Мудрый Юрист

Правовые аспекты реализации стратегии развития инвестиционной политики государства в топливно-энергетическом комплексе РФ

Комисарова Е.Н., преподаватель кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического факультета ГОУ ВПО Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск.

В статье дана общая характеристика основных элементов инвестиционной политики государства. Актуальность темы данной статьи обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с реализацией инвестиционной политики государства. Автор показывает значимость проблемы привлечения инвестиций в нефтяную отрасль РФ.

The article gives general characteristics of fundamental elements of investment policy of the state. The topicality of this article is conditioned by theoretical and practical importance of questions related to realization of investment policy of the state. The author shows the importance of problem of attraction of investments into oil industry of the RF <*>.

<*> Komisarova E.N. Legal aspects of realization of strategy for development of investment policy of the state in fuel and energy complex of the RF.

Нефтегазовая отрасль была достаточно длительное время инвестиционно привлекательной именно благодаря налоговой системе, что обеспечивало рост добычи сырья и соответственно доходов в федеральный бюджет.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год <1>. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.

<1> См.: Филиппенко А.В. Югра - край, устремленный в будущее // Новости Югры. 2005. N 138(17254). С. 3.

У иностранных инвесторов, главным образом сосредоточившихся в сырьевом секторе и в ближайшее время стремящихся значительно укрепить здесь свои позиции, вполне определенные цели. Политика по отношению к ним должна нацелить их на инвестирование экологически безопасных технологий, расширение затрат на подготовку национальных кадров.

Таким образом, формирование новой инвестиционной политики является важным этапом в развитии национальной экономики (табл. 1).

Таблица 1. Основные идеи государственной инвестиционной политики в Программах социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу на 2002 - 2008 гг. <2>

<2> См.: Попова Т.А. Формирование и развитие инвестиционного процесса как фактор управления экономическим развитием государства: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.
 Цель Программы социально-
экономического развития
на среднесрочную
перспективу
 Ключевая идея государственной инвестиционной 
политики, представленной в Программе.
Ориентиры государственной инвестиционной
политики
2002 - 2004 гг.
Формирование модели       
российской экономики,
которая бы обладала
долгосрочным потенциалом
экономического роста, была
бы способна обеспечивать
последовательное повышение
благосостояния
Инвестиционная          
политика - катализатор
процесса развертывания
модернизации
национального хозяйства
Увеличение объема    
инвестиций не менее
чем на 18,5 - 25%.
Достичь ежегодных
темпов роста
инвестиций не ниже
6 - 8%
                             2003 - 2005 гг.                             
Обеспечение устойчивого   
повышения уровня жизни
населения и высоких темпов
экономического роста,
снижение социального
неравенства, дальнейшее
утверждение экономической
и политической роли страны
в мировом сообществе
Повышение доступности   
долгосрочных
инвестиционных
и кредитных ресурсов
с целью создания
условий, способствующих
модернизации
диверсификации экономики
Развитие финансовой  
инфраструктуры и
системы финансового
посредничества
2006 - 2008 гг.
Повышение благосостояния  
населения и уменьшение
бедности на основе
динамичного и устойчивого
экономического роста
и повышение
конкурентоспособности
страны
Повышение эффективности 
институтов рыночной
экономики с целью
повышения инвестиционной
деятельности
Развитие рыночных    
институтов

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, центром и объектами Федерации, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией и др.

Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал. В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный климат в стране.

Причины инвестиционного кризиса в России:

  1. Недостатки правовой и законодательной сферы. Особое значение для инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. Правовая система России ни в каком отношении не обеспечивает такой защищенности. Наряду с Конституцией и законами в законодательстве Российской Федерации существует огромное количество подзаконных нормативных актов. Различные правовые нормы, регулирующие одни и те же правоотношения, часто противоречат друг другу. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми, значительно увеличивая инвестиционные риски. Одним из наиболее значительных препятствий в практике инвестиций является российское налоговое и таможенное законодательство.
  2. Высокие инвестиционные риски. Остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляется или под контрольные экспортные поставки, или под готовую ликвидную продукцию.

Причина слишком высоких рисков кроется в том, что большинство предприятий попросту не готовы к приему инвестиций. Имеется в виду привлечение инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой "прозрачности" предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватных объему выделенных средств, и т.д.

  1. Пассивность государства как инвестора. Уход государства из инвестиционной сферы в целом негативно сказывается на инвестиционном климате. Слабое участие государства в инвестиционном процессе, прежде всего на федеральном уровне, во многом объясняется истощением бюджета за годы радикальных экономических реформ, лишивших его традиционных источников пополнения.

Влияние пассивности государства на инвестиционную ситуацию в России проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушении механизма "запуска" инвестиций. Если государство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит для этого средств, то почему негосударственный сектор должен брать на себя такую инициативу и какие-либо обязательства.

  1. Слабость банковского сектора. Основной проблемой российской экономики является отсутствие в банковском секторе механизмов направления потоков инвестиций в наиболее эффективные отрасли экономики. В настоящее время банки не являются ни аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором.

После банковского кризиса процесс восстановления доверия населения к сберегательным учреждениям протекает с большими трудностями. При сохранении высокой доли сбережений в неорганизованных формах и отсутствии механизма их трансформации в инвестиции национальная экономика несет существенные потери от недоиспользования накопленного инвестиционного потенциала. Другая проблема - широкомасштабный вывоз капитала из России, который мог бы аккумулироваться в банках и использоваться для инвестирования.

Государственная инвестиционная политика в ТЭК предусматривает решение задач наращивания объема инвестиций и изменения их структуры. Меры государственной поддержки инвестиций в ТЭК предусматривают:

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

Будем надеяться, что вышеперечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.