Мудрый Юрист

Проблемные вопросы уголовно-правовой и криминалистической характеристик угона и кражи транспортных средств

Корма В.Д., кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики МГЮА.

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены угоны автомототранспортного средства, включая трамвай, троллейбус, трактор, самоходную машину (ст. 166 УК), а также воздушного, водного и железнодорожного транспорта (ст. 211 УК). Маломерные водные суда (моторные лодки, яхты небольшого водоизмещения и т.п.) практика относит к предмету ст. 166 УК РФ.

Обязательным признаком завладения (угона, захвата) является неправомерность, то есть транспортное средство не должно принадлежать виновному на праве личной собственности или находиться в его правомерном владении, либо не закреплено за ним по службе, и он не имеет права им распоряжаться. Диспозиция первой части указанных статей предусматривает не только тайное, но и открытое завладение транспортным средством, но без насилия или угрозы его применения, которые образуют квалифицирующие обстоятельства.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 166 УК и ч. 1 ст. 211 УК, сходна с объективной стороной ст. 158 УК "Кража", а ч. 2 и ч. 3 ст. 166 (211) - с объективной стороной ст. 161 УК "Грабеж", ст. 162 УК "Разбой" и ст. 227 "Пиратство" соответственно. Вместе с тем отдельные признаки объективной стороны (время, место, способ совершения преступления) позволяют судить о характере деяния.

До настоящего времени в разграничении угона и кражи транспортных средств имеются определенные сложности. Дело в том, что состав такого преступления, как кража, сконструирован так, что для привлечения к уголовной ответственности необходимо установление признаков его предмета, а именно чужого имущества, то есть не находящегося в собственности или законном владении виновного (ст. 158 УК РФ).

УК РФ не выделяет конкретные виды имущества, которые могут быть предметом кражи. Так, по мнению С.И. Улезько, имущество - это предметы материального мира, в которые вложен человеческий труд, наделенные свойством меновой стоимости (ее денежным выражением - ценой) (7, с. 321). В соответствии с ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 46 ГК РФ под имуществом понимаются отдельные вещи или их совокупность. По смыслу ч. 1 ст. 302, ч. 1 ст. 3 - 7 ГК РФ понятие "имущество" включает вещи, деньги и ценные бумаги.

В российской уголовно-правовой литературе до сих пор не решен вопрос о значимости гражданско-правового деления имущества на движимое и недвижимое, беря за основу подвижность имущества как признак предмета хищения. По мнению одних авторов, предметом кражи может быть только чужое движимое имущество, то есть которое может перемещаться в пространстве без потери его потребительских свойств и целевого назначения (3, с. 156; 4, с. 380 и др.). Другая часть ученых придерживается несколько иной позиции, согласно которой предметом кражи может выступать также и недвижимость, но при условии, что ее передвижение в пространстве возможно осуществить без особых потерь потребительской стоимости и целевого назначения имущества (7, с. 321; 19, с. 7 и др.).

Возникает вопрос: каким статусом имущества (движимое или недвижимое) обладают, например, воздушные и водные суда? По этому поводу в уголовно-правовой литературе имеются в основном две противоположные точки зрения. Так, представитель первой позиции В.С. Устинов пишет о том, что нелепо оценивать хищение воздушных и водных транспортных средств как завладение недвижимым имуществом (17, с. 156). С.В. Скляров же относит эти транспортные средства к разновидности недвижимого имущества, но наряду с этим допускает, что их можно похитить путем перемещения в пространстве с постоянного или временного местонахождения (15, с. 52).

Отсутствие законодательного решения по вопросу квалификации такого типа хищений объясняется, на наш взгляд, отсутствием в отечественной судебной практике такого рода прецедентов. Вместе с тем в международной практике хорошо известен ряд случаев пиратского захвата не только грузов, но и морских судов, которые на время исчезали, корпуса перекрашивались, а затем отправлялись в плавание с новыми документами под другим названием и цветом флага (3, с. 166; 18, с. 224). Министр обороны Малайзии Наджиб Тун Разак, выступая на прошедшей в 2005 г. в Сингапуре конференции по вопросам региональной безопасности, отметил: "Нынешние пираты ничем не отличаются от своих подельников, орудующих на берегу. Те так же грабят путешественников и угоняют грузовики с ценным грузом" (12, с. 11).

И.Н. Бокова предлагает решить сложившуюся ситуацию посредством введения в Уголовный кодекс статьи, предусматривающей уголовную ответственность за угон или хищение воздушного или водного судна, совершенные любым способом (4, с. 382). Данная позиция представляется спорной и отчасти некорректной. Во-первых, в Уголовном кодексе предусмотрена уголовная ответственность за угон указанных видов транспортных средств (ст. 211 УК РФ "Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава"). Во-вторых, в данной статье не указана цель угона или захвата транспортного средства, что позволяет считать, что рассматриваемое преступное деяние может быть совершено как с целью хищения, так и без таковой.

Исходя из вышеуказанного, можно заключить, что предметом кражи, то есть тайного хищения чужого имущества, можно признать любое транспортное средство. Решающее значение для разграничения кражи и угона имеет субъективная сторона преступления. Основными доказательствами направленности прямого умысла виновного на кражу транспортного средства являются:

Криминалистическая характеристика преступления - это система сведений (информации), разработанной на основе научного обобщения следственной и судебной практики об устойчивых (типичных) и взаимосвязанных криминалистически значимых признаках, присущих преступлению определенного вида или группы, знание которых позволяет оптимизировать поисково-познавательную деятельность в уголовном судопроизводстве (2, с. 103; 9, с. 80; 20, с. 269 и др.).

К основным элементам криминалистической характеристики обычно относят совокупности признаков, определяющие: 1) предмет преступного посягательства; 2) способ преступления; 3) орудия и средства совершения преступления; 4) личность преступника; 5) личность потерпевшего (жертвы); 6) место посягательства; 7) время посягательства; 8) типовые следы преступления.

Следует отметить, что все перечисленные элементы работают неодинаково в различных видах преступлений. Одни из них могут приобретать первостепенное значение, другие, наоборот, отойти на второй план или даже отсутствовать.

В криминалистической литературе вопросам расследования угона и кражи транспортных средств уделяется явно недостаточно внимания. Научному исследованию подвергаются зачастую только аспекты самого угона автотранспортного средства без его криминальной связи с совершением других преступлений (1; 6; 14, с. 243 - 260 и др.). Многие же вопросы, связанные с расследованием угона других видов транспортных средств, остаются малоизученными в криминалистике. Это можно объяснить тем, что угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава менее всего распространен в криминальной практике, а государственная статистика о количестве совершенных преступлений данной категории в советское время была закрыта, что лишало актуальности исследования вопросов их расследования.

Рассмотрим особенности отдельных элементов криминалистической характеристики угонов и краж транспортных средств на основе обобщения криминалистической литературы, современной следственной и судебной практики по данному вопросу.

Современные способы угона и краж автотранспортных средств достаточно широко рассмотрены в работе Ф.Х. Кульмашева (8, с. 229 - 233). Он подразделяет угоны автомобилей на совершенные:

  1. из закрытых гаражей, где угонщики используют различные орудия взлома: наборы отмычек для отпирания замков (гаража, двери и замка зажигания), устройства для взлома замков зажигания, сканеры для снятия сигнализации и т.д.;
  2. на открытых стоянках либо оставленных без присмотра;
  3. в присутствии водителей или владельцев транспортного средства, причем зачастую соединенного с насилием или с угрозой его применения.

Как показывает практика, угоны совершаются зачастую с целью сбыта автомобиля, его переделки (перекраски, перебивки идентификационных номеров и т.д.) для дальнейшей продажи автомобиля или его частей под так называемый заказ, который может быть размещен, например, на популярном в российском Интернете форуме auto.ru. Следует указать, что продажа даже бывших в употреблении двигателя, колес и прочих деталей может принести преступникам куда большие "дивиденды", чем угон и продажа любой престижной иномарки.

Угоняют не только легковые автомобили, но и другие виды автотранспортных средств. Так, в конце апреля 2005 г. Московским областным судом была осуждена группа лиц, специализировавшаяся на угоне строительных автокранов и грузовых автомобилей. Всего за полгода преступники угнали и сбыли 13 единиц такого транспорта.

В настоящее время широкое распространение в России получили случаи угона автомобилей и возвращения их хозяевам за денежный выкуп (около 25 - 30% от стоимости автомобиля). Например, проведенный опрос сотрудников отдела по борьбе с угонами и кражами автотранспорта УВД г. Барнаула показал, что около 70% похищенных автомобилей престижных марок преступники возвращают потерпевшим за денежное вознаграждение (8, с. 232). В 2005 г. сотрудниками ГУВД Самарской области задержана преступная группа из семи человек, занимавшаяся угоном и получением денег за возврат похищенного авто. На счету данной группы порядка 40 совершенных преступлений данной категории. Не лучше обстоят дела и в сопредельном государстве Украине. Так, в приграничной Львовской области много автомобилей, которые перегоняются из-за рубежа. Это вызывает огромный соблазн у преступников, которые кражу автомашин и возврат их за вознаграждение поставили чуть ли не на конвейер. Такие преступления совершаются зачастую только организованными преступными группами, в которых четко распределены роли: автоугонщики, пособники, организаторы и посредники.

В апреле 2005 г. в Москве была выявлена специфичная организованная преступная группа, которая занималась угоном и торговлей похищенных иномарок. В группу входили автоугонщики и так называемые оборотни в погонах - сотрудники 3-й оперативно-розыскной части УВД Южного округа столичного ГУВД. Схема преступной деятельности была следующая: "угонщики" за небольшую цену (например, престижная марка "Мерседеса" стоила 5 - 6 тыс. долларов США) продавали угнанную иномарку этим сотрудникам милиции, которые, пользуясь связями в ГИБДД, организовывали перебивку идентификационных номеров похищенного авто, оформление на него поддельных документов с учетом номеров и цвета такой же модели, но зарегистрированную в органе внутренних дел автомашину. Легализованный таким образом автомобиль продавался уже по рыночной стоимости.

В период с 2004 по 2005 г. в Москве задержаны две группы мошенников, которые с помощью компьютерных баз по розыску и регистрации машин в ГИБДД вычисляли владельцев машин, ставших жертвами автоугонщиков, и предлагали им за определенное вознаграждение (10 - 30% от рыночной стоимости автомобиля) вернуть пропажу. Такие банки данных об угонах и владельцах угнанных автомобилей можно свободно приобрести за несколько сотен рублей на любом радиорынке столицы.

В следственной практике ГУВД г. Москвы за 2004 г. известен случай "кооперации" автоугонщиков с ворами-карманниками с целью угона автотранспортного средства. Способ преступного деяния был простой: у водителя, автомобиль которого был припаркован на открытой стоянке у магазина типа "Супермаркет", в торговом зале сначала похищались ключи от машины, которые оперативно передавались "угонщику".

В последние годы появились способы угона автотранспортного средства в присутствии его владельца, основанные на доверии к преступнику. Так, в конце мая 2005 г. житель Подмосковья добровольно отдал свою "Волгу" в руки мошенников: виновника подставного дорожно-транспортного происшествия и лжеремонтников автосервиса. Следует указать, что пропажи автомобилей из автосервисов - далеко не единичные случаи. В другом случае один из частых посетителей московского автосалона на Красной Пресне, некий гражданин респектабельного вида по имени Марк, войдя в доверие к владельцам салона, при опробовании якобы выбранного им наконец-то автомобиля совершил его угон.

Факт угона зачастую имеет криминальные связи с совершением других тяжких преступлений (заказного убийства, похищения человека, терроризма и т.д.). Достаточно вспомнить захват террористами автобусов с пассажирами в г. Орджоникидзе 1 декабря 1988 г. и в г. Лермонтове Ставропольского края в марте 1992 г., использование угнанных автомобилей при совершении ряда заказных убийств: преступного "авторитета" и преуспевающего бизнесмена Горшенева в г. Волгограде, редактора русской версии журнала "Форбс" Пола Хлебникова в г. Москве и т.д. В последнем случае наемные убийцы, зная о возможных заградительных мероприятиях органов внутренних дел, как правило, оставляют автомобиль недалеко от места преступления, где скрываются или пересаживаются на другое транспортное средство.

Как свидетельствует следственная практика последних лет, марка и модель угоняемого автотранспорта зависят от ряда обстоятельств: а) спроса под "заказ"; б) времени года; в) специфики региона, где совершается преступление; г) наличия и степени сложности противоугонных систем; д) места и условий стоянки авто (в гараже, на стоянке без присмотра и т.д.); е) стоимости и срока эксплуатации автомобиля.

Так, в 2005 г. в Москве самыми угоняемыми были отечественные модели типа ВАЗ-2110, ВАЗ-2112, ВАЗ-2115 и иномарки (Мercedes 200 (500), VW Passat, Audi 80 (100) и др.). Предпочтение отдается автотранспортным средствам не старше пяти лет. Особый интерес проявляют угонщики к автомобилям, находящимся в процессе снятия и постановки на учет, поскольку авто без госномера, по сути дела, нигде не числится, соответственно его проще легализовать.

Осенью и весной увеличивается обычно пропажа внедорожников различных модификаций. Вместе с тем в начале августа 2005 г. в столице на Тверской был угнан один из самых элитных и быстрых автомобилей-внедорожников Poce Cayenne. Этому способствовали отсутствие современной противоугонной системы, а также стоянка авто на улице возле дома без присмотра.

Наименьшим спросом пользуются у автоугонщиков спортивные автомобили иностранного производства типа Мercedes, поскольку такие модели сами по себе очень приметные, оснащены заводскими спутниковыми навигационными системами защиты (застраховать авто без такой "противоугонки" невозможно), а стоимость их варьирует от 50 до 100 тысяч долларов США. Следует упомянуть, что наличие такой спутниковой системы безопасности предотвратило в конце августа 2005 г. угон автомобиля "Ауди", принадлежащего руководителю московской телекомпании "Авторское телевидение".

Отсутствие современного воровского инструмента (например, радиосканера для снятия сигнализации, устройств для отпирания замка зажигания и т.п.) лишает преступника возможности угона престижных, относительно хорошо защищенных автомобилей. Поэтому предметом преступного посягательства здесь служат марки авто попроще.

Угон и захват воздушного судна происходят значительно реже по сравнению с аналогичными преступлениями, связанными с автотранспортным средством, и выступают зачастую в качестве реализации преступлений террористического характера. Наибольшее распространение такой формы терроризма произошло в 60 - 70-х гг. XX столетия, при этом отмечались высокая организованность, тщательность планирования, высокая профессиональная подготовка совершаемых преступлений. Однако начиная уже с 90-х гг. прошлого столетия количество захватов воздушных судов резко сократилось. Такое положение объясняется следующими причинами:

В последние годы авиалайнеры ведущих авиакомпаний Европы и Америки оборудованы специальным радиомаяком, который посредством спутниковой навигационной системы посылает видеокартинку в режиме реального времени о происходящем в салоне воздушного судна в диспетчерский пункт, то есть с земли можно видеть все то, что происходит на борту в полете. В нашей стране такими радиомаяками наблюдения оснащены около полусотни самолетов для VIP-пассажиров, а в 2005 г. - новый отечественный авиалайнер "Ту-204-300", переданный авиакомпании "Владивосток Авиа" (16, с. 2).

В настоящее время наблюдается тенденция угона и захвата транспортных средств террористами-смертниками. Об этом свидетельствуют:

В криминалистической литературе описан случай, когда подозреваемый в незаконном хранении и перевозке пассажирским поездом наркотических средств, угрожая оружием, взял в заложники одного из сотрудников оперативно-поисковой группы ЛОВД и проводницу, а затем, захватив локомотив, приказал машинисту следовать до определенной станции (5, с. 39 - 40). Здесь налицо угон и захват железнодорожного подвижного состава, которые выступили в качестве средства сокрытия совершенных преступлений и реализации последующих преступных замыслов.

Исходя из вышеуказанного, можно выделить следующие характерные особенности криминалистической характеристики данной категории преступлений.

Угон и захват транспортного средства зачастую совершаются с целью хищения или реализации других преступлений корыстно-насильственной и террористической направленности, реже - из хулиганских побуждений. Учитывая то, что транспортное средство является техногенным источником повышенной опасности, процесс его угона может сопровождаться транспортным происшествием. Так, в поселке Вербилки Талдомского района Московской области под колесами угнанного автомобиля "ВАЗ-2112" погибли местная школьная учительница и ее семилетний сын. Факт применения огнестрельного оружия на борту авиалайнера может привести к разгерметизации салона в полете и, как следствие - к авиакатастрофе. В связи с этим калифорнийской фирмой Bismth Cartridge Companu предложены висмутовые пули для борьбы с террористами на борту воздушных судов. По данным фирмы, такой снаряд, попадая в тело человека, ведет себя, как обычная пуля неэкспансивного действия, но при ударе в достаточно твердые поверхности распадается на фрагменты без рикошета. Суть новинки состоит в том, что в обычных условиях (при невысоких температурах) висмут в отличие от свинца хрупок, что позволяет при стрельбе сохранить в целости корпус самолета (11, с. 1).

Способы угона имеют чаще всего полную структуру (приготовление - совершение - сокрытие). Для этих преступлений характерна тщательная подготовка, которая проявляется зачастую в выборе:

Например, для преодоления запирающих устройств в гараже или автомобиле подготавливаются наборы отмычек, современный портативный инструмент (например, гидравлические ножницы, паяльно-сварочный карандаш типа "Оксал" и т.д.), а для противоугонных систем - радиосканеры, изготавливаются слепки со штатных ключей и т.д. В отношении известных трагических событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке полагают, что в убийстве экипажей и пассажиров самолетов террористы-угонщики использовали резаки для вскрытия картонных упаковок (13, с. 58). Такой резак, находящийся во всех странах в свободной продаже, представляет собой обычное лезвие, которое легко замаскировать, например, под кредитную карточку в бумажник и пронести через пропускной пункт любого аэропорта. Это свидетельствует о реальной опасности использования в качестве орудия преступления не только оружия, но и предметов бытового обихода.

Подготовка угона может совпадать с его сокрытием. Например, снятие в аренду гаража-отстойника недалеко от места захвата транспортного средства, где автомобиль подвергается перекраске, переделке или разбирается на запчасти.

Сокрытие преступления может носить самостоятельный характер. Например, действия по сокрытию угона автомобиля, выполненные не виновным, а иным лицом. В большей мере это касается потерпевших. Владельцы угнанного транспорта, потеряв веру в милицию, зачастую через средства массовой информации дают объявления с просьбой за денежное вознаграждение вернуть автомобиль либо сообщить о его местонахождении, то есть по существу обращаются за помощью к преступникам. Потерпевший, получив таким образом угнанное транспортное средство, умышленно скрывает от правоохранительных органов фактическую информацию о лице, с помощью которого якобы найдено похищенное, и сам механизм "возврата". Парадоксально, но такая ситуация в настоящее время устраивает всех: в отделе по борьбе с угонами и кражами автотранспорта органа внутренних дел не "висит" нераскрытое преступление, автовладельцам возвращается похищенное, а преступников, получивших денежное вознаграждение, уже никто не ищет.

Для разрешения такой негативной ситуации, как представляется, органам внутренних дел необходимо проводить полную регистрацию похищенных автомобилей и комплексные оперативно-розыскные мероприятия, а главное - существенно улучшить работу с потерпевшими. Уже имеются первые подвижки в этом направлении. Так, в настоящее время в МВД России создана Федеральная информационная система ГИБДД, объединившая все базы данных об угнанных автотранспортных средствах и автомобилях, используемых в преступных целях. В конце 2004 г. эту систему в порядке эксперимента запустили в Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах, а в обозримом будущем она должна заработать во всех регионах страны.

Угоны и кражи транспортных средств зачастую совершаются организованными преступными группами с четким распределением ролей. Например, при совершении серийных преступлений, связанных с автотранспортом, обязательно участие автоугонщика (исполнителя), пособника, организатора и посредника. В качестве последнего может выступать криминальный авторитет "положенец", "вор в законе" либо известный бизнесмен с криминальным прошлым, который ранее добытые преступным путем средства вложил в коммерческую деятельность и "отошел от дел" (8, с. 232). Участие таких лиц существенно затрудняет раскрытие зарегистрированных преступлений, поскольку потерпевшие опасаются в случае содействия органам внутренних дел физической расправы или потери своего имиджа в деловом мире.

Угон других видов транспорта (воздушного, водного, железнодорожного) чаще всего совершается как организованной преступной группой, так и преступным сообществом, в частности террористической организацией. Под террористической организацией в криминалистике понимается организованная совокупность специально подготовленных сообщников, которая на определенной территории (или в определенной сфере деятельности) и по долговременной финансируемой программе совершает или угрожает совершением террористических актов с целью разрешения политико-идеологических, национальных или крупных криминальных конфликтов (10, с. 61).

Иерархическую структуру такой организации в отношении угонов транспортных средств могут составлять: организатор (лидер), непосредственные исполнители угона или захвата (боевики), пособники (наводчики, разведчики, контрразведчики и лица, оказывающие любую иную помощь преступникам). Подбор членов организации ведется, как правило, из числа родственных, дружеских, этнических, земляческих связей, прежних отношений по совместному преступлению и отбытию наказания.

Одной из основных задач криминалистики является определение видов и характера следов преступного посягательства, их локализации, причин возникновения или отсутствия, повторяемости и обусловленности способами приготовления, совершения и сокрытия различных видов (групп) преступных деяний (механизмами - для неосторожных преступлений), а также механизма следообразования на определенном уровне. Механизм следообразования представляет собой процесс отражения взаимодействия объектов в общей системе преступного события, завершающийся образованием следов, содержащих криминалистически значимую информацию о преступном деянии и его участниках.

Следы преступления охватывают: а) изменения в материальной обстановке (качественных и количественных параметров объектов, пространственно-временных отношений и т.д.); б) следы-отображения (следы рук, обуви, транспортных средств и т.д.); в) предметы, документы и вещества - вещественные доказательства; г) следы памяти человека; д) запаховые (пахучие) следы; е) следы - микрообъекты; ж) следы звука.

Механизм следообразования преступного деяния существенно зависит от способа преступления и следственной ситуации. Наиболее широкий комплекс следов образуется при угоне автотранспортных средств из закрытых гаражей. Это наличие трасологических следов: следы орудий взлома на запирающих устройствах гаража и автомобиля, следы рук, обуви, одежды, перчаток преступника, оставленные им предметы и вещества, микрообъекты, запаховые следы. При последующем возвращении преступниками угнанного авто за вознаграждение (в ситуации, когда потерпевший информирует сотрудников милиции о готовящемся "возврате") могут возникнуть следы, зафиксированные на материальных носителях звуковой информации, на фоно-, видеограммах. В случае переделки автотранспортного средства обычно образуются следы перекраски кузова, уничтожения и перебивки его идентификационных номеров с оформлением поддельных документов.

При насильственном захвате и угоне транспортных средств могут быть оставлены следы рук виновного, психофизиологические (идеальные) следы в памяти потерпевшего о преступнике, оружии или предметах, использованных в качестве оружия, и т.д. В ходе расследования могут быть использованы также следы звука, зафиксированные на определенные материальные носители при возможных переговорах с преступниками, а также видеозапись, полученная от специального авиационного радиомаяка спутниковой навигационной системы.

Безусловно, рассмотренные аспекты криминалистической характеристики угонов и краж транспортных средств нуждаются в дальнейшем научном исследовании, адекватном его отражении в научной и методической литературе, что позволит следователю методически правильно организовать поисково-познавательную деятельность в уголовном судопроизводстве.

Литература:

  1. Бахин В.П. Расследование угона автомототранспортных средств. Омск, 1969.
  2. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.
  3. Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб., 2002.
  4. Бокова И.Н. К вопросу определения предмета кражи в уголовном праве России // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2005. Вып. 2. С. 380 - 382.
  5. Гетман Н.И., Степаненко Ю.В. Организация борьбы с преступлениями на пассажирском железнодорожном транспорте: Практ. пособие. М., 2003.
  6. Жулев В.И., Баяхчев В.Г. Расследование дел об угонах и кражах автотранспорта. М., 1993.
  7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. Ростов н/Д.: Март, 2002.
  8. Кульмашев Ф.Х. Криминалистическая характеристика способов угона и краж автотранспортных средств // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2004. Вып. 3. С. 229 - 233.
  9. Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступлений: Цикл лекций. Москва - Воронеж, 2002.
  10. Кустов А.М. Механизм формирования преступлений террористического характера // Вопросы криминалистики и судебной экспертизы: Труды Академии управления МВД России. М., 2003. С. 61 - 69.
  11. Лопатин В. Висмутовые, дважды безопасные // Оружие. 2002. N 3. С. 1.
  12. Морские пираты - не террористы (по материалам ИТАР-ТАСС и РИА "Новости" // Коммерсант. 2005. 6 июня. С. 11.
  13. Полежаев А.П., Савелий М.Ф. Терроризм и антитеррористические меры (организация, методы и меры). Вопросы и ответы. М.: Объединенная редакция МВД России, 2003.
  14. Расследование преступлений: Руководство для следователей / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова. М., 1997.
  15. Скляров С. Уголовная ответственность за хищение недвижимого имущества // Российская юстиция. 2001. N 6. С. 52.
  16. Таранова А. Тихий бизон. Сбербанк вывел российский авиапром на Запад // Московский комсомолец. 2005. 25 мая.
  17. Устинов В.С. Российское уголовное законодательство об ответственности за преступления против собственности (история и концепция). Н. Новгород, 1997.
  18. Хофельманн К. Катастрофы вселенной / Пер. с нем. М., 2003.
  19. Шурухнов Н.Г. Расследование краж: Практ. пособие. М., 1999.
  20. Эксархопуло А.А. Криминалистика в схемах и иллюстрациях: Учеб. пособие. СПб., 2002.