Мудрый Юрист

О критериях результативности взаимодействия органов местного самоуправления и казачьих обществ

Соклаков А.Ю., кандидат исторических наук.

Шишова Ж.А., кандидат юридических наук.

Современное казачество все активнее заявляет о себе в разных регионах Российской Федерации. В частности, результаты проведенного в июне 2008 г. Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте РФ исследования показали, что казаки - наиболее активная часть населения России, желающая нести государственную и муниципальную службу. При этом они отдают предпочтение охране общественного порядка (42,9%), военно-патриотическому воспитанию призывников и вневойсковой подготовке членов казачьих обществ (41,9%), охране государственной границы (37,1%), а также поставке сельхозпродукции для федеральных и региональных нужд (15,2%). В решении вопросов местного значения активность казаков проявляется в стремлении возродить казачье самоуправление. Более трети опрошенных (35,6%) считают необходимым совершенствовать нормативно-правовую базу по привлечению казаков к государственной и муниципальной службе.

Изучение авторами научных исследований и аналитических материалов, разработанных в некоторых субъектах России, показало, что на местах прослеживается положительная тенденция развития правовой базы по вопросам организации деятельности казачьих обществ. Эта тенденция прослеживается преимущественно в регионах с компактным проживанием казаков. В этих субъектах Российской Федерации успешно реализуются меры по обеспечению правовой и организационной основы государственной и муниципальной службы казачества. В перечень данных мер входят:

  1. Разработка и реализация региональной и муниципальной правовой базы, содержащей: программные мероприятия по становлению и развитию государственной службы казачества; практические аспекты привлечения казаков на службу; принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с казачьими обществами; основы деятельности муниципальных казачьих дружин и отрядов содействия милиции; меры социальной защиты членов казачьих обществ, несущих государственную и муниципальную службу и др.
  2. Формирование структур, наделенных полномочиями по организации службы казачества (комитеты, отделы, координационные советы и др.).
  3. Разработка порядка финансирования государственной и муниципальной службы казачества, а также механизма мониторинга за деятельностью казачьих обществ по несению государственной и муниципальной службы.

Изучение нормативных правовых актов показало, что государство еще в полной мере не определилось с перспективными видами и формами службы казаков (см. табл. 1).

Таблица 1

Виды и формы службы современного казачества

N п/п
  Основные положения
Концепции
государственной
политики по отношению
к казачеству
(одобрены
Постановлением
Правительства
Российской Федерации
N 355 от 22.04.1994)
Положение о     
привлечении членов
казачьих обществ к
государственной и
иной службе
(Указ Президента
Российской Федерации
N 563 от 16.04.1996)
    Федеральный закон
"О государственной
службе российского
казачества" N 154-ФЗ
от 05.12.2005
1    
                           Военная служба                          
1.1  
Служба в ВС РФ       
Военная служба в    
порядке,
установленном
федеральным
законодательством
Военная служба в ВС РФ, 
других войсках,
воинских (специальных)
формированиях и органах
в соответствии с
федеральным
законодательством (как
правило, в частях,
которым присвоены
традиционные казачьи
наименования)
1.2  
Содействие              
государственным органам
в организации и ведении
воинского учета членов
казачьих обществ,
организации
военно-патриотического
воспитания призывников,
их подготовки к военной
службе и вневойсковой
подготовки членов
казачьих обществ во
время их пребывания в
запасе
2    
                        Пограничная служба                         
2.1  
Служба по охране     
Государственной
границы
Охрана              
Государственной
границы Российской
Федерации в составе
общественных
формирований
Военная служба в        
пограничных органах.
Участие в охране
Государственной
границы РФ
3    
                         Таможенная служба                         
3.1  
Таможенная служба    
Участие в           
таможенной охране в
составе таможенных
органов Российской
Федерации
4    
                     Правоохранительная служба                     
4.1  
Служба в оперативных 
частях внутренних
войск МВД
Военная служба во       
внутренних войсках МВД,
правоохранительная
служба осуществляется
в соответствии с
действующим
законодательством
4.2  
Служба по охране     
общественного
порядка
Охрана              
общественного
порядка
Участие в охране        
общественного порядка
4.3  
Охрана объектов,    
находящихся в
государственной и
муниципальной
собственности
4.4  
Охрана объектов     
обеспечения
жизнедеятельности
населения
4.5  
Охранная служба по   
сопровождению грузов
и объектов
государственного и
важного
народнохозяйственного
значения
Сопровождение       
грузов
5    
     Спасательная служба, гражданская и территориальная оборона    
5.1  
Участие в           
мероприятиях,
связанных с
ликвидацией
последствий
стихийных бедствий,
и оказание помощи
пострадавшим
Участие в мероприятиях  
по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций и ликвидации
последствий стихийных
бедствий, по
гражданской и
территориальной обороне
6    
              Природоохранная и противопожарная служба             
6.1  
Егерская и иная      
природоохранная
служба
Участие в егерской, 
природоохранной и
экологической
службе, а также
контроль за
использованием и
охраной земель
Участие в               
природоохранных
мероприятиях
6.2  
Охрана лесов от     
пожаров и защита их
от вредителей и
болезней
Участие в обеспечении   
экологической и
пожарной безопасности
7    
                Экономические (хозяйственные) службы               
7.1  
Производство и      
поставка
сельскохозяйственной
продукции, сырья
и продовольствия
для нужд ВС РФ и
других войск
7.2  
Производство,       
закупка и поставка
сельскохозяйственной
продукции, сырья
и продовольствия
для федеральных и
региональных нужд
8    
                         Иная служба                               
8.1  
Иные традиционные    
для казачества виды
государственной
службы
Иная деятельность на    
основе договоров
(соглашений) казачьих
обществ с органами
военного управления,
федеральными органами
исполнительной власти
и (или) их
территориальными
органами, органами
исполнительной власти
субъектов Российской
Федерации и органами
местного самоуправления
муниципальных
образований в
соответствии с
законодательством
Российской Федерации
8.2  
Участие в борьбе с      
терроризмом
8.3  
Привлечение к несению   
муниципальной службы в
соответствии с
федеральным
законодательством
Всего
8                    
12                  
11                      

Проведенные исследования показали, что активность казачьих обществ проявляется в охране общественного порядка и в осуществлении в различных формах военно-патриотического воспитания молодежи. Другие же направления деятельности казачьих обществ по несению государственной и муниципальной службы в ряде регионов нуждаются в дальнейшем развитии.

Казачьи общества осуществляют также и иные виды деятельности, среди которых следует выделить мероприятия по профилактике и борьбе с наркоманией, работу по благоустройству и озеленению территории, использованию и защите особо охраняемых природных территорий, созданию условий для массового отдыха жителей и организации обустройства мест массового отдыха населения. Имеются и случаи создания добровольных казачьих дружин по охране общественного порядка, действующих на безвозмездной основе, а также волонтерских казачьих движений по уборке мусора и другие формирования. В некоторых субъектах Российской Федерации (Ростовская и Волгоградская области) уже накоплен позитивный опыт совместной деятельности муниципальных казачьих дружин с органами правопорядка.

В рамках осуществления совместной деятельности органов местного самоуправления с казачьими обществами особую актуальность и значимость приобретает разработка и внедрение методики измерения результатов совместной деятельности органов местного самоуправления и казачьих обществ, что, на наш взгляд, может способствовать совершенствованию оценки текущей ситуации в муниципальном образовании, распределению полномочий и ответственности между ними, выработке более эффективных управленческих решений и достижению результатов по реализации вопросов местного значения.

Оценка результативности совместной деятельности между органами местного самоуправления и казачьими обществами может предполагать:

Система индикаторов взаимодействия между органами местного самоуправления и казачьими обществами представляет собой совокупность индикаторов, включающих основные показатели, раскрывающие существенные параметры их взаимодействия, совместной деятельности, т.е. те условия, факторы, а также результаты, которые отражают наиболее общую картину реализации взаимодействия органов местного самоуправления и казачьих обществ, их совместной деятельности, осуществляемой в целях достижения конечных результатов местного самоуправления.

Использование предлагаемых базовых индикаторов результативности взаимодействия не может отменить возможность использования более широкой системы показателей, применяемых в отечественной практике.

По основным направлениям индикаторы результативности взаимодействия органов местного самоуправления и казачьих обществ делятся на экономические и социальные.

Для выявления показателей взаимодействия между органами местного самоуправления и казачьими обществами необходимо выделить виды их совместной деятельности, к которым авторы отнесли следующие:

  1. охрану общественного порядка;
  2. охрану экологии, земельных ресурсов, охотничьих угодий, лесов, рыбоохрану;
  3. охрану объектов муниципальной собственности, сопровождение грузов;
  4. патриотическое воспитание детей и молодежи;
  5. ликвидацию последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшим;
  6. профилактику и борьбу с наркоманией;
  7. создание условий для массового отдыха жителей и организацию обустройства мест массового отдыха населения, включая организацию совместных культурных, спортивных и иных мероприятий в рамках проводимых государственных и религиозных праздников, исторических событий и других мероприятий.

Соответственно, для обеспечения участия населения в самостоятельном решении местных вопросов необходимыми условиями и одновременно критериями результативности взаимодействия могут являться:

  1. повышение доверия граждан к деятельности органов местного самоуправления;
  2. создание необходимых условий для привлечения казачьих обществ к несению муниципальной службы, включая меры социальной защиты казаков и др.;
  3. разработка механизмов для передачи части полномочий органов местного самоуправления казачьим обществам.

Показателями результативности взаимодействия органов местного самоуправления и казачьих обществ могут являться:

Показателями результативности взаимодействия органов местного самоуправления и казачьих обществ по обеспечению потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах могут являться:

Показателями результативности взаимодействия органов местного самоуправления и казачьих обществ в рамках обеспечения социально-экономического развития территории муниципального образования могут служить:

Следующим критерием эффективности реализации местного самоуправления может стать уровень охраны общественного порядка, отражающий состояние общественного порядка. Показателями результативности взаимодействия в данном случае будут являться:

Одним из критериев эффективности реализации местного самоуправления следует также считать качество управления муниципальной собственностью, степень ее защиты и охраны, который разработан с целью обеспечения сохранности муниципального имущества. Показателями результативности взаимодействия органов местного самоуправления и казачьих обществ в данном случае могут служить:

Как показывает анализ региональных программ государственной поддержки казачьих обществ, в субъектах РФ в рамках реализации программ активизировался процесс по внедрению способов оценки деятельности казачьих обществ путем проведения мониторинга эффективности выполнения обязательств по несению государственной и муниципальной службы членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также мониторинга эффективности работы казачьих обществ по патриотическому воспитанию и образованию молодежи, развитию традиционной культуры казачества.

Одним из основных факторов эффективности реализации местного самоуправления принято считать развитие институтов гражданского общества, что возможно при обеспечении прозрачности деятельности органов местного самоуправления, казачьих обществ, предотвращении конфликта интересов, развитии независимых попечительских советов. Этому может способствовать развитие механизмов независимой общественной экспертизы и государственно-общественных консультаций на ранних стадиях подготовки и принятия решений, в том числе путем:

Следует также обратить внимание на то, что, вовлекая казачество в решение вопросов местного значения, органы местного самоуправления должны оценивать как имеющиеся положительные стороны, так и возможные негативные аспекты данных правовых отношений. При этом органы местного самоуправления, осуществляя мероприятия по возрождению российского казачества и привлечению казаков к несению государственной и муниципальной службы, должны: