Мудрый Юрист

Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике

Тарасенко Ольга Александровна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры предпринимательского права Московской государственной юридической академии.

Проблема обычаев делового оборота, применяемых в банковской практике, имеет в условиях современной России не только теоретическое, но и практическое значение. Осуществление банковской деятельности предполагает как соблюдение банковского законодательства, так и знание и использование обычаев делового оборота. Вместе с тем сегодня обычаи делового оборота в банковской практике недостаточно освещены в литературе. Отмечается, что "эта группа источников на современном этапе находится в стадии становления в силу молодости российской банковской практики" <1>. Действительно, в советском праве обычай делового оборота практически утратил значение источника права, однако с переходом к рыночной организации экономики роль применяемых обычаев вновь возросла.

<1> Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 36.

Банковское законодательство неоднократно упоминает о возможности использования обычаев делового оборота: ст. ст. 836, 848, 862, 863, 867, 874 и др. ГК РФ, п. 11 ст. 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <2>, п. 3.1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации <3>, п. 1.12 Инструкции ЦБ РФ "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" <4> и др.

<2> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
<3> Утверждено ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П // Вестник Банка России. 2002. N 74.
<4> Инструкция ЦБ РФ от 14 сентября 2006 г. N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" // Вестник Банка России. 2006. N 57.

Что же подразумевается под такими обычаями?

В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Обычаи делового оборота характеризуются следующим образом:

  1. обычай должен быть сложившимся, т.е. достаточно постоянным и определенным;
  2. обычай должен применяться широко, а не иметь узкоспециальный характер;
  3. сфера применения обычая ограничена предпринимательскими отношениями;
  4. обычай не должен быть предусмотрен законодательством;
  5. содержание обычая не должно противоречить нравственности <5>.
<5> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2002. С. 137.

Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.) <6>.

<6> Пункт 4 Постановления Пленума ВС РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Обычаи могут быть локальными, региональными, общенациональными, международными и т.п. Важно, что по своему назначению и природе они относятся к группе источников банковского права, применяемых в предпринимательской сфере.

Рассмотрим конкретные обычаи делового оборота в банковской практике.

Прежде всего хотелось бы отметить, что довольно широкий круг таких обычаев сложился в правоотношениях в области банковского вклада и банковского счета.

Согласно п. 2 ст. 838 ГК РФ банк вправе изменять размер процентов, выплачиваемых на вклады до востребования, если иное не предусмотрено договором банковского вклада; в случае уменьшения банком размера процентов новый их размер применяется ко вкладам, внесенным до сообщения вкладчикам об уменьшении процентов, по истечении месяца с момента соответствующего сообщения, если иное не предусмотрено договором. Как видно, здесь не установлены формы и способы такого сообщения. В соответствии с обычаями делового оборота в банковской системе одним из способов извещения клиентов является вывешивание банком сообщений на информационных стендах. Применение данного способа подвергалось сомнению, однако Конституционный Суд в Определении от 20 декабря 2001 г. N 264-О указал, что этот сложившийся обычай "не противоречит действующему законодательству и не затрагивает конституционных прав граждан-вкладчиков" <7>.

<7> Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2001 г. N 264-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ершовой Валентины Федоровны на нарушение ее конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 838 Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Еще один обычай делового оборота в банковской практике выработался в отношении документов, подтверждающих движение денежных средств по банковскому счету. Например, в соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. В этом случае, как отмечает Д.Г. Алексеева, исходя из обычаев в банковской практике подтверждающими документами будут выписки движения средств по счету, копии платежных и расчетных документов, подтверждающие зачисление на счет (списание со счета) определенной денежной суммы <8>.

<8> Алексеева Д.Г. Правовой режим счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации // Банковское право. 2006. N 4.

Некоторые обычаи делового оборота находят отражение в банковских правилах. К числу таковых можно отнести требование о предоставлении для целей открытия банковского счета информационного письма об учете в Статрегистре Росстата и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Несмотря на то, что порядок открытия банковского счета регламентируется федеральными законами и нормативными правовыми актами, банковские правила повсеместно предусматривают предоставление вышеназванных документов, что обусловлено необходимостью идентификации клиента и возможностью сравнения данных выписки с представленными клиентом документами.

Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике, зачастую становятся предметом судебного разбирательства, ведь суд не только может, но и обязан при обнаружении пробела в нормативном правовом акте, который не восполняется также и договором, применить обычаи делового оборота. Проиллюстрируем сказанное на примерах.

В арбитражный суд г. Москвы обратилось ФГУП "ФНПЦ "Прибор" с заявлением о признании недействительными решения МИФНС N 48 по г. Москве и требования в части начисления НДС и пени.

Из материалов дела следует, что заявитель производил в проверяемый период передачу векселей организациям-поставщикам в счет оплаты предстоящих поставок товаров. Заявитель для указанной цели использовал векселя третьих лиц - банков, а именно Сбербанка РФ и АКБ "Транскапиталбанк".

Векселя были приобретены заявителем у векселедателей на основании договоров купли-продажи векселей и актов приема-передачи векселей и также на основании актов приема-передачи векселей передавались поставщикам. По результатам выездной налоговой проверки ответчиком было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответчик считает, что оплату товаров финансовым векселем следует рассматривать как товарообменную операцию в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ, в связи с чем передача векселя третьего лица в качестве средства оплаты товаров (работ, услуг) в целях налогообложения по НДС признается реализацией на основании ст. 39 НК РФ.

Суд при принятии решения сделал вывод о том, что ответчиком неверно применены нормы налогового законодательства РФ и передача заявителем векселей третьих лиц в счет оплаты за поставляемые товары (специально приобретенных для использования в расчетах в качестве средства платежа) не является реализацией ценной бумаги, поскольку заявитель использовал векселя третьих лиц при расчетах с поставщиками товаров (работ, услуг) в форме оплаты за приобретенные товары (работы, услуги), в связи с чем указанные векселя выступали лишь в качестве средства платежа (расчетные средства).

Согласно ст. 862 ГК РФ юридические лица свободны в выборе формы расчетов, в том числе не указанных в законе, но применяемых в банковской практике в соответствии с обычаями делового оборота. Расчеты с использованием в качестве средства платежа векселей третьих лиц, в частности кредитных организаций, являются распространенной формой безналичных расчетов за приобретенные товары (работы, услуги), применяемой в банковской практике.

Пункт 2 ст. 172 НК РФ (в редакции 2003 г.) прямо предусматривает возможность использования в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) векселей третьих лиц и применения налогового вычета исходя из стоимости имущества (векселя), переданного в счет оплаты товаров (работ, услуг), в связи с чем факт оплаты товаров векселями третьих лиц не лишает заявителя возможности предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету согласно п. 2 ст. 172 НК РФ <9>.

<9> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2007 г. N 09АП-14989/2007-АК // СПС "КонсультантПлюс".

Еще один обычай в банковской практике - удержание банковских комиссий из средств, перечисляемых контрагенту, - изложен в решении Арбитражного суда г. Москвы от 22 апреля 2008 г. по делу N А40-6953/08-116-19. Как следует из материалов дела, суд не принял довод налоговой инспекции о том, что истцом не представлены документы, подтверждающие его право на незачисление выручки в размере 10 долларов США по внешнеторговому контракту. В обоснование своей позиции суд указал, что налоговым органом не принято во внимание, что в практике существуют обычаи делового оборота, которые и применяются сторонами при отсутствии явно выраженного соглашения сторон по тому или иному предмету. Взимание банковских комиссий при совершении международных расчетов является обычной банковской практикой, факт взимания данной комиссии отражен в представленном истцом SWIFT-сообщении. Удержание банковских комиссий из средств, перечисляемых контрагенту, также является обычной банковской практикой, если иное не следует из инструкций плательщика. Выписка истца, представленная в инспекцию, подтверждает поступление в пользу налогоплательщика стоимости экспортированного товара за минусом суммы комиссии в размере 10 долларов США. Исходя из изложенного, суд сделал вывод, что истцу не требуется представлять в налоговый орган отдельные документы, подтверждающие удержание банковской комиссии <10>.

<10> СПС "КонсультантПлюс".

Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике, включают и международные обычаи, сложившиеся в межбанковской практике. Особенно велико значение международных обычаев при проведении расчетных и гарантийных банковских операций. Сложившиеся в практической деятельности обычаи делового оборота подвергаются неофициальной кодификации в рамках Международной торговой палаты, результатом которой выступают сборники унифицированных правил и обычаев <11>. В качестве примера назовем Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993 г., Унифицированные правила для гарантий по требованию 1992 г.

<11> Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: генезис, природа, основные категории и институты: Монография. М.: Дело, 2004. С. 39.

Отметим, что за рубежом, особенно в странах англо-американской системы права, банковские обычаи играют важную роль и находят свое воплощение в кодексах банковской практики. Примером могут служить Кодекс добровольной банковской практики и Кодекс практики жилищного кредитования, которым добровольно следуют английские кредитные организации во взаимоотношениях с клиентами <12>. Совершенно очевидно, что в России удельный вес и значимость подобных документов невелики, так как к принятым в 2008 г. Кодексу этических принципов банковского дела и Кодексу ответственного потребительского кредитования присоединилось лишь около 20 кредитных организаций.

<12> Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Указ. соч. С. 36.

Исследуя обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике, необходимо упомянуть и о том, что в отдельных случаях упущение из виду действующих правовых норм ошибочно принимается за сложившийся обычай. Например, О. Беляева пишет: "...в ГК РФ (ст. 879, п. 2) не указан срок действительности чека. Долгое время банки придерживались традиционного 10-дневного срока для предъявления чека к оплате. Можно сказать, что этот срок превратился в своеобразный обычай делового оборота, возможность использования которого предусмотрена в ст. 5 ГК РФ. Действительно, этот срок не был зафиксирован в законодательстве, но повсеместно применялся в банковской практике..." На наш взгляд, указанный срок предъявления чека к оплате не может являться обычаем, ибо он установлен в п. 11 Постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 6 ноября 1929 г., в редакции от 25 октября 1986 г., "Об утверждении Положения о чеках", согласно которому чек должен быть предъявлен к оплате в течение десяти дней со дня его выдачи <13>.

<13> Применяется в части, не противоречащей ст. ст. 877 - 885 Гражданского кодекса РФ // СПС "КонсультантПлюс".

В заключение можно сделать вывод, что обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике, играют важную роль в качестве источника банковского права. Кредитным организациям знание обычаев делового оборота позволяет снизить риск возникновения юридической ответственности, финансовых убытков и репутационных потерь. В свою очередь, клиенты банка, сведущие в этой области, могут оптимизировать налогообложение, облегчить и ускорить свою работу как с кредитными организациями, так и с налоговыми органами.