Мудрый Юрист

Структура органов управления образованием французской республики: путь к децентрализации

Кананыкина Елена Сергеевна, кандидат юридических наук, начальник юридического отдела аппарата главы городской Думы муниципального образования города Нягань.

Республиканский уровень

Центральный орган управления образованием Франции имеет длительную историю. В 1808 г. император Наполеон I основал так называемый "императорский университет" - централизованное ведомство, строго контролировавшее деятельность всех звеньев системы просвещения.

В 1824 г. впервые было создано Министерство церковных дел и народного образования, позднее преобразованное в самостоятельное Министерство образования, которое через сто с лишним лет, в 1932 г., стало называться Министерством национального образования, а с 1992 г. в соответствии с Директивой Национального совета от 18.07.1992 (Directive du Conseil du 18 juin 1992 relative a un deuxieme systeme general de reconnaissance des formation professionnelles) - Министерством национального образования и культуры.

Министерство всегда считалось одним из самых важных государственных ведомств Франции, соответственно, и пост министра традиционно пользовался очень высоким престижем. Нередко его занимали видные государственные и политические деятели, возглавлявшие в разное время французское правительство [1, p. 65]. В руках министра формально сосредоточена вся полнота власти ведомства. Однако поскольку министры часто не являлись профессионалами в сфере просвещения, то они осуществляли лишь самое общее политическое руководство. Фактически важные вопросы развития образования, относящиеся к компетенции Министерства, находились в ведении узкой группы высших чиновников министерского аппарата, координирующей деятельность всех структурных подразделений Министерства и контролирующей выполнение важнейших решений, идущих от имени министра. Среди них особенно большую роль играет Генеральный секретарь Министерства. Он является непосредственным помощником министра, координирует деятельность управлений и отделов. Такая система призвана обеспечить преемственность в управлении ведомством при смене министров [2, p. 4].

Во второй половине XX столетия структура Министерства национального образования и культуры постоянно претерпевала изменения, то сужалась, то расширялась сфера его деятельности. Начальные школы, средние школы, профессионально-технические училища, высшие школы - каждым из этих типов учебных заведений руководило особое управление. Этот процесс, не имея определенного теоретического обоснования, осуществлялся методом проб и ошибок, под влиянием конъюнктурных политических соображений.

После установления Пятой республики в 1953 г. начался процесс ведомственного разукрупнения. В начале 1960-х гг. была проведена реорганизация Министерства. В начале 1970-х гг. руководство высшими учебными заведениями было передано в ведение Министерства университетского образования. После его упразднения вузы вновь оказались под юрисдикцией Министерства национального образования [3, с. 57]. Аналогичная ситуация сложилась с библиотеками, музеями, архивами: руководство ими было передано одно время Министерству культуры, но впоследствии они также были возвращены ведомству образования. К Министерству культуры отошли четыре управления, раньше входившие в состав Министерства национального образования: управления архивов, искусства и литературы, архитектуры, музеев. Находившийся при Министерстве национального образования Верховный комиссариат по делам юношества и спорта выделился в 1966 г. в особое министерство.

Что же касается начальных, средних и профессионально-технических школ, то все они в области учебно-организационной и методической подчинены управлению педагогики школьного образования и ориентации, которое стало самым крупным звеном в аппарате министерства. Кроме того, имеются: управление персонала школ и профессионально-технических учебных заведений, управление административных и социальных служб, управление учебного и спортивного оборудования.

В настоящее время Министерству национального образования и культуры подведомственны почти все учебные заведения страны - от детских садов до университетов, а также общественные библиотеки, музеи, архивы. Лишь сельскохозяйственные и военные учебные заведения относятся к компетенции соответствующих министерств. Министерство непосредственно руководит государственными учебными заведениями и контролирует работу частных учебных школ. Оно разрабатывает единые программы, учебные пособия, экзаменационные требования, квалификационные свидетельства.

Особое место в сложной структуре управлений, отделов, служб, обладающих реальными властными функциями, занимает Генеральная инспекция национального образования, созданная в 1852 г. Первоначально это была небольшая группа в 16 человек; впоследствии состав инспекции неоднократно расширялся, и ныне насчитывается 180 генеральных инспекторов (les Inspecteurs generaux de l'education nationale).

О значении данной структуры можно судить уже по тому, что генеральные инспекторы назначаются декретом Президента Франции из числа членов центральной и региональной администрации ведомства просвещения, руководителей учебных заведений и наиболее опытных и авторитетных преподавателей, а сама Генеральная инспекция подчинена непосредственно министру.

При министре и под его председательством действует консультативный орган - Высший совет национального образования. В его состав входят директора управлений Министерства, несколько генеральных инспекторов Министерства и руководителей учебных округов, представители педагогического персонала разных типов учебных заведений - всего около 80 членов [4, p. 15].

Генеральные инспектора разделены на группы, каждая из которых курирует преподавание одного или нескольких учебных предметов либо определенную сторону деятельности учебных заведений, например финансовое положение и материальную оснащенность школ. Так, генеральные инспекторы, входящие в состав управления педагогики школьного образования и ориентации, контролируют учебную работу школ, а в управлении учебного оборудования они инспектируют материальную оснащенность учебных заведений, в то время как генеральные инспекторы управления педагогического персонала ведают кадрами и т.п.

Наибольшее внимание инспекция уделяет учебным заведениям, относящимся к системе среднего образования. Генеральные инспекторы организуют научно-педагогическое консультирование преподавателей, участвуют в их аттестации, составляют методические письма и программы. Сама процедура инспектирования осуществляется двумя способами: либо один генеральный инспектор проверяет определенную сторону деятельности учебного заведения, либо принимают участие представители разных управлений [5, p. 36].

Вместе с тем в последнее время все более значительную роль в деятельности Министерства играют консультативные органы, такие как Высший совет национального образования (Le Conseil superieur de l'education Nationale), в компетенцию которого входит рассмотрение наиболее важных вопросов развития просвещения, реформ структуры школы, изменений содержания и методов обучении (Совет является высшим дисциплинарным судом для работников системы просвещения, обжалующим санкции, примененные администрацией в отношении сотрудников учебных заведений и др. учреждений Министерства образования), Национальный совет высшего образования и научных исследований (Le Conseil national de l'enseinement superieur et de la recherche), Национальный совет учебных программ технического, профессионального, спортивного обучения (Les conseils d'enseignement: Conseil de l'enseignement general et technique, Conseil de la jeunesse, de l'education populaire et des sport), Совет школьной медицины, консультационные комитеты (Les comites consultatifs), Административный совет (Le Conseil d'administration).

Это дает возможность привлекать к подготовке решений по наиболее важным вопросам не только руководящих чиновников ведомств, но и представителей педагогической общественности, что способствует принятию более взвешенных и лучше отвечающих образовательным потребностям различных групп населения страны решений.

Хотя централизованная система управления способствует созданию национальных образовательных стандартов, сохранению и упрочению чувства культурной общности всего населения страны, в то же время она усиливает авторитарные тенденции в руководстве образованием, сковывает инициативу работников школ и местной администрации, затрудняет поиски новых форм и методов педагогической работы, игнорирует или во всяком случае недооценивает значение региональной специфики.

Специфическая черта французской системы народного образования - строгая централизация и административное единообразие в современном обществе уже потеряла свою актуальность. Учебные планы и программы, распорядок школьной жизни, назначение, перемещение и увольнение педагогического персонала государственных учебных заведений - все детально регламентированное когда-то циркулярами, инструкциями, постановлениями Министерства национального образования ныне уступает место процессам делегирования полномочий и самоуправления [6, p. 34].

Перераспределение компетенций между центральными и территориальными школьными властями привело к тому, что на Министерство национального образования и культуры легла ответственность в определении наиболее общих направлений образовательной политики, включая установление общенациональных стандартов, подготовку, набор и оплату школьного персонала.

В ведении центральных органов остались высшие учебные заведения. Средние школы - коллежи и лицеи - перешли в подчинение территориальных властей: коллежи - в ведение департаментов, лицеи - академий, компетенция которых распространяется на конкретные вопросы организации школьной жизни и учебного процесса, в т.ч. касающиеся содержания и ремонта школ, организации питания и школьного транспорта, а также оснащения школ техническими средствами [7, p. 135].

Децентрализация образования основывается на двух принципах: разделении полномочий и принципе дополнимости. Если государство передало местным территориальным органам полномочия, касающиеся организации школьного транспорта, функционирования, содержания и строительства школьных учреждений, то оно остается гарантом приема на работу и подготовки преподавателей, управления преподавательским составом. Оно определяет основные направления развития национального образования, а также программы обучения.

Государство устанавливает статус и нормы функционирования учреждений, необходимые должности преподавательского и административного персонала. Министр образования принимает решения относительно дат каникулярного времени.

Распределение полномочий по принципу дополнительности означает распределение не в зависимости от типа полномочий, а от ступени образования, что позволяет избежать перекрестного финансирования одного и того же учреждения несколькими территориальными коллективами. Каждой ступени образования соответствует свой уровень управления.

Мероприятия по деконцентрации или передаче полномочий по управлению с министерского уровня преследуют цель избежать того, чтобы решения принимались исключительно в Париже, и добиваться того, чтобы они принимались на местах. Если децентрализация уменьшает роль государства, увеличивая при этом власть местных коллективов, деконцентрация ставит целью сделать более эффективной политику государства, передав полномочия по принятию решений чиновникам, находящимся ближе к территориям. Внедрение Законов децентрализации в 1983 г. (La loi 83.663. du 22 juillet 1983 modifiee par la loi 85.97. du 25 janvier 1985) подчеркнуло важность мер по деконцентрации. Последние коснулись всех министерских служб. В Законе специально указывается, что "перераспределение властных функций центра и регионов не должно вести к анархической разобщенности и к усилению неравномерности развития различных территорий страны" [8, p. 34].

Таким образом, решения, которые раньше принимались внутри Министерства или на межминистерских совещаниях, отныне находятся в полной компетенции префектов регионов или департаментов. То же самое произошло в национальном образовании: полномочия по принятию решений были переданы ректоратам, академическим инспекциям или руководителям учебных учреждений.

Деконцентрация - это также перенос служб, находившихся вблизи Министерства в Париже, в города провинции. Национальный центр по заочному образованию был перенесен в Пуатье, так же как Высшая национальная школа по руководящему составу Министерства национального образования, дабы избежать концентрации власти и административных учреждений в столице. Управление персоналом также на пути к деконцентрации. Набор кадров и руководство изменениями в профессиональном статусе преподавателей колледжей и лицеев сейчас осуществляется на национальном уровне.

Децентрализация образовательной системы, решение о которой было принято в соответствии с Законом "О децентрализации управления образованием" от 29.03.1982, предусматривала постепенное перераспределение полномочий от государственных к местным органам управления по трем основным направлениям.

Во-первых, местным органам управления образованием в каждой территориально-административной структуре (коммуне, департаменте, регионе) поручается руководство определенным уровнем школьного (довузовского) образования. При этом коммуны несут ответственность за детские сады и начальные школы, департаменты - за колледжи (основное общее среднее образование), регионы - за лицеи и специальные учебные заведения (полное общее среднее и профессионально-техническое образование);

во-вторых, местным органам управления предоставлено право решающего участия в организации школьного планирования и разработке текущих и перспективных инвестиционных программ, за выполнение которых они несут основную ответственность;

в-третьих, на местные органы управления возложена ответственность за материально-техническое и бытовое функционирование учебных заведений.

Что касается высшей школы, главные рычаги управления которой по-прежнему сосредоточены в Министерстве национального образования, то здесь децентрализация ассоциируется прежде всего с расширением академической и частично финансовой автономии вузов и вузовских подразделений, с участием в управлении вузами представителей деловых кругов и общественности, с развитием различных форм вузовского самоуправления.

Децентрализация не затрагивает, однако, такой важной составляющей образовательной системы, как кадровая политика. Зачисление в штатный состав и увольнение преподавателей не только высших, но и средних учебных заведений осуществляются от имени министра, а все преподаватели, получившие назначение на работу на условиях прохождения национального конкурса, становятся государственными служащими.

Однако, как неоднократно подчеркивали официальные власти Франции, тенденции к децентрализации не противоречат тому, что государство в лице его центральных органов, как и прежде, несет главную ответственность за состояние образования и играет определяющую роль в его развитии. В циркуляре Министерства национального образования, комментировавшем Закон "О децентрализации", сказано, что: "В соответствии с Конституцией государство обязано организовать общественное образование на всех его ступенях. Оно является гарантом его нормального и органичного функционирования. В обязанность центральных государственных властей входит определять общие цели образовательной политики. Государство сохраняет ответственность за определение общей педагогической ориентации образования, за его содержание и за дипломы, санкционирующие полученную образовательную подготовку. Государство обязано формировать и рекрутировать педагогический персонал, руководить им и оплачивать его" [9, p. 39].

Региональный уровень

До недавнего времени региональные и местные власти не обладали правом самостоятельно принимать значимые решения, их функции сводились преимущественно к контролю выполнения постановлений центрального аппарата ведомств образования. Такая система, сложившаяся еще в XIX в., казалась в какой-то мере оправданной до тех пор, пока число средних учебных заведений оставалось относительно небольшим. Но когда их количество резко возросло, руководство из одного центра в масштабе всей страны становилось все менее эффективным, поскольку увеличение числа объектов управления не может быть беспредельным. Строго централизованное управление, являвшееся в свое время известным преимуществом французской системы просвещения, превратилось в определенной степени в помеху. "Нельзя эффективно руководить из Парижа всей полумиллионной армией преподавателей и других должностных лиц, относящихся к ведомству народного образования. Провинциальные органы управления должны перестать быть лишь передаточными инстанциями: они должны принимать самостоятельные решения и стать центрами, откуда осуществляется реальное руководство", - сказал в 1968 г. директор Национального института школьной администрации Ж. Мино [10, p. 89]. В 1970-х гг. с критикой гипертрофированной централизации системы просвещения стали выступать и сами министры образования. "Наша система образования, - признался министр О. Гишар, - самая централизованная и тяжеловесная в мире" [11, p. 345].

Децентрализация управления образованием предоставила регионам и департаментам права самостоятельно определять направления социально-экономического и культурного развития на своих территориях с условием, что перераспределение властных функций центра и регионов не должно вести к анархической разобщенности и к усилению неравномерности распределения развития регионов и департаментов.

В свете новых тенденций - передачи региональной и местной администрации конкретных вопросов организации различных видов подготовки, аттестации учителей и т.п. были поставлены новые задачи по ограничению функции центральных властей, определению общих целей образования и основных направлений его развития. Сферы управления разделились следующим образом: ректор и его аппарат взяли под свой контроль деятельность средних учебных заведений, инспектора академии стали ответственны за неполные средние школы, а дошкольные учреждения и начальные школы вошли в компетенцию коммуны - низовой территориально-административной единицы. Объем прав самих учебных заведений также увеличился.

На региональном уровне функции государственного управления образованием распределены между 28 учебными округами, которые носят название академий (учебный округ - les academies). Каждую академию возглавляет ректор (le recteur) - высшее должностное лицо в своем учебном округе по всем вопросам организации образования и управления им. Он назначается Президентом Республики (le President de la Republique) декретом Национального совета министров и представляет интересы министра образования. В стране 28 ректоров - это ректоры 26 академий и двух заморских территорий (Антильских островов и Реюньона).

Поскольку согласно территориально-административному устройству Франция делится на 22 региона (в каждый из которых входит от двух до восьми департаментов - основных административно-территориальных единиц Франции), то территории регионов не всегда соответствуют академиям.

Административные полномочия ректора не распространяются, однако, на вузы, обладающие академической автономией и правом выбора своих руководящих органов, включая непосредственных руководителей: президента в университете или директора в высшей школе и институте. В отношении вузов ректор соответствующей академии выполняет функции канцлера университетов, которые заключаются в координировании между вузами своей академии и между вузами и средними школами вопросов подготовки и повышения квалификации преподавателей. Только некоторые высшие школы, пользующиеся особым престижем (Коллеж де Франс, Школа хартий, Национальная школа современных восточных языков), подчинены непосредственно Министерству и не зависят от академической администрации [12, p. 56].

Помощь ректору в реализации национальной политики оказывает технический совет (de conseillers techniques), состоящий из инспекторов-принципалов по общим вопросам образования, по вопросам школьного, университетского, дальнейшего обучения.

В круг обязанностей ректора входит:

  1. Распределение кадров средних учебных заведений, осуществление надзора за их педагогической, административной и финансовой деятельностью;
  2. Назначение чиновников на отдельные должности и контроль их продвижения по службе;
  3. Практическое руководство по вопросам воспитательной работы. Вопросы, не связанные с воспитательной работой, контролируются совместно с органами государства (префектом региона или департаментом и ректором) и органами самоуправления соответствующей территории;
  4. Контроль за педагогической деятельностью в рамках контрактов сферы частного образования;
  5. Прием заявок на открытие средних и высших учебных заведений;
  6. Утверждение директоров и преподавательского состава по согласованию с главой учебного заведения.

В области высшего образования ректор-канцлер университетов своего округа является представителем Министерства национального образования при государственных учреждениях научного, культурного профиля и учреждениях, занятых профессиональной подготовкой. Он обеспечивает соответствие между образованием в высших учебных заведениях и другими видами образования, руководит канцелярией, администрацией и контролирует соответствующие учреждения a posteriori.

В распоряжении ректора имеются административные службы, включающие ректорат, штат технических советников и инспекторов, при нем заседают различные консультативные комиссии.

В масштабе Департамента национального образования (Depatrementaux de l'Education nationale) высший чиновник ведомства образования - инспектор академии (l'inspecreur D'Academie) находится в двойном подчинении у ректора академии и префекта (главы департаментской администрации) [13, p. 30].

Под его началом работают инспекторы по национальному образованию (les Inspecteurs de l'education nationale (IEN)), наблюдающие за развитием системы школьного образования, и инспекторы по информации и ориентации (les Inspecteurs de l'information et de l'otientation).

В деятельность высших учебных заведений инспектор академии не вмешивается. Учебный процесс и работа преподавателей средних школ также не входят в сферу его внимания: их контролируют генеральные инспекторы Министерства. Основная функция инспектора академии - контроль над начальными школами и профессиональными училищами. Он назначает и смещает учителей, организует проверку их работы, накладывает административные взыскания, создает комиссии по проведению экзаменов на получение учительского диплома [14, p. 79].

Регионы имеют статус территориальных коллективов и управляются избираемым региональным советом, основная задача которого - способствовать экономическому, социальному, санитарному, культурному и научному развитию, а также обустройству территорий. Компетенцию советов составляет также строительство и содержание лицеев. Они обладают значительными полномочиями в плане профессиональной подготовки кадров. По согласованию с департаментами советы вырабатывают точки зрения на количественные и качественные нужды в плане подготовки кадров, то есть определяют нужды обучения в зависимости от уровня и характера образования.

В каждом департаменте существует несколько советов: совет начального образования, совет технического образования, совет сельскохозяйственного образования, комитет по школьному строительству. Самый важный из них - совет начального образования. Его председателем является префект департамента, вице-председателем - инспектор академии, а в состав членов входят четыре генеральных советника департамента, четыре делегата учителей начальных школ, директора педагогических училищ, расположенных в данном департаменте, и два представителя администрации ведомства просвещения. В пределах департамента совет начального образования - это высшая инстанция, решающая вопросы, связанные с функционированием начальных школ, положением учителей, их продвижением по службе [15, p. 81].

Начиная с 01.01.1986 региональный совет разрабатывает планы работы учебных заведений и программы обучения. Данный план определяет количественные и качественные потребности в сфере образования для региона на несколько лет. После согласования на уровне департаментов и консультации в Академическом совете национального образования план утверждается Региональным советом и передается префекту региона для определения размеров ассигнований [16, с. 13].

В рамках плана ректор определяет характер учебных программ для каждого учебного заведения и условия набора и распределения студентов.

Префект может передать ректору полномочия на распоряжение ассигнованиями, выданными по линии Министерства национального образования, и распределение государственных кредитов на финансирование педагогической деятельности.

Касаясь проблем управления финансами, Декрет от 10.03.1982 определяет префекта единственным распорядителем внешними службами государственной администрации в регионе. Согласно Законам от 22.07.1983 и от 25.01.1985 с 1 января 1986 г. расходы по содержанию и оснащению лицеев и специальных учебных заведений включаются в региональный бюджет, колледжей - в бюджет департаментов.

Местный уровень

На локальном уровне образовательными учреждениями руководит начальник (le Chef d'etablissement), или провизор, принципал, директор (proviseur, principal, directeur) образовательного учреждения. Он назначается на должность министром образования на конкурсной основе и несет ответственность за организацию и функционирование системы обучения на местах.

Под его руководством находятся ассистенты-провизоры (proviseur-adjoint), местные советы по образованию и преподавательские советы (des conseillers d'education, des enseignant).

Директор учреждения является одновременным представителем государства (руководство всем персоналом) и исполнителем решений, принятых разными инстанциями, в которых участвуют члены школьного сообщества.

Роль руководителей университетов, особенно в связи с растущими требованиями университетской автономии, которую вузы отстаивают в достаточно жесткой борьбе, стала весьма значительной. В соответствии с действующим в настоящее время законодательством руководство университетом осуществляет президент, избираемый тайным голосованием на пять лет большинством голосов членов трех советов: административного, ученого и совета по учебной работе и университетской жизни. Переизбрание президента на новый срок после истечения его полномочий возможно только после определенного перерыва в исполнении им президентских обязанностей.

Как правило, президентами избираются профессора университетов. В случае если на эту должность выдвигается, а затем избирается большинством в 2/3 голосов лицо, не имеющее профессорского звания, то утверждение в должности президента производится непосредственно министром национального образования после одобрения этой кандидатуры Национальным советом высшего образования и исследований - общественным консультативным органом при министре [17, p. 70].

Возглавляя работу трех советов - административного, ученого и совета по учебной работе и университетской жизни, - президент направляет работу университета, руководит всем персоналом, в отношении которого обладает всей полнотой прав, а также является ответственным за поддержание порядка в вузе.

Под руководством президента административный совет утверждает бюджет, определяет политику вуза, распределяет средства и рабочие места, выделяемые Министерством образования, между различными учебными и научными подразделениями, а также общеуниверситетскими службами - библиотеками, спортивными залами, аппаратом обслуживающего (технического) персонала и т.д.

Задачи ученого совета сводятся к разработке политики и программ исследовательских работ. В его состав входят представители профессорско-преподавательского состава и ученых-исследователей (от 60 до 80 процентов), студентов третьего цикла (от 7,5 до 12,5 процентов) и представители внешних организаций (10 - 30 процентов). Как правило, ученые советы играют консультативную роль.

Совет по учебной работе и университетской жизни вырабатывает и предлагает административному совету рекомендации по совершенствованию методов преподавания и другим мерам, направленным на улучшение подготовки студентов к их будущей работе. В его функции входят также все вопросы улучшения условий повседневной жизни и учебы студенчества. Обычно около 40% мест в этом совете принадлежит студентам.

Совет администрации (представители администрации, депутаты местных органов управления, родители, ученики, преподаватели и другой персонал) принимает бюджет, педагогическую структуру, правила внутреннего распорядка, которые затем исполняет руководитель учреждения. Для других советов (дисциплинарный совет, совет класса) свойственны сходные особенности функционирования.

Главный принцип работы советов связан с максимальной прозрачностью жизни учреждения и активным участием всех представителей воспитательно-образовательного сообщества.

Административные функции в университете осуществляет генеральный секретарь, назначаемый министром национального образования по предложению президента университета. Несмотря на то что это назначение является еще одним мощным рычагом централизованного управления университетами со стороны государства, тем не менее социальный статус и престиж президентов университетов и руководителей других вузов во Франции остается довольно высоким, поскольку они являются, как правило, крупными учеными, общественными или культурными деятелями. Тесные связи университетских руководителей с лидерами политических партий, крупными промышленниками и предпринимателями позволяют им традиционно играть существенную роль в формировании общественного мнения и в выработке государственной политики как непосредственно в сфере высшего образования, так и в других областях.

Вплоть до начала 1990-х гг. Франция являла классический образец страны со строго централизованной и административно единообразной системой образования. В то же время постепенная административная децентрализация, сместившая акценты управления по направлению к регионам, по-прежнему возлагает на государство главную ответственность за состояние образования и его развитие в рамках процессов глобализации и общеевропейской интеграции образовательных систем.

Библиографический список

  1. Greenan N. Progres techniques et changements organisationnels: leur impact sur l'emploi et les qualifications // Economie et Statistique. 1997. N 298. P. 65 - 71.
  2. Sery M. 1981 - 2002: une si longue marche... // Le Monde de l'eduaction. 2002. Avril. P. 4 - 5.
  3. Вульфсон Б. Управление народным образованием во Франции // Народное образование. 1967. N 8. С. 56 - 61.
  4. Goux D., Maurine E. Education, experience et salaries // Economic et prevision. 1997. N 116. P. 13 - 18.
  5. Elcher J.-C. Jusqu'ou faut-il professionnaliser? // Societal. 1997. N 26. P. 35 - 38.
  6. Reformes et progets de reforme de l'engeinement francais. P., 2000. 48 p.
  7. Service d'information et de documentation de l'approntissage et de la formation professionalle 1970 juin-juillet. N 196 - 197 // La revue des deux mondes. 1984. N 4. P. 165 - 170.
  8. La decentralisation. Partage des competences et concertation, dans le systeme educatif francais. Sevres, 1988. 37 p.
  9. Bulletin officiel du Ministere de Peducation nationale. 1985. N special. 5 sept. P. 39 - 40.
  10. L'education Nationale. Ouvrage collectiff... P., 1965. 346 p.
  11. Puriu R. Organisation de gestion de l'education nationale. P., 1984. 401 p.
  12. Direction de l'evaluation et de la prosrecrive. Prospective emploi formation a l'horizon // Les dossiers a l'Education et Formations. 2005. N 81. P. 56 - 59.
  13. Principes pour une refiection sur les contenus de lenseignement. P., 1988. 56 p.
  14. Bedeews C. Mobilite geographique des etudiants diplomes - Probabilities individuelles et effets structurels // Formation-Emploi. 1994. N 48. P. 78 - 84.
  15. Kirsch J.-L., Degutte J.-P. Diplome et Declassement // Bref Cereq. 1996. N 117. P. 67 - 79.
  16. Баранников А.В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования // Стандарты мониторинга в образовании. 2000. N 2. С. 13 - 21.
  17. La France en retard sur les etudes en ligne // Le Monde de l'education. 2001. Juin. P. 70 - 73.
               ------------------------------------¬
¦ Книга II. Управление образованием ¦
L----------------T-------------------
--------------------------+-----------------------------¬
¦ Раздел I. Распределение полномочий между государством ¦
¦ и территориальными объединениями ¦
L-------------------------T------------------------------
-----------------+------------------¬
¦ Глава 1. Полномочия государства ¦
L----------------T-------------------
¦
¦ -----------------------------------¬
-----------------------------¬ ¦ ¦ Статья L. 211-2 ¦
¦ Статья L. 211-1 ¦ ¦ ¦ Каждый год полномочные органы ¦
¦ Образование есть публичная ¦ +--+ государства утверждают общую ¦
¦ государственная служба при +--+ ¦ педагогическую структуру ¦
¦ сохранении полномочий, ¦ ¦ ¦образовательных учреждений второй ¦
¦ приданных территориальными ¦ ¦ ¦ступени, учитывая прогнозируемую ¦
¦ объединениями ¦ ¦ ¦ схему подготовки ¦
L----------------------------- ¦ L-----------------------------------
-----------------------------¬ ¦ -----------------------------------¬
¦ Статья L. 211-3 ¦ ¦ ¦ Статья L.211-4 ¦
¦ Государство может создавать¦ ¦ ¦ Декрет Государственного ¦
¦ в исключительных случаях +--+ ¦ совета устанавливает список ¦
¦ публичные образовательные ¦ +--+ образовательных учреждений, ¦
¦ учреждения первой и второй ¦ ¦ ¦ ответственность за которые ¦
¦ ступени, собственность ¦ ¦ ¦ и содержание которых полностью ¦
¦ которых на законных ¦ ¦ ¦ возлагаются на государство ¦
¦ основаниях передается ¦ ¦ L-----------------------------------
¦ полномочному ¦ ¦ -----------------------------------¬
¦территориальному объединению¦ ¦ ¦ Статья L. 211-6 ¦
L----------------------------- ¦ ¦Государство после консультаций с ¦
-----------------------------¬ ¦ ¦ территориальными объединениями, ¦
¦ Статья L. 211-5 ¦ ¦ ¦ которые имеют отношение ¦
¦Государство несет ответ- ¦ ¦ ¦к проектам, реализуемым на их ¦
¦ственность за образователь- ¦ +--+ территории, устанавливает ¦
¦ные учреждения, относящиеся +--+ ¦размещение и оснащение учреждений ¦
¦к Министерству образования, ¦ ¦ ¦ высшего образования ¦
¦ Министерству юстиции и ¦ ¦ L-----------------------------------
¦Министерству иностранных дел¦ ¦ -----------------------------------¬
L----------------------------- ¦ ¦ Статья L. 211-8 ¦
-----------------------------¬ ¦ ¦ Государство обеспечивает оплату ¦
¦ Статья L. 211-7 ¦ ¦ ¦ преподавательского персонала ¦
¦ Территориальные объединения¦ +--+ и иные педагогические расходы, ¦
¦ или их группы пользуются +--- ¦ список которых установлен ¦
¦ компенсационными фондами ¦ ¦ Декретом ¦
¦ для тарифа на НДС в рамках ¦ L-----------------------------------
¦ расходов на строительство ¦
¦ или расширение учреждений ¦
¦ высшего образования ¦
L-----------------------------
Иерархия системы образования Франции
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Министерство национального образования и культуры, которому ¦
¦ подведомственны почти все учебные заведения страны - от детских садов ¦
¦ до университетов, а также общественные библиотеки, музеи, архивы. Лишь ¦
¦ сельскохозяйственные и военные учебные заведения относятся к компетенции¦
¦ соответствующих министерств (создано на основании ордонанса ¦
¦ от 20.11.1944) "О реорганизации структуры административных центров" ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
---------------T--------------+--------------T---------------¬
-------+------¬-------+------¬-------+------¬-------+------¬--------+-------¬
¦ Генеральная ¦¦ Высший совет¦¦ Национальны馦Национальный ¦¦Консультативный¦
¦ инспекция ¦¦национальногсовет высшегсовет учебных¦¦совет школьной ¦
¦национальног образования ¦¦ образования ¦¦ программ ¦¦ медицины ¦
¦ образования ¦¦ ¦¦ и научных ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦исследований ¦¦ ¦¦ ¦
L--------------L--------------L-------T------L--------------L----------------
¦
------------------¬ ------------------+-----------------------------------¬
¦ Советы академий ¦ ¦ 28 учебных округов академии, управляемых ректором ¦
L-----T------------ L-----------------T------------------------------------
L--------¬ ¦
-------+----------------------+--------------------------¬
¦ Департамент - основная административно-территориальная ¦
¦ единица. Департамент управляется инспектором академии, ¦
¦ находившимся в двойном подчинении: у ректора академии ¦
¦ и у префекта (главы департаментской администрации) ¦
L-----------------------------T---------------------------
---------------------------------
¦ ----------------------------------------------------------¬
¦ ¦ Школьный совет, состоящий из: ¦
¦ ¦ директора школы (председатель); ¦
¦ ¦ мэра или его представителя и муниципального советника, ¦
------+---------¬ ¦ назначенного муниципальным советом; ¦
¦ Управляющий ¦ ¦ школьных учителей или временно замещающих учителей, ¦
¦образовательным¦ ¦работающих в школе на момент проведения заседаний совета;¦
¦ учреждением - ¦ ¦ учителей системы специальной помощи, работающих ¦
¦ директор ¦ ¦ в школе и избранных советом школьных учителей; ¦
L-----T---------- ¦ представителей родителей школьников в количестве, ¦
¦ ¦ равном количеству классов в школе; специального ¦
L------------+ представителя управления народного образования ¦
¦ департамента, назначенного для посещения школ ¦
L----------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------¬
¦ Министерство общего и высшего национального образования и научных ¦
¦исследований преобразовано на основании Декрета от 10 января 1996 г. N 96-16¦
L--------------------------------------------T--------------------------------
¦
-------------------¬ ¦
¦ Институт Франции ¦ ¦
L--------T---------- ¦
L--------------------T--------T------+
-----------T---------+--------+------+--T----------T-----------T---------¬
---------+-----T----+-----T---+---T----+----T----+----T-----+------T----+-----T---+---¬
¦ Институт ¦Националь-¦ Музей ¦ Отдел ¦ Нацио- ¦Национальное¦ Центр ¦ Нацио-¦
¦ национальных ¦ный центр ¦естест-¦ науки и ¦ нальное ¦ отделение ¦квалифици-¦нальный¦
¦исследований и¦школьного ¦венной ¦индустрии¦агентство¦ информации ¦рованного ¦ центр ¦
¦педагогической¦и высшего ¦истории¦ ¦государ- ¦об обучении ¦обучения ¦ специ-¦
¦ документации ¦обучения. ¦ ¦ ¦ственных ¦и профессиях¦ и иссле- ¦ального¦
¦ (создан ¦ Создан ¦ ¦ ¦ иссле- ¦ (ONISEP) ¦ дований ¦образо-¦
¦ Декретом от ¦ Декретом ¦ ¦ ¦дований и¦ ¦ (CEREQ) ¦ вания ¦
¦ 17.01.1992) ¦от 5 марта¦ ¦ ¦государ- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 1987 г. ¦ ¦ ¦ственного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (CNOUS) ¦ ¦ ¦ заказа ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+----------+-------+---------+---T--T--+------------+----------+--------
-------------+--+--------¬
--------+----¬-------+--+--------+---------------------¬
¦ Корпус ¦¦Корпус советов - введены на основании ¦
¦национальных¦¦Закона от 10 июля 1989 г. об ориентации.¦
¦инспекторов ¦¦Функции - консультирование, дача ¦
¦образования ¦¦заключений ¦
L-------T-----L------T-----------T----------------------
----------------------------+ ----+-----------+-----¬
-------+------¬ -------------------+--------+---+-¬ --------+-----+----------------¬
¦ Инспекторы ¦ ¦ Высший совет по национальному ¦ ¦ Консультационные комитеты ¦
¦департаментов¦ ¦ образованию - введен Законом от ¦ ¦различных направлений обучения¦
¦министерства ¦-+26.12.1964 "О внутренней реформе"¦ ¦(школьного, университетского) ¦
L--------------¦L------------------T------------T-- L-------T-----------------------
--------- +------------+-----------+---¬
-------+---------------¬ ¦ ---------------+---+-------------¬
¦Генеральные инспекторы¦ ¦ ¦Академический корпус. Функция - ¦
¦национального обучения¦ ¦ ¦ управление учебными округами ¦
L----------------------- ¦ L--T-----------T------------------
----------+---------¬ ¦ ¦
------------------+Советы по обучению:¦ ¦ ¦
-------+---------------¬ L-T-------T---------- ¦ ------+-----------------¬
¦ Генеральные админи- ¦ ¦ ¦ ---+-----+-----+----------¬------+------¬
¦стративные инспекторы ¦ ¦ ¦ ¦Ректоры академии, имеющи妦Департаменты¦
L----------------------- ¦ ¦ ¦ титулы гранд-докторов, ¦¦ академий ¦
--------------------- ¦ ¦ назначаются декретами ¦L-----T-------
-----+---------------¬ ¦ ¦ Совета министров ¦ ¦
¦Инспекторы по ориен-¦ ¦ L---T----T-----T----------- ¦
¦ тации образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(школьные, универси-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--+тетские, управления +-----------+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ библиотек, научных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ достижений, музеев,¦ ¦ ------+----+------ ¦
¦ ¦ памятников истории,¦ ¦ ------+-----+----+--¬ ------------------+
¦ ¦ школьного туризма) ¦ ¦ ¦ Совет академии ¦ ¦ ---------------+--------¬
¦ L---------------T----- ¦ LT----T-----T-------- ¦ ¦Совет Департамента по ¦
+-----------------+----------------+--- ¦ ¦ ¦ ¦национальному обучению,¦
¦ ----------------+--T--T----------+-------+-----+--¬ ¦ ¦создан на основании ¦
¦ ¦Национальный совет+--+ Совет физкультуры и спорта¦ ¦ ¦Закона от 22.07.1985 ¦
¦ ¦ по управлению +--+----------T----T--------T--- ¦ L--------------T---------
+-+лицензиями, введен¦ ¦----+--------+----------+-¬---------------+--------¬
¦ ¦ Декретом ¦ ¦¦ Совет национального ¦¦ Совет Департамента по ¦
¦ ¦ от 18.12.1995 ¦ ¦¦ образования академии, ¦¦ вопросам начального ¦
¦ ¦ N 95-1293 ¦ ¦¦ введен на основании ¦¦ обучения ¦
¦ L---------------T--- ¦¦ Закона от 22.07.1983 - ¦L--------------T---------
¦ ----------------+-------------¬ ¦¦ консультативный орган ¦---------------+--------¬
¦ ¦ Национальный совет ¦ ¦L---T--------T-------------¦ Дисциплинарные советы,¦
+-+ программ образования, ¦ ¦----+--------+------------¬¦ созданы на основании ¦
¦ ¦введен Декретом от 23.02.1990¦ ¦¦ Инспекторы департаменто⦦ Декрета от 10.01.1986 ¦
¦ L---------------T-------------- -+¦ академий, назначаемые ¦¦ N 86-46 ¦
¦ ----------------+-------------¬ ¦L+декретом премьер-министра¦L------------------------
¦ ¦ Высший совет университетов, ¦ ¦ L---T--------T-------------
L-+введен Декретом от 20.01.1987¦ ¦ ¦ ¦
L---------------T-------------- ¦ ¦ ¦
¦ ----------+-----+--------+--¬ -----------------------------¬
¦ ¦ Совет общего и ¦ ¦ Корпусы советов по видам ¦
¦ ¦ технологического обучения ¦ ¦ обучения на местном уровне ¦
¦ L------------------------T--- L-----------------------------
----------+---------------------------¬ ¦
¦ Национальный совет высшего обучения ¦ ¦
¦ и научных исследований - введен ¦ ¦
¦ Декретом от 07.06.1990 ¦ ¦
L-------------------------------------- ¦
----------------+--------T---------T------------¬
---+----¬----------+---¬----+--¬------+------¬-----+-----¬
¦ Совет ¦¦ Совет ¦¦Совет ¦¦ Совет ¦¦Ассамблея ¦
¦ школы ¦¦ профессоров ¦¦классদуниверситетদфакультета¦
L--------L--------------L-------L-------------L-----------
----------------------------------------------------------¬
¦ Раздел III. Национальные и местные коллегиальные органы ¦
L---------------------------T------------------------------
------------T---------T--------T-+--------T----------T----------¬
-------+------T----+----T----+---T----+----T-----+----T-----+-----T----+----¬
¦ Глава III. ¦Глава IV.¦Глава V.¦Глава VI.¦Глава VII.¦Глава VIII.¦Глава IX.¦
¦Конференция ¦ Акаде- ¦Департа-¦ Единые ¦Консульта-¦Консульта- ¦Другие ¦
¦руководителей¦мические ¦ментские¦положения¦ тивные ¦ тивные ¦консуль- ¦
¦ публичных ¦ советы ¦ советы ¦ для ¦инстанции ¦ инстанции ¦тативные ¦
¦ учреждений ¦ нацио- ¦ нацио- ¦ нацио- ¦ по ¦ в области ¦инстанции¦
¦ научного, ¦нального ¦нального¦ нальных ¦вопросам ¦ сельско- ¦ ¦
¦культурного и¦образо- ¦образо- ¦и местных¦профессио-¦ хозяй- ¦ ¦
¦ профессио- ¦ вания ¦ вания ¦ колле- ¦ нальной ¦ ственного ¦ ¦
¦ нального ¦ ¦ ¦гиальных ¦подготовки¦ образо- ¦ ¦
¦ характера ¦ ¦ ¦органов ¦ ¦ вания ¦ ¦
L-------------+---------+--------+---------+--T-------+---------T-+----------
--------------T----------T------------+------T----------+--¬
--------+-------T-----+----T-----+------T------------+---------T---+--------¬
¦ Секция 1. ¦ Секция 2.¦ Секция 1. ¦ Секция 2. ¦ Секция 3. ¦
¦ Национальные ¦ Департа- ¦Национальный¦ Национальный ¦Региональные¦
¦консультативные¦ ментские ¦ совет ¦ совет высшего ¦ комитеты ¦
¦ инстанции ¦ консуль- ¦ сельскохо- ¦сельскохозяйственного,¦сельскохо- ¦
¦ ¦ тативные ¦зяйственного¦ агропищевого и ¦зяйственного¦
¦ ¦ инстанции¦образования ¦ ветеринарного ¦ образования¦
¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ и исследований ¦ ¦
L---------------+----------+------------+----------------------+-------------

Кодекс Франции