного учреждения (как правило, структурное подразделение администрации города, ответственное за предоставление соответствующих услуг) и являться ответственным за создание автономного учреждения; перечень имущества, закрепляемого за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества; план мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием конкретных сроков их реализации.

После принятия распоряжения мэра города о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения. С созданным путем изменения типа существующего бюджетного учреждения автономным учреждением структурное подразделение администрации города, ответственное за предоставление соответствующих услуг, заключает соглашение по обеспечению их предоставления.

При этом используется типовое соглашение между структурными подразделениями администрации города, ответственными за предоставление соответствующих услуг, и автономным учреждением по обеспечению выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий администрации города в сферах науки, образования, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Типовое соглашение приложено к рассматриваемому порядку.

Соглашением определяются: перечень и объемы предоставляемых автономным учреждением услуг; обязательства структурного подразделения администрации города, ответственного за предоставление соответствующих услуг, и автономного учреждения; норматив финансовых затрат на оказание услуг и порядок финансирования автономного учреждения; требования к качеству предоставляемых услуг и отчетности; порядок контроля за выполнением соглашения и предоставлением услуг; ответственность сторон за предоставление услуг и автономного учреждения за выполнение соглашения; - иные вопросы.

После подписания соглашения автономному учреждению предоставляются на праве оперативного управления муниципальное имущество и земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, необходимые для предоставления услуг и выполнения учреждением своих уставных задач. Финансирование предоставления автономным учреждением услуг осуществляется в форме субвенций из бюджета города, выделяемых в соответствии с условиями заключенного соглашения в суммах, определяемых согласно методике расчета размера субвенций, утверждаемой постановлением мэра города (далее - методика). Изменение типа бюджетного учреждения в автономное учреждение осуществляется в приоритетном порядке.

Подразделения администрации города, отвечающие за предоставление соответствующих услуг, в ходе проведения мониторинга предоставления услуг автономными учреждениями обеспечивают оценку достижения результатов и информируют о них мэра города и финансовый департамент администрации города. При этом обеспечивается изучение мнения населения (получателей услуг). При необходимости для проведения оценки привлекаются независимые эксперты.

План перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму автономных учреждений включает, в частности, следующие мероприятия: подготовка предложений по возможности перевода и определению основных направлений предоставления социальных услуг; проведение оценки возможности перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму автономных учреждений; разработка и утверждение перечня бюджетных учреждений, переводимых в форму автономных учреждений; мероприятия по переводу бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму автономных учреждений; подготовка и согласование предложений о переводе бюджетных учреждений в форму автономных учреждений; согласование изменения типа учреждений с руководством и трудовыми коллективами бюджетных учреждений; обеспечение выполнения требований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, об уведомлении кредиторов; внесение изменений (разработка) в устав, связанных с изменением типа учреждения; заключение соглашений на оказание услуг и получение субсидий (субвенций) автономными учреждениями; закрепление имущества за автономными учреждениями на праве оперативного управления.

Определение перечня бюджетных услуг должно сопровождаться работой по оценке себестоимости их предоставления, сравнению данных показателей с работой негосударственного сектора. Эта работа взаимосвязана с развитием системы бюджетного учета и инвентаризацией бюджетных учреждений на предмет целесообразности их перевода в форму негосударственных (немуниципальных) организаций, в том числе и в автономные учреждения.

Во многих регионах приняты планы мероприятий по созданию автономных учреждений, которые предусматривают:

Также предусмотрена разработка проекта правового акта о порядке создания автономного учреждения.

Переводу государственных и муниципальных учреждений в автономные учреждения иногда предшествуют подготовительные мероприятия, в частности: оценка деятельности существующих учреждений социальной сферы; паспортизация; утверждение показателей (условий), соблюдение которых требуется для перевода государственных или муниципальных учреждений в автономные учреждения; проведение эксперимента по переводу государственных или муниципальных учреждений в автономные учреждения; утверждение перечня социальных услуг, которые могут оказываться автономными учреждениями.

Автономное учреждение, в том числе созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, иногда ошибочно называют самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческой организации, а изменение типа - реорганизацией государственного или муниципального учреждения. В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ автономное учреждение - это вид (тип) государственного или муниципального учреждения, а не его организационно-правовая форма. Изменение типа не является реорганизацией государственного или муниципального учреждения в форме преобразования, поэтому оно не влечет изменение организационно-правовой формы.

В ряде случаев автономное учреждение называется (отождествляется) негосударственной (немуниципальной) организацией. В ст. 298 ГК РФ предусмотрено, что автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. Статья 3 Федерального закона "Об автономных учреждениях" требует согласия учредителя.

Различия в терминологии повлекли ситуацию, когда в правовых актах регионов порядок распоряжения указанным имуществом определяется по-разному: в одних требуется согласие собственника; в других - учредителя; в третьих - согласие необходимо получить и у учредителя, и у собственника, при этом нигде не уточняется, что согласие обоих требуется в случае, когда учредитель не наделен полномочиями собственника в отношении имущества автономного учреждения.

В ряде случаев разделены полномочия учредителя и собственника по закреплению имущества автономного учреждения на праве оперативного управления: решение о закреплении принимает учредитель или собственник, а передача имущества, соответственно, осуществляется, наоборот, собственником или учредителем. В некоторых правовых актах разграничены полномочия по принятию решений о закреплении имущества за автономным учреждением при его создании и в процессе деятельности между высшим исполнительным органом и органом по управлению государственным (муниципальным) имуществом; по согласованию сделок автономного учреждения с закрепленным за ним имуществом в зависимости от вида сделки (купля-продажа, мена, дарение, аренда и т.д.) и цены сделки.

Устанавливается подробный порядок передачи имущества в оперативное управление (документ, в соответствии с которым осуществляется передача; срок, в течение которого после вынесения решения о закреплении имущества должен быть подписан документ о передаче; лица, полномочные подписать такой документ).

Иногда указывается, что денежными средствами автономное учреждение наделяет учредитель, а остальным имуществом - собственник. Ряд правовых актов предусматривает согласование учредителем устава автономного учреждения с собственником, другие такое согласование предусматривают только для изменений и дополнений устава.

В большинстве правовых актов определяется учредитель - высший исполнительный орган или орган исполнительной власти, в ведении которого находится государственное учреждение (отраслевой орган) или будет находиться автономное учреждение, а также органы, осуществляющие полномочия учредителя (администрация, структурные подразделения, в ведении которых находится учреждение или осуществляющие управление имуществом, и др.).