Мудрый Юрист

Договорные санкции в гражданском праве

Мягких А.И., юрисконсульт.

В статье рассматриваются понятие и основные положения института санкции в теории права и науке гражданского права. Автор определяет понятие, сущность и виды гражданско-правовых санкций, а также особенности договорных санкций в гражданском праве <*>.

<*> Ключевые слова: "санкция", "поощрение", "правовое санкционирование", "юридическая ответственность".

The article considers the concept and fundamental provisions of the institute of sanctions in the legal theory and the science of civil law. The author determines the concept, essence and types of civil-law sanctions and peculiarities of contractual sanctions in civil law <**>.

<**> Miagkikh A.I. Contractual sanctions in civil law.

На современном этапе развития Российского государства и общества в рамках свободных рыночных отношений и увеличения объема частной собственности особую значимость приобретает проблема обеспечения развития экономических отношений в условиях свободной конкуренции, повышения правосознания и активной позиции граждан. Договор становится основной формой возникновения отношений в гражданском обороте, причем даже в тех сферах, где ранее преимущественно использовались акты публичной власти (административные акты и судебные решения). Одновременно с этим основные нарушения в гражданско-правовой сфере связаны с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

В связи с этим актуальным становится вопрос о необходимости разработки эффективных мер, стимулирующих надлежащее исполнение договорных обязательств. О. Гольдсмит, характеризуя законы, заметил: "Английские законы карают преступление, китайские идут дальше: они еще вознаграждают добродетель". Сообразно тому, что законы должны не только карать, но и вознаграждать, и загруженность российских судов вследствие несоразмерности штата количеству судебных дел свидетельствует, что современная концепция гражданско-правовых договорных санкций как мер, направленных на обеспечение соблюдения гражданско-правового договора исключительно через установление негативных последствий, обнаруживает свою несостоятельность.

Принцип свободы договора, закрепленный в Гражданском кодексе РФ, предполагает, что субъекты гражданско-правовых отношений свободны в применении мер по обеспечению исполнения обязательств, как предусмотренных законом, так и в установлении новых, не закрепленных в законе, но не противоречащих ему. Созданию благоприятных условий для социально активного общественно полезного поведения граждан способствует все большее применение поощрительных мер.

Длительный период в юриспруденции поощрение рассматривалось вне концепции правовых санкций, но в последние десятилетия наметился поворот юридической мысли по направлению к признанию существования данной категории. Именно поощрительные санкции способны побудить граждан действовать неординарно на благо общества, государства и в своих же интересах. Договор как гибкий и быстро адаптирующийся регулятор общественных отношений позволяет участникам правоотношения закрепить оптимальные поощрительные меры для наилучшего эффективного исполнения обязательств.

В то же время свобода договора предполагает и защиту, гарантию соблюдения прав и обязанностей участников гражданско-правовых отношений. В этом плане одни поощрительные меры бессильны без системы санкций негативного характера и заложенных в них принудительной силы государства и стимулирующего (сдерживающего) эффекта. По этой причине необходимо изучение взаимодействия поощрительных и негативных санкций в гражданском праве и выработка их оптимального соотношения.

Приоритет поощрительных санкций над карательными - оптимальный способ повышения эффективности применения правовых санкций и укрепления правопорядка в целом и договорной дисциплины в частности.

В связи с вышеизложенным прежде всего необходимо выяснить, что представляют собой поощрительные и негативные санкции, каковы их возможности, их оптимальное сочетание. Как следствие, возникает потребность в научно-теоретическом анализе их современного состояния на различных уровнях: общетеоретическом, в гражданском праве в целом и в договорном праве в частности.

Санкции выступали предметом как общеотраслевых, так и специальных диссертационных исследований, и, пожалуй, главным их недостатком было то, что санкции рассматривались практически только с негативной стороны, поэтому авторами нередко сводились к мерам либо ответственности, либо защиты.

Бесспорно, что гражданско-правовые санкции, являясь одним из видов юридических санкций, обладают рядом черт, характерных для любых санкций, но им присущи и признаки, отличающие их от иных санкций.

Целесообразно полагать, что специфические черты гражданско-правовых санкций определяются прежде всего предметом и методом гражданско-правового регулирования общественных отношений, а также теми функциями, которые выполняет гражданское право в общей системе права.

Поскольку основную массу отношений, регулируемых гражданским правом, составляют имущественные отношения, то первой особенностью гражданско-правовой санкции является ее имущественный характер. Санкция в гражданском праве выполняет функцию экономического (имущественного) воздействия на правонарушителя, являясь одним из методов экономического регулирования общественных отношений.

Однако гражданское право регулирует также и личные неимущественные отношения, как связанные, так и не связанные непосредственно с имущественными. До последнего времени господствовало мнение о том, что, поскольку нарушение личных неимущественных отношений не поддается имущественной оценке, ответственность за их нарушения не может носить имущественный характер. Практика, однако, показывает, что во многих случаях нарушение личных неимущественных прав граждан или организаций может повлечь для них невыгодные имущественные последствия.

Так, неосновательный отказ в признании за гражданином права авторства на произведение или изобретение влечет за собой и потерю им соответствующего вознаграждения за опубликование произведения либо за использование изобретения. Распространение о гражданине ложных и порочащих его репутацию сведений может повлечь за собой трудности с его устройством на работу, затруднить предпринимательскую деятельность. Поэтому современный законодатель предусмотрел право потерпевшего требовать возмещения морального вреда, причиненного ему распространением порочащих сведений, а для граждан - право требовать возмещения физических и нравственных страданий, причиненных им неправомерными действиями (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), что осуществляется в денежной сумме.

В денежной сумме может выплачиваться и вознаграждение за социально активные, полезные для общества действия. Так, согласно ст. 985 ГК РФ "лицо, действия которого в чужом интересе привели к положительному для заинтересованного лица результату, имеет право на получение вознаграждения, если такое право предусмотрено законом, соглашением с заинтересованным лицом или обычаями делового оборота".

Характерной особенностью санкции по гражданскому праву является ее компенсационный характер, где целью является восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны. Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыскиваются в пользу потерпевшей стороны. И только в отдельных исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, когда правонарушение носит особо злостный характер и когда оно нарушает не только права и интересы контрагента, но и интересы государства и общества, допускается обращение имущественных санкций полностью или в определенной части в доход государства. Так, согласно ст. 169 ГК РФ, при наличии умысла у обеих сторон сделки, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного.

В качестве примера можно привести решение Арбитражного суда Московского округа, который применил правила ст. 169 ГК РФ при рассмотрении дела с участием чекового инвестиционного фонда, поскольку последний передал приватизационные чеки в пользование под проценты. Указав, что согласно Указу Президента РФ <1> фонд обязан использовать чеки в процессе приватизации и своими действиями фонд нарушил права граждан, суд охарактеризовал действия фонда как антисоциальные и взыскал на основании ст. 169 ГК РФ полученное им по сделке в доход бюджета.

<1> См.: Указ Президента РФ от 26 июля 1993 г. "О дополнительных мерах по защите права граждан России на участие в приватизации".

Поощрительные санкции могут также носить компенсационный характер. В соответствии со ст. 232 ГК РФ в случае возврата безнадзорных домашних животных собственнику лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, имеет право на вознаграждение и возмещение их собственником необходимых расходов, связанных с содержанием животным. В связи с тем что траты на содержание животных компенсируются, это является стимулом к социально активному полезному поведению: гуманному обращению с животными, что является поощряемым обществом и государством.

Как известно, регулируемые гражданским правом товарно-денежные отношения носят эквивалентно-возмездный характер. Отсюда следует, что гражданско-правовая санкция направлена на эквивалентное возмещение потерпевшему причиненного вреда или убытков. Указанное обстоятельство, в свою очередь, определяет и пределы гражданско-правовой ответственности. Восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны может быть достигнуто только в том случае, когда ей будут полностью возмещены причиненный вред или убытки. Поэтому одна из особенностей гражданско-правовой санкции - соответствие размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков.

Следующей особенностью гражданско-правовой санкции, по мнению Ю.С. Жицинского <2>, является возможность ее реализации самим правонарушителем. Если гражданское правонарушение в первую очередь ущемляет имущественный интерес управомоченной стороны, а главное назначение санкции заключается в восстановлении этого интереса, то способ, которым это восстановление может быть достигнуто, не требует использования во всех случаях властных действий государственных органов. На первый план выдвигается совершение таких действий самим правонарушителем. Поэтому большинство гражданско-правовых санкций конструируется как обязанность должника совершить определенные действия, восстанавливающие нарушенное правоотношение. Например, санкции подобного рода содержатся в п. 4 ст. 54 ГК РФ: "Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки", а также в п. 2 ст. 46 ГК РФ: "Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых". И только в случае уклонения должника от исполнения этой обязанности приводится в действие принудительная сила государства, угроза применения которой составляет одну из сторон содержания санкции.

<2> См.: Жицинский Ю.С. Санкция нормы советского гражданского права. Воронеж, 1968. С. 75.

Цели добровольной реализации гражданско-правовых санкций без участия специальных государственных органов служит претензионный порядок разрешения споров, в том числе и по поводу применения санкций. Принятие мер к непосредственному урегулированию споров в силу п. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 135, ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является юридической обязанностью спорящих сторон, за нарушение которой установлена такая санкция, как отказ в приеме искового заявления к рассмотрению.

Так, например, ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. "О связи" <3> установлен шестимесячный срок для предъявления претензий, связанных с непредоставлением, несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи, недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтовых отправлений (для телеграфных отправлений - один месяц). Этой же статьей установлены различные сроки для ответа на претензию. При отклонении претензии или неполучении ответа в установленный срок заявитель имеет право предъявить иск в суд. Обязательный претензионный порядок установлен также транспортными уставами и кодексами в случае споров, вытекающих из договоров перевозки пассажиров, их багажа и грузов. Например, ст. 797 ГК РФ предусматривает обязательное предъявление претензии перевозчику по поводу перевозки груза до обращения истца в суд, которое может последовать лишь после полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от него ответа в течение 30 дней. Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования споров препятствует рассмотрению иска. Данное положение закреплено и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" <4>. При этом необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции РФ и названному выше Закону РФ. По мнению В.В. Богдана <5>, такой подход свидетельствует о непоследовательности законодателя, выделяющего лишь отдельные правоотношения, к которым должны применяться нормы об обязательной досудебной возможности разрешения конфликта. Чтобы ликвидировать указанный пробел, автор предлагает распространить этот порядок на все случаи взаимоотношений потребителей и предпринимателей.

<3> См.: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. "О связи".
<4> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".
<5> См.: Богдан В.В. Досудебный порядок урегулирования споров, возникающих в сфере защиты прав потребителей // Российский судья. 2003. N 3. С. 15.

Нормативное закрепление возможности добровольного применения санкции самим правонарушителем и тем самым превращение этой возможности в юридическую обязанность, помимо оперативности защиты субъективных гражданских прав, преследует и другую, не менее важную цель - воспитание уважения к правам и интересам других субъектов права.

Гражданско-правовые санкции могут применяться и самим субъектом, чье право нарушено, в силу наделения его законом на это полномочиями (например, перевод неисправного плательщика на аккредитивную форму расчетов, реализация залога ломбардом, односторонний отказ от договора, отказ от принятия просроченного исполнения и др.) <6>.

<6> См.: Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // Юрист. 2003. N 7. С. 12.

Известно, что меры наказания в уголовном праве (уголовно-правовые санкции) могут применяться только по приговору суда. Применение административно-правовых санкций может иметь место только по постановлению суда, специальных административных органов или должностных лиц. В области трудового права дисциплинарные взыскания могут налагаться не любыми руководителями, а только теми из них, которым предоставлено право наложения взысканий, как правило, руководителями организаций.

Возможность делегирования санкций потерпевшей стороне в гражданском праве объясняется тем, что важнейшая черта метода гражданско-правового регулирования - юридическое равенство участников правоотношений - состоит, в частности, в предоставлении сторонам равных возможностей по взаимному применению санкций. В отличие от применения делегированных санкций в гражданском праве отношения по применению санкций в других областях права строятся не на основе юридического равенства сторон правоотношения, а как отношения власти и подчинения, в которых орган или должностное лицо, применяющие санкцию, действуют как уполномоченные государства, а в некоторых случаях - непосредственно его именем. Отсюда, в частности, вытекает, что даже в тех случаях, когда применяются имущественные уголовно-правовые или административно-правовые санкции, они взыскиваются не в пользу потерпевшего, а в доход государства.

По мнению Ю.С. Жицинского, возможность делегирования потерпевшей стороне гражданско-правовых санкций объясняется их определенными основаниями <7>. Делегированные санкции применяются только в случаях нарушения договорных правоотношений. Это не случайно и объясняется двумя моментами. Во-первых, необходима определенность обязанного лица, неправомерное поведение которого является основанием применения санкции. Во-вторых, имущество должника, на которое обращается взыскание санкции, должно находиться в правомерном владении того лица, которое реализует делегированную санкцию, или в правомерном владении третьих лиц, которые в силу закона обязаны исполнить требования кредитора о применении санкции.

<7> См.: Жицинский Ю.С. Указ. соч. С. 77.

Практическая значимость делегированных санкций заключается прежде всего в оперативности их применения. Другой положительной стороной служит сокращение споров, поступающих на рассмотрение судебно-арбитражных органов.

В юридической литературе делегированные санкции также именуют неисковыми <8> либо оперативными <9>. Такую самостоятельную деятельность гражданина или организации по защите гражданских прав без обращения к государственным или иным компетентным органам А.П. Сергеев квалифицирует в качестве неюрисдикционной <10>. Таким образом, гражданско-правовые санкции могут принимать юрисдикционную и неюрисдикционную формы.

<8> См.: Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой формы защиты права. М., 1979. С. 25.
<9> См.: Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М., 1992. С. 186.
<10> См.: Гражданское право. Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2004. С. 270.

По мнению О.С. Иоффе, в самом применении этих санкций присутствует государственное принуждение, поскольку независимо от того, кто реализует санкцию, санкция как таковая всегда содержит в себе элемент принуждения <11>. Можно согласиться с данным мнением лишь в той части, что санкция содержит принуждение, но не всякая санкция реализуется государственным принуждением, оно презюмируется в случаях отказа от добровольного исполнения.

<11> См.: Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 315.

Гражданско-правовые санкции применяются не только к гражданам, но и к юридическим лицам. Равенство в применении санкций независимо от характера сторон является еще одним своеобразным проявлением метода гражданско-правового регулирования и особенностью гражданско-правовой санкции. Эти особенности находят свое отражение и в установлении возраста, с достижением которого закон связывает возможность применения некоторых санкций гражданского права к субъектам правоотношений - гражданам.

Уголовное законодательство устанавливает, что меры уголовного наказания (санкции) применяются, как правило, к лицам, достигшим 16 лет (ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации). За деяния, представляющие повышенную опасность (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, терроризм и т.д.), уголовная ответственность наступает с 14 лет. Уголовное право, понижая в определенных случаях возраст субъекта ответственности, исходит из двух факторов: степени общественной опасности преступления и уровня сознания правонарушителя. Лишь по достижении 16-летнего возраста, когда психику человека можно признать достаточно зрелой, санкция может быть применена за любое уголовное (и административное) правонарушение <12>.

<12> См.: Рыжаков А.П. Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. М., 2001. С. 15.

Гражданское законодательство решает этот вопрос иначе. Основой установления момента, с которого лицо может быть привлечено к гражданской ответственности, является понятие деликтоспособности гражданина - возможности нести самостоятельную имущественную ответственность <13>. Так, согласно п. 3 ст. 26 и ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный вред на общих основаниях. В случае же, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (п. 2 ст. 1074 ГК РФ). Таким образом, в отличие от уголовных санкций одним из условий применения гражданско-правовых санкций в отношении несовершеннолетних лиц является наличие имущества или заработка, достаточных для возмещения вреда. Проиллюстрируем сказанное на конкретном примере из судебной практики Рязанского областного суда.

<13> См.: Гражданское право. Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2004. С. 99.

Э. обратился в суд с иском к И., Е. о возмещении вреда. В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 24 по 26 августа 2001 года несовершеннолетний П. и малолетние С. и Х., действуя сообща, неоднократно проникали в принадлежащую ему квартиру N 11 в доме по улице Индустриальной г. Рыбное и совершили хищение имущества и денег на сумму более 30 000 рублей. Сотрудниками милиции часть имущества была возвращена. Ущерб составил 19 014 рублей. Кроме того, во время совершения краж виновными лицами было испорчено и повреждено имущество на сумму 19 076 рублей.

Истец просил суд взыскать с родителей виновных в счет возмещения вреда 38 090 рублей, компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей и расходы по оплате юридических услуг в сумме 1000 рублей.

Суд взыскал солидарно с И. и Е. в пользу Э. денежную сумму в счет возмещения материального ущерба и морального вреда без учета того обстоятельства, что на момент причинения вреда сыну И. - П. исполнилось 14 лет.

Таким образом, суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен был разрешить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, в частности обсудить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика П., поскольку на его мать И. ответственность по возмещению вреда, причиненного им, может быть возложена при отсутствии у него доходов или имущества или их недостаточности для возмещения вреда и только на период до достижения П. совершеннолетия.

По данному делу вопрос об ответственности причинителя вреда П. не исследовался и решения в отношении его не вынесено. При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

В отличие от санкций норм уголовного или административного права, имеющих, как правило, большую или меньшую количественную определенность в смысле установления меры наказания (взыскания), размер санкций норм гражданского права зависит от величины материальных потерь, понесенных потерпевшим лицом, либо от стоимости неисполненного обязательства, от степени нарушения иных правомочий потерпевшего. В случае поощрительной санкции выплаты зависят от степени заслуги, выполнения полезной для общества деятельности. В связи с этим гражданско-правовые санкции не могут подразделяться на абсолютно-определенные или относительно-определенные, как это принято в общей теории права, а также в науке уголовного и административного права. Санкции норм гражданского права в большинстве своем относительно определимы, поскольку их размер определяется объемом имущественного или иного ущерба. Другими словами в тексте закона они количественно неопределимы, поскольку до момента правонарушения определяющую их величину установить невозможно.

В свете вышеизложенного можно выделить следующие особенности гражданско-правовых санкций:

Обращаясь к вопросу о видах санкций, следует отметить, что в юридической литературе представлены различные критерии деления санкций на виды. Основания классификации являются выражением того общего, что присуще каждой санкции определенной группы. В то же время различия в самих основаниях служат критерием, с помощью которого возможно разграничение отдельных групп гражданско-правовых санкций. Необходимо отметить, что отнесение санкций к одной группе не исключает их подразделения в пределах этой же группы по другим признакам.

О.Э. Лейст считает, что главным основанием классификации является тот способ, которым санкции служат охране правопорядка. Автор выделяет два основных вида: "Правовосстановительные (направленные на устранение непосредственного вреда, причиненного правопорядку, и тем самым выполняющие также задачи предупреждения правонарушений) и штрафные, карательные, задача которых общая и частная превенция правонарушений, исправление и перевоспитание правонарушителей" <14>.

<14> Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. С. 62.

Многие исследователи признают данную классификацию (например, С.С. Алексеев), но не все так единодушны. Так, В.Л. Слесарев отмечает недостаточную обоснованность такой дифференциации и подчеркивает, что "правовосстановление характеризует состояние лица, чьи права и законные интересы нарушены, а наказание (штраф, репрессия) - лица, к которому санкция применяется" <15>. Автор указывает также, что "правовосстановление - одна из целей санкции, между тем как наказание - лишь возможное средство ее осуществления. Классификации же подлежат однородные явления по единому основанию, в частности санкции по целям либо средствам их воздействия" <16>.

<15> Слесарев В.Л. Экономические санкции в советском праве: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Свердловск, 1990. С. 9.
<16> Там же. С. 9.

С позиции правонарушителя, пределов и характера воздействия на его интересы весьма важной является классификация санкций на меры ответственности - лишение права за виновное противоправное поведение, и меры защиты - иные принудительно-неблагоприятные последствия, применяемые, как правило, независимо от вины правонарушителя (С.С. Алексеев, О.А. Красавчиков и др.) <17>. Данная дифференциация помимо теоретического интереса имеет и непосредственно практическое значение, поскольку облегчает определение вида санкции в конкретных случаях.

<17> См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 270 - 276; Красавчиков О.А. Ответственность, меры защиты и санкции в советском гражданском праве // Сборник ученых трудов. Вып. 27. Свердловск, 1973. С. 11.

Соотношению мер защиты и мер ответственности посвятил свое исследование Д.Н. Кархалев. Им были выделены объединяющие и различающие критерии названных категорий. Так, по мнению автора, меры защиты и меры ответственности имеют следующие общие черты: они являются санкциями, мерами государственного принуждения и реализуются в рамках охранительных правоотношений; носят правовосстановительный характер и обеспечивают соблюдение гражданских прав, а также применяются при наличии противоправности. И меры ответственности, и меры защиты направлены на правонарушителя, а также обеспечивают защиту прав потерпевшего лица. Они также могут быть реализованы в добровольном порядке. Меры ответственности и меры защиты должны быть предусмотрены законом и носят ретроспективный характер; для защиты нарушенного гражданского права может быть использовано одновременно несколько мер защиты и (или) мер ответственности.

Критерием для разграничения мер защиты и мер ответственности является наличие внеэквивалентных имущественных лишений, характерных для гражданско-правовой ответственности. По утверждению автора, использование этого критерия дает возможность разграничивать меры защиты и меры ответственности по формам (способам). Формами (способами) защиты (в узком смысле) являются: восстановление положения, существовавшего до нарушения; пресечение действий, нарушающих право (или создающих угрозу его нарушения), и признание права (или факта), а формами (способами) ответственности - внеэквивалентное лишение имущества и лишение субъективного права. Все меры защиты и меры ответственности включаются в одну из указанных форм (способов).

Необходимо также добавить, что меры ответственности могут быть заменены другими мерами из этой группы, что для мер защиты не характерно (за исключением кондикции). Нарушенное право защищается конкретной мерой защиты.

Особенностью мер защиты является то, что они применяются в ситуации, когда субъективное право существует, но оно нарушено. Меры защиты не применяются, если субъективное право прекратило существование. Меры ответственности используются как для восстановления права, которое не прекратилось в результате его нарушения, так и для восстановления правового положения лица, когда право уничтожается.

Меры ответственности могут реализовываться как в денежной, так и в натуральной форме. Мер защиты в денежной форме не существует. Исключением является только кондикция и в соответствующих случаях присуждение к исполнению обязанности.

Разграничение мер защиты и мер ответственности можно осуществлять также по критерию осуждения правонарушителя, по учету личности потерпевшего (имущественное положение), по структуре нормы права (меры защиты предусматриваются и в диспозиции, и в санкции, а меры ответственности - в санкции) <18>.

<18> См.: Кархалев Д.Н. Соотношение мер защиты и мер ответственности в гражданском праве России: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 7 - 9.

Важное значение в дифференциации правовых санкций имеет их предмет - круг тех интересов и соответствующих им общественных отношений, которые испытывают принудительно-неблагоприятное действие санкций. Так, В.Л. Слесарев <19> различает санкции личные (например, опровержение сведений, порочащих честь и достоинство граждан и организаций) и экономические (имущественные и организационные). Имущественными являются такие санкции, которые непосредственно воздействуют на имущественное положение правонарушителя, приводят к прямому уменьшению (умалению) его имущественных прав или интересов.

<19> См.: Слесарев В.Л. Указ. соч. С. 11.

Организационные санкции обладают двумя признаками:

  1. организационным (неимущественным) содержанием - созданием для правонарушителя негативных организационных условий его деятельности: пресекающих такую деятельность, прекращающих или изменяющих правоотношения, реализация которых нарушает права и законные интересы кредитора (потерпевшего);
  2. косвенной связью с отрицательными имущественными последствиями для правонарушителя.

Санкции, пресекающие противоправную деятельность, лишают правонарушителя возможности иметь от ее осуществления определенную имущественную выгоду. Поскольку прекращаются или изменяются имущественные правоотношения, постольку опосредованно затрагиваются и имущественные интересы правонарушителей, на удовлетворение которых они направлены.

В некоторых случаях организационные санкции реализуются оперативно - самими участниками гражданских правоотношений без обращения в соответствующие правоохранительные органы, что дало повод для отождествления организационных и так называемых оперативных санкций.

Г.П. Савичев <20> проводит классификацию правовых санкций по юридическому основанию возникновения (установления) санкции и подразделяет их на санкции закона и санкции договора.

<20> См.: Савичев Г.П. Предприятие и правовые санкции. М., 1981. С. 5.

Санкцией закона признается мера воздействия на правонарушителя, установленная правовой нормой. Характерной чертой санкции закона является то, что она используется в прямо предусмотренных законом случаях и размерах, на императивно установленных им условиях.

Санкции договора - санкции, устанавливаемые по соглашению сторон. При заключении договора стороны могут установить ответственность за такие правонарушения, за которые действующее законодательство не предусматривает какой-либо ответственности, или ввести иную форму ответственности, отличную от той, которая за данное правонарушение предусмотрена законодательством. Стороны по договору вправе также повысить или понизить размер санкции по сравнению с установленным законом, если в нем не указано иное. Существенное отличие санкции договора заключается в том, что формы и размер договорной ответственности определяются как законом, так и условиями заключенного договора.

В зависимости от соотношения размера санкции с величиной ущерба, причиненного правонарушением, возможна дифференциация санкций на соразмерные, повышенные и ограниченные <21>.

<21> См.: Жицинский Ю.С. Указ. соч. С. 109.

Подавляющее большинство гражданско-правовых санкций относится к соразмерным, находящимся в прямой зависимости от объема нарушенного права, что отвечает принципу полного возмещения причиненного вреда.

Ограниченными санкциями называются такие, применение которых восстанавливает нарушенное право не полностью, а в меньшем, чем причиненный ущерб, размере. Так, ст. 400 ГК РФ предусматривает возможность ограничения законом права на полное возмещение убытков. Законодательное ограничение размера ответственности за нарушение обязательств направлено на поддержку определенных отраслей народного хозяйства (связь, транспорт, отдельные отрасли энергетики, обеспечивающие потребности массовых групп потребителей) путем создания для них благоприятных экономических условий. Так, при разрешении спора, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением железной дорогой либо грузоотправителем, грузополучателем своих обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки груза, следует учитывать, что они могут нести только ту ответственность, которая предусмотрена Транспортным уставом железных дорог РФ, а в случаях, им установленных, - соглашением сторон. Требования о возмещении иных убытков сверх размера, предусмотренного Уставом, удовлетворены быть не могут <22>.

<22> См.: п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2001 г. N 1 "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог РФ" // Гражданский кодекс РФ. С постатейным приложением материалов практики КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ / Сост. Д.В. Мурзин. М.: Норма, 2004. С. 488. В настоящее время действует Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Для применения ограниченной санкции суд также исходит из следующих оснований: наличие вины кредитора (ст. 404 ГК РФ), присутствие вины потерпевшего (ст. 1083 ГК РФ), и учитывает имущественное положение причинителя вреда (ст. 1083 ГК РФ). В качестве примера можно привести Определение Рязанского областного суда от 6 февраля 2002 г. N 33-162 <23> по делу к М. о возмещении материального ущерба на сумму 32 663 рублей, причиненного автомобилю истца Д. вследствие дорожно-транспортного происшествия по вине ответчицы, а также судебных расходов (5000 рублей) и расходов по оплате госпошлины (1089 рублей). Суд удовлетворил исковые требования частично, постановив взыскать с М. в пользу Д. сумму в размере 10 000 рублей и возврат госпошлины в сумме 1089 рублей, а всего сумму в размере 11 089 рублей.

<23> См.: Определение Рязанского областного суда от 6 февраля 2002 г. N 33-162 // СПС "КонсультантПлюс-Ока".

Согласно п. 3 ст. 1083 ГК РФ суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Уменьшая размер возмещения вреда, суд правильно исходил из того, что М. является вдовой и на ее иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, а ее заработная плата составляет 1900 рублей.

К повышенным гражданско-правовым санкциям относятся такие, размер которых превышает объем ущерба, причиненного правонарушением. Примером могут служить санкции, применяемые для возмещения ущерба, причиненного самовольной вырубкой леса. Устанавливаемый таксами размер выплат 50-кратно превышает действительную стоимость срубленного леса <24>. Наложение повышенных гражданско-правовых санкций вызывается необходимостью усилить гражданско-правовую охрану того или иного права.

<24> См.: Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ".

Ю.С. Жицинский также проводит деление санкций на императивные (не дающие права выбора при определении последствия правонарушения) и альтернативные (устанавливающие не менее двух видов юридических последствий правонарушения, один из которых используется по выбору органа, применяющего санкцию, либо потерпевшего) <25>. Императивные санкции содержатся в п. 2 ст. 29 ГК РФ: "От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун", п. 2 ст. 152 ГК РФ: "Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации" и в ряде других статей ГК РФ. Примеры альтернативных санкций можно найти в ст. 503 ГК РФ: "Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара", и многих других статьях ГК. Наличие в гражданском законодательстве большого количества альтернативных санкций объясняется тем, что механизм гражданско-правового регулирования, в том числе и способы защиты субъективных гражданских прав, должен быть достаточно гибким, позволяющим обеспечить защиту интересов потерпевшего в зависимости от конкретных обстоятельств правонарушения.

<25> См.: Жицинский Ю.С. Указ. соч. С. 111.

К особым разновидностям санкций Ю.С. Жицинский относит санкции простые и сложные. Простыми являются санкции, предусматривающие лишь один вид невыгодных последствий для правонарушителя. К сложным (комплексным) относятся санкции, которые складываются из двух или более видов простых санкций <26>. Данная классификация отличается от деления на императивные и альтернативные санкции, поскольку первая основывается на количественном критерии, а вторая - на качественном.

<26> См.: Там же. С. 112.

Санкции гражданского права могут быть классифицированы по субъекту, применяющему их. По этому основанию можно различать санкции:

Практическое значение такого деления санкций заключается в том, что применение санкций первой группы возможно только на основании решения компетентных органов. Санкции второй группы могут применять иные лица на основании закона. Учет этих обстоятельств при применении санкций является одним из условий обеспечения законности.

В юридической литературе <27> встречается также деление санкций на прямые и косвенные. Основанием такого деления является механизм воздействия санкции на правонарушителя.

<27> См.: Там же. С. 113.

По мнению Ю.С. Жицинского, "при применении первых между реализацией санкции и ущербом, возникающим в имуществе правонарушителя, существует прямая (непосредственная) причинная связь. Во втором случае эта связь носит косвенный (опосредованный) характер. Ущерб правонарушителю причиняется не самим применением санкции, а другими связанными с этим причинами" <28>. В приводимом автором примере нарушения письменной формы договора санкция заключается в ограничении процессуальных возможностей доказывания, но в конечном итоге это может привести к отказу суда в признании права, основанного на спорном договоре.

<28> Там же. С. 119.

Следует отметить, что в некоторых случаях прямые и косвенные санкции совмещаются в сложной санкции. Так, при просрочке продукции покупатель вправе, уведомив поставщика, отказаться от принятия продукции (косвенная санкция) и взыскать неустойку и убытки в сумме, не покрытой неустойкой (прямая санкция).

М.В. Соболев выделяет санкции негативные и положительные. О делении негативных санкций было уже подробно освещено, в свою очередь, положительные санкции автор делит на материальные и формальные.

К материальным позитивным санкциям относятся формы поощрения, имеющие реальное материальное выражение, представляющие собой определенную ценность, измеряемую в денежном эквиваленте, а именно: денежные средства и иные ценности, награды, недвижимость и т.д.

К формальным позитивным санкциям автор относит формы поощрения, не имеющие реального материального выражения, а именно: благодарность (устную или письменную), грамоту, похвальный лист, помещение фотографии на Доску почета и т.д. <29>.

<29> См.: Соболев М.В. Санкция как элемент юридической ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 69.

Э.А. Сатина, в свою очередь, выделяет следующие виды санкций: негативные, квазинегативные и положительные <30>.

<30> См.: Сатина Э.А. Основные аспекты правового санкционирования: Дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2001. С. 143.

К позитивным санкциям автор относит поощрительные санкции, к негативным - штрафные (карательные) санкции, а также правовосстановительные санкции-наказания; к группе квазинегативных причисляет защитительные санкции и санкции ничтожности.

Автор выделяет следующие признаки перечисленных групп санкций.

Признаки позитивных санкций: 1) представляют собой благоприятные меры для лица, к которому они применяются; 2) содержат в себе положительную оценку общества и государства; 3) связаны с позитивными и желаемыми для общества действиями.

Признаки, присущие негативным санкциям: 1) представляют собой неблагоприятные меры для лица, к которому применяются; 2) содержат в себе осуждение, отрицательную оценку общества и государства; 3) осуществляются посредством прямого или косвенного применения государственного принуждения; 4) связаны с правонарушениями и всегда реализуются в рамках ответственности.

Квазинегативные санкции: 1) связаны, казалось бы, с негативными деяниями, причиняющими вред общественным отношениям, установленному правом порядку, но являющимися не правонарушениями в общепринятом смысле этого понятия, а нарушениями права; 2) реализуются в случае нарушения диспозиции правовой нормы; 3) представляют собой неблагоприятные меры для лица, к которому применяются; 4) не дают одобрительной оценки деяния, но и не осуждают; 5) назначение квазинегативных санкций то же, что позитивных и негативных, - обеспечение выполнения правовых норм <31>.

<31> См.: Там же. С. 143.

Принимая во внимание предложенные различными исследователями основания классификации санкций, мы можем предположить, что деление санкций на законные и договорные является наиболее определенным и точным.

Обращаясь к вопросу об особенностях санкций гражданско-правового договора и их видах, следует предварительно отметить, что, закрепляя права и обязанности сторон в договоре, субъекты договорного отношения устанавливают правовую норму, обязательную для них, выражающую их волю.

Договорная норма должна отвечать требованиям закона и может совпадать с текстом нормативно-правового акта, но в то же время не является общеправовой нормой, а только соответствует ей. Договорная норма имеет как черты, присущие правовой норме, так и отличительные признаки.

Правовая и договорная нормы закрепляют права и обязанности и имеют обязательный характер. Правовая норма закрепляет права и обязанности неопределенного круга лиц, а договорная - определенных субъектов договорного отношения. Договорная норма может создать права, но не обязанности для иных лиц, не участвующих в договорном отношении. Это характерно только для гражданско-правового договора, публичного договора, например нормы международных договоров обязательны для всех.

Правовая норма санкционируется государством и выражает общую волю, а договорная норма устанавливается по воле сторон договора.

Правовая и договорная нормы имеют идентичную структуру и форму выражения, поэтому договорная санкция также является обязательным элементом правовой нормы, закрепленной в договоре. Ради терминологической ясности правовая норма, закрепленная в договоре, здесь и далее именуется договорной нормой.

Соблюдение как правовой, так и договорной нормы гарантируется государством. Суд, рассматривающий договорный спор, также обязан руководствоваться договорными условиями, исходить из них и рассматривать их как правовую норму.

Применение поощрительных санкций стимулирует как надлежащее выполнение обязательств сторонами по договору, так и улучшенное их исполнение, например досрочное исполнение обязанностей, улучшение качества предмета договора, снижение затрат. Необходимо отметить, что улучшенное исполнение договора допускается с согласия контрагента. Так, п. 4 ст. 469 ГК РФ допускает передачу товара повышенного качества по сравнению с требованиями закона или установленного порядка, но с согласия покупателя. Это означает, что покупатель вправе отказаться от приемки товара повышенного качества, поскольку товар выходит за рамки параметров качества, установленных законом или согласованных в договоре. В случае принятия покупателем товара улучшенного качества продавец вправе требовать вознаграждения, сумма которого покрывает его затраты на улучшение качества продукта и содержит прибыль.

Законодательство РФ, в частности Гражданский кодекс РФ, не содержит императивной нормы, согласно которой одна сторона по договору, исполнившая свои обязательства улучшенным образом, была бы вправе требовать от другой стороны по договору вознаграждения, если данное обстоятельство не было согласовано сторонами заранее. Это связано с тем, что одностороннее изменение условий договора недопустимо. Ввиду данного обстоятельства немаловажную роль в регулировании коммерческих отношений контрагентов играют поощрительные санкции, закрепленные в гражданско-правовом договоре.

Определив условия, основания и объемы вознаграждения в договоре, управомоченная сторона вправе требовать применения поощрительной санкции от контрагента. В случае невыполнения должником обязательства по выплате вознаграждения кредитор может защитить свои права в судебном порядке. Таким образом, закрепленная в договоре поощрительная мера из желаемой, по требованию кредитора, может стать обязательной, а в случае ее невыполнения должником стать и принудительной. Это свойство объединяет негативные и поощрительные договорные санкции.

Признаки взаимополезности, приоритета общественного интереса и соответствие требованиям закона являются ключевым в характеристике поощрительных санкций. Несоответствие меры одному из признаков означает, что это не поощрительная санкция. Так, применение меры, не противоречащей закону и соответствующей интересам общества, выгодной для одной стороны, но невыгодной для другой, - это санкция негативного характера.

Применение меры, взаимополезной для сторон правоотношения, может не соответствовать формальным требованиям закона - тогда это действие неправомерно, а соглашение о нем ничтожно. Приоритет общественных интересов означает, что антисоциальные действия сторон по договору, даже при соответствии формальным требованиям закона, но нарушающие моральные нормы, не могут быть признаны поощрительными санкциями, поскольку такое поведение не является поощряемым со стороны государства. Договорные санкции должны отвечать требованиям закона. В ряде случаев допускается снижение или повышение размера поощрительных мер. Необходимо отличать поощрительные санкции от понижения ответственности в силу обстоятельств: отсутствие вины, тяжелое материальное состояние, малозначительность нанесенного ущерба, недееспособность и т.д. Например, поощрительные меры в виде уменьшения штрафа за устранение ущерба, помощь в предотвращении правонарушения, улучшенное качество работы являются поощрительными санкциями за социально активное полезное поведение. Основанием же снижения ответственности являются объективные причины: согласно ст. 1083 ГК РФ суд может снизить размер негативной санкции, учитывая тяжелое материальное состояние нарушителя и отсутствие его вины.

В гражданском праве применяются следующие виды поощрительных мер (за надлежащее и улучшенное исполнение обязательств):

  1. Скидка, бонус, премия.
  2. Пролонгация договора, упрощенный организационный порядок (например, кредитования, заказ продукции и т.д.).
  3. Льгота (льготные условия).
  4. Устойчивые экономические связи (например, заключение долгосрочного контракта на выгодных условиях).
  5. Неимущественные блага: дополнительные услуги (например, реклама, консультация).
  6. Признание действия, имеющего юридическое значение, действительным (санкция действительности).

Поощрительная санкция гражданско-правового договора представляет собой меру благоприятного воздействия на участников договорного отношения, закрепленную в тексте договора и обеспеченную государственной защитой. Отличительными признаками санкций являются: обязательность не для неопределенного круга лиц, а только для сторон по договору; носят благоприятный характер; применяются по согласованию сторон; отвечают критериям взаимовыгодности и полезности как для сторон договорного отношения, так и для общества в целом; имеют положительную оценку.

Негативные санкции, закрепляемые в гражданско-правовом договоре, предназначены стимулировать надлежащее исполнение обязательств, а также восстанавливать или компенсировать негативные последствия нарушения договора. В отличие от поощрительных санкций они носят неблагоприятный характер, основанием для применения является нарушение договора. Подобно всем санкциям гражданско-правового договора их применение может быть делегировано самим участником договорного отношения, реализовано добровольно или охраняться принудительной силой государства.