Мудрый Юрист

Предметная подсудность гражданских дел судам субъектов Российской Федерации

Валеев Дамир Хамитович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Казанского государственного университета.

Современные нормы и практика предметной подсудности судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов в качестве судов первой инстанции значительно усложнены в связи с последними изменениями гражданского процессуального законодательства.

Основным нормативным источником, регулирующим данный вопрос, по-прежнему выступает ГПК РФ. Некоторые дополнительные сведения о предметной подсудности указанных судов содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ" <*>. Имеется также специальное Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П <**>, которым разъясняются отдельные нормы ст. 26 ГПК РФ.

<*> БВС РФ. 2003. N 3.
<**> СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3101.

Как видно из указанных примеров, нормативный материал и правоприменительная практика претерпели определенное обновление.

Сейчас к подсудности судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов в качестве судов первой инстанции относятся гражданские дела, связанные с государственной тайной (п. 1 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ).

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Специальным нормативным актом в этой области является Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <*>. В ст. 5 указанного нормативного акта закреплен перечень сведений, составляющих государственную тайну.

<*> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

Исходя из данного перечня, государственную тайну составляют:

а) сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

б) сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

в) сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

г) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Другой обширной категорией дел подсудных по первой инстанции судам субъектов Российской Федерации являются дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. В целях разрешения конкуренции в подсудности судов субъектов Российской Федерации и других судов общей юрисдикции при оспаривании нормативных правовых актов необходимо учитывать два основных правила.

Прежде всего, суды субъектов Российской Федерации рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов. Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Необходимо учитывать также Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П, согласно которому норма, содержащаяся во взаимосвязанных п. 2 ч. 1 ст. 26, ч. ч. 1, 2, 4 ст. 251, ч. ч. 2, 3 ст. 253 ГПК РФ, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации, и норма, содержащаяся во взаимосвязанных п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" <*>, п. 2 ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов Российской Федерации противоречащими федеральному закону, признаны несоответствующими Конституции РФ.

<*> Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

Другое важное обстоятельство - предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие правовые акты, которые на время их обжалования в судебном порядке являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод <*>.

<*> Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2002 г. N 64-Г02-19 // Вестник ЦИК РФ. 2003. N 1.

Во-вторых, определяя подсудность дел об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, необходимо исходить из уровня органа, принявшего нормативный правовой акт <*>. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г.) <**> система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

<*> Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2003 года (по гражданским делам), утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июля 2003 г.
<**> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:

Следовательно, оспаривание нормативных правовых актов нижестоящих органов (например, органов местного самоуправления) возможно в районных судах. Таким же образом решается вопрос при оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К подсудности судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов в качестве судов первой инстанции относятся также дела:

  1. о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений;
  2. о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации;
  3. о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации;
  4. о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

В данном случае в законодательном порядке была расширена подсудность дел судов субъектов Российской Федерации.

Отраслевое законодательство конкретизирует положения о подсудности тех или иных дел судам субъектов Российской Федерации. Например, в соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" <*> (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г.) заявление о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии вносится в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа федеральным уполномоченным органом или соответствующим территориальным органом. Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" <**>.

<*> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
<**> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

В то же время сохраняет актуальность правило, установленное ранее в судебной практике <*>, согласно которому требования о ликвидации общественного объединения в связи с прекращением им своей деятельности в качестве юридического лица по основаниям, предусмотренным в ст. ст. 29 и 52 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <**> (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.), подлежат рассмотрению в районном суде.

<*> Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 30 марта 2001 г. // БВС РФ. 2001. N 10.
<**> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

Судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, суду автономной области и судам автономных округов подсудны дела об оспаривании решений (уклонении от принятия решений):

  1. избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
  2. окружных избирательных комиссий;
  3. соответствующих им комиссий референдума.

В указанных случаях оспаривание производится по выборам в федеральные органы государственной власти, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации или же в ходе проведения референдума. Исключение составляют решения, оставляющие в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Правило п. 4 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ полностью согласуется с ч. 2 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <*> (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г.), где закреплено, что решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

<*> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

В свою очередь решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

Согласно ч. 2 ст. 26 ГПК РФ федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела. В качестве примера расширительного толкования можно указать следующее:

  1. прежде всего, это другие нормы ГПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 269 ГПК РФ граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подают заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка;
  2. в других федеральных законах также можно найти положения подсудности дел судам субъектов Российской Федерации:
<*> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5497.<*> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4557.<*> СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.