Мудрый Юрист

Проект правил межотраслевого учета административных правонарушений

Дерюга А.Н., доцент кафедры административного права Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат юридических наук.

В статье доказывается необходимость ведения отраслевого и межотраслевого учета административных правонарушений на территории субъекта Российской Федерации. Устанавливается общее положение учета административных правонарушений, правила его проведения, соответствующая программа и формуляр статистического наблюдения, а также аргументируется необходимость включения единиц наблюдения соответствующего учета.

The article proves the necessity of maintaining branch and inter-branch recording the administrative violations on the territory of the subject of the RF, establishes general provisions for recording administrative violations, rules of maintenance there of, the relevant program and form of statistical observation and also explains the practicality of introduction of the unit of observation for the relevant recording <*>.

<*> Deriuga A.N. Draft Rules of Inter-Branch Recording Administrative Violations.

По мнению профессора Д.Н. Бахраха, для того чтобы борьбе с деликтами придать организованный, научный характер, необходимо создать общероссийскую систему учета и информации об административной деликтности. В этой связи процесс практической применимости административной деликтологии как нового научного направления, рассчитанного на повышение эффективности социальной профилактики и предупреждения административных правонарушений, должен начаться с накопления эмпирического материала посредством организации сбора и учета всех административных правонарушений.

Нельзя сказать, что административно-деликтная статистика не организована, она ведется. Однако, во-первых, характеризуется узковедомственной направленностью, рассчитанной на обслуживание узких интересов контрольно-надзорного органа, да и различия в методах сбора и учета информации разных ведомств настолько велики, что объединить полученные таким образом данные в единую систему практически невозможно.

Во-вторых, даже та статистика, что имеется, не отвечает интересам изучения причин и условий, порождающих и способствующих совершению административных правонарушений. Почему? Дело в том, что цель существующих ведомственных программ учета административных правонарушений связана лишь с двумя моментами. Первый - зафиксировать административное правонарушение для возможного использования в будущем признака повторности как отягчающего административное правонарушение. Второй - реально и вовремя исполнить решение об административном наказании, выявить лицо, не исполнившее в установленные законом сроки решение об административном наказании.

Таким образом, для организации полноценного исследования причин и условий, порождающих и способствующих совершению административных правонарушений, необходимо менять или дополнять действующую систему организации и учета административных правонарушений.

С учетом того, что менять означает отменять приказы, регулирующие современный ведомственный учет административных правонарушений, а это всегда сложный, порой болезненный процесс, предлагается второй путь - дополнить.

Дополнения касаются не персональных данных лица, совершившего административное правонарушение (фамилии, имени, отчества, точного места жительства, данных о составе совершенного лицом административного правонарушения и т.д.), а его социально-биологических особенностей, а также общей характеристики места и времени совершения противоправного деяния. Это позволит, по мнению автора проекта, глубже понять причины совершения отдельных видов административных правонарушений, целенаправленно сконцентрировать усилия правоохранительных органов в деле профилактики правонарушений.

Сложность поставленной задачи не позволяет рассчитывать на возможность использования предлагаемого проекта на всей территории Российской Федерации, однако его апробация на территории субъекта Российской Федерации вполне возможна.

I. Общее положение

  1. Правила учета административных правонарушений обязательны для выполнения на всей территории субъекта Российской Федерации.
  2. Основные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах:
  1. Учету подлежат все административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и кодексом субъекта РФ об административных правонарушениях.

Учет административных правонарушений осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

  1. Учет административных правонарушений осуществляется:
  1. В статистическую отчетность административных правонарушений включаются сведения, полученные в ходе составления протокола об административном правонарушении, а также после вынесения постановления органов административной юрисдикции (их должностных лиц) о наложении административного наказания, вне зависимости от обжалования этого решения.
  2. В статистическую отчетность административных правонарушений не включаются:
  1. Статистическая отчетность административных правонарушений ведется информационным центром УВД субъекта РФ на основе учетных данных органов административной юрисдикции (их должностных лиц).
  2. Форма статистической отчетности по административным правонарушениям разрабатывается при участии всех органов административной юрисдикции и согласуется с региональным управлением Федеральной службы государственной статистики.
  3. Сведения об административных правонарушениях являются открытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам в установленном порядке.

II. Учет административных правонарушений

  1. Органы административной юрисдикции производят учет административных правонарушений на территории обслуживания.
  2. На каждое административное правонарушение, сведения о котором подлежат включению в статистическую отчетность, заполняется учетная карточка (формуляр статистического наблюдения административных правонарушений). Форма карточки устанавливается УВД субъекта РФ <1>.
<1> См.: проект формуляра статистического наблюдения административного правонарушения (далее - ФСН-АП), предлагается ниже.

Заполнение формуляра статистического наблюдения осуществляется в два этапа.

Первый этап: формуляр частично заполняется на стадии возбуждения административного правонарушения (при составлении протокола об административном правонарушении). На этой стадии заполняются те данные, которые в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, заполнить невозможно. К таким данным можно отнести:

Формуляр статистического учета закрепляется за протоколом об административном правонарушении. Процессуальное движение протокола, в том числе возвращение его для устранения недостатков, повторяет формуляр.

Вторая стадия: формуляр заполняется до конца, немедленно после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.

В случае составления квитанции-постановления или составления протокола и постановления об административном правонарушении на месте совершения административного правонарушения указанные этапы объединяются.

Формуляр передается в информационный центр по истечении срока, установленного ст. 30.3 и 30.10 КоАП РФ на обжалование или опротестование постановления по делу об административном правонарушении, если это постановление не было обжаловано или опротестовано.

  1. Порядок организации учета административных правонарушений, сбора и обобщения сведений о них, контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется УВД субъекта РФ.

III. Программа статистического наблюдения административной деликтности на территории субъекта РФ

Цель:

Задачи:

Объект наблюдения:

Единица наблюдения выбранного объекта:

Единица измерения:

Отчетная единица:

Срок (период) наблюдения:

Форма статистического наблюдения:

Место статистического наблюдения:

Время статистического наблюдения:

Способ статистического наблюдения:

Вид статистического наблюдения:

Срок представления отчетности:

Формуляр статистического наблюдения

Формуляр статистического наблюдения административного правонарушения (далее - ФСН-АП) составлен в соответствии с целями программы статистического наблюдения за административной деликтностью и содержит ссылки на сведения, позволяющие оценить:

Показатели ФСН-АП формируются на основе протокола и постановления об административном правонарушении, а также других необходимых документов по принципу один факт административного правонарушения - один ФСН-АП. Движение ФСН-АП определяется положениями п. 11 настоящих Правил.

Данные ФСН-АП окончательно формируются по результатам рассмотрения дела в первой инстанции независимо от результата последующего пересмотра в вышестоящем органе.

Заполнение ФСН-АП осуществляется лицом, составляющим протокол об административном правонарушении, лицом, вынесшим постановление о привлечении к административной ответственности. В целях оперативного заполнения и движения ФСН-АП и на основании письменного распоряжения руководителя подразделения органа административной юрисдикции заполнение ФСН-АП может осуществляться другими должностными лицами, допущенными к процессуальным документам административно-юрисдикционного характера.

Организация и ведение первичного статистического учета в рамках административно-юрисдикционной деятельности (на основе собранных ФСН-АП) возлагаются на руководителя органа административной юрисдикции, на конкретных работников этих органов (статистов).

Данные, отраженные в ФСН-АП, переносятся в электронную базу данных.

Электронная база данных обеспечивается работой специальной программы для ЭВМ, которая формирует в автоматическом режиме сводную отраслевую статистическую отчетность административных правонарушений.

Сводная отраслевая статистическая отчетность административных правонарушений представляется в двух видах: на бумажном носителе и в электронном виде на электронных бланках. Сводные отраслевые отчеты на бумажных бланках должны иметь формат А4 и являться распечаткой электронной копии отчета. Сводные отраслевые отчеты на бумажном носителе составляются в двух экземплярах, подписываются лицом, ответственным за его составление, и руководителем органа административной юрисдикции (отраслевой статистической отчетности).

Первый экземпляр сводного отраслевого отчета остается у составителя и хранится в специальных нарядах.

Второй экземпляр сводного отраслевого отчета на бумажном носителе направляется по почтовым каналам связи, а электронные формы отчетности (оптического типа - CD-ROM) - на электронных бланках по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной почты Интернета на адрес информационного центра МВД, ГУВД (УВД) субъекта Российской Федерации. Работники, ответственные за составление сводных отраслевых отчетов, должны обеспечить полное соответствие данных в отчетах на разных носителях.

Сводные отраслевые отчеты направляются без сопроводительного письма, с указанием на бланках исходящего номера и даты, кроме исключительных случаев, когда в сопроводительном письме следует дать необходимые пояснения.

Информационный центр МВД, ГУВД (УВД) субъекта Российской Федерации на основании поступивших сведений об административных правонарушениях (сводной отраслевой отчетности) из соответствующих органов административной юрисдикции формирует общую электронную базу данных административных правонарушений (сводную межотраслевую статистическую отчетность административных правонарушений), совершенных на территории субъекта РФ, используя аналогичную программу для ЭВМ.

Сводная межотраслевая статистическая отчетность административных правонарушений регистрируется, пересылается и хранится по действующим правилам делопроизводства.

Сводная межотраслевая статистическая отчетность административных правонарушений в электронном виде хранится в информационном центре МВД, ГУВД (УВД) субъекта Российской Федерации на носителях оптического типа (CD-ROM).

Хранение сводной межотраслевой статистической отчетности административных правонарушений на бумажном носителе производится в информационном центре МВД, ГУВД (УВД) субъекта Российской Федерации в специально созданных нарядах с соответствующими сроками хранения.

Кодировка единиц наблюдения осуществляется посредством частичной аналогии с кодировкой документов первичного учета преступлений <2>, а также в соответствии с кодами, варианты которых указаны в самом ФСН-АП.

<2> Справочник для заполнения документов первичного учета // ГИАЦ МВД РФ. М., 2007. 62 с.

Обоснование необходимости включения единиц наблюдения в ФСН-АП

Включение в качестве единицы наблюдения состава административного правонарушения согласно КоАП РФ или кодексу субъекта РФ об административных правонарушениях заключается в получении данных:

Время и место совершения административного правонарушения как единица наблюдения позволят:

Определение обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (согласно ч. 1 ст. 4.2 и ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ), позволит:

Статистические показатели видов и размеров административного наказания (согласно ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ) дают возможность:

Дополнительные решения, выносимые органами административной юрисдикции (помимо постановления о применении наказания), как единица измерения дают возможность определить степень активности органов административной юрисдикции в обнаружении и устранении причин и условий, порождающих и способствующих совершению административных правонарушений, путем использования законной возможности выносить частные определения и представления (например, ст. 29.13 КоАП РФ).

Орган административной юрисдикции, вынесший решение (федерального и регионального уровней), как единица измерения поможет установить:

Установление совокупности субъектов, обнаруживших административное правонарушение, позволяет разделить административные правонарушения на обнаруженные в ходе контрольно-надзорной, профилактической деятельности правоохранительных органов или в порядке обращения к ним других государственных, частных или общественных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан. Данные показатели дают возможность оценить степень активности (терпимости) населения к противоправным событиям, структуру и динамику этого процесса в зависимости от вида административного правонарушения.

Социально-биологический анализ физического лица, привлеченного к административной ответственности (пол; год рождения; гражданство; образование; место жительства (город или иной населенный пункт), работы, учебы или службы), даст возможность:

Анализ юридического лица, привлеченного к административной ответственности (место регистрации, форма собственности, вид деятельности), позволит: