Мудрый Юрист

Отчетный доклад высшей квалификационной коллегии судей

Уважаемые делегаты и гости Всероссийского съезда судей!

Сегодня мы собрались в седьмой раз, чтобы подвести итоги прошедшего и наметить пути совершенствования в будущем.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации говорит о своей работе четвертый раз за 15 лет, на которые выпало проведение судебной реформы новой России в целях создания независимого и беспристрастного правосудия.

Независимость судебной власти сегодня гарантируется государством и закреплена в Конституции страны, "реформирование" которой, как отмечено Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г., "недопустимо. Российская Конституция эффективна. Она работает. Ее базовые положения должны на многие годы вперед оставаться незыблемыми".

Обеспечивать реализацию этого государственно-конституционного принципа призваны в том числе квалификационные коллегии судей, созданные как органы судейского сообщества.

Высшая квалификационная коллегия судей, которая сегодня отчитывается перед вами, впервые сформирована в порядке, количестве и по нормам представительства, установленным Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации": 18 судей, 10 представителей общественности и один представитель Президента России. Однако с момента формирования ее состав не оставался неизменным и по объективным причинам сменились семь представителей общественности и четверо судей.

Совет Федерации Федерального Собрания и Совет судей Российской Федерации в каждом таком случае и в максимально короткие сроки назначал и избирал новых своих представителей. Но таких же достойных и авторитетных, действительно представляющих все регионы Российской Федерации.

Следует отметить, что введение в состав коллегии представителей общественности - лиц, которые не наделены государственно-властными полномочиями, является одной из гарантий самостоятельности и независимости самой квалификационной коллегии, фактором, повышающим авторитет коллегии как органа судейского сообщества, работающего под общественным контролем. Положительным следует признать и то, что окончание срока их полномочий не совпадает со временем формирования новой коллегии. И они продолжат работать в обновленной коллегии, используя ранее накопленный опыт.

Активная позиция Совета Федерации и Совета судей по этому важному вопросу, эффективность его решения укрепляют убежденность в том, что существующий порядок формирования квалификационной коллегии судей оптимален, не нуждается в какой-либо правке, поскольку базируется на принципе независимости судебной власти и органов судейского сообщества, обеспечивает учет общественных интересов, способствует выполнению стоящих перед коллегиями задач и принятию ими законных и обоснованных решений.

Определяя статус квалификационных коллегий судей, Федеральный закон наделяет их широкими полномочиями в части отбора кандидатов на судейские должности, оценки профессиональной деятельности судей и руководителей судов, наложения взысканий.

Главным было и остается - отбор кандидатов в условиях растущих требований профессионально-делового и морально-нравственного характера с тем, чтобы государство, общество в конечном итоге получило профессиональных и объективных, беспристрастных и справедливых судей.

За отчетный период Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации рассмотрела 2376 заявлений претендентов о даче рекомендаций на судейские должности, рекомендовала 1599 из них, или 67%.

За те же четыре года квалификационные коллегии судей субъектов рассмотрели 32207 заявлений претендентов, рекомендовали 21368, то есть 66% от их общего числа.

В целом это в два раза больше, чем за предыдущие четыре года.

Однако не все измеряется в цифрах.

На отчетный период работы Высшей квалификационной коллегии судей пришлась необходимость впервые применить нормы Закона о прекращении полномочий судей и руководителей судов, достигших предельного возраста - 65 лет. Это было время создания системы арбитражных апелляционных судов. Этот напряженный период совпал с истечением срока полномочий большинства председателей и заместителей председателей судов и, как следствие, с необходимостью замещения открывшихся вакансий.

На наш взгляд, возникнет еще большая напряженность, когда у руководителей судов истечет второй, и по действующему Закону - последний, или, как говорят, крайний, срок полномочий. Можно предположить, что это оставит многие суды без опытных, авторитетных и состоявшихся руководителей.

Так, может быть, не стоит ждать возникновения проблемы, а своевременно снять такое законодательное ограничение.

И нужен ли вообще шестилетний срок полномочий, причем единый как для руководителей районных, так и для руководителей высших судов.

Стоит сразу оговорить, что речь не идет о том, чтобы председатель, заместитель председателя суда оставались в должности бесконтрольно долго.

Законодательно введенная обязательная аттестация в зависимости от уровня судов - один раз в два, четыре года, шесть лет - позволит проверить, соответствует ли руководитель занимаемой должности. Если нет, за ним сохраняются полномочия судьи. Подчеркнем, четко определенные в законе критерии аттестации должны быть в основе решения квалификационной коллегии судей.

Обращаясь к теме назначения судей, следует отметить, что по общему правилу судья первый раз получает полномочия на три года. Этот срок, по существу, является испытательным. Представляется, что если судья его выдержал и никем не поставлен вопрос о прекращении его полномочий в связи с истечением этого срока, он прошел тщательную, всестороннюю и объективную аттестацию, то он сохраняет свои полномочия.

Кто-то может возразить, что это предложение подрывает идею конкурсного отбора. С этим нельзя согласиться. Конкурс при первичном назначении на должность, равно как при занятии любой другой судейской должности, сохраняется. Но в данном случае судья остается в той же должности и в том же суде. В конкурсе на замещение этой должности он уже победил три года назад. И речь идет не о переназначении, а о подтверждении права на замещение уже занимаемой им должности.

Необходимо гарантировать судье - только от результатов и качества работы в течение трех лет будет зависеть его дальнейшая судьба. В итоге судья, доказавший право осуществлять правосудие, уже ставший членом судейского корпуса, получает и право быть зависимым только от Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Это в конечном счете будет в большей мере соответствовать и конституционному принципу несменяемости судей как гарантии их независимости.

Анализ действующего законодательства позволяет заметить необходимость модернизации некоторых его элементов.

Например, какой судья продолжает осуществлять полномочия после истечения их срока?

Статья 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" дает на это ответ: продолжает осуществлять правосудие тот судья, который дальше работать не желает - он не обратился в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о назначении на должность, а также тот судья, которому квалификационная коллегия судей отказала в рекомендации.

При формальном прочтении Закона права на продолжение осуществления полномочий не имеет тот судья, который перед истечением срока полномочий обратился с заявлением в квалификационную коллегию судей и был своевременно рекомендован, но решение о назначении его на должность до истечения срока полномочий не состоялось.

Не пора ли устранить указанное недоразумение законодательным путем.

Квалификационные экзамены становятся первой ступенью к должности судьи для тех, кто обладает прочными знаниями, и высоким барьером для тех, кто их не имеет.

И хотя по информации экзаменационной комиссии при ВККС за период после VI съезда улучшилось качество знаний будущих претендентов на судейские должности, остается немало тех, кто нуждается в пополнении юридического багажа, а каждый двадцатый экзаменуемый демонстрирует полную непригодность к судейской работе.

Профессионализм судьи - это сложный сплав знаний, мышления, культуры, нравственности и особой психологии.

Именно поэтому необходимо как системное улучшение проверки знаний претендентов за счет приближения содержания экзаменов к практике правоприменения без потери теоретической составляющей, так и внедрение в послеэкзаменационный процесс средств и методов анализа личности претендентов. При этом должен быть разработан и регламентирован организационно-правовой механизм такого анализа, установлены не только правила, но и гарантии, которые бы исключали субъективизм в принятии кадровых решений.

Анализ выявил показательную тенденцию. В отчетном периоде ежегодно увеличивалась доля нерекомендованных претендентов от общего числа участников конкурса. Если в 2005 году таких было 24%, то в 2008 - уже 35%. В частности, Высшая квалификационная коллегия судей не нашла возможным рекомендовать в четыре раза больше претендентов, чем за предыдущее четырехлетие.

Занять судейское место спешат и те, кто для этого не имеет оснований. Доказательством этого является то, что в связи с несоответствием предъявляемым законом требованиям коллегии судей отказали в даче рекомендаций 1162 претендентам.

Известно, что за всю историю ВККС не было ни одного рабочего заседания без проведения квалификационной аттестации судей на предмет присвоения квалификационных классов. За отчетный период Высшая квалификационная коллегия присвоила очередные квалификационные классы 2290 судьям и руководителям судов, а квалификационные коллегии субъектов Российской Федерации - 22297 судьям.

Казалось бы, все идет как надо. Но это впечатление скрывает проблему.

Думается, вы разделите мнение о том, что сама по себе аттестация и присвоение очередного класса нередко воспринимаются судьями как само собой разумеющееся. Срок пребывания в предыдущем классе закончился, а где последующий, а когда будет высший?

Представляется, не допустить девальвацию профессиональной аттестации судей, преодолеть излишний формализм в этом вопросе может такая оценка качества работы судьи, как оставление в прежнем квалификационном классе. За отчетный период таких "отказников" набралось 439.

А может быть, настало время коренным образом пересмотреть подходы к решению стоящих перед квалификационными коллегиями задач.

Речь идет об обязательной аттестации судьи по истечении установленного законом времени, когда рассмотрению подлежит не представление председателя суда и в определенных случаях заявление самого судьи - "присвойте мне очередной класс", а проверка, какому квалификационному классу судья на момент аттестации соответствует. И такая аттестация должна стать стимулом к постоянному росту профессионального мастерства.

Итог: нужен федеральный закон о квалификационной аттестации судей и руководителей судов.

За истекшие четыре года решениями Высшей квалификационной коллегии судей принята отставка 434 судей и руководителей судов. Иными квалификационными коллегиями судей вынесено 4340 аналогичных решений.

И наоборот, в 478 случаях с согласия квалификационных коллегий судей пребывающие в отставке судьи привлекались председателями судов к работе по осуществлению правосудия на срок до одного года, причем иногда и неоднократно.

В соответствии с действующим законодательством в 33 случаях полномочия судей приостанавливались решениями квалификационных коллегий либо до принятия решения по существу вопроса при рассмотрении материала о дисциплинарной ответственности или привлечения к уголовной ответственности, либо в связи с участием судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной или исполнительной власти.

Ежегодно росло количество военных судей, обращавшихся с заявлениями о продлении им срока военной службы. Положительные заключения даны 354 судьям. Отметим, что в предыдущее четырехлетие таких желающих было в четыре раза меньше. 110 судьям даны заключения о возможности утверждения их членами президиумов областных и равных им судов.

В соответствии со ст. 15 Закона о статусе судей прекращена отставка 274 судей - в три раза больше, чем за предыдущий период.

Наиболее распространенным основанием принятия таких решений являлось несоблюдение пребывающими в отставке судьями запрета на занятие деятельностью, несовместимой со статусом судьи.

Быстрый и, пожалуй, неожиданный эффект дало Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2008 г., решившее вопрос о том, вправе ли юрист быть одновременно и судьей в отставке, и адвокатом. Правовая определенность в этом вопросе привела таких судей к необходимости обращения с заявлениями о прекращении их отставки - видимо, работа адвокатом дает больше, чем обеспечение судей в отставке.

Отставка судей прекращалась и по иным основаниям.

Грубые или систематические нарушения процессуальных норм и судейской этики в период исполнения полномочий судьи становились основаниями для принятия таких решений, которые служат пониманию того, что отставка судьи не есть способ уйти от ответственности и остаться безнаказанным.

За отчетный период по соответствующим представлениям прекращены полномочия 42 руководителей судов с оставлением их в должности судьи. В 17 случаях председатели, заместители председателей судов сами обращались с заявлениями о прекращении полномочий с оставлением их в должности судьи.

Рассматривая представления и обращения о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации за четыре года досрочно прекратили полномочия 279 судей и руководителей судов, наложили дисциплинарное взыскание в виде предупреждения в отношении 1219 судей. Высшей квалификационной коллегией судей принято таких решений соответственно 7 и 9. Одно представление оставлено без удовлетворения в связи с недоказанностью совершения судьей дисциплинарного проступка.

Показательно, что в последние годы не снижается число случаев привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Ежегодно около 70 судей совершают настолько грубые или систематические нарушения закона, что теряют право носить высокое звание судьи. Примерно на 300 судей в год налагается дисциплинарное взыскание в виде предупреждения.

Однако было бы неправильным признать это минимально допустимыми погрешностями судебной системы и судейского сообщества.

Видимо, следует подумать о том, чтобы если не ликвидировать, то снизить число таких фактов. Этому должен служить и более тщательный отбор претендентов на судейские должности с использованием современных методов и средств, и активизация работы советов судей и их комиссий по этике, и повседневная требовательность руководителей по соблюдению законодательной и трудовой дисциплины, норм этики и надлежащего поведения.

Может быть, следуя опыту ряда других стран, включить в арсенал средств воздействия такие меры, как замечание, предшествующее предупреждению, и выговор как меру, предшествующую досрочному прекращению полномочий. Такое дополнение позволило бы более точно соотнести тяжесть проступка с мерой ответственности и тем самым добиться большего превентивного эффекта.

Не менее важным является вопрос о процедуре голосования при досрочном прекращения полномочий судьи за ненадлежащее поведение.

Обсуждая при принятии Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей регламентные нормы, касающиеся голосования членов квалификационной коллегии судей, Высшая квалификационная коллегия судей исходила прежде всего из требований Закона о том, что голосование и принятие решения проводятся в отсутствие судьи, приглашенных и иных лиц, в том числе в отсутствие должностного лица, внесшего представление. Голосование членов коллегии тайно друг от друга, бюллетенями или иным способом, напротив, не требует, чтобы члены коллегии на момент этой процедуры оставались наедине сами с собой.

Учитывалось и то, что члены квалификационных коллегий избираются тайным голосованием, в состав коллегии входят представители общественности, представитель Президента Российской Федерации, судьи разных систем, они независимы от каких-либо органов и должностных лиц, действуют на основе свободного, беспристрастного и справедливого рассмотрения вопросов.

Конституционный Суд Российской Федерации признал необходимым при принятии решения по этому вопросу проведение голосования членов квалификационной коллегии судей втайне друг от друга, что, по его мнению, не позволит использовать председателями судов процедуру прекращения полномочий для незаконного воздействия как на членов квалификационной коллегии судей, так и на судью, с тем чтобы поставить судей в зависимое и подчиненное положение при осуществлении правосудия.

Из этих посылок и следует исходить при принятии закона, обеспечивающего выполнение этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации: если никто из членов коллегии не заявил о незаконном воздействии на него внесшего представление председателя суда, и сам судья - об оказанном на него председателем суда давлении с целью вмешательства в судебную деятельность, действует общепринятый порядок голосования.

Стремлением к справедливости, точности и обоснованности оценок действий судей была продиктована позиция квалификационных коллегий в тех случаях, когда они принимали решения об отказе в удовлетворении представлений и обращений о привлечении к дисциплинарной ответственности 445 судей.

Квалификационными коллегиями судей 115 раз рассматривались заявления о пересмотре ранее принятых решений по вновь открывшимся обстоятельствам. В 63 случаях в пересмотре решений отказано, в 47 случаях решения отменены и в 5 - изменены. Заметим, что в последние четыре года количество лиц, требующих пересмотра решений, постепенно уменьшалось.

С сожалением приходится констатировать: ежегодно увеличивается количество решений о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судей. К примеру, если в 2005 году их было 11, то в 2007 - уже 22, а за весь межсъездовский период квалификационные коллегии судей дали согласие на возбуждение уголовных дел в отношении 64 лиц, занимавших судейские должности, отказав в удовлетворении аналогичных представлений в девяти случаях.

Этот вопрос не оставил в стороне и Высшую квалификационную коллегию судей, которая дала согласие Генеральному прокурору Российской Федерации на возбуждение уголовного дела в отношении одного из заместителей председателя окружного военного суда, а затем и на заключение его под стражу.

Особо необходимо сказать о следующем.

В июле 2007 г. полномочия по осуществлению уголовного преследования судей переданы от Генерального прокурора к его первому заместителю - Председателю Следственного комитета. На наш взгляд, данное изменение компетенции произошло вопреки содержащемуся в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" запрету на издание законов и иных нормативных правовых актов, умаляющих независимость судей и снижающих статус судьи. Изменение установленных ранее гарантий статуса судей и снижение при этом их уровня по сравнению с ранее достигнутым привело Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации к необходимости 17 ноября 2008 г. обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, который ранее неоднократно отстаивал правовую позицию о недопустимости снижения уровня гарантий статуса судей.

Высшая квалификационная коллегия судей единственная из всех коллегий наделена полномочиями представлять судей к государственным наградам. За отчетный период, в том числе с учетом мнения других органов судейского сообщества, принято 88 решений о представлении к награждению представителей судейского корпуса орденами и медалями и 140 - о присвоении почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации".

Отдельно следует сказать о работе с обращениями граждан и организаций, которая носит характер непрерывного цикла, причем с каждым годом все более объемного.

Так, за минувшие 4 года в Высшую квалификационную коллегию судей поступило 34110 обращений граждан и организаций, а в коллегии субъектов - 99196, или на треть больше, чем за тот же период.

Понятно, что это не столько следствие недочетов в работе судебной системы, сколько расширение объема судебной компетенции и свидетельство возросшего авторитета органов судейского сообщества.

Значительное число обращений является непрофильным для компетенции квалификационных коллегий судей, поскольку содержит несогласие с принятыми судебными актами. Много также обращений, не основанных на конкретных фактах, анонимных. При этом все чаще недобросовестные представители сторон используют различные механизмы оговора судей, пользуясь объективной невозможностью проверки сведений на предмет их достоверности.

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации самостоятельны, Высшей коллегии не подчиняются и перед ней не отчитываются. Однако мы не существуем в отрыве друг от друга. Высшая квалификационная коллегия судей, благодаря устоявшейся традиции и формам работы, стала своеобразным методологическим центром, систематически знакомилась с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивала сообщения их председателей, давала рекомендации, направленные на совершенствование деятельности. Было проведено пять семинаров-совещаний с председателями квалификационных коллегий судей практически всех субъектов России.

Необходимо заметить, что квалификационные коллегии судей решают весьма сложные вопросы. Они требуют не только наличия определенных знаний, но и приобретения опыта. Поэтому улучшить работу помогло бы увеличение срока полномочий квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации до четырех лет - как это оптимально установлено для Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Вместе с тем считаем по меньшей мере неуместными суждения о том, чтобы наделить Высшую квалификационную коллегию статусом кассации (или статусом надзорного органа по пересмотру принятых иными коллегиями решений).

Полагаем, что принятое 22 марта 2007 г. новое Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, как более систематизированное и учитывающее изменения законодательства, должно способствовать принятию квалификационными коллегиями судей законных и обоснованных решений.

Если говорить о стабильности решений, принятых Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации, то за четыре года 58 судей эти решения оспаривали в Верховном Суде Российской Федерации. Одно решение было отменено с направлением материала о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи на новое рассмотрение в связи с тем, что коллегия не смогла убедить суд о надлежащем уведомлении судьи о времени и месте рассмотрения внесенного Генеральным прокурором представления.

В целях оптимизации работы между квалификационными коллегиями осуществляется значительный документооборот. В прошлом году разработаны и утверждены новые формы представления статистики, компьютерные трафареты и программа обработки данных. Это позволило ускорить анализ результатов работы, снизить затраты сил и средств, появилась возможность создания электронного архива данных.

Судебной системой и судейским сообществом принимаются меры по дальнейшему улучшению информирования граждан о своей деятельности. И мы не остались в этом вопросе в стороне. Ежеквартально выпускается официальное издание - "Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации".

Понимая важность открытости, взаимодействия с гражданским обществом, создано единое информационное пространство квалификационных коллегий судей в виде комплекса сайтов, зарегистрированных на интернет-портале ВККС. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы наполнить это пространство Интернета объективным содержанием.

Квалификационную коллегию судей называют иногда судом над судьями. На самом деле коллегия - это организационно оформленная идея товарищества в судейском сообществе, выполняющая важные государственные функции. Вспомним крылатую фразу Гоголя: "Нет уз святее товарищества". Именно на основе понимания товарищества как честного и справедливого, принципиального и взыскательного отношения к коллеге, товарищу мы подходили все эти годы к решению разной сложности задач и вопросов.

Насколько нам это удалось, судить вам, уважаемые коллеги, товарищи.