Мудрый Юрист

Анализ развития института следственных действий в уголовно-процессуальном законодательстве советского периода

Пигорев О.И., адъюнкт Академии управления МВД России.

Статья посвящена развитию института следственных действий в советский период. В ней автор высказывает свое мнение по поводу включения некоторых процессуальных действий в число следственных. Также рассмотрен процесс развития уже существующих следственных действий и появления новых.

При помощи сравнительно-правового метода автором проанализированы основные уголовно-процессуальные законы советского периода, что помогло сделать вывод о довольно серьезной динамике развития института следственных действий того времени.

Следствием Октябрьской революции 1917 г. были существенные изменения во всех сферах государственного устройства России. Изменился также порядок уголовного судопроизводства, что, несомненно, повлияло на развитие системы следственных действий.

1 июля 1922 г. был введен в действие первый Уголовно-процессуальный кодекс постреволюционной России. Однако, по-нашему мнению, его не следует детально рассматривать в силу того, что он просуществовал всего лишь около одного года, так как в 1923 г. был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс, который во многом дублировал положения своего предшественника.

Итак, 15 февраля 1923 г. Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета был принят Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Будучи новым шагом в развитии следственных действий, Кодекс внес некоторые изменения в положения, регулирующие производство следственных действий. Однако порядок регламентации системы следственных действий в Кодексе видится нам не совсем логичными, и выглядел он следующим образом:

  1. предъявление обвинения и допрос обвиняемого (глава 11);
  2. допрос свидетелей и экспертов (глава 13);
  3. обыск и выемка (глава 14);
  4. осмотры и освидетельствования (глава 15).

Хотя на практике порядок производства следственных действий при проведении предварительного расследования выглядел иначе. Так, обычно в начале следствия производились осмотры и освидетельствования, обыски и выемки, затем назначались необходимые экспертизы, а уже после этого, опираясь на полученные результаты, предъявлялось обвинение и допрашивались обвиняемые. В Кодексе же это выглядит так, как будто следствие должно было вестись в обратном порядке.

Из вышеизложенного и из положений ст. 109 Кодекса видно, что законодатель отнес к числу следственных действий, направленных на сбор и проверку доказательств, предъявление обвинения и составление обвинительного заключения. В частности, в ст. 109 говорилось, что следователь, если признает поступивший к нему материал дознания достаточно полным и дело достаточно разъясненным, вправе не производить предварительного следствия или же ограничиться производством отдельных следственных действий. При этом следователь обязан выполнить следующие следственные действия, которые во всяком случае являются обязательными:

  1. предъявление обвинения обвиняемому;
  2. допрос обвиняемого;
  3. составление обвинительного заключения.

Включение этих действий в систему следственных является, на наш взгляд, довольно сомнительным, так как предъявление обвинения обвиняемому и составление обвинительного заключения являются чисто процессуальными действиями и не направлены на собирание и проверку доказательств, не имеют познавательного аспекта и других признаков, которые определяют процессуальные действия как следственные.

В ст. ст. 169 - 174 УПК РСФСР 1923 г. был закреплен порядок назначения и проведения экспертизы. Это действие было довольно слабо регламентировано, еще не выделялось как самостоятельное и сводилось в основном к допросу эксперта.

Не выделяется также как самостоятельное следственное действие и очная ставка. Статья 163 УПК предписывала, что в случае надобности следователь устраивает очную ставку между свидетелями.

Также очень слабо регламентировано производство осмотров. Так, в ст. 189 УПК РСФСР сказано, что следователь производит осмотр отобранных при обысках и выемках документов и иных предметов или на месте обыска или в случае, если для этого потребуется продолжительное время или по иным основаниям, в своей камере, после доставления ему всего отобранного при обыске в опечатанном виде. Из этого положения Кодекса видно, что производство осмотров ограничивалось изучением предметов и документов, отобранных при выемке или обыске.

Глава 14 УПК РСФСР 1923 г. посвящена обыску и выемке. Из положений упомянутой главы видно, что эти самостоятельные в настоящее время следственные действия являлись единым действием. Они имели одни и те же основания для производства. Так, в ст. 175 сказано, что следователь, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или у какого-либо лица находятся предметы, могущие иметь значение для дела, предъявляет требование о выдаче этих предметов и производит выемку их; в случае невыдачи отбирает принудительным порядком или производит обыск, составив о производстве таковых своих действий мотивированное постановление. А ст. 177 закрепляла общий порядок проведения обыска и выемки. В ней сказано, что обыски и выемки производятся днем, кроме случаев, не терпящих отлагательств, в присутствии понятых.

Следующим законом, внесшим ощутимый вклад в развитие следственных действий, был Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. Закон достаточно детально регламентировал следственные действия, которые должны проводиться следователем или органом дознания по собиранию и проверке доказательств. В УПК получили дальнейшее развитие те действия, которые в той или иной степени были регламентированы в предыдущем Уголовно-процессуальном кодексе 1923 г. Так, например, получил дальнейшее развитие осмотр. В УПК 1923 г. говорилось в основном лишь об осмотре документов и иных предметов, изъятых при осмотрах и выемках, и в малой мере об осмотре трупа и освидетельствовании живых лиц. УПК 1960 г. существенно усовершенствовал регламентацию осмотра. В частности, в ст. 178 УПК закрепил классификацию видов осмотра (места происшествия, местности, помещений, предметов и документов). Также существовал четкий перечень лиц, которые могут участвовать в осмотре, который был закреплен в ст. 179 УПК.

Отдельная статья (ст. 180) была посвящена осмотру трупа. В ней говорилось, что нужный осмотр трупа на месте его обнаружения производит следователь в присутствии понятых и с участием врача - специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия - иного врача. При необходимости для осмотра трупа привлекался также другой специалист. По сравнению с предыдущим УПК, осмотр трупа был дополнен положением о возможности в случае необходимости извлечения трупа из места захоронения, для этого следователем должно было быть вынесено постановление. В вышеуказанной статье также было сказано, что извлечение трупа из захоронения производится в присутствии следователя, понятых и врача - специалиста в области судебной медицины, а при необходимости - в присутствии иного специалиста. Забегая немного вперед, отметим, что в УПК РФ 2001 г. это действие станет самостоятельным следственным действием, известным как эксгумация. Но ни один из УПК РСФСР не закрепил понятие "эксгумация трупа", и, в частности, по УПК 1960 г. эксгумация возможна лишь в рамках проведения осмотра. Также в законе устанавливался порядок проведения освидетельствования, производимого следователем. В ст. 181 УПК говорится о том, что следователь вправе произвести освидетельствование обвиняемого, подозреваемого, свидетеля или потерпевшего для установления на их теле следов преступления или наличия особых примет, если при этом не требуется судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, впервые были закреплены цели этого следственного действия.

В УПК 1960 г. значительно была усовершенствована регламентация допроса. Так, появилась регламентация допроса подозреваемого. Согласно ст. 123 УПК допрос подозреваемого производится с соблюдением правил, установленных для допроса обвиняемого. Положения закона, касающиеся допроса, были дополнены очень важным положением, которое является одним из условий законности производства допроса. Это положение о недопустимости задавать наводящие вопросы в процессе производства этого следственного действия.

Отдельную регламентацию в законе получила очная ставка. Статья 162 УПК закрепляла право следователя производить очную ставку между двумя ранее допрошенными лицами, в показаниях которых имеются существенные противоречия. Порядок очной ставки регламентировался ст. 163 Закона.

Новым следственным действием по УПК 1960 г. стало предъявление для опознания. В ст. 164 УПК сказано, что в случае необходимости следователь может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Полностью же порядок предъявления для опознания был закреплен в ст. 165 УПК.

Значительное место (глава 16) в УПК 1960 г. было отведено экспертизе. Закон существенно дополнил и конкретизировал положения, касающиеся экспертизы, закрепленные предыдущим Уголовно-процессуальным кодексом. Если УПК 1923 г. предусматривал участие экспертов в осмотрах и освидетельствованиях, то уже по УПК 1960 г. эксперт мог быть вызван в любом случае, если при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле (ст. 78 УПК). Закрепление в УПК порядка производства экспертизы в экспертных учреждениях (ст. 187) означало, что экспертиза будет проведена качественно и своевременно.

Также закон закрепил весьма важное положение о том, что, если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении. Это новое положение значительно увеличило результативность проводимых экспертиз.

Увеличилось также, по сравнению с предыдущим Кодексом, количество случаев, в которых проведение экспертизы являлось обязательным.

Еще одно дополнение было внесено законодателем в отношении обыска и выемки. В УПК 1960 г. эти действия имеют отдельные основания для производства (ст. ст. 167, 168), чем не мог похвастаться его предшественник. Статья 169 УПК четко определяла круг лиц, которые должны присутствовать при производстве обыска или выемки. Появился новый вид обыска - личный обыск. Положение о личном обыске было закреплено в ст. 172 УПК и он производился в соответствии с общими положениями производства осмотра и выемки.

В главе XIV вместе с обыском и выемкой законодатель закрепил регламентацию наложения ареста на имущество. В ст. 175 УПК было записано, что в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества следователь обязан наложить арест на имущество обвиняемого, подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, или иных лиц, у которых находится имущество, приобретенное преступным путем. Вне сомнений то, что с момента закрепления этого положения преступникам практически невозможно стало скрывать имущество, добытое преступным путем. И если раньше преступники, зная о своем скором аресте, передавали приобретенное преступным путем имущество родственникам, знакомым или друзьям, тем самым почти сводили к нулю возможность возмещения вреда, то с принятием УПК 1960 г. дело стало выглядеть совсем иначе.

На наш взгляд, следует особо отметить, что УПК РСФСР не только развил следственные действия, которые уже были регламентированы в предыдущем Уголовно-процессуальном кодексе, но и закрепил новые следственные действия, которые возникли в следственной практике и получили свое развитие при помощи криминалистики. Так, например, законодательно был признан экспериментальный метод исследования.

Экспериментальный метод исследования в уголовном процессе может применяться в тех случаях, когда опыт составляет основное содержание действий того или иного участника процесса, например оперативного работника органа дознания или следователя, этот опыт приобретает самостоятельное процессуальное значение, становится специфическим процессуальным действием, таким, например, как следственный эксперимент <1>.

<1> См.: Белкин Р.С. Новый УПК РСФСР и некоторые вопросы науки советской криминалистики: Сборник статей по новому уголовному и уголовно-процессуальному законодательству. М.: Высшая школа МВД РСФСР, 1961. С. 155 - 156.

Следственный эксперимент регламентировался ст. 183 УПК РСФСР. В частности, в ней говорилось, что в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, следователь вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий.

Проанализировав уголовно-процессуальное законодательство Советской России, следует сделать вывод о том, что в нем просматривается довольно серьезная динамика развития следственных действий. Об этом свидетельствует тот факт, что УПК 1923 г. еще довольно абстрактно регламентировал небольшое количество следственных действий (осмотр и освидетельствование, обыск и выемка, допрос), а некоторые действия вообще только лишь упоминались, не имея при этом регламентации (очная ставка, экспертиза). Уголовно-процессуальный кодекс 1960 г. практически в корне меняет ситуацию. Здесь мы видим, что закон не только более детально регламентировал уже существующие следственные действия, но и выделил как самостоятельные те действия, которые ранее были лишь разновидностью основных способов получения доказательств. Это такие действия, как выемка и очная ставка. Кроме того, УПК РСФСР 1960 г. расширяет систему следственных действий, включая в нее два новых для уголовно-процессуального законодательства России действия (следственный эксперимент и предъявление для опознания). Этот факт, несомненно, является доказательством существенного вклада уголовно-процессуального законодательства советского времени в развитие системы следственных действий.