Мудрый Юрист

О некоторых особенностях предмета преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ

Проанализировав нормы уголовного и бюджетного законодательства, автор статьи выделил особенности предмета нецелевого расходования бюджетных средств.

Как известно, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 285.1, которая установила уголовную ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств. Несмотря на относительно недолгий период существования соответствующей уголовно-правовой нормы (ст. 285.1 УК РФ), практика ее применения выявила немало изъянов в ее законодательном определении, одним из которых является недостаточно точное определение предмета нецелевого расходования бюджетных средств.

В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 285.1 УК РФ обязательным признаком нецелевого расходования бюджетных средств является предмет преступления - бюджетные средства в крупном (ч. 1 ст. 285.1 УК РФ) либо особо крупном (ч. 2 ст. 285.1 УК РФ) размере. Бюджетное законодательство не содержит определения бюджетных средств. Однако это определение можно вывести из законодательно определенных понятий "бюджет" и "расходы бюджета". Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, а расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Исходя из этого, бюджетные средства можно определить как выплачиваемые из бюджета денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

  1. Бюджетные ассигнования (ст. 69 БК РФ), к которым относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
  2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (ст. 78 БК РФ).
  3. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности (ст. 79 БК РФ) либо юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст. 80 БК РФ). Бюджетные кредиты (ст. 93.2 БК РФ).
  4. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 129 БК РФ), из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 135 БК РФ), из местных бюджетов (ст. 142 БК РФ).

В большинстве научных публикаций, учебников по уголовному праву и комментариев к Уголовному кодексу РФ содержится общее указание о том, что предметом преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, являются бюджетные средства <1>, из чего можно сделать вывод, что форма их предоставления не имеет уголовно-правового значения. Однако систематическое толкование уголовного закона и анализ бюджетного законодательства позволяют утверждать обратное, а именно: форма предоставления бюджетных средств имеет самое непосредственное уголовно-правовое значение для решения вопроса о наличии предмета преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ.

<1> См., например: Бойко Н.Н. Уголовно-правовые аспекты ответственности бюджетных учреждений за нецелевое использование бюджетных средств // Российский следователь. 2007. N 10; Офицерова А.В. Реформа российского уголовного законодательства: реалии и ожидаемые последствия (на примере статьи 285.1 УК РФ) // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: Сборник научных трудов / Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. Саратов: Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2004. С. 274; Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2008. С. 1003. Особого мнения о предмете нецелевого расходования бюджетных средств придерживается Т.Е. Лешина, которая считает, что в качестве такового выступает "бюджетная система государства" (см.: Лешина Т.Е. Предмет преступного посягательства нецелевого расходования бюджетных средств // Финансовое право. 2005. N 10). Нетрудно заметить, что подобные представления о предмете преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, не согласуются с общепринятым пониманием предмета преступления как вещи материального мира, в отношении которой или по поводу которой совершается преступление.

Во-первых, сопоставление ст. 285.1 УК РФ с ч. 2 ст. 176 УК РФ приводит к выводу, что предметом нецелевого расходования бюджетных средств не являются бюджетные средства, предоставленные в форме бюджетного кредита <2>. Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетного кредита наступает по ч. 2 ст. 176 УК РФ, что исключает соответствующие бюджетные средства (предоставленные в форме бюджетного кредита) из предмета преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ. Игнорирование этого обстоятельства способно привести к квалификационным ошибкам, подобно той, которую допускает Н.Н. Бойко, считающий, что нецелевое использование бюджетного кредита выступает в качестве разновидности нецелевого расходования бюджетных средств, квалифицируемого по ст. 285.1 УК РФ <3>.

<2> См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб., 2007. С. 351; Попов С.В. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств // Российский судья. 2006. N 11.
<3> См.: Бойко Н.Н. Уголовно-правовые аспекты ответственности бюджетных учреждений за нецелевое использование бюджетных средств // Российский следователь. 2007. N 10.

Во-вторых, уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств может наступать только при условии, что таковые (бюджетные средства) имеют целевой характер, т.е. выделены получателю бюджетных средств с указанием цели их использования. Между тем бюджетному законодательству и практике бюджетных отношений известны такие формы бюджетных средств, которые не имеют целевого характера. Речь идет о дотациях - межбюджетных трансфертах, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (ст. 6 БК РФ), например дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (ст. 131 БК РФ), дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (ст. 137 БК РФ). Учитывая, что бюджетные средства в виде дотаций не являются целевыми, т.е. предоставляются получателям бюджетных средств без установления конкретных направлений и (или) условий их использования, нецелевое расходование таких бюджетных средств представляется вряд ли возможным.

Наконец, в-третьих, необходимо учитывать, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, может являться только должностное лицо получателя бюджетных средств, а значит, бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, например, в виде субсидий (ст. 78 БК РФ) либо юридическим лицам в виде бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ), быть предметом рассматриваемого преступления не могут.

Согласно диспозиции ч. 1 ст. 285.1 УК РФ преступным и уголовно наказуемым является не любое нецелевое расходование бюджетных средств, а "совершенное в крупном размере". Квалифицированным видом этого преступления (п. "б" ч. 2 ст. 285.1 УК РФ) является то же деяние, "совершенное в особо крупном размере". При этом согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

В уголовно-правовой литературе справедливо обращается внимание на некоторую непоследовательность законодателя, который в диспозиции ч. ч. 1 и 2 ст. 285.1 УК РФ признал крупный (особо крупный) размер признаком общественно опасного деяния ("расходование бюджетных средств... совершенное в крупном размере", "то же деяние, совершенное в особо крупном размере"), а в примечании к ст. 285.1 УК РФ указал, что крупный (особо крупный) размер - это определенная сумма бюджетных средств, т.е. признак предмета преступления <4>. Очевидно, что крупный (особо крупный) размер не может характеризовать объективную сторону нецелевого расходования бюджетных средств, в связи с чем его необходимо считать стоимостным, количественным критерием предмета этого преступления <5>.

<4> См.: Попов С.В. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств // Российский судья. 2006. N 11.
<5> Такого же мнения придерживаются и другие специалисты. См., например: Бойков Д.А. Нецелевое расходование бюджетных средств: криминологический и уголовно-правовой аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 75; Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / М.П. Журавлев, А.В. Наумов и др. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 592.

Таким образом, с учетом сделанных уточнений предмет преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, можно определить как имеющие целевой характер бюджетные средства в крупном (ч. 1 ст. 285.1 УК РФ) либо в особо крупном (ч. 2 ст. 285.1 УК РФ) размерах, за исключением тех, которые предоставлены в форме бюджетного кредита либо выделены юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.