Мудрый Юрист

Особенности правового регулирования слияний и поглощений кредитных организаций в РФ

Холзаков Д.В., аспирант Московского гуманитарного университета (МосГУ).

В современных экономических условиях одним из основных инструментов реструктуризации отечественной банковской системы являются сделки по слиянию и поглощению кредитных организаций. Содержанием указанных сделок является добровольное объединение кредитных организаций или проведение одной кредитной организацией мероприятий, направленных на получение контроля над другой в целях достижения определенного экономического эффекта. Следует отметить, что до середины 1998 г. сделки по слиянию и поглощению как способ диверсификации деятельности кредитных организаций не использовались в связи с отсутствием ограничений на совмещение банковской и инвестиционной деятельности банков в России, а также отсутствием массового спроса на предоставление данного вида услуг. В связи с постепенным восстановлением банковской системы России в постдефолтовский период, наращиванием кредитными учреждениями объемов операций, расширением диапазона предоставляемых клиентам услуг, усилением конкуренции на рынке финансовых услуг количество сделок по слиянию и поглощению участников финансового рынка резко увеличилось. Проведение указанных сделок обусловлено исполнением их участниками предусмотренных законодательством требований и ограничений, направленных на поддержание конкуренции на рынке финансовых услуг, обеспечение прозрачности проводимых корпоративных мероприятий, защиту интересов акционеров и кредиторов реорганизуемых финансовых учреждений.

Прежде всего следует привести определения основных понятий и явлений, рассматриваемых в настоящей работе, и дать их общую характеристику. В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ слияние является одной из форм реорганизации юридического лица. Слиянием обществ признается "возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних". Аналогичное определение слияния содержится в ст. 52 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ). Кроме того, реорганизация может быть проведена в форме присоединения. Присоединением в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) <*> признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

<*> См.: п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Следует отметить, что такая форма реорганизации, как присоединение, заменила существовавшее ранее поглощение, которое осуществлялось путем покупки 100 процентов акций поглощаемого общества, при этом оно могло утрачивать самостоятельность, если баланс консолидировался с балансом поглощающего общества и изменялась схема управления, либо приобретенное общество могло сохранять права юридического лица <*>. В данном определении речь может идти об экономическом объединении, которое с юридической точки зрения оформляется через контроль за управлением компанией, и о реорганизации в юридическом смысле. Необходимо отметить, что описание процедуры реорганизации, приведенное в вышеуказанной норме, слишком неопределенно, так как под утратой самостоятельности подразумевается утрата прав юридического лица, что неправильно, к тому же зачем приобретать акции прекращающегося юридического лица, ведь смысл реорганизации состоит не в приобретении имущества, а в правопреемстве.

<*> См.: п. 148 Положения об акционерных обществах, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601.

Французские ученые Лоран Лакур и Кристоф Жамен, описывая способы увеличения размеров предприятия, выделяют следующие правовой и экономический аспекты объединения компаний. К первому они относят слияние, которое предполагает роспуск компании без ликвидации ее прав, а также полную передачу собственности компаний в пользу одной или нескольких компаний. Экономическим объединением компаний может быть поглощение одной компанией другой <*>. О том, что объединение компаний может происходить через получение контроля над компанией, писал и А.В. Венедиктов: "Контролируемые предприятия сохраняют лишь юридическую (формальную), но не хозяйственную самостоятельность, ибо, обладая большинством голосов на общих собраниях, контролирующее предприятие всецело подчиняет их своей воле" <**>. Таким образом, объединение может быть договорным, что подразумевает структурные изменения, а может осуществляться через контроль (в том числе через обладание акциями или долями в уставном капитале). В.Э. Герценберг и И.С. Перетерский отмечали, что "от слияния обществ надо отличать случай, когда одно акционерное общество приобретает акции другого общества; в этом случае оба общества продолжают свое самостоятельное существование" <***>.

<*> Жамен К., Лакур Л. Торговое право. М.: Международные отношения, 1993. С. 133 - 134.
<**> Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний. Пг., 1914. С. 5.
<***> Герценберг В.Э., Перетерский И.С. Обязательственное право. СПб., 1914. С. 33.

Поглощение подразумевает под собой объединение двух или нескольких юридических лиц, при котором сохраняется поглощающее юридическое лицо, к которому переходят активы и обязательства поглощаемых юридических лиц, при этом поглощаемые юридические лица либо прекращают свое существование, либо контролируются путем владения контрольным пакетом акций или долей капитала <*>. Например, получение контроля над акционерным обществом может быть достигнуто как путем приобретения контрольного пакета акций - 50 процентов + (акция, пакета акций, составляющего 75 процентов + 1 акция, или 100-процентного пакета акций поглощаемого акционерного общества), так и посредством проведения реорганизации юридического лица в форме слияния или присоединения. При этом законодательство содержит именно такое определение поглощения, которое подразумевает приобретение одним предприятием контрольного пакета акций другого <**>. В этом случае акционерное общество, чьи акции приобретаются, считается поглощенным. При этом поглощающее предприятие признается холдинговой компанией, а поглощаемое - ее дочерним предприятием.

<*> Global Mergers and Acquisitions // Rules and regulations regarding quoted companies, K.PMG Corporate Finance, Amsterdam, 1995.
<**> См.: п. 5.1 Временного положения "О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества", утвержденного Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392.

Основными нормативными актами, регулирующими сделки по слиянию и поглощению кредитных организаций, являются: часть I ГК РФ, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", Положение ЦБ РФ от 4 июня 2003 г. N 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения".

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон N 117-ФЗ) государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в том числе в случае приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации, а также при проведении реорганизации в форме слияния и присоединения. Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 117-ФЗ в случае, если размер уставного капитала финансовой организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, превышает размер, установленный Правительством РФ <*>, на совершение вышеуказанной сделки требуется предварительное согласие федерального антимонопольного органа. При этом в случаях слияния или присоединения финансовых организаций указанные требования исполняются, когда этим требованиям соответствует вновь образуемая в результате слияния или присоединения финансовая организация либо хотя бы один из участников указанного слияния или присоединения.

<*> В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 для кредитных организаций - 160 млн. руб.

В целях исполнения требований и ограничений, установленных антимонопольным законодательством, участники сделок по слиянию или поглощению кредитных учреждений должны соблюсти нижеследующие условия.

Для получения предварительного согласия на приобретение акций финансовой организации участники сделок должны представить в федеральный антимонопольный орган ходатайство о получении предварительного согласия, в том числе сведения и документы в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 2 ст. 17 Закона N 117-ФЗ. Порядок подачи ходатайств о согласовании приобретения акций (долей в уставном капитале) кредитной организации регламентирован разделом 3 Приказа МАП РФ от 22 июля 1997 г. N 100. Федеральный антимонопольный орган в течение тридцати дней должен принять решение о предварительном согласии на совершение сделки (срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней) или об отклонении ходатайства по основаниям, предусмотренным ст. 18 Закона N 117-ФЗ. Процедура получения согласия федерального антимонопольного органа на совершение сделок, связанных с приобретением акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, регламентирована положениями Приказа МАП РФ от 28 февраля 2001 г. N 210.

Пунктом 1 ст. 19 Закона N 117-ФЗ установлено, что в случаях, если размер уставного капитала финансовой организации, акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, не превышает размера, установленного Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194, финансовые организации обязаны уведомить федеральный антимонопольный орган о совершении сделки в течение тридцати дней после ее проведения. В случаях слияния или присоединения финансовых организаций, то есть проведения одной из форм реорганизации, указанные выше требования в отношении уставного капитала финансовых организаций исполняются, когда этим требованиям соответствует вновь образуемая в результате реорганизации финансовая организация либо один из участников слияния или присоединения. Перечень сведений и документов, которые должны быть направлены в федеральный антимонопольный орган, а также сроки согласования установлены ст. 19 Закона N 117-ФЗ.

Особо следует сказать об ответственности участников вышеуказанных сделок при нарушении требований антимонопольного законодательства. В случае нарушения положений Закона N 117-ФЗ и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг финансовые организации обязаны в соответствии с решениями и предписаниями федерального антимонопольного органа прекратить нарушение антимонопольного законодательства, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим лицом, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения антимонопольного законодательства, выполнить иные действия, предусмотренные решениями и предписаниями федерального антимонопольного органа.

Кроме того, в случае нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения. Согласно п. 1 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) непредставление ходатайств, уведомлений в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, если представление таких ходатайств и уведомлений является обязательным, представление ходатайств и уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством РФ о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 25 МРОТ, на должностных лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда - МРОТ, на юридических лиц - от 1000 до 5000 МРОТ.

Кроме ограничений и требований, установленных антимонопольным законодательством, участники сделок по слиянию или поглощению обязаны выполнить условия, установленные нормативными актами Банка России.

Согласно абз. 8 ст. 11 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) и п. 5.1 Инструкции ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (далее - Инструкция N 109-И) приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим либо группой юридических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 процентов акций (долей в уставном капитале) кредитной организации требует уведомления Банка России в течение тридцати календарных дней с момента указанного приобретения. Указанное уведомление должно быть составлено по форме приложения N 2 к Инструкции N 109-И. Если участнику (группе участников) кредитной организации принадлежит более 5 процентов акций (долей в уставном капитале) кредитной организации, Банк России должен быть уведомлен о любом последующем приобретении акций (долей в уставном капитале) той же кредитной организации.

В соответствии с абз. 8 ст. 11 Закона N 395-1 и п. 5.3 Инструкции N 109-И приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим лицом либо группой юридических лиц, связанных между собой соглашением или являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) кредитной организации должно быть предварительно согласовано с Банком России. Если участнику (группе участников) принадлежит более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) кредитной организации (лицу передано в доверительное управление более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) кредитной организации), предварительное согласие Банка России должно быть получено при любом последующем приобретении акций (долей в уставном капитале) той же кредитной организации <*>. Для проведения сделки по приобретению более 20 процентов акций кредитной организации юридическое лицо должно иметь устойчивое финансовое положение и осуществлять деятельность в течение не менее трех лет. При этом кредитная организация - приобретатель должна выполнять обязательные резервные требования Банка России (п. 5.4 Инструкции N 109-И). К ходатайству на проведение вышеуказанной сделки, направляемому в территориальное учреждение Банка России, должны быть приложены документы согласно перечню, предусмотренному п. 5.7 Инструкции N 109-И. Территориальное учреждение Банка России обязано рассмотреть полученное ходатайство и принять решение по нему в течение тридцати дней с момента получения необходимого пакета документов.

<*> В статье "Олег Дерипаска раскрылся перед банком", опубликованной в газете "Коммерсантъ" от 1 апреля 2005 г., автор некорректно истолковал положения письма ЦБ РФ от 29 марта 2005 г. N 48-Т "О применении ст. 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Ошибочность позиции автора заключается в следующем. По его словам, Банк России принял указание, "согласно которому покупка любого количества акций банков должна согласовываться с ЦБ". Однако в п. 6 письма ЦБ N 48-Т речь идет о необходимости предварительного согласования с Банком России любых приобретений акций (долей) кредитной организации группой лиц после направления ходатайства, предусмотренного главой 5 Инструкции ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И. Абзацем 2 п. 5.3 Инструкции N 109-И установлен единственный случай, когда согласие Банка России должно быть получено при любом последующем приобретении акций (долей) той же кредитной организации: если участнику принадлежит более 20 процентов акций (долей) кредитной организации (лицу передано в доверительное управление более 20 процентов акций (долей) кредитной организации). Таким образом, положения письма ЦБ РФ N 48-Т фактически повторяют положения ст. 11 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и главы 5 Инструкции N 109-И и не вносят изменений в действующий в настоящее время порядок согласования.

Следует отметить, что положения ст. 61 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) фактически повторяют положения ст. 11 Закона N 395-1 в части установления обязательного требования по получению предварительного согласия Банка России для приобретения более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) кредитной организации или направления уведомления для приобретения более 5 процентов. Абзацем 4 ст. 61 Закона N 86-ФЗ установлено, что Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации акционеров кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей в уставном каптале) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20 процентов акций кредитной организации <*>. Кроме того, Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей <**>.

<*> Требования к финансовому положению акционеров - участников кредитных организаций содержатся в главах 2, 5 Инструкции ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И.
<**> Порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций установлены Положением ЦБ РФ от 19 марта 2003 г. N 218-П.

Положениями ст. 11 Закона N 395-1 установлены случаи отказа Банком России в удовлетворении ходатайства на приобретение юридическим лицами более 20 процентов акций, а именно: при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций; нарушении антимонопольных правил; в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства. Необходимо отметить, что отказ Банка России в удовлетворении ходатайства должен быть мотивирован. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей в уставном капитале) кредитной организации считается разрешенным.

Участникам сделок - кредитным организациям необходимо помнить, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений и налагать санкции, а в случае неоднократного применения к кредитной организации указанных мер Банк России вправе принять решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций (ст. 20 Закона N 395-1).

При планировании сделок по участию в акционерном (уставном) капитале кредитной организации необходимо учитывать положения ст. 4 Закона N 395-1, согласно которой объединение кредитных организаций, не являющееся юридическим лицом, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой кредитной организации (или других кредитных организаций), признается банковской группой, а объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), не являющееся юридическим лицом, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций). Под существенным влиянием понимается возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица. Положения вышеуказанной статьи обязывают головную кредитную организацию банковской группы и головную организацию банковского холдинга уведомить Банк России об образовании банковской группы (банковского холдинга) в порядке, установленном Положением о порядке предоставления информации о банковских холдингах, утвержденным ЦБ РФ 19 сентября 2002 г. N 197-П.

В целях исключения возможности признания судом сделки недействительной по иску акционера (участника) или самого общества необходимо строго соблюсти порядок совершения указанных сделок, установленный действующим законодательством и внутренними нормативными документами общества. Участие в уставном капитале кредитной организации с "крупным капиталом" для приобретателя и/или продавца может стать крупной сделкой по смыслу ст. 79 Закона N 208-ФЗ или ст. 46 Закона N 14-ФЗ. Сделка, связанная с приобретением или отчуждением обществом имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, должна быть одобрена всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) единогласно. В случае если стоимость отчуждаемого имущества составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, решение о ее совершении принимается общим собранием акционеров квалифицированным большинством голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании. Сделки, связанные с приобретением или отчуждением обществом с ограниченной ответственностью имущества, стоимость которого составляет более 25 процентов стоимости имущества общества, должны быть одобрены общим собранием участников. В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) принятие решений о совершении крупных сделок, стоимость приобретаемого или отчуждаемого имущества по которым составляет от 25 до 50 процентов, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). В отличие от акционерных обществ уставом общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрено, что для совершения крупных сделок не требуется решения общего собрания участников общества и совета директоров (наблюдательного совета). Если планируемые сделки содержат признаки заинтересованности, решения об их совершении должны приниматься в соответствии с положениями главы XI Закона N 208-ФЗ и ст. 45 Закона N 14-ФЗ.

В соответствии со ст. 80 Закона N 208-ФЗ лицо, имеющее намерение самостоятельно или со своими аффилированными лицами приобрести 30 и более процентов размещенных обыкновенных акций акционерного общества с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более 1000, обязано не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 30 дней до даты приобретения акций направить обществу письменное сообщение о таком намерении. Указанное лицо в течение 30 дней с даты приобретения обязано предложить в письменной форме всем иным акционерам общества продать ему акции по рыночной цене, не ниже средневзвешенной цены за последние 6 месяцев, предшествующих дате приобретения 30 и более процентов обыкновенных размещенных акций акционерного общества. Уставом общества или решением общего собрания акционеров может быть предусмотрено освобождение приобретателя от этой обязанности. Любой акционер вправе принять предложение о приобретении у него акций не более 30 дней с даты его получения. В случае принятия акционером предложения о продаже соответствующие акции должны быть приобретены и оплачены не позднее 15 дней с даты принятия предложения о продаже (п. 4 ст. 80 Закона N 208-ФЗ). Правила ст. 80 Закона N 208-ФЗ распространяются на приобретение каждых 5 процентов размещенных обыкновенных акций свыше 30 процентов размещенных обыкновенных акций общества.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Закона N 208-ФЗ акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа акционерным обществом всех или части принадлежащих им акций, в том числе в случае реорганизации общества или совершения крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров, и если они голосовали против принятия решения о его реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам. Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций. Порядок и условия выкупа акций предусмотрены ст. 76, 77 Закона N 208-ФЗ. В целях наиболее эффективного планирования сделок по слиянию и поглощению следует обратить внимание на некоторые процедурные особенности проведения указанных сделок приобретателями, являющимися кредитными организациями и не относящимися к таковым.

В связи с тем что действующим законодательством установлены единые правила, регламентирующие порядок приобретения акций кредитных организаций, принадлежность поглощающего предприятия к кредитным учреждениям не имеет большого значения, так как соответствующие нормативные акты обычно уточняют перечень сведений и документов, которые должны быть представлены в уполномоченный государственный орган при проведении сделки, осуществляемой именно между кредитными организациями, и предусматривают лишь некоторые процедурные отличия. Во-первых, согласно положениям ст. 4 Закона N 395-1 кредитная организация, отвечающая признакам головной кредитной организации банковской группы, обязана уведомить Банк России об образовании банковской группы в порядке, установленном Банком России. Во-вторых, действующим законодательством предусмотрены отдельные требования, предъявляемые к учредителям - кредитным организациям, в том числе по критериям их финансового состояния (финансовой устойчивости) и показателей достаточности собственных средств (п. 2.2.1, 2.2.2 Инструкции N 109-И). Критерии определения финансового состояния кредитных организаций установлены указанием ЦБ РФ от 31 марта 2000 г. N 766-У, а методика определения собственных средств кредитных организаций установлена Положением о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций, утвержденным ЦБ РФ от 10 февраля 2003 г. N 215-П. В-третьих, особенности согласования приобретения более 20 процентов акций приобретателями - кредитными организациями предусмотрены абз. 2 п. 5.4 и п. 5.8.1 Инструкции N 109-И.

При проведении одной кредитной организацией "поглощения" другой, сопровождающегося проведением реорганизации участников сделки в форме слияния или присоединения, действующее законодательство предусматривает ряд льгот при регистрации вновь созданной организации (при проведении реорганизации в форме слияния) или внесении изменений в учредительные документы присоединяющей организации (при проведении реорганизации в форме присоединения). Например, согласно п. 1.3 Положения ЦБ РФ от 4 июня 2003 г. N 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения" (далее - Положение N 230-П) за рассмотрение вопроса о выдаче (замене) кредитной организации (вновь созданной кредитной организации при слиянии и присоединяющей при присоединении) лицензии на осуществление банковских операций лицензионный сбор не уплачивается.

В соответствии с п. 1.8 Положения N 230-П к вышеуказанной кредитной организации не предъявляются требования по минимальному размеру уставного капитала, установленные Банком России для вновь создаваемых кредитных организаций. При присоединении Банк России рассматривает вопрос о выдаче кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций с учетом имеющихся у реорганизуемых кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций. При этом у кредитной организации может быть сохранена лицензия (лицензии), на основании которой она осуществляла банковские операции до реорганизации.

Исходя из вышеизложенного, преимуществами проведения реорганизации кредитных организаций в форме слияния или присоединения являются: уменьшенный сбор за регистрацию вновь образованного кредитного учреждения, смягченные требования к величине уставного капитала, возможность продолжения операций по корреспондентским счетам сливающихся кредитных организаций (получение временного свидетельства о регистрации), получение вновь созданным кредитным учреждением лицензии на совершение операций в максимальном объеме из двух лицензий сливающихся банков. Недостатком проведения реорганизации в форме слияния и присоединения является возможность проведения территориальным учреждением Банка России внеплановых проверок для оценки финансового состояния реорганизуемых кредитных организаций. Следует отметить, что действующим законодательством, регулирующим деятельность банков и других кредитных организаций, не определен порядок использования результатов данной проверки и взаимодействия Банка России с проверяемыми кредитными учреждениями в случае возникновения разногласий по итогам внеплановой проверки.