Мудрый Юрист

Отчетный доклад председателя совета судей Российской Федерации сидоренко ю.и.

Уважаемые делегаты!

Уважаемые гости съезда!

На состоявшемся в 2004 году VI Всероссийском съезде судей в отчетном докладе Совета судей было отмечено: "В процессе судебной реформы проведена большая работа, в результате которой в России построена простая и понятная населению система судов, сформирован работоспособный судейский корпус, состоящий из наиболее квалифицированных юристов. В этих условиях необходимо планомерно решать вопросы дальнейшего развития и совершенствования судоустройства, судопроизводства, кадрового и финансового обеспечения судебной деятельности". Был обозначен вектор развития.

Основным документом, которым руководствовался в своей деятельности Совет судей, было Постановление VI Всероссийского съезда. В нем сформулированы основные задачи, которые необходимо решить органам судейского сообщества. Это:

На решение этих вопросов четыре года были направлены усилия Совета судей Российской Федерации.

Свою работу мы выполняли в тесном взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом.

Как правило, мы свое внимание сосредотачиваем на проблемах, которые необходимо решать. Считаем, что нет необходимости говорить о том, что уже сделано.

Суды рассматривают огромное количество дел, подавляющее большинство из них правильно и в срок.

В спорах граждан с органами власти в 70% дел суды решают в пользу граждан.

Судьи все это хорошо знают. Но этого мало - нужно, чтобы об этом знало общество.

На самом деле мы только и слышим: "судебная реформа так и не начиналась"; "судебная реформа провалилась"; "у нас в стране как не было независимого суда - так и нет" и т.п.

Раздаются упреки, что нет отдачи от вложенных в судебную систему средств.

Неужели нужно вернуться в 1996 год, когда в судах вывешивали объявления о том, что к исковым заявлениям нужно прикладывать конверты с марками, так как почта отказывалась принимать корреспонденцию суда из-за долгов?

На съезде вы уже услышали много цифр и еще услышите. Услышите серьезный анализ процессов, происходящих в судебной системе.

Хотелось бы, чтобы это услышали не только судьи. Мы ведь проводим съезды не для себя. Итоговые документы направляются в высшие органы государственной власти страны.

На съездах мы подводим итоги минувшего четырехлетия. Строительство сильной, независимой судебной власти - это трудный и долгий путь, и чтобы понять на каком отрезке этого пути мы находимся, полезно оглянуться назад, лет на 10 - 15.

Быстро мы движемся или медленно, это вопрос субъективной оценки.

Гораздо важнее определить, не было ли допущено крупных ошибок, что мешает продвигаться дальше и от кого зависит решение вопросов совершенствования правосудия. Неужели только от судей?

Правовой основой совершенствования и развития судебной системы явилась Концепция судебной реформы, одобренная российским парламентом в октябре 1991 г., провозгласившая в качестве приоритетного направления доступность правосудия, эффективную защиту прав и свобод человека.

Основные направления судебной реформы получили дальнейшее развитие в Конституции Российской Федерации, которая гарантировала каждому судебную защиту его прав и свобод, закрепила основные принципы осуществления правосудия: равенство всех перед законом и судом, независимость судей, состязательность и равноправие сторон.

В Конституции также было закреплено построение судебной системы Российской Федерации на основе трех самостоятельных ветвей судебной власти.

Были определены и формы осуществления судебной власти: посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В сравнительно короткий период времени был создан Конституционный Суд Российской Федерации.

Возрождены суды присяжных и мировая юстиция.

Образована четырехзвенная система арбитражных судов, включающая в себя апелляционные и кассационные суды.

В 16 субъектах Российской Федерации функционируют конституционные и уставные суды.

На федеральном и региональном уровнях сформированы и активно действуют органы судейского сообщества.

Создан Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, судьи получили контроль над бюджетом.

Существенно изменилось положение российского судьи, которому Конституцией гарантированы неприкосновенность и несменяемость; на законодательном уровне установлены гарантии материального и социального обеспечения, соответствующие высокому статусу.

Важным шагом на пути укрепления самостоятельности и независимости судебной власти явились утвержденные Правительством Российской Федерации Федеральные целевые программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 гг. и на 2007 - 2011 гг., благодаря которым существенно улучшилось материально-техническое обеспечение федеральных судов.

Создана уникальная Государственная автоматизированная система "Правосудие", объединяющая в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции и систему Судебного департамента.

Получило широкое распространение повсеместное внедрение в деятельность арбитражных судов электронного обеспечения правосудия. Начата публикация в Интернете судебных актов, принимаемых судами.

Только за 2007 год судами общей юрисдикции рассмотрено по первой инстанции свыше 9 млн. гражданских дел, около 2 млн. уголовных дел и более 5,5 млн. дел об административных правонарушениях, арбитражными судами рассмотрено свыше 1,3 млн. дел по экономическим спорам, а Конституционным Судом рассмотрено 971 обращение. Предварительные итоги работы за 2008 год свидетельствуют о росте количества дел, рассмотренных судами, при этом подавляющее их число рассматривается в установленные сроки и в соответствии с законом.

Эти несомненно положительные результаты судебной реформы достигнуты совместными усилиями Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства и судейского сообщества.

Тем не менее в обществе сложилось стойкое убеждение, что права и свободы защищены недостаточно, что независимого суда в России нет.

А мы считаем независимость главным достижением судебной реформы.

Независимость судьи является основополагающим принципом и правом граждан любого государства. Независимость жизненно важна для доверия к судебной системе.

Судейская независимость является не личной привилегией судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.

Независимость суда - дело обычая, привычки, чтобы эти обычаи сформировались, нужно время и поддержка не только судей, но и общества. Путь к независимости тернист и долог.

Независимость - это не земля обетованная, до которой можно доплыть и успокоиться, ее (независимость) нужно постоянно отстаивать, и не только судам и органам судейского сообщества, но и каждому судье.

Непременным условием для эффективного правосудия является законодательное обеспечение судебной деятельности.

Частое изменение законодательства, отсутствие межотраслевой и внутренней согласованности правовых норм приводят к дестабилизации судебной деятельности и правоприменительной практики. Достаточно сказать, что в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, введенный в действие с 1 июля 2002 г., внесены сотни изменений и дополнений девяносто тремя федеральными законами, в Гражданский кодекс поправки вносились тридцать девять раз, в Уголовный кодекс - пятьдесят шесть раз, в Налоговый кодекс - сто шестьдесят раз.

В то же время не были приняты законы о судах общей юрисдикции, о Верховном Суде Российской Федерации, об административных судах, кодекс административного судопроизводства. Несмотря на то что на всех уровнях была поддержана идея о создании ювенальных судов для судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, она осталась нереализованной. До сего времени суды общей юрисдикции вынуждены руководствоваться Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР" 1981 года, который безнадежно устарел и находится в противоречии с действующим законодательством. Такое положение не позволяет завершить формирование в России судебной системы, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 118 Конституции РФ об осуществлении судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Отсутствие надлежащего законодательного регулирования является зачастую причиной нарушения сроков рассмотрения дел, но всю ответственность возлагают на суды, а законодатели как будто ни при чем.

Совет судей активно участвует в законотворческой деятельности.

За четыре года мы подготовили в порядке законодательной инициативы 9 законопроектов и дали заключение по 71 законопроекту.

Действенной мерой, направленной на ускорение судопроизводства и повышение тем самым эффективности и качества правосудия, является внедрение и развитие альтернативных способов разрешения споров, в том числе примирительных процедур и посредничества (медиации). В условиях действующего правового регулирования только Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации указывает на посредничество как на способ урегулирования экономических споров (ст. ст. 135, 138). Однако для широкого внедрения этих процедур в правоприменительную практику этого явно недостаточно. Между тем в Государственной Думе в стадии первого чтения находится законопроект "О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)", который следовало бы рассмотреть в первоочередном порядке.

На необходимость введения досудебных и примирительных процедур разрешения гражданских дел и административных споров обращалось внимание в Постановлении VI Всероссийского съезда судей. К сожалению, эффективных мер в этом направлении принято не было.

За отчетный период проведено 8 пленарных заседаний Совета судей Российской Федерации, 24 заседания Президиума, 2 семинара-совещания председателей советов судей субъектов Российской Федерации, 2 семинара-совещания председателей советов и руководителей управлений (отделов) Судебного департамента в Приволжском федеральном округе (г. Нижний Новгород) и Сибирском федеральном округе (г. Иркутск).

Вынесено 182 постановления Совета и Президиума (на 32% больше, чем за предыдущий период) по актуальным вопросам совершенствования судебной системы и судопроизводства, укрепления статуса судей, организационного и кадрового обеспечения судебной деятельности, соблюдения судьями законов и норм Кодекса судейской этики, информационной открытости правосудия.

Вот некоторые из рассмотренных вопросов.

Совет судей рассмотрел 29 апреля 2005 г. вопрос "О задачах органов судейского сообщества в связи с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы) и планом действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2005 году". В Постановлении по данному вопросу Совет судей указал на недопустимость включения в проект программы ряда положений, которые не согласуются с конституционными нормами о полномочиях судов, законодательством о судебной системе и статусе судей в Российской Федерации, и обратил внимание органов законодательной и исполнительной власти на необходимость направлять проекты нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы судебной системы, в высшие органы судебной власти и Совет судей Российской Федерации.

30 ноября 2006 г. по итогам обсуждения предложений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по внесению изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового статуса судей Совет судей направил постановление по данному вопросу Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. В результате предложения, которые существенно затрагивали гарантии независимости судей, по существу означавшие новую радикальную судебную реформу, не были поддержаны.

27 апреля 2006 г. Совет судей рассмотрел вопрос "О ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы, задачах по ее выполнению в 2006 году и основных направлениях разрабатываемой концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы". Предложения Совета судей были учтены при утверждении Программы.

В сфере внимания Совета судей Российской Федерации постоянно находились вопросы мировой юстиции, обсуждались недостатки в законодательном регулировании статуса судей и их деятельности, вырабатывались меры по совершенствованию правового регулирования порядка назначения и деятельности мировых судей.

Так, в Постановлении от 29 апреля 2005 г. N 131 "О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации" обращено внимание Генерального прокурора Российской Федерации на необходимость обеспечения прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства в процессе регионального нормотворчества по вопросу регулирования деятельности мировых судей в Российской Федерации. Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано совместно с органами судейского сообщества, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и другими заинтересованными органами разработать и принять региональные целевые программы развития мировой юстиции; привести нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о мировых судьях в соответствие с федеральным законодательством; предлагалось принять дополнительные меры к обеспечению необходимой штатной численностью аппаратов мировых судей, предусмотрев введение должностей помощников мировых судей, к созданию компьютерных автоматизированных рабочих мест и обеспечению бюджетного финансирования подготовки и повышения квалификации мировых судей. Во многих субъектах Российской Федерации эти рекомендации были реализованы.

Признавая важность информационной открытости судов для достижения высокого уровня гласности и открытости правосудия, повышения правовой культуры общества, Совет судей много внимания уделял этому вопросу.

Так, 29 апреля 2005 г. Советом судей рассмотрен вопрос о мерах по реализации Концепции информационной политики судебной системы, принятой им 16 ноября 2001 г.

Совместно с Судебным департаментом разработаны и утверждены Методические рекомендации по формированию и размещению информации о деятельности судов общей юрисдикции в глобальной сети общего пользования Интернет на официальном интернет-сайте суда, которые до принятия федерального закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации призваны способствовать ознакомлению широкого круга граждан с правилами судопроизводства и содержанием принимаемых судебных актов.

9 - 10 июня 2008 г. в рамках совещания-семинара председателей советов судей субъектов Российской Федерации обсуждался вопрос об электронном правосудии в арбитражных судах, о внедрении информационных технологий в деятельность судов, об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности и использовании для этих целей интернет-сайтов судов на примере практики арбитражных судов.

В центре внимания Совета судей были также вопросы укрепления статуса судей и работников аппаратов судов. В частности, Советом судей и Президиумом Совета судей рассматривались вопросы о:

В работе органов судейского сообщества особое место занимали вопросы морально-этического характера в судебной деятельности и внесудебного поведении судей.

30 ноября 2006 г. Совет судей рассмотрел вопрос "О практике применения Кодекса судейской этики", обсудил вопросы обобщения и анализа практики применения Кодекса судейской этики в субъектах Российской Федерации и дал конкретные рекомендации о формах и методах реализации его норм. Результаты анализа ежегодно доводились до судейского сообщества на семинарах председателей Советов судей субъектов Российской Федерации. По вопросам судейской этики были проведены научно-практические конференции в ряде субъектов Российской Федерации.

Советом судей совместно с Судебным департаментом 27 апреля 2006 г. были разработаны и утверждены Правила поведения работников аппарата суда, которые рекомендованы к руководству.

Об аппарате судов и Судебного департамента нужно сказать особо.

Фундаментальные изменения законодательства, введение новых институтов судопроизводства, реформирование судебной системы России повлекли за собой существенное повышение требований к профессиональной подготовке и уровню образования работников аппаратов судов и органов Судебного департамента. Однако объем решаемых задач и служебная нагрузка не соответствуют уровню их материального обеспечения.

Федеральным законом от 10 января 1996 г. "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" установлено, что уровень оплаты труда работников аппаратов судов и Судебного департамента не может быть ниже уровня оплаты труда работников органов законодательной, исполнительной власти. В настоящее время данные положения Федерального закона не выполняются. Оплата труда работников аппаратов в три и более раза ниже. У работников из числа обслуживающего персонала - ниже установленного прожиточного минимума. Уровень материального обеспечения работников аппаратов достиг критически низкой отметки, вследствие чего резко возрос отток квалифицированных кадров из судебной системы.

Без квалифицированного персонала невозможно повышать уровень правосудия. Это уже не частный вопрос, а государственная проблема, которую несколько лет Совет судей и Судебный департамент пытаются решить.

Мы по этому вопросу обращались в Правительство, дважды обращались к Президенту страны, но пока безрезультатно. Новому составу Совета придется заниматься этой проблемой.

Внимание к людям всегда должно быть одним из основных направлений деятельности Совета судей. Для того чтобы отмечать наиболее отличившихся работников судебной системы Российской Федерации, системы Судебного департамента, Совет судей учредил наградной знак Совета судей Российской Федерации "За служение правосудию", а также медаль Совета судей и Судебного департамента "За безупречную службу".

Многие члены Совета наряду с основной работой добросовестно выполняют дополнительные общественные обязанности и вносят большой вклад в совершенствование судебной системы. К сожалению, ограниченное время не позволяет упомянуть всех, но несколько фамилий следует назвать. Это - Демидов Владимир Венидиктович, Аверин Михаил Григорьевич, Майкова Людмила Николаевна, Волосатых Римма Евгеньевна, Андреева Татьяна Константиновна, Лысякова Нина Павловна. Мы можем сказать им большое спасибо за их вклад в развитие правосудия.

Президентом Российской Федерации определены следующие приоритетные направления дальнейшего совершенствования судебной системы: повышение качества функционирования судебной системы, укрепление ее независимости, обеспечение разумных сроков рассмотрения дел в судах, безусловное исполнение судебных решений, улучшение подготовки и переподготовки судей и кандидатов в судьи, создание системы возмещения гражданам и юридическим лицам вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство и исполнение судебных решений в разумные сроки.

Видимо, на этих направлениях нужно сосредоточить внимание новому составу Совета судей. Желаем в этом удачи.

Спасибо за внимание.