Мудрый Юрист

Прямые и обратные связи в тюремном управлении в контексте кибернетического моделирования (1879 - 1917 гг.)

Алексеев В.И., доцент кафедры теории и истории государства и права Института государства и права Тюменского государственного университета, кандидат исторических наук.

Система управления в кибернетическом моделировании, являясь совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, становится системообразующим признаком пенитенциарной политики.

The system of management in cybernetic modeling, being an aggregate of interconnected and interacting elements becomes a strategic feature of penitentiary policy <*>.

<*> Alekseev V.I. Direct and inverse connections in prison management in the context of cybernetic modeling (1879 - 1917).

Взаимодействие понимается как совместное или согласованное движение двух или большего числа субъектов и осознаваемых ими целей <1>. Следовательно, в тюремном управлении система элементов, включающихся в ее структуру, и их взаимосвязь имеют методологическое значение. В прямых вертикальных связях норма права, обладая прямыми связями, преимущественно властного характера при реализации уголовного наказания, направлена к органам, исполняющим наказания. В нормах права содержится информация об условиях реализации изложенных в них функций карательно-воспитательного характера. Кроме того, информация из ГТУ определяет пути эффективного исполнения управленческих решений.

<1> Томин В.Т. Проблемы оптимизации среды функционирования органов внутренних дел. Горький, 1978. С. 17.

Специфика прямых вертикальных связей обладает возможностью волевым путем влиять на среду функционирования и "по отношению к системе объектов, влияющих на получение результатов" <2>. Так, например, Устав о содержащихся под стражей устанавливает тюремный режим: о приеме и размещении арестантов с правилами размещения заключенных (ст. 142 Уст. сод. страж.) <3>, о раздельном содержании различных категорий арестантов (ст. 144 Уст. сод. страж.), соблюдении правил гигиены (ст. 165 - 174 Уст. сод. страж.) <4>.

<2> См.: Там же. С. 12.
<3> См.: Свод уставов и учреждений о содержащихся под стражею. СПб., 1890. С. 33.
<4> См.: Там же. С. 36 - 38.

Циркулярным распоряжением ГТУ от 1 сентября 1909 г. N 44 было дано указание по предупреждению случаев нападения арестантов на служащих состава тюремной администрации и своевременное заковывание опасных преступников в кандалы <5>. Назначение прямых связей от субъекта управления к объекту предназначено для устранения противоречий внутри пенитенциарной системы. Лишь при устранении противоречий между декларируемой нормой права и практикой ее реализации можно достичь устойчивых результатов в исполнении наказания, когда информационные потоки от одного элемента - субъекта управления - к другому в иерархии управления достигают цели. Прямые связи, обладая системообразующей связью в функциональном аспекте, характеризуют уголовно-пенитенциарную систему как динамично развивающуюся, способную к устранению возникающих противоречий на различных уровнях иерархии управления.

<5> Цир. ГТУ. 1909. N 44.

Управление местами лишения свободы как элемент пенитенциарной политики есть приоритетное направление и юридически закреплено законом. Как системообразующий признак пенитенциарной политики в законодательстве выделяются все виды управления и они называются центральными и местными органами тюремного управления. Чтобы получить адекватное представление о системе специфического государственного управления, необходимо иметь представление о связях, существующих между субъектом управления и объектом управляющего воздействия. Таким образом, с прямыми вертикальными связями в тюремном управлении тесно связаны обратные связи.

Анализ управления местами лишения свободы показывает, что прямые вертикальные связи обладают обязательными административными требованиями. Взаимосвязь исторического и логического в исследовании закономерностей специфического государственного управления в прежней практике выявила тенденцию доминирования использования возможностей административного регулирования исполнения наказания. Однако в пенитенциарной политике со второй половины XIX столетия становится возможным обеспечение условий гуманизации исполнения наказания. По существу, речь идет о теоретико-методологическом понимании обеспечения исправления арестантов, роли и места в нем обратных связей в оптимизации тюремного управления.

Исследование управления как специфической сферы в процессе исполнения наказания затрагивает большой комплекс проблем, составляющих объект исследования. На одну из них С.А. Капитонов обратил особое внимание. "Коль скоро объект любого управления является системой по определению, то самыми значимыми качествами субъекта управления будут не его полномочия по оказанию влияния на объект, а его возможности по установлению системности" <6>. Такая позиция автора проясняет перспективу вообще всякого исследования, тем более системного объекта. В ней заложена основа методологических подходов к выявлению системности объекта и его взаимосвязи с субъектом управления.

<6> Капитонов С.В. Правообеспечительная функция милиции. СПб., 2004. С. 90.

Обратная связь специфического государственного управления "представляет собой не что иное, как одно из проявлений высшего типа причинно-следственной связи взаимозависимости или взаимодействия, в котором каждый элемент структуры и все процессы выступают и как причина, и как следствие" <7>. "В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества взаимодействия, инициативы снизу, восприятия прямых связей, их результативности и др." <8>. "Без наличия обратных связей процесс управления был бы невозможен" <9>. Это касается в том числе реформативной стороны управленческих решений. Так, на этапе модернизации уголовно-пенитенциарного законодательства во второй половине XIX столетия радикально меняется лестница наказаний, так как прогрессивная система исполнения оказалась неубедительной, а ссылка имела чрезвычайный, репрессивный характер.

<7> Бокарев В.А. Кибернетика и военное дело. Философский очерк. М.: Воениздат, 1969. С. 84.
<8> Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Омега-Л, 2004. С. 146.
<9> Афанасьев В.Г. Мир живого. Системность, эволюция и управление. М., 1986. С. 234.

В историографии российской пенитенциарной политики в исследованиях большое место занимает литература по характеристике долгосрочного наказания: ссылка на каторгу и поселение. Достаточно подробно осуществляется анализ правосознания каторжан исследователями С.В. Максимовым, Н.Д. Ядринцевым <10>. Каждый из авторов дает свое видение исполнения уголовного наказания. Прежняя система отбытия наказания, по их общему мнению, с элементами возмездия, телесными наказаниями, тяжелыми арестантскими работами создавала условия критического восприятия пенитенциарной политики государства. Бегство из ссылки было массовым.

<10> См.: Максимов С.В. Сибирь и каторга: В 3 ч. Ч. III. СПб., 1900; Ядринцев Н.Д. Русская община в тюрьме и ссылке. СПб., 1872.

В связи с изложенным, очевидным приоритетным направлением по преобразованию тюремной системы стало формирование новой типологической структуры исправительных наказаний. Разумеется, речь идет о соотношении между краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными наказаниями, т.е. размещение арестантов по степени их вины, большая или меньшая продолжительность пребывания в исправительном учреждении легли в основу пенитенциарной политики государства. Установленная структура наказаний и исправительных учреждений классифицируется по степеням. Вследствие этого исправительные учреждения классифицируются для арестантов, не подвергнутых еще испытанию, для несовершеннолетних, для женщин, исправительные дома, тюрьмы для тяжких преступников и тюрьмы для исправимых.

Осуществление тюремных преобразований стало возможным благодаря разработке различного рода статистических данных о состоянии тюремной системы. Сведения, доставленные губернскими администрациями, о тюрьмах в империи были сгруппированы в особой книге "Материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России" (1865 г.). Таким образом, преобразование тюремной части неизбежно диктуется условиями изучения обратных связей.

Ретроспективный анализ соответствия нормообразования, как в вертикальной плоскости, так и в горизонтальной, становится фундаментом для коррекции концепции пенитенциарной политики, отражает целесообразность введения новых элементов системы тюремного управления, значимость субъектных отношений. Вводятся новые институты права, которые определяют юридическую конструкцию "срочности" наказаний. По существу, в этом состоит принцип "юридического" приоритета на этапе преобразования исправительных учреждений. Причем приоритетным направлением в пенитенциарной политике является краткосрочное заключение до одного года.

Своеобразие применения карательных мер в соответствии с Законом 11 декабря 1879 г. состоит в том, что в нем нет места телесным наказаниям. Наказание перестает быть синонимом зла бесцельного по отношению к осужденному. Для суда преступник теперь правоспособный субъект, а авторитет судебного разбирательства становится приоритетным направлением в пенитенциарной политике. Изменения в пенитенциарной политике стали фактом российской истории, в основе которых лежат процессуальные отношения в российском законодательстве. Они стали разнообразнее. Прошлый опыт в судебной сфере из-за медлительности рассмотрения дел, обязывания судов следовать букве закона снижал уровень доверия к проводимой пенитенциарной политике.

Характер обратных связей с местами лишения свободы был различным. Относительно исполнения наказания обратная связь выражается в форме отчетов, проводимых инспекцией в местах лишения свободы, других неформальных отношений представителей руководящих органов управления с непосредственными функционерами, организаторами пенитенциарно-педагогической деятельности в местах лишения свободы. Они дают возможность узнать об управляемой системе в центральном органе управления.

С передачей тюремной системы под юрисдикцию Министерства юстиции тюремная деятельность определенным образом перестраивается в соответствии с новыми условиями и новыми требованиями, становится динамичной. Другими словами, в местах лишения свободы реализация права предусматривает необходимый перечень карательно-воспитательных мероприятий (режим, труд, воспитание). Свойством динамичности обладает система тюремного управления, так как она является развивающейся и изменяющейся, в которой количественные соотношения прямых и обратных связей создают условия для принятия управленческих решений.

В целях профилактики мер предупреждения преступности в местах лишения свободы особенность специально-предупредительной деятельности состояла в координации действий между различными видами правоохранительных органов: суда, прокуратуры, тюремной инспекции, управления полиции, комитета попечительского о тюрьмах. Деловое сотрудничество и партнерство между ними создавали атмосферу доверия в интересах правильного применения закона, обеспечение условий для исполнения наказаний.

Типичные, на наш взгляд, меры принимаются в изучении тюремной системы и изменения управления в 60 - 70-х годах XIX столетия. По обратным связям с местами заключения можно судить о состоянии системы в целом, ее управляемости, в связи с предстоящими тюремными преобразованиями. Общественное мнение как канал обратной связи стояло на стороне правосудия, обеспечении справедливости при вынесении судебного приговора.

В новых исторических условиях реформирования российской тюремной системы, гуманизации исполнения наказания известная самостоятельность суда, являясь элементом пенитенциарной политики государства, стремится к справедливости судебного решения. Суд определяет вид наказания, меры пенитенциарного воздействия. Индивидуализация наказания преступника является приоритетным направлением в пенитенциарной политике. Отличие прошлой практики назначения наказания состояло в том, что "суд был негласным, а наказания, наоборот, исполнялись в обстановке широкой публичности" <11>. Так, например, реформаторы при модернизации тюремной системы, а затем в Законе от 11 декабря 1879 г. записали норму права, в которой законодатель определил самостоятельность суду при определении срока предварительного одиночного заключения при назначении исправительного дома. Осуждение в гласном заседании суда, часто в форме суда присяжных, представляет для нормального гражданина тяжкое нравственное страдание <12>, что создает предпосылки для общего предупреждения преступности.

<11> Люблинский П.И. Очерки уголовного суда и наказания в современной Англии. СПб., 1911. С. 513.
<12> См.: Там же.

Суд в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления, личности преступника - индивидуально каждому избирает вид уголовного преступления, срок наказания. Он тем самым классифицирует осужденных в зависимости от назначенного им режима исполнения наказания, к которым в период отбывания наказания должны применяться одинаковые правоограничения <13>.

<13> См.: Перков И.М. Соотношение материальных и процессуальных норм исправительно-трудового права в теории и практике исполнения уголовных наказаний: Учебное пособие. М., 1980. С. 39.

Инспекция ГТУ, как элемент управляющей компоненты, осуществляет контроль за исполнением наказания. Следовательно, инспектирование мест лишения свободы одновременно является важнейшим элементом системы управления и в ГТУ рассматривалось как канал обратной связи с исправительными учреждениями. Так, инспекцией ГТУ в Радомской и Келецкой тюрьмах в 1909 г. было установлено: содержание арестантов осуществлялось с нарушением принципа их классификации <14>; нарушением тюремного режима, связанного с перепиской <15>, назначением свиданий арестантов с родственниками <16>. ГТУ через соответствующие делопроизводства, календарь контроля и проверки исполнения собственных постановлений осуществляет функции учета, своевременно принимает меры по обеспечению эффективности функционирования системы.

<14> ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 4832. Л. 24.
<15> ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 5432. Л. 5.
<16> ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 2056. Л. 71.

Главное тюремное управление в порядке обратной связи получало информацию в виде отчетов о деятельности губернской тюремной инспекции. В отчете Екатеринославского губернского инспектора формулируется просьба об увеличении денежного оклада надзирателей ввиду крайнего вздорожания цен на предметы первой необходимости <17>. Сообщается о нарушении тюремного режима в Тобольской каторжной тюрьме N 1. Арестанты содержатся в общих камерах (одиночных келий нет), а потому условия содержания арестантов, требуемые новым Уложением 1903 г., не выполняются <18>. Следует отметить, что автор отчета о содержании арестантов не только сообщает о недостатках их размещения, в нем содержится и предложение о необходимости введения одиночного заключения и выделения на это финансовых средств.

<17> ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 2935. Л. 120.
<18> ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 6080. Л. 70.

Обратная связь представляет собой связь и взаимозависимость между объектом управляющим и объектом управляемым. Отсюда следует, что обратная связь выступает основным принципом управления, при котором осуществляется обратное воздействие изменений, происходящих в тюремной системе, на причины, их вызывающие. Применительно к деятельности органов, исполняющих наказания, причинно-следственная связь элементов системы означает обеспечение надлежащей организации, поддержание взаимодействия всех структурных подразделений управляющей компоненты. Знание в ГТУ о надежности взаимодействия с управляемыми объектами показывает как уровень информационной деятельности, так и ее содержание. "К предмету аналитической работы, - пишет И.В. Брызгалова, - относятся: различная информация, поступающая из подразделений УИС; статистическая отчетность информационных центров; информация других правоохранительных органов, органов государственной власти и др." <19>.

<19> Брызгалова И.В. Аналитическая работа в деятельности ФСИН России: Теоретический аспект // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: Проблемы формирования и реализации: В 2 ч. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. Ч. II. С. 134.

Главная инспекция ГТУ через установленную вертикаль власти осуществляет контроль за однообразным исполнением закона в местах лишения свободы, следит за тем, чтобы между различными видами лишения свободы были установлены правильные соотношения, при которых они действительно серьезно отличались бы по внутреннему своему устройству соответственно преследуемым ими задачам. Именно взаимосвязь элемента управления по руководству строительством новых тюрем с элементами надзора в исправительных учреждениях в соответствии с Общей инструкцией 1915 г. потенциально обусловила способность системы менять свое качество при изменении одного из элементов.

Объективно взаимодействие складывается между аппаратами при получении или передаче информации о складывающейся системе исполнения наказания. Во взаимодействии всех звеньев управления, в котором персонал тюремного ведомства выполняет специфические функции, возникает динамика управления, вытекающая из целей организации, планов их достижения.

При введении тюремных инспекций в 90-х годах XIX столетия типичными обратными связями об их деятельности в Главное тюремное управление поступали сведения об исполнении закона, правильном его применении, недостатках в реализации норм права, эффективности управленческих решений. В них иногда сообщалось о некоторых затруднениях тесного сотрудничества с другими губернскими учреждениями. Екатеринославский инспектор сообщает в ГТУ, что до сих пор не удалось убедить, что тюремное отделение находится в составе губернского правления и его возглавляет губернский тюремный инспектор. Там же не сложились деловые отношения между тюремной инспекцией и начальниками тюрем, тюремным надзором. Всякое замечание и требование инспектора устранить недостаток в работе не находит логического завершения. Такие тревожные сигналы в виде отчетов о результатах работы инспекции рассматривались в МВД - ГТУ, и в судебном порядке издавались приказы Министра внутренних дел <20>.

<20> ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 2056. Л. 65.

В пенитенциарной политике крупным шагом являлась отмена ссылки 10 июня 1900 г., которой предшествовало ее системное изучение. Переписка ГТУ с губернаторами о состоянии местного тюремного управления привела к изменению территориального губернского тюремного управления.

Таким образом, усилительное свойство системы как элемент кибернетического моделирования, выступающее в форме прямых и обратных связей, позволило найти оптимальную форму сотрудничества между тюремным управлением и региональными одноуровневыми правоохранительными органами. Обратные связи в системе управления исправительными учреждениями позволили снизить накал противостояния между тюремной администрацией и осужденными, где ранее доминировали лишь властные полномочия тюремных функционеров.