Мудрый Юрист

Шариат как источник права узбекских ханств

В статье показана специфика шариата как системы права в целом, а также применительно к конкретной исторической эпохе узбекских ханств. Отличие мусульманского права, применявшегося в узбекских ханствах, от первоначальной догмы шариата обусловливалось, вполне естественно, изменениями в общественном развитии, ходом развития феодальных отношений.

Основным источником права для Средней Азии с момента арабского завоевания, как и для всех мусульманских стран, является шариат <1>, основанный на религии мусульман - исламе и составляющий неразрывную часть последнего <2>. Ислам возник в Аравии в VII в. как новая религия, которая сопровождала социально-экономический переворот, имевший своим последствием образование в Западной Азии феодального общества и государства <3>. Ислам возник именно в той части Аравии, где процесс разложения первобытно-общинных отношений в VI - VII вв. получил свое наибольшее развитие. Мекка в ту пору была крупным центром мировой торговли, и представители родовой аристократии, составлявшей в Мекке господствующую верхушку, были крупными купцами и ростовщиками <4>. Огромную роль в Мекке и вообще в Хиджазе играла также и внутренняя торговля с бедуинскими племенами. Весьма показательно покровительственное отношение ислама к торговле как занятию, угодному Аллаху, при одновременном категорическом запрещении ростовщичества <5>. Ислам признает и освящает имущественное неравенство со всеми его последствиями, признает и рабство как нормальный и естественный институт. Устанавливая, что угнетатели понесут наказание только в загробном мире, ислам не проповедует никаких изменений установившихся экономических и социальных отношений. Закрепляя отношения, установившиеся уже в результате переворота в социальных отношениях, ислам освящает их как отношения, установленные Аллахом и не подлежащие изменению.

<1> См.: Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.
<2> Историк Наршахи сообщает, что в результате арабского завоевания Кутэйба приказал жителям Бухары отдать половину своих жилищ арабам, чтобы арабы могли знать об их жизни и чтобы жители Бухары по необходимости сделались мусульманами. См.: Наршахи М. История Бухары / Пер. с персидского Н. Лыкошина. Ташкент, 1897. С. 63.
<3> Мюллер А. История ислама. Т. 1. СПб., 1895. С. 29 - 31.
<4> Rosen L. The Anthropology of justice: Laws as Culture in Islamic Society. Cambridge, 1989. P. 23.
<5> "И уничтожит Аллах выгоду вашу от ростовщичества, и увеличит выгоду милостыни, ведь Аллах не любит всякого грешника неверного". См.: Коран (2; 276). Коран / Смысловой перевод Б.Я. Шидфар. М., 2003.

Шариат является системой мусульманского права, основанного на Коране и других священных для мусульман источниках, кодифицированного крупнейшими мусульманскими учеными, учениками и последователями Мухаммеда и зафиксированного в их сочинениях (книгах шариата) <6>. Особенностью мусульманского права является его неразрывная связь с религией, облачение права в религиозный закон <7>. Это дает основание многим юристам и историкам права, исходя из чисто формальных моментов, отрицать правовой характер шариата <8>. Действительно, книги шариата содержат одновременно и законы о правах и обязанностях людей между собой, и законы о правах и обязанностях людей к богу. В книгах шариата излагаются совершенно одинаково в прямой последовательности обязанности мусульман, касающиеся религиозных омовений, молитв, очищения имущества взносом установленной части в казну (зякет), постановления о посте, о браке и разводе, об освобождении рабов, о клятвах, о торговле, о покупке по предпочтению (право шариата), о разделе имущества по смерти, о дарении, о найме и т.д. <9>. Однако отрицание правового характера шариата вследствие вышеуказанной его связи с религией в корне неверно. Поскольку нормы шариата признавались государством, они получали силу закона, значение правовых норм.

<6> См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1979.
<7> Rosen L. Указ. соч. P. 24.
<8> См.: Раянов Ф.М. Юридическое право: время разобраться по существу. Уфа: Башкирский ГУ, 2001.
<9> Гилязутдинова Р.Х. Природа мусульманского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2001. С. 9.

Шариат покоится на четырех источниках мусульманского права <10>. Коран - священное писание, запись высказываний Мухаммеда <11>. Сунна - дополнение к Корану. Собрание преданий (хадисов) о высказываниях и поступках пророка Мухаммеда, сохранившихся в памяти учеников и передававшихся устно <12>. Иджма <13> - единогласное мнение мусульманской общины в вопросах веры и законоведения <14>. Кияс (квияз, кыяс) - заключения крупнейших мусульманских законоведов, сделанные по аналогии <15>. Не все мусульманские ученые одинаково относятся ко всем четырем источникам мусульманского права <16>.

<10> Давид Р. Основные правовые системы современности. М., С. 384.
<11> Коран - означает "чтение". См.: Саввас Паша. Теория мусульманского права / Пер. А. Выгорницкого // Туркестанские ведомости. 1910. С. 1.
<12> Юшков С.В. История государства и права СССР. Ч. I. М., 1940. С. 129.
<13> "Иджма" значит "совет".
<14> Остроумов Н.П. Исламоведение. Шариат по школе (мазхабу) Абу-Ханифы. Ташкент, 1912. С. 36.
<15> Цмай В.В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман "правом личного статуса". СПб., 2000. С. 88 - 97.
<16> Вопрос об источниках разделил мусульманский мир на суннитов и шиитов. См.: Rosen L. Указ. соч. P. 26.

Необходимо отличать догму мусульманского права от того конкретного шариатского права, которое применялось в той или иной стране, в ту или иную эпоху <17>. Шариат подвергался воздействию обычного права того народа, среди которого шариат вводился вместе с распространением ислама и даже заимствовал его <18>. Шариат подвергался также воздействию законодательной деятельности соответствующего государства <19>. Идеологически эти изменения закрепляло мусульманское духовенство путем разъяснений, толкований при помощи других форм разработки мусульманской правовой науки.

<17> Сана Мохаммед. Ислам и право: проблема взаимоотношения в афганском обществе: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., С. 81.
<18> Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. N 8. С. 127.
<19> По следам киргизских послов // Комсомолец Киргизии. 1989. 28 июня.

Разработка шариата происходила в течение нескольких веков. Эта разработка получила свое завершение в Средней Азии в XII в., когда Бухара и Самарканд были центрами мусульманской науки. Именно в Средней Азии было написано одно из самых авторитетных сочинений по шариату - книга, известная под названием "Хидая" <20>. Вообще нормы шариата подвергались в процессе их практического применения в отдельных мусульманских странах значительным изменениям, исторически обусловленным и в изложении мусульманских законоведов, и в особенности в практическом применении постановления шариата эпохи первых халифов и позднейших веков выявляют значительные изменения <21>. По своему содержанию шариат эпохи первых халифов характеризуется тем, что он представляет собой систему феодального права и вместе с тем отражает интересы товарооборота, отражает простое товарное хозяйство, хотя и на феодальной основе. Поэтому в имущественном праве шариата на первом месте стоят договоры, касающиеся купли-продажи, мены, заклада, займа, аренды, товарищества. Разработаны также вопросы гражданского процесса и система доказательств (свидетели клятвы, признание, мировая сделка). В этом отношении могут быть подмечены известные черты сходства шариата с римским правом с точки зрения тех специальных задач, которые призвано было разрешать мусульманское право в период своего зарождения в области охраны и защиты интересов собственности простых товаровладельцев. Один из крупных западноевропейских ориенталистов Кремер высказывал мысль, что арабы были единственным народом, который в деле развития и научной разработки понятия о праве представил труды, близко подходящие к тому, что в этом отношении создали римляне <22>. Относительно римского влияния на мусульманское право нужно вообще сказать, что арабы познакомились с римским правом в связи с его введением в Сирии, Палестине и Египте <23>. Еще до Мухаммеда северо-арабские торговые города сталкивались с римским правом <24>. Особенно в области обязательственного права, связанного с торговым оборотом, мединские купцы пользовались институтами римского права. Кремер подчеркивает, что когда мусульманские войска завоевали Сирию и Палестину, то они ежедневно видели, как туземные судьи завоеванных стран решали вопросы по правилам римско-греческого права <25>. Так могли произойти заимствование принципов и форм судопроизводства и их исламизация <26>.

<20> Хидая. Комментарии мусульманского права // Звезда Востока. 1993. N 11 - 12. С. 174 - 175.
<21> Lapidus I. A History of Islamic Societies. Cambridge, 1988. P. 19.
<22> Кремер А.Ф. Мусульманское право / Пер. Эйхгарта. Ташкент, 1888. С. 51.
<23> Kozlowski G. The Concise History of Islam and the Origin of its Empires. Massachusetts, 1991. P. 54.
<24> Ренан Э. Ислам и наука / Пер. А. Ведрова. СПб., 1883. С. 18 - 21.
<25> Кремер А.Ф. Указ. соч. С. 53.
<26> Остроумов Н.П. Исламоведение. Шариат по школе (мазхабу) Абу-Ханифы. Ташкент, 1912. С. 111.

Для оценки сословного содержания шариата и уяснения того факта, что шариат мог получить такое широкое распространение в государствах Передней и Средней Азии, необходимо иметь в виду, что шариат как система права сложился (как это уже указывалось) в период значительных социально-экономических сдвигов, приведших к образованию феодального общества и вместе с тем в условиях наличия в Аравии крупных торговых центров, очагов транзитной и внутренней торговли, в условиях противоречий между оседлым и кочевым хозяйством (кочевое хозяйство бедуинов). Это определило основные характерные черты шариата, который вместе с тем впитал в себя многие обычаи, сложившиеся в предшествующий период (в особенности в области семейного и наследственного права), однако приспособив их к новым условиям. Это определило индивидуалистический характер шариата, который значительно сильнее выявляется на этом этапе по сравнению с последующими веками, когда полностью сложились и сформировались феодальные производственные отношения.

На первом этапе частная собственность (мульк), в том числе и частная земельная собственность, несмотря на признание верховным земельным собственником государства, носила значительно более индивидуалистический характер, чем это имело место в странах мусульманского Востока уже позднее - в период развитого феодализма. Вместе с тем первоначально с догматической точки зрения мусульманское право выступает как право формального равенства (конечно, для свободных) и не признает никаких социальных, этнических, сословных или имущественных преимуществ <27>, что несовместимо с феодальными отношениями. Личные права не наследуются по шариату. Если за наследниками сохраняются почетные звания и титулы, то они сами по себе, если не соединены с соответствующими государственными должностями, не предоставляют никаких прав и преимуществ личных, тем более сословных <28>. Шариат знает лишь следующие различия между людьми: а) между мусульманами и неправоверными, б) между свободными и рабами, в) между мужчинами и женщинами и г) между учеными и неучеными <29>. В области имущественного права для шариата характерно поощрение отношений товарооборота, поощрение торговых сделок (торговля освящается исламом) и категорическое запрещение взимания роста не только с золота и серебра, но и с других заменяемых вещей (запрещение ростовщичества). В договорном праве обращает на себя внимание институт "хеяр" (т.е. выбор), предоставляющий право заключения своего рода условных сделок, при которых каждая из сторон оставляет за собой право уничтожить в течение известного времени сделку и возвратить товар или деньги обратно. Развитому товарообороту соответствует и отсутствие формализма обязательств.

<27> Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. С. 124.
<28> Торнау Н.Е. Особенности мусульманского права. СПб., 1892. С. 22.
<29> Lapidus I. Указ. соч. P. 22.

Развитие товарно-денежных отношений получило в шариате в области сельского хозяйства и земельных правоотношений весьма характерное отражение в конструкции специального договора - так называемого договора возделывания (музараат - в полеводстве и мусакат - в садоводстве), представляющего собой разнообразные виды издольщины, получившей впоследствии широкое применение в Средней Азии, в узбекских ханствах, в форме так называемого чайрикерства, и конструируемого в шариате как договор товарищества <30>. Издольщина, как это будет показано в соответствующем месте, которая применялась в узбекских ханствах и освящалась шариатом, значительно отличалась по своему экономическому содержанию от догматической конструкции договора возделывания, как он сформулирован в книгах шариата, в том числе и в "Хидае". Что касается наследственного права, то система наследования по шариату значительно отличается как от римской системы, так и от германской системы наследования. В древнем римском праве, в цивильном праве, при наличии сильной отеческой власти (pater familias) система наследования была основана на агнатском родстве и на принципе свободы завещания. В средневековом германском праве система наследования покоилась на кровном родстве, исключала свободу завещания, покоилась на принципе семейной собственности, переходившей по смерти главы семьи к тому лицу, которое становилось главой той же семьи или отдельных семей, образовавшихся в результате раздробления большой семьи. С этим было связано устранение женщины от наследования и еще большее ограничение ее в имущественных правах, чем это имело место в римском праве. Эта феодальная система наследования была обусловлена наличием по преимуществу замкнутого натурального хозяйства. В противовес этому шариатская система наследования отражала приспособление старых общинно-родовых принципов наследования к интересам торгового оборота. Поэтому шариатская система наследования носит, так же как и все имущественное право шариата, индивидуалистический характер, отражает индивидуальные имущественные права отдельных членов семьи, в том числе и имущественные права мусульманской женщины, которая в имущественном отношении была поставлена в лучшее положение, чем она была поставлена по другим законодательным системам того времени <31>. Поэтому такое своеобразие шариатского наследственного права заключается в покрытии в первую очередь из оставшегося имущества долгов умершего, в отсутствии универсального правопреемства, в отсутствии ответственности наследников за долги умершего, в наследовании по степеням кровными родственниками без ограничения степеней.

<30> Ишанов А.И., Саматова Х.С., Уразаев Ш.З. История государства и права Узбекистана. Ташкент, 1969. С. 107.
<31> Торнау Н.Е. Мусульманское право. Выпуск 1. О праве наследства по закону. СПб., 1866. С. 28.

В ходе развития права узбекских ханств и в характере применения норм шариата может быть отмечена еще одна закономерность. Она сводится к тому, что в более поздний период, когда в конце XVIII в. усиливается в узбекских ханствах развитие товарно-денежных отношений, происходит некоторый возврат к первоначальным нормам шариата, к первоначальным толкованиям отдельных его положений. В узбекских ханствах второй половины XVIII - первой половины XIX в. буржуазные элементы стали все больше и больше проявляться в появлении байского землевладения и развитии индивидуальных форм собственности <32>.

<32> Fisher D. Islam in medieval Central Asia. Bonn, 1991. P. 127.

Таким образом, применение шариата в узбекских ханствах (в быту и в судебной практике) выявляет целый ряд существенных изменений и отклонений от догмы мусульманского права периода его возникновения, несмотря на догматический характер его толкования теоретиками и практиками, средневековыми мусульманскими законоведами в период как раз расцвета в Средней Азии мусульманской схоластической науки и вопреки идеологическому облачению, которому придавало своим толкованием и разъяснением шариата мусульманское духовенство в узбекских ханствах <33>. Меньше всего изменений может быть отмечено в имущественных отношениях и в семейно-наследственном праве. Решительнее были отклонения в системе налогового обложения, которое соответствовало господствовавшим формам феодальной ренты. Неодинаковый характер носило также применение норм шариата в узбекских ханствах на различных этапах их развития. Различное значение и различную роль играли также адаты (обычаи) и законодательство ханов, которое, естественно, больше всего отражалось на земельных отношениях и на налоговом обложении <34>. Этому не препятствовало и то положение, что в отдельных ханствах существовали более или менее значительные отклонения в формах землевладения, в установленных налогах с земли и т.п. Землевладение носило ярко выраженный феодальный характер, и формы его видоизменялись в соответствии с этапами развития феодализма в узбекских ханствах и в соответствии с изменением форм государственного устройства, в частности в зависимости от большей или меньшей централизации ханской власти на различных этапах. Таковы основные линии эволюции шариата и его значение как источника права в среднеазиатских узбекских ханствах.

<33> Eickelman D. The Central Asia: an Anthropological Approach. New Jersey, 1998. P. 12.
<34> Fisher D. Указ. соч. P. 111.